Курсовая работа

«Формирование коммуникативной компетенции сотрудников в системе повышения профессиональной квалификации»

  • 36 страниц(ы)
  • 2123 просмотров
фото автора

Автор: prokopiev26

Введение

1. Межличностное общение и его функции

2. Сущность и структура педагогического общения

3. Понятие педагогической коммуникативной компетентности

4. Методы изучения коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации

5. Методы формирования коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации

Заключение

Список литературы 3

5

16

21

29

30

34

35

Проблемы совершенствования педагогической деятельности рассматриваются в педагогической психологии как важнейшие теоретические и экспериментальные исследования, которые имеют несомненное практическое значение.

Применение метода анализа взаимодействия к изучению педагогической деятельности является, по мнению А.А.Реана, обоснованным и целесообразным, так как сама педагогическая деятельность может рассматриваться как субъект-субъективное взаимодействие преподавателя и учащегося [23]. В последнее время в психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется тому моменту, что учащийся должен рассматриваться не только как объект педагогического воздействия, но и как субъект общения.

Б.Ф.Ломов, например, высказывает мысль о том, что в педагогической деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строится по законам общения [15].

Проблема педагогического общения как взаимодействия преподавателя и учащихся интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А.А.Бодалева, В.А.Кан-Калика, С.В.Кондратьевой, А.А.Леонтьева, А.У.Хараша, Л.М.Митиной, Н.В.Кузьминой, А.А.Реана и др. Однако в большинстве психологических работ по педагогическому общению исследуются вопросы, лежащие в сфере воспитания, формирования личности учащегося, взаимопонимания в системе «преподаватель-учащийся», т.е. речь идет о воспитательных взаимодействиях.

Между тем становится ясно, что содержательное взаимодействие преподавателя и учащегося, коммуникативная компетентность педагога составляющая сущность дидактического общения, занимает важное место в общей структуре взаимодействия. Это связано и с большим удельным весом и насыщенностью общения преподавателя и учащихся на уроке, и с тем значением, которое имеет урок в целенаправленном формировании личности школьника, приобретения им общих и профессиональных знаний и умений.

Изучение особенностей коммуникативной деятельности педагога на уроке, проблемы повышения педагогической коммуникативной компетентности должно осуществляться в контексте общепсихологического подхода к изучению общения. Коммуникативная компетентность педагога является важной особенностью не только эффективности образовательного и воспитательного процесса в целом, но и фактором успешной адаптации личности педагога к условиям профессиональной деятельности.

Таким образом, изучение коммуникативной компетентности педагога и способов ее формирования в условиях повышения квалификации является важной задачей в рамках исследования вопросов эффективности педагогической деятельности и общения.

Формирование и развитие педагогической коммуникативной компетентности личности учителя - это новая тема в педагогике, возникшая в связи с переориентацией школы на отношение диалога между учителем и учащимися.

Термин компетентность или компетенция (от лат. соmpеtere - быть способным к чему-либо) обозначает круг вопросов, в которых то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями, опытом.

Личность учителя можно считать коммуникативно компетентной, если он ориентируется в ситуациях педагогического общения, имеет определенный опыт реальной педагогической деятельности. Ситуации педагогического общения - это условия, в которых реализуется система приемов и навыков взаимодействия учителя и учащихся с помощью различных коммуникативных средств.

Понятие педагогической коммуникативной компетентности Г.С.Трофимовой представлено в форме трехкомпонентной модели, в основании которой находится гуманистическая ценностная диспозиция личности (рис.1).

Гуманистическая ценностная диспозиция

Рис. 1. Трехкомпонентная модель ПКК

Диспозиционная концепция предложена В.А. Ядовым. Она характеризует социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий.

Гуманистическая ценностная диспозиция (предрасположенность) формируется на основе ряда морально-психологических качеств личности, таких как искренность, такт, общительность и др.

Искренность - это свойство личности выражать в словах, эмоциях, поступках свои подлинные мысли, чувства, намерения.

Такт - это интуиция гуманного человека, как бы подсказывающая ему наиболее деликатную линию по отношению к окружающим.

Такт предполагает способность личности к эмпатии.

Эмпатия - (греч. empatheia - сопереживание) - это постижение эмоциональных состояний другого человека, это скорее процесс, чем состояние. Источником эмпатии является противоречие в эмоциональном мире индивида между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. Это противоречие рождает потребность в восстановлении комфорта чувств. Существует некоторая разница между обычной эмпатией и эмпатией педагогической, которая заключается в том, что педагог, вступая в общение с учеником, проявляя сопереживание, сочувствие, содействие, не просто стремится установить с ним комфортные отношения, а пытается посредством выражения эмпатии добиться воспитательного эффекта.

В данном психологическом явлении отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством вчувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные обстоятельства другой личности. Предполагается, что способность к эмпатии существенно зависит от схожести, подобия с другим. Например, одинаково тревожные люди скорее и лучше могут сопереживать, сострадать, сочувствовать друг другу. Кроме того, выявлена зависимость эмпатии от возраста личности: чем моложе человек, тем выше оценивается его способность к эмпатии. Эмпатия коррелирует с большинством личностных характеристик, и особенно с потребностью личности в общении,

Эмпатия считается одним из тех качеств, которые в значительной мере влияют на укрепление благожелательных отношений между людьми. Это чувство более продуктивное, чем симпатия. Эмпатия есть полная идентификация индивида с другим, это средство проникновения в личность другого, его понимания. Как потенциальная способность, эмпатия заложена в личности каждого человека, но часто не получает должного развития частично из-за механизма самозащиты личности (стремления личности не позволять другому нарушать свой покой, вторгаться в свой мир), частично из-за отсутствия адекватного средства (учителя) развития эмпатии.

Эмпатия базируется на знании, опыте, воображении и в значительной мере на знании себя, которое требует мужества, развития способностей наблюдать за своим поведением, анализировать мотивы своих поступков, собственные эмоции. Именно эмпатия возводит мосты между конфликтующими сторонами и указывает нам путь в более гуманный мир.

Л.М.Митина рассматривает педагогическую коммуникативную компетентность как умение учителя распознавать скрытые положительные и отрицательные побуждения, строить свои отношения с учениками на основе их самых существенных черт характера, эффективно организовывать процесс управления на уроке с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся [18].

Итак. педагогическая коммуникативная компетентность рассматривается как грань педагогического мастерства, а ее формирование и развитие - как условие успешности профессионально-педагогического общения и педагогической деятельности. Общение рассматривают как частный случай более широкого круга взаимодействий.

В процессе такой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, как общение, осуществляется не только взаимный обмен идеями, настроениями, чувствами, установками, не только идет формирование и развитие личности, но конкретный индивид усваивает новый опыт. -

Ряд исследователей данной проблемы используют трехкомпонентную классификацию функций взаимодействия, включающую: поведенческий, аффективный, когнитивный компонент или информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный и аффективно-коммуникативный компонент.

Остановимся на классификации функций взаимодействий. предложенной Б.Ф. Ломовым [15]. Информационный компонент охваты-вает все те функции, которые могут быть описаны как «передача-прием» информации.

Второй компонент - регуляционный (в других классификациях конативный или поведенческий) относится к регуляции поведения в широком смысле, которую люди осуществляют по отношению друг к другу. Третий (аффективный) относится к детерминации эмоциональной сферы человека.

В реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции выступают в единстве. Структура коммуникативной компетентности изоморфна структуре общения.

Г.С.Трофимова выделила следующую факторную структуру ПКК [26]:

1. Способность учителя устанавливать контакты с аудиторией.

2. Стремление учителя к взаимопониманию с учащимися.

3. Способность управлять своим эмоциональным состоянием.

4. Способность располагать к себе и транслировать собственную расположенность учащимся.

Г.С.Трофимовой приводится характеристика различных уровней педагогической коммуникативной компетентности.

Реализация личностно-развивающего подхода в педагогической деятельности обусловлена, таким образом, рассмотрением процесса педагогического общения как субъект-субъектного взаимодействия. Такая реализация требует тщательного изучения всех аспектов педагогической деятельности, и, в первую очередь, процесса педагогического общения.

Рассмотрение педагогической деятельности как процесса управления требует изучения факторов и особенностей процесса межличностного взаимодействия педагога с учеником в плане того, насколько они способствуют или препятствуют всестороннему развитию личности ребенка. Педагогическое общение представляет собой весьма сложный и многогранный процесс. Межличностное общение педагога и ученика на уроке занимает большую часть времени и является решающим фактором эффективности школьного обучения, позитивного отношения к данному процессу как самих педагогов, так и учеников.

Коммуникативная компетентность учителя является одной из граней педагогического мастерства и заключается в хорошей степени ориентации учителя в ситуациях педагогического общения, адекватном использовании приемов и техник межличностного взаимодействия для реализации дидактических и воспитательных целей.

Коммуникативная компетентность педагога, включающая в себя определенные социально-психологические умения и навыки, а также совокупность нравственных, моральных личностных качеств (например, эмпатия), формируется как в практической деятельности педагога, так и в ходе профессиональной подготовки учителей. Процесс профессиональной подготовки требует разработки систем диагностических и обучающих программ, способствующих развитию коммуникативной компетентности педагогов. Успешность решения данной задачи, на мой взгляд, во многом определит эффективность системы образования в нашей стране в будущем.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. – 213 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 256 с.

5. Жариков Е., Кружельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1985. – 78 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

7. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога //Вопросы психологии, 1997, №6

8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

9. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. М., 1984.

10. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.

11. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя //Советская педагогика. 1982. №3

12. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2, 1997. С. 48 - 60.

13. Лашкевич О.М. Некоторые приемы обучения профессиональным навыкам учителя на уроке английского языка. //Профессионализм педагога Ч.2. – Ижевск-СПб, 1992.

14. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

15. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981.– 351 с.

16. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психология возможности улучшения общения /Под ред. А.А.Бодалева, А.Б.Добрович. – М.: Прогресс, 1986.– 256 с.

17. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома. //Вопросы психологии №5, 1995.

18. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. – 216 с.

19. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.

20. Познание и общение /Под ред. Б.Ф.Ломова, - М.: Наука, 1988. – 208 с.

21. Психология исследования общения /Под ред. Б.Ф.Ломова. – М., 1988. – 267 с.

22. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

23. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). – Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. – 83 с.

24. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

25. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.

26. Трофимова Г.С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя: Методические рекомендации / Ижевск, 1997. – 24 с.

27. Утехина А.Н. Формирование коммуникативных качеств личности учителя в процессе интенсивного обучения. //Профессионализм педагога: Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Ч.2. – Ижевск-СПб, 1992.

28. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода к исследованию коммуникативных воздействий /Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. – 416 с.

29. Шевандрин Н.М. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции сотрудников в системе повышения профессиональной квалификации»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика