Дипломная работа
«Объективная необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства и его проблемы (на примере МО «Город Железногорск»)»
- 82 страниц
Введение 3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство как одна из составляющих социально-экономической системы 7
1.1 Сущность, понятие и необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства 7
1.2 Роль реформирования ЖКХ в решении социально-экономических проблем 15
1.3 Роль государства в реформировании жилищно-коммунальной сферы 20
2 Состояние реформирования и модернизация жилищно-коммунального хозяйства МО «Город Железногорск» 27
2.1 Муниципальное образование «Город Железногорск» как объект управления 27
2.2 Состояние и характерные проблемы сферы ЖКХ города Железногорск 33
2.3 Роль территориальных органов управления в реформировании ЖКХ 40
3 Основные направления совершенствования процесса реформирования ЖКХ 50
3.1 Перспективные цели и задачи модернизации ЖКХ города Железногорск 50
3.2 Формирование системы управления жилищным фондом и общим имуществом в многоквартирных домах 57
3.3 Привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию в коммунальный комплекс 63
Заключение 71
Список литературы 75
Приложения 82
Актуальность реформирования жилищно-коммунального хозяйства является очевидной и остается неизменной с момента начала реформ в данной сфере и по настоящее время – более 10 лет. Сегодня трудно назвать какую-либо другую отрасль экономики страны, которая бы вызывала столько споров и суждений как жилищно-коммунальное хозяйство. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, несмотря на кажущееся внимание к нему в советский период для него было характерно остаточное финансирование, которое приводило к нарастающему отставанию этой отрасли от жилищного строительства. Жилой фонд страны нуждался в более высококачественном обслуживании. Во-вторых, в первые годы существования рыночной экономики жилищно-коммунальное хозяйство потеряло даже те немногие средства, которые оно получало от государства. Остро встала проблема, как развивать эту отрасль. Возможно ли здесь развитие рыночных отношений? Если да, то, в каком направлении, как быстро? Как государство будет участвовать в реформировании отрасли и каков должен быть хозяйственный механизм?
Реформирование в настоящее время осуществляется в рамках федеральной и региональной целевых программ; существует большое количество и иных нормативно-правовых актов, призванных урегулировать становление и поступательное развитие реформ. Мероприятия, проводимые в рамках реформирования, направлены на повышение надежности функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствуют режиму его устойчивого достаточного финансирования, обеспечивают комфортные и безопасные условия проживания людей. Предусматривается решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, разработка и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимальное использование ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей. В результате решения этих задач предполагается повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
К сожалению, видимых результатов, даже по прошествии нескольких лет достигнуть не удалось. Коммунальная инфраструктура, жилой фонд имеют высокий уровень износа и нуждаются как минимум в дорогостоящем капитальном ремонте, а некоторые объекты не подлежат дальнейшей эксплуатации. Проблемы жилищно-коммунального хозяйства требуют скорейшего разрешения, поскольку влекут за собой череду социальных неблагоприятных последствий.
Вопросы реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства являются острыми и в муниципальном образовании «Город Железногорск». Изношенные коммуникации и жилой фонд, отсутствие институтов профессионального управления и товариществ собственников жилья (следствие забюрократизированности вопросов их создания, чрезмерной налоговой нагрузки, инертности населения) – все это тормозит создание эффективных механизмов реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Целью данного дипломного исследования является изучение необходимости, сущности и роли реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и на местном уровне – муниципальное образование «Город Железногорск», их системы и структурно-функциональных особенностей в условиях современного осуществления приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Производственная программа и предварительный расчет тарифов направляется в орган регулирования муниципального образования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов для проверки их обоснованности и определения доступности для потребителей товаров и услуг. Далее события могут развиваться по одному из следующих направлений.
1. Программа признана необоснованной или не соответствующей показателям производственной деятельности организации. В этом случае орган регулирования вправе представить предложения организации коммунального комплекса по изменению ее программы и вернуть программу вместе с расчетами для устранения выявленных несоответствий [56].
2. Рассчитанные организацией тарифы признаны не соответствующими финансовым потребностям, необходимым для реализации ее программы. При этом орган регулирования муниципального образования вправе самостоятельно произвести расчет тарифов на товары и услуги организации.
3. Предварительно рассчитанные организацией тарифы признаны недоступными для потребителей товаров и услуг. Организация по согласованию с органом регулирования муниципального образования вносит изменения в свою программу и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги [37].
В данном дипломном исследовании сделана попытка комплексного анализа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса в системном, институциональном и функциональном аспектах, как на федеральном уровне, так и на муниципальном – на примере муниципального образования «Город Железногорск». На основании проведенных исследований и изученных материалов можно сделать следующие выводы:
1. На федеральном, региональном и местном уровнях четко определены цели и задачи реформирования жилищно-коммунального хозяйства. К настоящему времени достигнуты определенные результаты от реализации предыдущих этапов реформы, но они далеки от задекларированных. В целом процесс реформирования идет медленно и сталкивается с рядом препятствий, которые не были учтены при разработке программ. Проблемы сферы ЖКХ обусловлены неэффективной системой управления, дотационностью сферы, неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов. Содержание этого комплекса в его нынешнем виде непосильно как для потребителей жилищно-коммунальных услуг, так и для бюджетной сферы. Преодоление эти неблагоприятных предпосылок остается приоритетной целью.
2. Очевидно, что состояние жилищной сферы в целом и жилищно-коммунального хозяйства, в частности, имеет огромное социально-экономическое значение. Жильё связано с удовлетворением самых важных потребностей человека и является той материальной основой, на которой развивается семья, как ячейка социального общества. Жилье создает условия для воспитания последующего поколения, обеспечивает хранение материальных и духовных ценностей. Без комфортного, безопасного жилья, снабженного современными коммуникациями человек не может быть полноценным членом социального государства и гражданского общества, к созданию которых стремится Россия.
3. Только комплексный подход к решению проблем жилищно-коммунального комплекса, согласованная государственная политика во всех социальных секторах экономики способны привести к позитивным результатам в реформировании ЖКХ.
4. В настоящее время реализуется преобразование системы финансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, осуществляется тарифное регулирование как новая концепция её построения. С 2005 года в стране действует принцип стопроцентной оплаты коммунальных услуг населением и отменено перекрестное субсидирование, при котором заниженная стоимость услуг для населения покрывалась завышенными тарифами для юридических лиц. В связи со значительным увеличением стоимости коммунальных услуг возникла серьезная проблема – образование задолженности малообеспеченных потребителей перед организациями жилищно-коммунального комплекса. Существуют меры социальной поддержки для населения по оплате жилья и коммунальных услуг, субсидирование малообеспеченных семей. Субсидирование осуществляется путем предоставления адресной материальной помощи каждой нуждающейся семье на персональные лицевые счета. Можно отметить, что в данном сегменте реформирования сферы ЖКХ достигнуты весомые результаты, которые максимально приближены к программным целям. Данными субсидиями в городе Железногорске в 2006 году воспользовалось 946 семей, а в 2007 году – 1148.
5. С 2008 года положено начало ещё одному направлению реформирования - программе финансирования капитального ремонта ветхого жилья. На него возлагаются большие надежды, поскольку содержание жилья в том состоянии, в котором оно находится на сегодняшний день, для населения – собственников квартир в многоквартирных домах – не реально. Для этих целей создан специальный Фонд содействия реформированию ЖКХ. Время покажет на сколько эффективным будет это нововведение. На местном уровне в городе Железногорск подготовлена необходимая документация для формирования региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Но анализ требований закона позволяет сделать вывод о том, что нынешняя ситуация в городе (муниципальное образование в полной мере не отвечает ни одному из перечисленных требований) делает невозможны участие муниципального образования в данной программе. Создается впечатление, что законодатель через реализацию ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» хочет выполнить все предыдущие задачи реформирования данной сферы. Хотя следовало признать, что реформирование ЖКХ реализовано фрагментарно: рынок профессионального управления так и не сформирован, ТСЖ не являются эффективными. Поэтому реализация благого начинания – капитального ремонта ветхого жилья также ставится по сомнение.
6. Муниципальное образование «Город Железногорск» на настоящий момент является среднестатистическим городом по показателям в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Все организации данного комплекса функционируют в форме муниципальных унитарных предприятий. Привлечение частного капитала в сферу ЖКХ является злободневной проблемой, наряду с такими, как изношенные объекты коммунальной инфраструктуры и жилой фонд, кредиторская и дебиторская задолженность предприятий, отсутствие договорных отношений между производителями и потребителями коммунальных услуг, отсутствие профессионального эффективного управления многоквартирными домами, низкий кадровый потенциал.
1. Конституция РФ // РГ. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.12.2007)
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.12.2007)
4. Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 22.12.2004 (ред. от 18.10.2007, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)
5. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.12.2007)
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»
8. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 04.12.2007) «О концессионных соглашениях»
9. Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
10. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 (ред. от 09.02.2008) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
11. Постановление Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 (ред. от 19.02.2008) «О Федеральной целевой Программе «Жилище» на 2002-2010 годы»
12. Постановление Правительства РФ от 21.08.2001 № 609 (ред. от 23.05.2006) «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов»
13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 (ред. от 09.02.2008) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»
14. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 № 286 (ред. от 10.08.2007) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству»
15. Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 (ред. от 18.06.2007) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»
16. Постановление Правительства РФ от 31.12.2005 № 865 «О дополнительных мерах по реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изм., внесенными Решением Верховного Суда РФ от 08.08.2007 № ГКПИ07-435)
17. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»
18. Постановление Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»
19. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»
20. Постановление Правительства РФ от 15.02.2008 № 76 «О размещении временно свободных средств государственной корпорации – Фонд содействия реформированию ЖКХ»
21. Приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ»
22. Приказ Госстроя РФ от 21.04.2003 № 142 «Об утверждении порядка инвентаризации и дебиторской и кредиторской задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса»
23. Приказ Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 100 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса»
24. «Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2009 годы», утвержденное Росстроем 02.07.2007, Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 22.06.2007
25. Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № от 12 октября 2006 г. № 9555-РМ107 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги»
26. Письмо Министерства регионального развития РФ от 20 декабря 2006 г. № 14316-РМ/07 «О передаче многоквартирных домов при выборе способа управления»
27. Письмо Министерства регионального развития РФ от 29.11.2007 № 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями»
28. Закон Курской области от 05.12.2006 № 80-ЗКО «О программе социально-экономического развития Курской области на 2006-2010 годы»
29. Закон Курской области от 28.12.2007 № 128-ЗКО «О вопросах ведения Курской области в сфере ЖКХ»
30. Постановление Курской областной Думы от 24 декабря 2003 г. № 830-III ОД «Об областной программе «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Курской области на 2003 - 2010 годы» (с изм., внесенными Законом Курской области от 30.12.2004 № 73-ЗКО)
31. Постановление Курской областной Думы от 24.11.2005 №1279-III ОД (ред. от 15.11.2007) «Об областной целевой Программе «Энергосбережение Курской области на период 2006-2010 годы»
32. Постановление Правительства Курской области от 29 июля 2004 года № 962-III ОД «Об областной целевой программе «Жилище» на 2004-2010 годы» (в ред. постановления Курской областной Думы от 15.02.2007 N 281-IV ОД)
33. Постановление Правительства Курской области от 09.02.2007г. № 18 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг»
34. Постановление Правительства Курской области от 12.12.2007 № 218 «Об областных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2008-2009 годы»
35. Устав города Железногорска Курской области (в ред. решений Железногорской городской Думы от 30.06.2005 N 170-3-РД; от 30.08.2005 № 175-3-РД; от 28.11.2006 № 419-3-РД)
36. Решение Железногорской городской Думы от 08.10.1998 № 37-20-РД (ред. от 16.05.2000) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в г.Железногорске»
37. Решение Железногорской городской Думы от 27.05.2003 № 335-2-РД (ред. от 28.02.2006) «Об утверждении правил оплаты населением города коммунальных услуг по показаниям приборов учета (счетчиков) и правил оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами, временно зарегистрированными на территории МО «Город Железногорск»
38. Решение Железногорской городской Думы от 29.11.2005 № 261-3-РД «Об утверждении Правил благоустройства города Железногорска Курской области»
39. Решение Железногорской городской думы от 29.11.2005 № 262-3-РД «О порядке перечисления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг на персонифицированные социальные счета граждан на территории города Железногорска Курской области»
40. Решение Железногорской городской думы от 28.11.2006 № 426-3-РД «О ценах на содержание, ремонт жилья и о тарифах на коммунальные услуги»
41. Решение Железногорской городской Думы от 01.02.2007 № 451-3-РД «Об оплате за пользование муниципальным жилым помещением (плата за наем) для нанимателей муниципальных жилых помещений в городе Железногорске»
42. Решение Железногорской городской Думы от 24.04.2007 № 476-3-РД «Об утверждении порядка управления многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в муниципальной собственности города Железногорска»
43. Решение Железногорской городской думы от 27.11.2007. № 581-3-РД «Об утверждении прогноза социально-экономического развития города Железногорска на 2008-1010 годы»
44. Решение Железногорской городской Думы от 24.01.2008 № 629-3-РД «Об утверждении Положения об оказании адресной социальной помощи жителям города Железногорска»
45. Программа социально-экономического развития города Железногорска на период до 2010 года, утвержденная Решением Железногорской городской думы от 30.10.2007 № 197-3-РД
46. Батяев А.А. Азбука жилья. Жилищный кодекс от А до Я: Монография. - Феникс, 2007. – 154 с.
47. Бычковский И. Что мешает инвестициям? // Коммунальный комплекс России – 2008. - №2. – С.6-10
48. Викторов М. Национальный проект по жилью: факторы реализации// Экономист. – 2007. - № 1. – С.56-61.
49. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // Жилищное право. – 2006. – №8. – С.31-37.
50. Давыдова О.В. Развитие коммунальной инфраструктуры // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение - 2006. - № 7. – С.23-29.
51. Диордиева О. Новый Жилищный кодекс РФ // Юрист. – 2005. - №4. – с.25-28.
52. Долгова М.Н. Новые правила предоставления жилых помещений нуждающимся: Учебное пособие. - ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. – 128 с.
53. Егорова Н.Е. Моделирование инвестиционной деятельности в жилищном секторе: Монография. – М. – 1998. – 342 с.
54. Ермолаева Е.В. Фонд содействия реформе // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение - 2007. - № 8. – С.6-14.
55. Каменева Е.А. К вопросу о развитии института эффективного собственника жилья // Жилищное право. – 2006. – № 8. – С.24-31.
56. Королев А.Н., Плешаков О.В. Жилые помещения: новое правовое регулирование. Комментарий к основным Постановлениям Правительства РФ в области жилищного законодательства: Комментарий. - ЗАО Юстицинформ, 2006. – 134 с.
57. Королев А.Н., Плешаков О.В. Постатейный комментарий к ФЗ «О товариществах собственников жилья». - Юридический Дом «Юстицинформ», 2005. – 215 с.
58. Коряковцев В.Г. Товарищество собственников жилья как одна из форм управления многоквартирным домом: Монография. - ГроссМедиа, 2006
59. Кочегаров А. Государственный подход // Коммунальный комплекс России – 2008. - №2. – С.32-34.
60. Крашенинников П.В. Приватизация жилья. Права граждан до и после приватизации: Монография. - Статут, 2006. – 185 с.
61. Лазарова Л. Особенности подхода к жилищной политике // Экономист. – 2006. - №10. – с.72-78.
62. Лембик С.А. Выбор способа управления в многоквартирном доме: Учебно-методическкое пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2006. – 88 с.
63. Лушкин С.А., Федоров С.И., Шанталей А.В. Способы управления многоквартирным домом. Товарищество собственников жилья: Монография. - ЗАО Юстицинформ, 2007. – 284 с.
64. Полтерович В. Строительное общество // Вопросы экономики. – 2005. - №1. – с.63-86.
65. Поляков М.И. Гражданско-правовые последствия недействительных сделок с жилими помещениями: Монография. - Издательская группа «Юрист», 2007. – 242 с.
66. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2007 года.
67. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут. – 2005. – 320с.
68. Сапрыкин С.Ю. Новые правила оплаты содержания и ремонта жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме: комментарии и разъяснения: Монография. - ГроссМедиа, 2007. – 284 с.
69. Сорокин К.Ю. Общее имущество в многоквартирном доме // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение - 2006. - № 10. – С. 12-18.
70. Тапейцина А.С. Предприятия ЖКХ: реформирование, бухучет, налогообложение: Учебное пособие. – М.: Современная экономика и право. – 2000. – 125 с.
71. Тимофеева К.В. Товарищество собственников жилья: Учебное пособие. - СПб.: ООО «Питер Пресс», 2007. – 95 с.
72. Экономика жилищно-коммунального хлзяйства: Учебное пособие. Под ред. Ю.Ф. Симионова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 208 с.
табл.,рис., схемы
Тема: | «Объективная необходимость реформирования жилищно-коммунального хозяйства и его проблемы (на примере МО «Город Железногорск»)» | |
Раздел: | Менеджмент | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 82 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Особенности финансов предприятий жилищно-коммунального хозяйства
Дипломная работа:
Особенности социальной защиты населения в сфере ЖКХ
Контрольная работа:
Развитие и организация жилищно-коммунального хозяйства
Курсовая работа:
Анализ использования рабочего времени и его оплаты в организации