Курсовая работа

«Проблемы корпоративного управления»

  • 26 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСНОВЫНЫЕ ПОНЯТИЯ. УЧАСТНИКИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

2. ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО КОРПОРАТИВ-НОГО УПРАВЛЕНИЯ 12

3. ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Введение

Современная жизнь постоянно диктует новые правила игры. На сегодняшний день будущее компаний во многом, если не в основном, определяется качеством корпоративного управления, которое рассматривается как один из эффективных способов повышения инвестиционной привлекательности компаний и, как следствие, улучшения инвестиционного климата в стране.

Что следует понимать под корпоративным управлением? Означает ли это систему общеобязательных правил, регулирующих отношения в сфере деятельности компаний, или же корпоративное управление подразумевает под собой властно-распорядительную деятельность отдельных лиц, включая представителей топ-менеджмента и акционеров? И равнозначны ли понятия "корпоративное управление" и "управление корпорацией"?

С одной стороны, корпоративное управление включает процедуры реализации прав акционеров, обязанности совета директоров и ответственность его членов за принимаемые решения, уровень вознаграждения топ-менеджмента компании, порядок раскрытия информации и систему финансового контроля, с другой стороны - оно подразумевает деятельность государственных регуляторов и иных уполномоченных органов и организаций, направленную на регламентацию указанной сферы отношений, с третьей - это деятельность рейтинговых агентств, которые, присваивая определенные оценки, формируют представление инвестора об инвестиционной привлекательности компании.

Однако по своей сути корпоративное управление - это процесс поиска баланса между интересами акционеров и менеджмента в частности и интересами отдельных групп лиц и компании в целом путем реализации участниками рынка определенной системы этических и процедурных стандартов поведения, принятых в бизнес-сообществе.

Отсутствие единого подхода к пониманию корпоративного управления во многом объясняется динамичностью указанной сферы. До сих пор корпоративное управление во многом увязывалось с добровольным соблюдением компаниями-эмитентами этических норм и обычаев делового оборота, однако, постепенно происходит переход от добровольного порядка к принудительному, усиливается и расширяется роль государства в регламентации отдельных аспектов корпоративной жизни.

В свете вышеизложенного, не вызывает сомнений актуальность выбран-ной темы курсовой работы: «Проблемы корпоративного управления».

Главная цель курсовой работы изучение проблем корпоративного управления. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- познакомиться основными понятиями и участниками корпоративного управления;

- изучить элементы системы эффективного корпоративного управления;

- изучить проблемы корпоративного управления в России.

Проблемы корпоративного управления наиболее подробно рассмотрены в работе профессора А.П. Шихвердиев «Корпоративное управление». Этой проблеме посвящена статья автора Приходиной Ю.А. под названием «От качества Корпоративного управления - к инвестиционной привлекательности компаний». Европейский банк реконструкции и развития. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг разработала Кодекс корпоративного поведения, содержащий рекомендуемые стандарты корпоративного управления для российских компаний

Данная работа состоит из трех глав. В первой главе освещены теоретические основы корпоративного управления, а также основные понятия и участниками корпоративного управления. Во второй главе отражены основные элементы системы эффективного корпоративного управления, рассмотрены модели корпоративного управления - зарубежный опыт. В третьей главе изучены проблемы корпоративного управления в России. В заключении подводятся итоги и основные выводы по курсовой работе.

Фрагмент работы

Исследования Организации Экономического Сотрудничества и развития позволили выделить четыре ключевых принципа эффективного корпоративного управления:

 честность: инвесторы должны быть уверены, что их собственность надежно защищена от экспроприации;

 прозрачность: предприятия должны своевременно раскрывать достоверную и полную информацию о воем финансовом положении;

 подотчетность: менеджеры предприятия должны быть подотчетны собственникам или назначенными ими менеджерам и аудиторам.

 ответственность: предприятия должны соблюдать законы и этические нормы общества [14, с. 37].

Основные элементы системы эффективного корпоративного управления включают в себя:

а) внешние (страновые) факторы:

- общее состояние экономики;

- культурные традиции;

- нормативно-правовые акты и механизмы их исполнения: законодательство о создании и функционировании предприятий различных организационно-правовых форм собственности, законодательство о защите прав инвесторов, законодательство о банкротстве, законодательство о рынке ценных бумаг;

- регулирование рынка ценных бумаг;

- информационная инфраструктура: стандарты финансовой отчетности, аудита, требования к полноте, достоверности и своевременности раскрытия информации;

- рынки: акционерного и ссудного капитала, труда (особенно управленческого) и др.

б) внутренние факторы (факторы предприятия):

- учредительные документы предприятия: права акционеров и кредиторов на участие в принятии ключевых стратегических решений, в назначении совета директоров и правления, механизмы защиты от инсайдерских сделок, регистрация прав собственности и др;

- прозрачность: своевременность, достоверность и полнота раскрытия информации о финансовом положении предприятия, его обязательствах, структуре собственности (для России особенно остро стоит вопрос о переходе на международные стандарты финансовой отчетности);

- процедура избрания и функционирования совета директоров и правления.

Низкий уровень практики корпоративного управления оказывает негативное воздействие на привлечение инвестиции, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне. Это показывает, что необходимо определение рейтинга корпоративного управления.

Такой рейтинг и сопутствующий ему анализ позволяют дифферен-цировать эмитентов ценных бумаг в конкретной рыночной среде.

Создание рейтинга корпоративного управления важно как самим компаниям, так и инвесторам, не говоря уж об акционерах компании. Рейтинги нужны компании для:

 дифференциации в глазах инвесторов за счет раскрытия информации о стандартах корпоративного управления;

 дополнительного информирования инвесторов в процессе привлече-ния капитала (при первоначальном размещении, при выпуске корпоративных облигаций);

 использования в качестве ориентира для совершенствования процедур корпоративного управления.

Потенциальным инвесторам рейтинги необходимы для:

 понимания особенностей функционирования компании и котировки соответствующих характеристик рисков;

 понимания применяемых руководством компании методов учета интересов акционеров, включая миноритарных;

 получения дополнительной информации при принятии инвестицион-ных решений стратегическими и портфельными инвесторами;

 понимания относительной степени прозрачности компании.

Акционерам рейтинги необходимы:

 для понимания уровня защиты прав собственности акционеров;

 для понимания способности менеджмента управлять компаний в интересах акционеров и самой компании[14, с. 39].

Заключение

Главная цель курсовой работы изучение проблем корпоративного управления. Для реализации поставленной цели выполнены следующие задачи:

- познакомились с основными понятиями и участниками корпоративного управления;

- изучены элементы системы эффективного корпоративного управления;

- изучены проблемы корпоративного управления в России.

Надлежащий режим корпоративного управления способствует эффек-тивному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления, как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных капиталов.

В самом общем виде общепризнанные международные принципы корпоративного управления сводятся к следующему:

 структура корпоративного управления должна обеспечивать защиту прав акционеров, выступать основным методом предварительного урегулирования и разрешения возникающих конфликтов интересов;

 режим корпоративного управления должен обеспечивать равное от-ношение ко всем группам акционеров, включая мелких и иностранных акционеров, обеспечивающее каждому из них одинаково эффективную защиту в случае нарушения их прав;

 корпоративное управление должно обеспечивать соблюдение установ-ленных законодательством прав заинтересованных лиц и поощрять сотрудничество всех субъектов корпоративного управления в развития корпорации;

 корпоративное управление должно обеспечивать информационную открытость кампании, своевременное и полное раскрытие информа-ции по всем существенным вопросам финансово-хозяйственной деятельности корпорации;

На основании всего вышеизложенного можно сделать выводы, что:

Новые требования к регистрации акций, принятые на многих фондовых биржах мира, обуславливают необходимость соблюдения компаниями все более строгих стандартов корпоративного управления. Чем выше уровень корпоративного управления, тем больше вероятности, что активы используются в интересах акционеров, а не разворовываются менеджерами. Компании, соблюдающие высокие стандарты корпоративного управления, как правило, получают более широкий доступ к капиталу по сравнению с корпорациями, управляемыми ненадлежащим образом, и превосходят последних в долгосрочной перспективе. Эффективно управляемые компании вносят более значительный вклад в национальную экономику и развитие общества в целом. Они более устойчивы с финансовой точки зрения, обеспечивают создание большей стоимости для акционеров, работников, местных общин и стран в целом.

Эффективное корпоративное управление, обеспечивающее соблюдение законодательства, стандартов, правил, прав и обязанностей, позволяет компаниям избежать затрат, связанных с судебными процессами, исками акционеров и другими хозяйственными спорами.

Таким образом, основной целью процесса совершенствования корпоративного управления должно стать внедрение в отечественную практику корпоративных отношений цивилизованных принципов построения отношений между всеми субъектами корпоративного управления как сферы постоянных конфликтов интересов. Очевидно, что для достижения этого результата одного только совершенствования законодательства недостаточно. В мировой практике для регулирования подобных отношений принято вырабатывать специальные своды правил корпоративного управления – кодексы корпоративного управления, определяющие основные принципы.

Список литературы

1. Конститутия Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 1997. – 31 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994. №

51-ФЗ (в ред. от 12.08.1996). Часть 2 от 26.01.96. № 14-ФЗ (в ред.

от 24.10.97).

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995г. № 208-ФЗ.

4. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: мастерство, 2002. – 288 с.

5. Корпоративное управление. Учебное пособие. / под ред. д.э.н., профессора А.П. Шихвердиева. – М.: ЮНИТИ 2003 г. – 250 с.

6. Кодекс корпоративного права //Журнал для акционеров, 2004. - № 1. С. 25-27.

7. Корпоративное управление в России. //Вестник. - 2001. - №4.- С. 45 – 48.

8. Максимцев М.М, Игнатьева А.В., Менеджмент, М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 284 с.

9. Максимцев М.М., Игнатьева Л.В., Комаров М.А. Курс менеджмента. Учебник для ВУЗов  М.: Инфра-М, 2001.  343 с.

10. Приходина Ю.А., От качества Корпоративного управления - к инве-стиционной привлекательности компаний // Право и экономика. - 2003 г. -№5. – С. 20 – 25.

11. Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. Т1. - М.: ЮНИ-ТИ. - 2002. - 176 с.

12. Цыпкин Ю.Р., Локшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. «Менеджмент»: учебное пособие для ВУЗов  М.: Юнити.- 2001. - 439 с.

13. Шихвердиев А.П., Гусятников Н.В., Беликов И.В. Корпоративное управление. М.: Изд. Центр «Акционер». -2001. – 350с.

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы корпоративного управления»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 26
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика