Дипломная работа
«Особенности рассмотрения дел из административных и иных публичных правоотношений в арбитражных судах Российской Федерации»
- 78 страниц
Введение ….….4
1. Теоретические аспекты и правовое регулирование понятия
«подведомственности арбитражных судов» ….…6
1.1 Понятие подведомственности ….….6
1.2. Подведомственность дел арбитражным судам Российской Федерации ….10
2. Рассмотрение арбитражными судами экономических и иных споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений: подведомственность, общие правила…17
2.1. Общая характеристика подведомственности арбитражным судам экономических и иных споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений….17
2.2. Особенности производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений….…22
3. Особенности рассмотрения арбитражными судами отдельных категорий экономических и иных споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений….35
3.1. Особенности рассмотрения дел об оспаривании
нормативных правовых актов….…35
3.2. Особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных
правовых актов, действий и решений органов государственной власти
и местного самоуправления….….41
3.3. Особенности рассмотрения иных категорий дел,
возникающих из административных и иных публичных правоотношений….….45
Заключение….55
Глоссарий….59
Список использованных источников….72
Список сокращений….….79
Приложение А….….80
Важнейшим направлением судебной реформы, реализуемой в настоящее время в Российской Федерации, является формирование эффективной системы специализированных арбитражных судов.
Специализированные суды существуют во многих странах мира. Появление специализированных судов обычно связывают с заметным усложнением правовых конфликтов и потребностью провести «разделение труда» в судейском сообществе.
Арбитражные суды в Российской Федерации специализируются на разрешении правовых конфликтов, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Они призваны обеспечивать судебную защиту предпринимателей и реализацию принципов рыночной экономики через формируемую арбитражно-судебную практику.
В существующей совокупности правовых конфликтов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности легко обнаруживаются две различные группы:
а) споры, возникающие из гражданско-правовых отношений;
б) споры, возникающие из административных и иных публично-правовых отношений.
Причем если на заре становления системы арбитражных судов Российской Федерации число экономических споров, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, было крайне невелико, то начиная с 1995 года их количество неизменно растет.
Очевидно, что существование двух различных групп экономических споров обусловливает существование особенностей их рассмотрения в арбитражных судах. Темой настоящего научного исследования является изучение особенностей рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Ее выбор обусловлен следующими причинами. Во-первых, в настоящее время в системе арбитражных судов наблюдается рост числа споров данной категории, во-вторых, заявителями зачастую не учитываются процессуальные особенности рассмотрения дел данной категории.
Объектом написания выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере правового регулирования подведомственности арбитражных дел по рассмотрению споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы арбитражно-процессуального, гражданского и иного законодательства, регламентирующего вопросы рассмотрения арбитражными судами споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений.
Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование процессуальных особенностей рассмотрения споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Указанная цель достигается посредством постановки и решения следующих задач:
1. Дать понятие подведомственности;
2. Охарактеризовать подведомственность арбитражных дел и критерии ее определения;
3. Выделить процессуальные особенности рассмотрения арбитражными судами споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, глоссария, списка используемых сокращений и списка использованных источников.
Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии, в рамках которой для решения задач исследования применялись логический, формально-юридический, историко-правовой, сравнительно- правовой и иные методы научного познания.
2.1. Общая характеристика подведомственности арбитражным судам экономических и иных споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
В самом общем виде под правовым спором следует подразумевать конфликт, касающийся прав, признанных и охраняемых законодательством. Правовой спор всегда имеет существенное значение для конфликтующих (спорящих) сторон. Спор может касаться вопросов существования права, объема права (правомочий), условий применения (реализации) права (правомочий).
Арбитражные суды разрешают дела не только в порядке гражданского, но и административного судопроизводства, что прямо следует из ст. 29 АПК. В этом плане в АПК получила поддержку концепция, связывающая административное судопроизводство с категорией дела, существом спора, а не только с наличием специальных административных судов. К ведению арбитражных судов отнесены различные экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (публично-правового характера) .
Очевидно, что в основе административно-правового спора лежит норма административного права либо норма иной публично-правовой отрасли права. Следовательно, хотя бы одним из участников спора должен быть орган публичной администрации (орган исполнительной власти) или его должностное лицо. Если спор касается прав и свобод человека и гражданина, то другой стороной административно-правового спора будет гражданин либо объединение граждан (включая организации).
Для спорящих сторон важно, чтобы предмет спора был разрешен, причем через такую процедуру, которая бы обеспечила соблюдение интересов любой спорящей стороны. И наконец, исход процедуры разрешения спора должен иметь решающее значение для предмета спора, т.е. в ходе разбирательства спора оспариваемое право, объем прав, способ их реализации должны быть определены.
Особенный интерес представляют административно-правовые споры, касающиеся установленных и (или) гарантированных государством прав и свобод человека и гражданина. В указанном споре основанием всегда является неопределенность по вопросу о применении нормы административного права (нормы иной публично-правовой отрасли). Иначе спор не являлся бы административно-правовым. Однако предметом спора могут быть имущественные вопросы.
Такие сложные по структуре споры достаточно часто встречаются в реальности.
Однако большинство споров, где в основании лежит норма публичного права, а требование заинтересованного в урегулировании спора лица носит имущественный характер, возникают в связи с реализацией положений административно-правовых режимов и обязанностей, изменяющих объем имущественных прав и обязанностей граждан и их объединений .
В соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах;
В результате проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам:
Возникновение полисистемности в судоустройстве как следствие создания самостоятельной ветви судебной власти - арбитражных судов и наличие в связи с этим судов различных видов юрисдикции - повлекло за собой проблемы, связанные с определением подведомственности и ее разграничением между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. Эти проблемы являются важными. От правильности определения подведомственности во многом зависит реализация права на доступ к правосудию. Обеспечение права на эффективное средство правовой защиты гарантируется ст. 46 Конституции Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
Подведомственность или предметную компетенцию арбитражных судов можно определить как круг дел, рассмотрение которых законодательными актами Российской Федерации отнесено к ведению арбитражных судов Российской Федерации. Нормы о подведомственности арбитражных судов предусмотрены как собственно арбитражным процессуальным законодательством (§ 1 гл. 4 АПК РФ), так и законодательными актами материально-правового характера.
Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основными критериями, определяющими подведомственность дел арбитражному суду, если иное не установлено законом или АПК, в совокупности являются:
а) характер спорного правоотношения;
б) субъектный состав участников спора.
Характер спорного правоотношения определяется сущностью взаимоотношений спорящих сторон, а субъектный состав участников спора связывается с наличием определенного правового статуса. Однако экономическое содержание спора, характеризующее спорное правоотношение, может выступать в ряде случаев основным критерием подведомственности.
К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, относятся две группы споров:
1) экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений (ст. 28 АПК);
2) экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 29 АПК).
Нами были рассмотрены особенности разрешения арбитражными судами споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. Для данной категории дел следует учитывать следующие особенности:
- дела данной категории возбуждаются на основании заявления;
- в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК РФ). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел;
- Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Остальные дела административного судопроизводства подсудны арбитражным судам субъектов РФ (ст. 34 АПК РФ);
- государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 53 АПК РФ). В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд.
- при обращении налоговых органов в арбитражный суд с иском о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который заключается в предложении (зафиксированном в решении о привлечении к налоговой ответственности, требовании или иным образом) добровольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК РФ). Несоблюдение налоговой инспекцией досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. 149 АПК РФ, т.е. оставление иска без рассмотрения;
- в отличие от общих правил доказывания обязанность доказывания по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, возлагается на государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и должностных лиц. В силу ст. 65 АПК РФ другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений;
- обязательными условиями для признания недействительными актов органов, организаций, должностных лиц, незаконности их действий (бездействия) являются несоответствие их закону, иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав заявителя;
- при удовлетворении заявления по спору о признании не подлежащим исполнению исполнительного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе на основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивной части указывается наименование, номер и дата документа, не подлежащего исполнению, и сумма, не подлежащая списанию (ст. 172 АПК РФ);
- при удовлетворении заявления о взыскании денежных сумм (например, по иску налоговой инспекции) в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию сумм с раздельным определением недоимки, пени, штрафа;
- по делу о признании недействительным акта органа, должностного лица в резолютивной части решения должны содержаться сведения о наименовании, номере, дате издания, других реквизитах акта и об органе, должностном лице, его издавшем; указание о признании акта недействительным полностью или в определенной части либо об отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в определенной части;
- при удовлетворении требования о признании незаконным отказа в государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации арбитражный суд в резолютивной части обязывает соответствующий государственный орган осуществить такую регистрацию;
- при удовлетворении требования о признании незаконными действий (бездействия) арбитражный суд в резолютивной части решения обязывает орган, организацию, должностное лицо устранить в полном объеме допущенное незаконными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов организации или гражданина в установленный срок;
- в случае признания необоснованным привлечения организации или гражданина к административной ответственности в резолютивной части решения арбитражный суд указывает на отмену соответствующего решения (с обязательным указанием всех его реквизитов)
1. Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. – 2009. – № 237.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. – 2002. – № 137.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Российская газета. – 2002. – № 220.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. – 2001. – 31 декабря.
5. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Парламентская газета. – 2002. – № 209.
6. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» // Российская газета. –1999. – 4 марта.
7. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета. –1999. –11 марта.
8. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета. – 1996. – 25 апреля.
2. Научная и обзорная литература
9 Арбитражный процесс: учебник. 2-е изд. / отв. ред. В.В. Яркова. М.: Инфотропик Медиа, 2010. – 409с.
10 Арбитражный процесс: учебник / под ред. Р.Е. Гукасяна. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. – 506с.
11 Арбитражный процесс: учебник. 3-е изд., исправ. и доп. / под ред. М.К. Треушникова. М.: Городец. 2007. – 708с.
12 Бахрах Д.Н. Подведомственность юридических дел и ее уровни // Журнал российского права. – 2005. – № 4. – С. 21-25.
13 Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. – Краснодар, 2003. – 598с.
14 Виноградская Н.Ф., Якимов А.А. К вопросу о подведомственности корпоративных споров в новом Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2003. – № 8. – С. 72–76.
15 Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова. – М.: Городец-издат, 2007. – 682с.
16 Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Цитадель, 1998. – 1029с.
17 Клеандров М.И. Экономическое правосудие в России: прошлое, настоящее, будущее. М.: Волтерс Клувер, 2006. – 607с.
18 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. М.С. Шакарян. - М.: Велби; Проспект, 2003.- 598с.
19 Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 2-е изд., исправ. и доп. / под ред. В.В. Яркова. М.: Волтерс Клувер, 2004. – 704с.
20 Корпоративное право: учебный курс / Под. И.С. Шиткина; предисл. Е.П. Губина – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 314с.
21 Осипов Ю.К. Подведомственность юридических дел. – Свердловск: Изд-во Свердловского юридического института, 1973. – 182с.
22 Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: практ. пособие / отв. ред. А.А. Арифулин, И.В. Решетникова. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма, 2008. – 599с.
23 Пашкова Ю.А. Подведомственность арбитражным судам споров, возникающих из корпоративных правоотношений. Автореферат дис. на соискание учен. степени канд. юрид. наук. – М., 2006. – 15с.
24 Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. СПб., 2005. – 607с.
25 Соковиков О.Б. К вопросу о понятии арбитражного управляющего по современному российскому законодательству // Арбитражный и гражданский процесс. – 2008. – № 4. –С. 29-33.
26 Судебная экспертиза в арбитражном процессе / Под ред. Д.В. Гончарова– М., 2008. – 345с.
27 Тихонова Е.В. Арбитражный процесс и третейское разбирательство. - Тамбов, Издательство Першина Р.В., 2011. – 405с.
28 Чудиновских К.А. Подведомственность в системе гражданского и арбитражного процессуального права. СПб., 2004. – 101с.
29 Шевченко И.М О некоторых вопросах привлечения к административной ответственности арбитражных управляющих // Арбитражные споры. – 2008. – № 2. – С. 23–27.
30 Шерстюк В.М. Арбитражный процесс в вопросах и ответах. М.: Городец, 2010. – 388с.
3. Материалы практической деятельности
31 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 февраля 2006 г. № 105 «О некоторых вопросах, связанных с вступлением в силу Федерального закона от 04.11.2005 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" // Российская газета. 2006. № 14.
32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» // Российская газета. – 2005. – № 50.
33 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2005. – № 3.
34 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 г. № 80 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 10.
35 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2004. –№ 8.
36 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Экономика и жизнь. – 2003. – № 50.
37 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 2005. – № 12.
Тема: | «Особенности рассмотрения дел из административных и иных публичных правоотношений в арбитражных судах Российской Федерации» | |
Раздел: | Гражданское право и процесс | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 78 | |
Цена: | 7000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Арбитражный и третейский процесс. Общие положения, отличительные признаки производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
Контрольная работа:
Порядок направления исковых заявлений, жалоб, иных документов в арбитражный суд с использованием электронных систем связи. Порядок и сроки подачи апелляционных жалоб.
Курсовая работа:
Производство по делам, возникающих из публичных правоотношений
Контрольная работа:
Письменное доказательство в гражданском процессе. Оставление иска без рассмотрения. Особенности рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений. Вариант 5
Контрольная работа:
Конституционный Суд Российской Федерации