Курсовая работа

«Соотношение унитарной и федеративной форм правления»

  • 32 страниц(ы)
фото автора

Автор: FullOut

Введение…3

1 Россия как федеративное государство…5

1.1 Основные тенденции становления российского государства…5

1.2 Конституционные принципы федеративного устройства России….9

2 Понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления….13

2.1 Понятие унитарной формы правления….13

2.2 Понятие федеративной формы правления….15

2.3 Различие унитарной и федеративной формы правления….17

3 Сравнительная характеристика форм государственного устройства

(унитарное, федеративное)… ….19

Заключение….25

Глоссарий….27

Список использованных источников…30

Список сокращений….31

Приложения….32

Еще в период существования единого союзного государства в России, как субъекте федерации, начались важные системные преобразования. Высшими органами власти признавались Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Аналогичные органы функционировали и в республиках, входивших в состав РСФСР.

Территориально-организационная структура государства, которое определяет порядок деления страны на составные части (штаты, земли, области), их правовой статус, порядок отношений центральных и периферийных органов власти, называется формой государственного устройства. По устройству государства бывают унитарными, федеративных и конфедеративных.

Характерным признаком унитарного государства есть назначение из центра, но не избрание народом, руководителей территориальных органов власти, которые слепо внедряют политику центра на места, не считаясь, порой, с мнением или интересами населения проживающего на данной территории.

Федерация строится на распределении функций управления между центром и административно-территориальными единицами такого государства. Другими словами, можно сказать, что при федерации, территориальные части государства обладают признаками ограниченного суверенитета (самостоятельности).

Характерным признаком федерации есть возможность населения административно-территориальной единицы самостоятельно определять власть на местах, избирать руководителей и непосредственно влиять на их решения.

Кроме того, при федерации может существовать двухуровневая система законодательства, которая позволяет субъекту федерации пользоваться не только общегосударственными законами, но и прописывать свои, характерные для данной территории.

Детальные понятия тех или иных подвидов государственного устройства определены научными умами и описаны в соответствующих научных трудах.

Цель данной курсовой работы:

- изучить понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления;

- охарактеризовать Россию как федеративное государство;

- рассмотреть сравнительную характеристику форм государственного устройства (унитарное, федеративное).

1 Россия как федеративное государство

1.1 Основные тенденции становления российского государства.

Еще в период существования единого союзного государства в России, как субъекте федерации, начались важные системные преобразования. Высшими органами власти признавались Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. Аналогичные органы функционировали и в республиках, входивших в состав РСФСР.

12 июня 1990 г. 1-й Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а в мае 1991 г. четвертый Съезд народных депутатов РСФСР вынес решение об учреждении в России постов Президента и вице-президента. Первым президентом России стал Б.Н. Ельцин, избранный на этот пост в июне 1991 г. Были избраны президенты и в некоторых субъектах Российской Федерации[4] .

Предусматривалось, что Президент является главой исполнительной власти и руководит деятельностью подотчетного ему Совета Министров РСФСР (правительства). Министры назначались и освобождались от должности Президентом по представлению председателя Совета Министров, а последний назначался на должность с согласия Верховного Совета РСФСР. С 1992 г. ключевые министры (иностранных дел, обороны, безопасности и внутренних дел) стали назначаться Президентом с согласия Верховного Совета.

Распад СССР породил для России целый ряд взрывоопасных проблем.

Во-первых, он привел к ослаблению государственного единства РСФСР. Республики заявляли о своем суверенитете, игнорировали решения федеральных органов, отказывались платить налоги в федеральный бюджет. Несмотря на то, что 31 марта 1992 г. большинство республик России подписали Федеративный договор, разграничивший предметы ведения и полномочия федеральных и республиканских властей, продолжали прогрессировать сепаратистские тенденции. Чечня и Татарстан отказались подписать Федеративный договор и предприняли ряд шагов, направленных на достижение полной независимости.

В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены понятия унитарного и федеративного государств.

Также рассмотрены сравнительная характеристика форм государственного устройства (унитарное, федеративное); охарактеризовано понятие соотношения унитарной и федеративной форм правления. В завершение проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Во-первых, в Конституции РФ практически не было четких положений, определяющих систему государственной власти на местах. В большинстве субъектов федерации такими органами стали законодательные собрания (а также думы, парламенты и др.) и избранные непосредственно населением губернаторы. В некоторых субъектах федерации избираются президенты.

Во-вторых, федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования - субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти. По способу образования различают федерации: договорные; конституционные.

Государственное устройство России базируется на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами - в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.

В-третьих, признаками унитарного государства является наличие единого центра и единой системы органов власти и управления; наличие единой системы права, единой конституции, единой денежной системы, единого гражданства.

Сегодня унитарная форма государства является наиболее распространенной. Около 150 из почти 200 государств по своему устройству остаются унитарными.

В-четвертых, недостатками унитарного государства является то, что она: закрепляет авторитаризм и создает благоприятные условия для установления или возрождение тоталитаризма (диктатуры); игнорирует специфические особенности этнонациональных сообществ; как правило, лишает инициативы региональные и местные властные структуры; провоцирует, иногда (о чем свидетельствуют факты) зарождения экстремизма и сепаратизма т. д.

1. Абдулаев М.И. Теория государства и права. - М., 2009.-С.44.

2. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - М., 1894.-С.255.

3. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М., 2007.-С.165.

4. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. - М., 1995.-С.96.

5. Мелехин А.В. Теория государства и права. - М., 2007.-С.61.

6. Бабаев В.К. Теория государства и права. - М., 2007.-С.63.

7. Комаров С.А. «Общая теория государства и права». Москва. «Юрайт».1998 г. 416 стр.

8. Теория государства и права. Марченко М.Н. Москва. «Юридический колледж МГУ». 1995 г. В 2-х томах: 225 и 174 стр.

9. Арон Р. «Демократия и тоталитаризм». Москва. Литературно-издательская студия «РИФ». 1993 г. 301 стр.

10. Галкин А.А., Красин Ю.А. «Критика российского авторитаризма». РАН, институт социологии. Москва. «Горбачев-Фонд». 1995 г. 46 стр.

11. «Федерализм: Энциклопедический словарь». РАН, институт экономики. Москва. «Инфра-М». 1997 г. 288 стр.

Покупка готовой работы
Тема: «Соотношение унитарной и федеративной форм правления»
Раздел: Государство и право
Тип: Курсовая работа
Страниц: 32
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика