Курсовая работа

«Формирование коммуникативной компетенции сотрудников в системе повышения профессиональной квалификации»

  • 36 страниц
Содержание

Введение

1. Межличностное общение и его функции

2. Сущность и структура педагогического общения

3. Понятие педагогической коммуникативной компетентности

4. Методы изучения коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации

5. Методы формирования коммуникативной компетентности педагога в системе повышения квалификации

Заключение

Список литературы 3

5

16

21

29

30

34

35

Введение

Проблемы совершенствования педагогической деятельности рассматриваются в педагогической психологии как важнейшие теоретические и экспериментальные исследования, которые имеют несомненное практическое значение.

Применение метода анализа взаимодействия к изучению педагогической деятельности является, по мнению А.А.Реана, обоснованным и целесообразным, так как сама педагогическая деятельность может рассматриваться как субъект-субъективное взаимодействие преподавателя и учащегося [23]. В последнее время в психолого-педагогической литературе все больше внимания уделяется тому моменту, что учащийся должен рассматриваться не только как объект педагогического воздействия, но и как субъект общения.

Б.Ф.Ломов, например, высказывает мысль о том, что в педагогической деятельности в качестве ее средств и способов используются средства и способы, характерные для общения, а сама деятельность строится по законам общения [15].

Проблема педагогического общения как взаимодействия преподавателя и учащихся интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А.А.Бодалева, В.А.Кан-Калика, С.В.Кондратьевой, А.А.Леонтьева, А.У.Хараша, Л.М.Митиной, Н.В.Кузьминой, А.А.Реана и др. Однако в большинстве психологических работ по педагогическому общению исследуются вопросы, лежащие в сфере воспитания, формирования личности учащегося, взаимопонимания в системе «преподаватель-учащийся», т.е. речь идет о воспитательных взаимодействиях.

Между тем становится ясно, что содержательное взаимодействие преподавателя и учащегося, коммуникативная компетентность педагога составляющая сущность дидактического общения, занимает важное место в общей структуре взаимодействия. Это связано и с большим удельным весом и насыщенностью общения преподавателя и учащихся на уроке, и с тем значением, которое имеет урок в целенаправленном формировании личности школьника, приобретения им общих и профессиональных знаний и умений.

Изучение особенностей коммуникативной деятельности педагога на уроке, проблемы повышения педагогической коммуникативной компетентности должно осуществляться в контексте общепсихологического подхода к изучению общения. Коммуникативная компетентность педагога является важной особенностью не только эффективности образовательного и воспитательного процесса в целом, но и фактором успешной адаптации личности педагога к условиям профессиональной деятельности.

Таким образом, изучение коммуникативной компетентности педагога и способов ее формирования в условиях повышения квалификации является важной задачей в рамках исследования вопросов эффективности педагогической деятельности и общения.

Фрагмент работы

Формирование и развитие педагогической коммуникативной компетентности личности учителя - это новая тема в педагогике, возникшая в связи с переориентацией школы на отношение диалога между учителем и учащимися.

Термин компетентность или компетенция (от лат. соmpеtere - быть способным к чему-либо) обозначает круг вопросов, в которых то или иное лицо (компетентное) обладает познаниями, опытом.

Личность учителя можно считать коммуникативно компетентной, если он ориентируется в ситуациях педагогического общения, имеет определенный опыт реальной педагогической деятельности. Ситуации педагогического общения - это условия, в которых реализуется система приемов и навыков взаимодействия учителя и учащихся с помощью различных коммуникативных средств.

Понятие педагогической коммуникативной компетентности Г.С.Трофимовой представлено в форме трехкомпонентной модели, в основании которой находится гуманистическая ценностная диспозиция личности (рис.1).

Гуманистическая ценностная диспозиция

Рис. 1. Трехкомпонентная модель ПКК

Диспозиционная концепция предложена В.А. Ядовым. Она характеризует социальное поведение личности в зависимости от состояний ее готовности к определенному способу действий.

Гуманистическая ценностная диспозиция (предрасположенность) формируется на основе ряда морально-психологических качеств личности, таких как искренность, такт, общительность и др.

Искренность - это свойство личности выражать в словах, эмоциях, поступках свои подлинные мысли, чувства, намерения.

Такт - это интуиция гуманного человека, как бы подсказывающая ему наиболее деликатную линию по отношению к окружающим.

Такт предполагает способность личности к эмпатии.

Эмпатия - (греч. empatheia - сопереживание) - это постижение эмоциональных состояний другого человека, это скорее процесс, чем состояние. Источником эмпатии является противоречие в эмоциональном мире индивида между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. Это противоречие рождает потребность в восстановлении комфорта чувств. Существует некоторая разница между обычной эмпатией и эмпатией педагогической, которая заключается в том, что педагог, вступая в общение с учеником, проявляя сопереживание, сочувствие, содействие, не просто стремится установить с ним комфортные отношения, а пытается посредством выражения эмпатии добиться воспитательного эффекта.

В данном психологическом явлении отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством вчувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные обстоятельства другой личности. Предполагается, что способность к эмпатии существенно зависит от схожести, подобия с другим. Например, одинаково тревожные люди скорее и лучше могут сопереживать, сострадать, сочувствовать друг другу. Кроме того, выявлена зависимость эмпатии от возраста личности: чем моложе человек, тем выше оценивается его способность к эмпатии. Эмпатия коррелирует с большинством личностных характеристик, и особенно с потребностью личности в общении,

Эмпатия считается одним из тех качеств, которые в значительной мере влияют на укрепление благожелательных отношений между людьми. Это чувство более продуктивное, чем симпатия. Эмпатия есть полная идентификация индивида с другим, это средство проникновения в личность другого, его понимания. Как потенциальная способность, эмпатия заложена в личности каждого человека, но часто не получает должного развития частично из-за механизма самозащиты личности (стремления личности не позволять другому нарушать свой покой, вторгаться в свой мир), частично из-за отсутствия адекватного средства (учителя) развития эмпатии.

Эмпатия базируется на знании, опыте, воображении и в значительной мере на знании себя, которое требует мужества, развития способностей наблюдать за своим поведением, анализировать мотивы своих поступков, собственные эмоции. Именно эмпатия возводит мосты между конфликтующими сторонами и указывает нам путь в более гуманный мир.

Л.М.Митина рассматривает педагогическую коммуникативную компетентность как умение учителя распознавать скрытые положительные и отрицательные побуждения, строить свои отношения с учениками на основе их самых существенных черт характера, эффективно организовывать процесс управления на уроке с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся [18].

Итак. педагогическая коммуникативная компетентность рассматривается как грань педагогического мастерства, а ее формирование и развитие - как условие успешности профессионально-педагогического общения и педагогической деятельности. Общение рассматривают как частный случай более широкого круга взаимодействий.

В процессе такой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, как общение, осуществляется не только взаимный обмен идеями, настроениями, чувствами, установками, не только идет формирование и развитие личности, но конкретный индивид усваивает новый опыт. -

Ряд исследователей данной проблемы используют трехкомпонентную классификацию функций взаимодействия, включающую: поведенческий, аффективный, когнитивный компонент или информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный и аффективно-коммуникативный компонент.

Остановимся на классификации функций взаимодействий. предложенной Б.Ф. Ломовым [15]. Информационный компонент охваты-вает все те функции, которые могут быть описаны как «передача-прием» информации.

Второй компонент - регуляционный (в других классификациях конативный или поведенческий) относится к регуляции поведения в широком смысле, которую люди осуществляют по отношению друг к другу. Третий (аффективный) относится к детерминации эмоциональной сферы человека.

В реальном акте непосредственного общения все перечисленные функции выступают в единстве. Структура коммуникативной компетентности изоморфна структуре общения.

Г.С.Трофимова выделила следующую факторную структуру ПКК [26]:

1. Способность учителя устанавливать контакты с аудиторией.

2. Стремление учителя к взаимопониманию с учащимися.

3. Способность управлять своим эмоциональным состоянием.

4. Способность располагать к себе и транслировать собственную расположенность учащимся.

Г.С.Трофимовой приводится характеристика различных уровней педагогической коммуникативной компетентности.

Заключение

Реализация личностно-развивающего подхода в педагогической деятельности обусловлена, таким образом, рассмотрением процесса педагогического общения как субъект-субъектного взаимодействия. Такая реализация требует тщательного изучения всех аспектов педагогической деятельности, и, в первую очередь, процесса педагогического общения.

Рассмотрение педагогической деятельности как процесса управления требует изучения факторов и особенностей процесса межличностного взаимодействия педагога с учеником в плане того, насколько они способствуют или препятствуют всестороннему развитию личности ребенка. Педагогическое общение представляет собой весьма сложный и многогранный процесс. Межличностное общение педагога и ученика на уроке занимает большую часть времени и является решающим фактором эффективности школьного обучения, позитивного отношения к данному процессу как самих педагогов, так и учеников.

Коммуникативная компетентность учителя является одной из граней педагогического мастерства и заключается в хорошей степени ориентации учителя в ситуациях педагогического общения, адекватном использовании приемов и техник межличностного взаимодействия для реализации дидактических и воспитательных целей.

Коммуникативная компетентность педагога, включающая в себя определенные социально-психологические умения и навыки, а также совокупность нравственных, моральных личностных качеств (например, эмпатия), формируется как в практической деятельности педагога, так и в ходе профессиональной подготовки учителей. Процесс профессиональной подготовки требует разработки систем диагностических и обучающих программ, способствующих развитию коммуникативной компетентности педагогов. Успешность решения данной задачи, на мой взгляд, во многом определит эффективность системы образования в нашей стране в будущем.

Список литературы

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2. Битянова М.Р. Социальная психология. - М., 1994. – 213 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4. Бодалев А.А. Психология общения. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. – 256 с.

5. Жариков Е., Кружельницкий Е. Для тебя и о тебе. - М., 1985. – 78 с.

6. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

7. Исаев Е.И. Проблемы проектирования психологического образования педагога //Вопросы психологии, 1997, №6

8. Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.

9. Кондратьева С.В. Учитель – ученик. М., 1984.

10. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. - М.: Стрингер, 1992. - 116 с.

11. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя //Советская педагогика. 1982. №3

12. Курек Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. №2, 1997. С. 48 - 60.

13. Лашкевич О.М. Некоторые приемы обучения профессиональным навыкам учителя на уроке английского языка. //Профессионализм педагога Ч.2. – Ижевск-СПб, 1992.

14. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

15. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 1981.– 351 с.

16. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психология возможности улучшения общения /Под ред. А.А.Бодалева, А.Б.Добрович. – М.: Прогресс, 1986.– 256 с.

17. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома. //Вопросы психологии №5, 1995.

18. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994. – 216 с.

19. Парыгин Б.Д. Основы социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.

20. Познание и общение /Под ред. Б.Ф.Ломова, - М.: Наука, 1988. – 208 с.

21. Психология исследования общения /Под ред. Б.Ф.Ломова. – М., 1988. – 267 с.

22. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

23. Реан А.А. Психология педагогической деятельности (Проблемный анализ). – Ижевск: Изд-во УдГУ, 1994. – 83 с.

24. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.

25. Руденский Е.В. Социальная психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.

26. Трофимова Г.С. Методика измерения уровня педагогической коммуникативной компетентности учителя: Методические рекомендации / Ижевск, 1997. – 24 с.

27. Утехина А.Н. Формирование коммуникативных качеств личности учителя в процессе интенсивного обучения. //Профессионализм педагога: Тезисы докладов и сообщений международной научно-практической конференции. Ч.2. – Ижевск-СПб, 1992.

28. Хараш А.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода к исследованию коммуникативных воздействий /Хрестоматия по педагогической психологии. – М.: Изд-во Международной педагогической академии, 1995. – 416 с.

29. Шевандрин Н.М. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: Владос, 1998. – 512 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Формирование коммуникативной компетенции сотрудников в системе повышения профессиональной квалификации»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика