Курсовая работа
«Типология государств (формационный, цивилизационный и иные подходы)»
- 40 страниц
Введение 3
Глава 1. Понятие и значение типологии государств 5
Глава 2. Подходы к типологии государств 13
2.1. Формационный подход к типологии государств 13
2.2. Цивилизационный и иные подходы к типологии государств 31
Заключение 37
Список литературы 39
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств, у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.
Целями и задачами, поставленными при написании данной работы, являются раскрытие понятии типологии государств, основных подходов к типологии государств, выработанных современной наукой. Структурно работа состоит из двух глав. Глава первая работы раскрывает понятие типологии государств, ее значение. Вторая глава работы посвящена основным подходам к типологии государств. При этом более подробная характеристика дана формационному подходу.
В мировой литературе предлагалось немало иных оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические.
Наиболее важными особенностями функций государства демократического типа считаются:
- второстепенное значение функций прямого подавления. Последнее осуществляется большинством населения в отношении отстраненного от власти эксплуататорского меньшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое значение;
- охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную и государственную;
- ведущее значение "организаторских функций", не известных ранее существовавшим, эксплуататорским государствам;
- направленность функций на решение демократических по своему характеру задач.
Демократизм проявляется в закреплении принципа народовластия, признании народа источником власти, представительной и непосредственной формах демократии.
Непосредственная демократия получает выражение во всенародных выборах, референдумах, обсуждениях законопроектов, съездах народов, деятельности общественных объединений, местного самоуправления.
Важным условием демократии является свобода и защищенность личности, идеологический плюрализм, многопартийность, авторитет власти, стабильный правопорядок, гласность, свобода печати.
Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.
В последнее время весьма широко применяется классификации государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.
В тоталитарном государстве рель его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «запрещено все, кроме разрешенного законом».
Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.
Авторитарный режим характеризуется ликвидацией или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и других организаций, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительно-распорядительных органов, сосредоточением огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.
Логически завершенной и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. Фашистский режим как крайняя форма авторитарного режима полностью ликвидировал в 30-40-е годы в ряде западных стран буржуазно-демократические права и свободы, уничтожил почти все оппозиционные организации и учреждения, выдвинул на первый план и широко использовал террористические методы правления. Широкая социальная база фашизма создается в основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти - средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.
Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.
Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств раскрытия сути исторического процесса развития государства и права.
Обращаясь к характеристике содержания и назначения типологии (классификации) государства и права, необходимо отметить, что это не умозрительная, оторванная от жизни и реальной действительности мыслительная операция. В процессе ее проведения ученые опираются на огромный фактический материал, накопленный различными юридическими и неюридическими науками и, в первую очередь, историей государства и права, политической наукой, социологией, конституционным правом и др.
На основе изучения и обобщения данного материала устанавливаются и раскрываются объективные связи, существующие между государством и правом, с одной стороны, а также экономической и социальной структурой общества - с другой. Выявляются движущие силы процесса естественно-исторического развития государства и права, решающими из которых являются материальные, производственные отношения (экономический базис). Раскрываются закономерности развития и смены исторических типов государства и права.
В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. В данной работе дана наиболее полная характеристика марксистской типологии, с делением государств на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.
Широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические. Существует деление государств на демократические м недемократические.
В основе цивилизационного подхода лежат не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества.
1. Алексеев С. С. Государство и право: Начальный курс. М., 1993;
2. Арбузкин А.М. Опыт конституционно-правовой типологии государств // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 2000. N 4;
3. Гумплович Л. Общее учение о государстве. Спб., 1910;
4. .Елинек Г. Общее учение о государстве. Спб., 1908;
5. История государства и права зарубежных стран. Часть 1 / Под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М., 1996;
6. Каменский В. Г. Государство как объект социологического анализа. М., 1977;
7. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т. 1, 2 (часть 1); Курс русской истории. М., 1987;
8. Ленин В. И. Полное собрание сочинений;
9. Лившиц Р.3. Государство и право в современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. С. 13.
10. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002;
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения;
12. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. 2-е изд. Т. 1 / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 2001;
13. Политические проблемы теории государства. М., 1993;
14. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е.Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д.Зорькина. . - ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003 г.;
15. Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. Саратов. 1984;
16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004. (Классический университетский учебник);
17. Теория государства и права. Учебник / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – Екатеринбург, 1996;
18. Теория государства и права. Ч.1: теория государства \ Под ред. А. Б. Венгерова. М., 1995;
19. Теория государства и права / Под ред. А.И. Денисова. М., 1980;
20. Черноголовкин Н.В. Теория функции социалистического государства. М., 1970;
21. Юридический энциклопедический словарь. М., 1984.
Тема: | «Типология государств (формационный, цивилизационный и иные подходы)» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 40 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Типология государства эволюция и соотношение современных государственных систем
Реферат:
Типология государства с позиций формационного и цивилизационного подхода
Курсовая работа:
Соотношение цивилизационного и формационного подхода к изучению государства
Курсовая работа:
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства
Дипломная работа:
Особенности рассмотрения дел из административных и иных публичных правоотношений в арбитражных судах Российской Федерации