Курсовая работа
«Соотношение унитарной и федеративной форм правления»
- 32 страниц
Введение…3
1 Россия как федеративное государство…5
1.1 Основные тенденции становления российского государства…5
1.2 Конституционные принципы федеративного устройства России….9
2 Понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления….13
2.1 Понятие унитарной формы правления….13
2.2 Понятие федеративной формы правления….15
2.3 Различие унитарной и федеративной формы правления….17
3 Сравнительная характеристика форм государственного устройства
(унитарное, федеративное)… ….19
Заключение….25
Глоссарий….27
Список использованных источников…30
Список сокращений….31
Приложения….32
Еще в период существования единого союзного государства в России, как субъекте федерации, начались важные системные преобразования. Высшими органами власти признавались Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Аналогичные органы функционировали и в республиках, входивших в состав РСФСР.
Территориально-организационная структура государства, которое определяет порядок деления страны на составные части (штаты, земли, области), их правовой статус, порядок отношений центральных и периферийных органов власти, называется формой государственного устройства. По устройству государства бывают унитарными, федеративных и конфедеративных.
Характерным признаком унитарного государства есть назначение из центра, но не избрание народом, руководителей территориальных органов власти, которые слепо внедряют политику центра на места, не считаясь, порой, с мнением или интересами населения проживающего на данной территории.
Федерация строится на распределении функций управления между центром и административно-территориальными единицами такого государства. Другими словами, можно сказать, что при федерации, территориальные части государства обладают признаками ограниченного суверенитета (самостоятельности).
Характерным признаком федерации есть возможность населения административно-территориальной единицы самостоятельно определять власть на местах, избирать руководителей и непосредственно влиять на их решения.
Кроме того, при федерации может существовать двухуровневая система законодательства, которая позволяет субъекту федерации пользоваться не только общегосударственными законами, но и прописывать свои, характерные для данной территории.
Детальные понятия тех или иных подвидов государственного устройства определены научными умами и описаны в соответствующих научных трудах.
Цель данной курсовой работы:
- изучить понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления;
- охарактеризовать Россию как федеративное государство;
- рассмотреть сравнительную характеристику форм государственного устройства (унитарное, федеративное).
1 Россия как федеративное государство
1.1 Основные тенденции становления российского государства.
Еще в период существования единого союзного государства в России, как субъекте федерации, начались важные системные преобразования. Высшими органами власти признавались Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Аналогичные органы функционировали и в республиках, входивших в состав РСФСР.
12 июня 1990 г. 1-й Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а в мае 1991 г. четвертый Съезд народных депутатов РСФСР вынес решение об учреждении в России постов Президента и вице-президента. Первым президентом России стал Б.Н. Ельцин, избранный на этот пост в июне 1991 г. Были избраны президенты и в некоторых субъектах Российской Федерации[4] .
Предусматривалось, что Президент является главой исполнительной власти и руководит деятельностью подотчетного ему Совета Министров РСФСР (правительства). Министры назначались и освобождались от должности Президентом по представлению председателя Совета Министров, а последний назначался на должность с согласия Верховного Совета РСФСР. С 1992 г. ключевые министры (иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел) стали назначаться Президентом с согласия Верховного Совета.
Распад СССР породил для России целый ряд взрывоопасных проблем.
Во-первых, он привел к ослаблению государственного единства РСФСР. Республики заявляли о своем суверенитете, игнорировали решения федеральных органов, отказывались платить налоги в федеральный бюджет. Несмотря на то, что 31 марта 1992 г. большинство республик России подписали Федеративный договор, разграничивший предметы ведения и полномочия федеральных и республиканских властей, продолжали прогрессировать сепаратистские тенденции. Чечня и Татарстан отказались подписать Федеративный договор и предприняли ряд шагов, направленных на достижение полной независимости.
В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены понятия унитарного и федеративного государств.
Также рассмотрены сравнительная характеристика форм государственного устройства (унитарное, федеративное); охарактеризовано понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления. В завершение проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Во-первых, в Конституции РФ практически не было четких положений, определяющих систему государственной власти на местах. В большинстве субъектов федерации такими органами стали законодательные собрания (а также думы, парламенты и др.) и избранные непосредственно населением губернаторы. В некоторых субъектах федерации избираются президенты.
Во-вторых, федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования - субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти. По способу образования различают федерации: договорные; конституционные.
Государственное устройство России базируется на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
В-третьих, признаками унитарного государства является наличие единого центра и единой системы органов власти и управления; наличие единой системы права, единой конституции, единой денежной системы, единого гражданства.
Сегодня унитарная форма государства является наиболее распространенной. Около 150 из почти 200 государств по своему устройству остаются унитарными.
В-четвертых, недостатками унитарного государства является то, что она: закрепляет авторитаризм и создает благоприятные условия для установления или возрождение тоталитаризма (диктатуры); игнорирует специфические особенности этнонациональных сообществ; как правило, лишает инициативы региональные и местные властные структуры; провоцирует, иногда (о чем свидетельствуют факты) зарождения экстремизма и сепаратизма т. д.
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М., 2009.-С.44.
2. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - М., 1894.-С.255.
3. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М., 2007.-С.165.
4. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995.-С.96.
5. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М., 2007.-С.61.
6. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2007.-С.63.
7. Комаров С.А. «Общая теория государства и права». Москва. «Юрайт».1998 г. 416 стр.
8. Теория государства и права. Марченко М.Н. Москва. «Юридический колледж МГУ». 1995 г. В 2-х томах: 225 и 174 стр.
9. Арон Р. «Демократия и тоталитаризм». Москва. Литературно-издательская студия «РИФ». 1993 г. 301 стр.
10. Галкин А.А., Красин Ю.А. «Критика российского авторитаризма». РАН, институт социологии. Москва. «Горбачев-Фонд». 1995 г. 46 стр.
11. «Федерализм: Энциклопедический словарь». РАН, институт экономики. Москва. «Инфра-М». 1997 г. 288 стр.
Тема: | «Соотношение унитарной и федеративной форм правления» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 32 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формы государственного устройства
Курсовая работа:
Форма правления и ее особенности в современной России
Контрольная работа:
Демократическая федерация как понятие и как форма государственного устройства
Курсовая работа:
Формы правления
Контрольная работа:
Конституционное право зарубежных стран. Вариант 5. Республиканская форма правления. Конституционный статус федерального канцлера Германии