Дипломная работа
«Изучение коммуникативной компетентности как фактора школьной тревожности»
- 85 страниц
Введение ….
Глава 1. Теоретические аспекты школьной тревожности.
1.1 Изучение школьной тревожности в психологической науке….….…
1.2 Характеристики школьной тревожности в младшем школьном
возрасте….
1.3 Коммуникативная компетентность как фактор оптимизации школьной тревожности в младшем школьном возрасте….
Выводы по главе 1….
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи школьной тревожности и коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.
2.1 Организация и методы исследования….….
2.2 Изучение школьной тревожности и коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.….….
2.3 Реализация коррекционно-развивающей программы по повышению уровня коммуникативной компетентности и анализ результатов повторной диагностики…. ….
Выводы по главе 2….
Заключение….
Список литературы….
Приложение ….
Одним из факторов такого дизбаланса выступает школьная тревожность. В психологии проблемам, связанные с тревожностью посвящено значительное количество работ таких видных психологов как И.С. Кон, С.А. Кулаков, Н.Б. Пасынкова, A.M. Прихожан, Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин и другие. Но вместе с тем эта проблема остаётся открытой, так как в последние десятилетия в общеобразовательной школе вводятся всё более интенсивные формы обучения, расширяется спектр изучаемых дисциплин, а также изменяются и требования к ученику. В связи с этим важно продолжать изучать школьную тревожность современных школьников.
Специфика школьной тревожности обнаружена на каждом этапе школьного обучения. Вместе с тем, необходимо изучать и конкретизировать её характер в начальной школе для того, чтобы психологическая помощь была более адресной и корректной. Ведь изучение, своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать большого количества трудностей в социально-психологическом развитии ребёнка.
Поиск факторов, способствующих усилению и оптимизации школьной тревожности ведётся давно. Современные исследования показывают, что большую роль в формировании и развитии школьной тревожности играет характер общения ребёнка или сформированность коммуникативной компетентности школьника. Коммуникативную компетентность определяют как совокупность навыков и умений, необходимых для эффективного общения. Проблема коммуникативной компетентности раскрывается в работах таких психологов, как Л.С. Выготский, Д.И. Фельдштейн, А.В. Хуторской, Л.С. Колмогорова, Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская, и другие.
В связи с этим нами была выбрана тема исследования «Взаимосвязь школьной тревожности и коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте».
Целью нашей работы является изучение коммуникативной компетентности как фактора школьной тревожности.
В качестве объекта выступает школьная тревожность в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования – взаимосвязь школьной тревожности и коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: существует взаимосвязь между школьной тревожностью и коммуникативной компетентностью, а именно: чем выше уровень коммуникативной компетентности, тем ниже уровень школьной тревожности младшего школьника.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Исследовать основные характеристики школьной тревожности в младшем школьном возрасте.
3. Изучить сформированность коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте.
4. Провести сравнительный анализ результатов до и после реализации коррекционно-развивающей программы и интерпретацию полученных результатов.
5. Выработать рекомендации, в том числе программу по коррекции школьной тревожности.
База исследования: в исследовании приняли участие учащиеся начальных классов МБОУ «Чкаловская средняя общеобразовательная школа Оренбургского района» Оренбургской области. Общее количество испытуемых - 21 учащийся.
Для реализации целей исследования были использованы следующие методики:
1. Тест для учащихся «Коммуникативная компетентность»
(модифицированный Л.С. Колмогоровой вариант теста Михельсона)
2. Тест школьной тревожности Филлипса.
3. Метод ранговой корреляции критерия Спирмена; критерий Вилкоксон.
Младший школьный возраст как указывают ведущие отечественные и зарубежные психологи (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, Г.И.Россолимо и другие) особо ответственный период, когда происходит формирование личностных качеств ребенка, поэтому очень важно в этот период заложить основы полноценной психологически здоровой личности.
Именно в этом возрасте возможна коррекция отклонений в личностном росте, т.к. тревожность и низкий уровень сформированности коммуникативной компетентности являются одним из тормозов успешности гармоничного развития личности младшего школьника, поэтому так важна работа психолога именно в этом направлении.
1. Агафонова, И.Н. Развитие у первоклассников коммуникативных умений /И.Н.Агафонова // Управление начальной школой. - 2010 № 9. - С.28 – 34.
2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. - 400 с.
3. Андреева, А.Д Психологическая поддержка ребенка./ А.Д. Андреева // Воспитание школьников. - 2000. № 3- С.54-61.
4. Андреева, И.Н. Ситуативная и личностная тревожность подростка
// Психология и дети: рефлексия по поводу защиты прав ребёнка: Материалы Международной научно-практической конференции, 24-25 марта, 1999 г., г. Минск. – Мн., 1999 – 215с.
5. Аракелов, Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции / Н.Е.Аракелов, А.Н. Шишкова.// Вестник МУ, сер. Психология. – 1998. № 1. - С.34-58.
6. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности/ Аракелов Н.Е., Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 1997. № 2. -С.37 – 42.
7. Асеев, В. Г. Возрастная психология [Текст] / В. Г. Асеев. - Иркутск: Издательство ИГПИ. - 1989. - 194 с.].
8. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов // Школьный психолог. 2009. - №17. – С.34 – 40.
Тема: | «Изучение коммуникативной компетентности как фактора школьной тревожности» | |
Раздел: | Педагогика | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 85 | |
Цена: | 2000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Формирование коммуникативной компетенции сотрудников в системе повышения профессиональной квалификации
Дипломная работа:
Проектирование и разработка информационной системы «диагностика коммуникативной компетентности»
Курсовая работа:
Исследование коммуникативных способностей медицинских работников
Дипломная работа:
Особенности коммуникативной компетентности студентов различных специальностей
Дипломная работа:
Проблемы школьной тревожности и пути ее преодоления у детей младшего школьного возраста