Курсовая работа

«Типология государств (формационный, цивилизационный и иные подходы)»

  • 40 страниц(ы)
  • 2193 просмотров
фото автора

Автор: prokopiev26

Введение 3

Глава 1. Понятие и значение типологии государств 5

Глава 2. Подходы к типологии государств 13

2.1. Формационный подход к типологии государств 13

2.2. Цивилизационный и иные подходы к типологии государств 31

Заключение 37

Список литературы 39

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств, у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

Целями и задачами, поставленными при написании данной работы, являются раскрытие понятии типологии государств, основных подходов к типологии государств, выработанных современной наукой. Структурно работа состоит из двух глав. Глава первая работы раскрывает понятие типологии государств, ее значение. Вторая глава работы посвящена основным подходам к типологии государств. При этом более подробная характеристика дана формационному подходу.

В мировой литературе предлагалось немало иных оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические.

Наиболее важными особенностями функций государства демократического типа считаются:

- второстепенное значение функций прямого подавления. Последнее осуществляется большинством населения в отношении отстраненного от власти эксплуататорского меньшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое значение;

- охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную и государственную;

- ведущее значение "организаторских функций", не известных ранее существовавшим, эксплуататорским государствам;

- направленность функций на решение демократических по своему характеру задач.

Демократизм проявляется в закреплении принципа народовластия, признании народа источником власти, представительной и непосредственной формах демократии.

Непосредственная демократия получает выражение во всенародных выборах, референдумах, обсуждениях законопроектов, съездах народов, деятельности общественных объединений, местного самоуправления.

Важным условием демократии является свобода и защищенность личности, идеологический плюрализм, многопартийность, авторитет власти, стабильный правопорядок, гласность, свобода печати.

Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификации государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве рель его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.

Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима полностью ликвидировал в 30-40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти - средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.

Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.

Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.

Обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии (классификации) государства и права, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным правом и др.

На основе изучения и обобщения данного материала устанавливаются и раскрываются объективные связи, существующие между государством и правом, с одной стороны, а также экономической и социальной структурой общества - с другой. Выявляются движущие силы процесса естественно-исторического развития государства и права, решающими из которых являются материальные, производственные отношения (экономический базис). Раскрываются закономерности развития и смены исторических типов государства и права.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. В данной работе дана наиболее полная характеристика марксистской типологии, с делением государств на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

Широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. Существует деление государств на демократические м недемократические.

В основе цивилизационного подхода лежат не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества.

1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М., 1993;

2. Арбузкин А.М. Опыт конституционно-правовой типологии государств // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. N 4;

3. Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910;

4. .Елинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1908;

5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1996;

6. Каменский В. Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977;

7. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 1, 2 (часть 1); Курс русской истории. М., 1987;

8. Ленин В. И. Полное собрание сочинений;

9. Лившиц Р.3. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. С. 13.

10. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002;

11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения;

12. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. 2-е изд. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001;

13. Политические проблемы теории государства. М., 1993;

14. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г.;

15. Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов. 1984;

16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004. (Классический университетский учебник);

17. Теория государства и права. Учебник / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – Екатеринбург, 1996;

18. Теория государства и права. Ч.1: теория государства \ Под ред. А. Б. Венгерова. М., 1995;

19. Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. М., 1980;

20. Черноголовкин Н.В. Теория функции социалистического государства. М., 1970;

21. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.

Покупка готовой работы
Тема: «Типология государств (формационный, цивилизационный и иные подходы)»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 40
Цена: 350 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика