Курсовая работа

«Соотношение унитарной и федеративной форм правления»

  • 32 страниц
Содержание

Введение…3

1 Россия как федеративное государство…5

1.1 Основные тенденции становления российского государства…5

1.2 Конституционные принципы федеративного устройства России….9

2 Понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления….13

2.1 Понятие унитарной формы правления….13

2.2 Понятие федеративной формы правления….15

2.3 Различие унитарной и федеративной формы правления….17

3 Сравнительная характеристика форм государственного устройства

(унитарное, федеративное)… ….19

Заключение….25

Глоссарий….27

Список использованных источников…30

Список сокращений….31

Приложения….32

Введение

Еще в период существования единого союзного государства в России, как субъекте федерации, начались важные системные преобразования. Высшими органами власти признавались Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Аналогичные органы функционировали и в республиках, входивших в состав РСФСР.

Территориально-организационная структура государства, которое определяет порядок деления страны на составные части (штаты, земли, области), их правовой статус, порядок отношений центральных и периферийных органов власти, называется формой государственного устройства. По устройству государства бывают унитарными, федеративных и конфедеративных.

Характерным признаком унитарного государства есть назначение из центра, но не избрание народом, руководителей территориальных органов власти, которые слепо внедряют политику центра на места, не считаясь, порой, с мнением или интересами населения проживающего на данной территории.

Федерация строится на распределении функций управления между центром и административно-территориальными единицами такого государства. Другими словами, можно сказать, что при федерации, территориальные части государства обладают признаками ограниченного суверенитета (самостоятельности).

Характерным признаком федерации есть возможность населения административно-территориальной единицы самостоятельно определять власть на местах, избирать руководителей и непосредственно влиять на их решения.

Кроме того, при федерации может существовать двухуровневая система законодательства, которая позволяет субъекту федерации пользоваться не только общегосударственными законами, но и прописывать свои, характерные для данной территории.

Детальные понятия тех или иных подвидов государственного устройства определены научными умами и описаны в соответствующих научных трудах.

Цель данной курсовой работы:

- изучить понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления;

- охарактеризовать Россию как федеративное государство;

- рассмотреть сравнительную характеристику форм государственного устройства (унитарное, федеративное).

Фрагмент работы

1 Россия как федеративное государство

1.1 Основные тенденции становления российского государства.

Еще в период существования единого союзного государства в России, как субъекте федерации, начались важные системные преобразования. Высшими органами власти признавались Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Аналогичные органы функционировали и в республиках, входивших в состав РСФСР.

12 июня 1990 г. 1-й Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а в мае 1991 г. четвертый Съезд народных депутатов РСФСР вынес решение об учреждении в России постов Президента и вице-президента. Первым президентом России стал Б.Н. Ельцин, избранный на этот пост в июне 1991 г. Были избраны президенты и в некоторых субъектах Российской Федерации[4] .

Предусматривалось, что Президент является главой исполнительной власти и руководит деятельностью подотчетного ему Совета Министров РСФСР (правительства). Министры назначались и освобождались от должности Президентом по представлению председателя Совета Министров, а последний назначался на должность с согласия Верховного Совета РСФСР. С 1992 г. ключевые министры (иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел) стали назначаться Президентом с согласия Верховного Совета.

Распад СССР породил для России целый ряд взрывоопасных проблем.

Во-первых, он привел к ослаблению государственного единства РСФСР. Республики заявляли о своем суверенитете, игнорировали решения федеральных органов, отказывались платить налоги в федеральный бюджет. Несмотря на то, что 31 марта 1992 г. большинство республик России подписали Федеративный договор, разграничивший предметы ведения и полномочия федеральных и республиканских властей, продолжали прогрессировать сепаратистские тенденции. Чечня и Татарстан отказались подписать Федеративный договор и предприняли ряд шагов, направленных на достижение полной независимости.

Заключение

В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены понятия унитарного и федеративного государств.

Также рассмотрены сравнительная характеристика форм государственного устройства (унитарное, федеративное); охарактеризовано понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления. В завершение проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в Конституции РФ практически не было четких положений, определяющих систему государственной власти на местах. В большинстве субъектов федерации такими органами стали законодательные собрания (а также думы, парламенты и др.) и избранные непосредственно населением губернаторы. В некоторых субъектах федерации избираются президенты.

Во-вторых, федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования - субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти. По способу образования различают федерации: договорные; конституционные.

Государственное устройство России базируется на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

В-третьих, признаками унитарного государства является наличие единого центра и единой системы органов власти и управления; наличие единой системы права, единой конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Сегодня унитарная форма государства является наиболее распространенной. Около 150 из почти 200 государств по своему устройству остаются унитарными.

В-четвертых, недостатками унитарного государства является то, что она: закрепляет авторитаризм и создает благоприятные условия для установления или возрождение тоталитаризма (диктатуры); игнорирует специфические особенности этнонациональных сообществ; как правило, лишает инициативы региональные и местные властные структуры; провоцирует, иногда (о чем свидетельствуют факты) зарождения экстремизма и сепаратизма т. д.

Список литературы

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М., 2009.-С.44.

2. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - М., 1894.-С.255.

3. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М., 2007.-С.165.

4. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995.-С.96.

5. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М., 2007.-С.61.

6. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2007.-С.63.

7. Комаров С.А. «Общая теория государства и права». Москва. «Юрайт».1998 г. 416 стр.

8. Теория государства и права. Марченко М.Н. Москва. «Юридический колледж МГУ». 1995 г. В 2-х томах: 225 и 174 стр.

9. Арон Р. «Демократия и тоталитаризм». Москва. Литературно-издательская студия «РИФ». 1993 г. 301 стр.

10. Галкин А.А., Красин Ю.А. «Критика российского авторитаризма». РАН, институт социологии. Москва. «Горбачев-Фонд». 1995 г. 46 стр.

11. «Федерализм: Энциклопедический словарь». РАН, институт экономики. Москва. «Инфра-М». 1997 г. 288 стр.

Покупка готовой работы
Тема: «Соотношение унитарной и федеративной форм правления»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика