Курсовая работа

«Исконная и заимствованная лексика в современных СМИ спортивной тематики»

  • 61 страниц
Содержание

ГлаваI. Лексика русского языка с точки зрения происхождения.

1.1. Исконная лексика. 7

2.1. Заимствованная лексика. 10

ГлаваII. Употребление исконной и заимствованной лексики в современных СМИ спортивной тематики.

1.2. Особенности языка современных СМИ. 22

2.2. Исконная и заимствованная лексика в периодических изданиях спортивной тематики. 30

Заключение 38

Список использованных источников и литературы 40

Приложение 43

Введение

В наше время проблема заимствований приобрела особую остроту, так как в современном мире нет языков, словарный состав которых не обогащался бы за счет иноязычных слов. "Подобно культурам, языки редко бывают самодостаточными" (Эдвард Сепир). Современное общество живет в многоязычном мире. Социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, безусловно, приводит к диалогу культур. Вильгельм фон Гумбольдт пишет о том. Что "каждый язык описывает вокруг народа, которому он принадлежит, круг, откуда человеку дано выйти лишь постольку, поскольку он тут же вступает в круг другого языка". Таким образом, по мере общественного прогресса возрастает социальная и культурная значимость всех языков: и языков широкого международного общения, и языков, на которых говорят несколько тысяч человек.

Каждый человек принадлежит к определенной национальной культуре, включающей национальные традиции, язык, историю, литературу. Экономические, культурные и научные контакты стран и их народов делают актуальными темы, связанные с исследованием межкультурных коммуникаций, соотношения языков и культур, изучением языковой личности.

Современные средства массовой информации отражают основные социально-экономические процессы в обществе и процессы преобразований в языке. Любое явление или событие в том или ином виде находит отражение на страницах газет и журналов, на экранах телевизоров, в новостных лентах интернет-порталов. Не секрет, что влияние СМИ на развитие языка порой весьма и весьма значительно. Те или иные словообразования, привнесённые в язык средствами массовой информации, прочно входят в нашу речь.

Актуальность нашего исследования нашего исследования состоит прежде всего в том, что мы обращаемся к СМИ спортивной тематики, а не к СМИ вообще, то есть в данном исследовании акцентируется внимание именно на выбор определенной тематики периодических изданий, предназначенных для широкого круга читателей.

В нашем исследовании мы обратились к проблеме актуализации исконной и заимствованной лексики русского языка в СМИ спортивной тематики по ряду причин. Во-первых, СМИ являются движущей силой, которые способны воздействовать на массовое сознание. Во-вторых, проблема языковой культуры современных СМИ в настоящее время приобретает все большие масштабы.

Объектом данного исследования выступают этимологические характеристики значения языковых единиц, обнаруженных нами в процессе анализа СМИ спортивной тематики.

Предметом исследования послужили спортивные периодические издания последнего десятилетия.

Методы исследования:

- метод историко-этимологического анализа;

- метод сравнительного анализа;

В связи с поставленной целью необходимо выполнить ряд задач:

1. Объяснить происхождение лексических явлений современного русского языка.

2. Дать определение исконной лексике, привести примеры.

3. Показать на конкретных примерах элементы заимствованной лексики в современном русском языке.

4. Охарактеризовать употребление заимствованной и исконной лексики в СМИ спортивной тематики.

5. Выявить особенности языка современных СМИ.

6. Проанализировать употребление исконной и заимствованной лексики в периодических изданиях спортивной тематики.

Проблеме заимствований в разное время посвящали свои работы такие ученые, как Г.О. Винокур ("Заметки по русскому словообразованию", 1959), А.И. Смирницкий ("К вопросу о слове", 1952), В.В. Виноградов ("Основные типы лексических значений", 1954), Ю.Н. Караулов ("Языковая система и ее функционирование", 1998) и другие.

Наиболее активно новые слова исследуются в отечественном языкознании начиная с 60-х годов XX века, о чем свидетельствуют монографии, диссертационные исследования, многочисленные статьи, в которых новообразования и заимствования слов рассматриваются в различных аспектах: словообразовательном, лексикологическом, социолингвистическом, нормативном, стилистическом, ономассиологическом (работы М.Л. Бакиной "Языковые процессы современной русской литературы", О.А. Габинской "Типология причин словотворчества", Е.А. Земской "Активные процессы современного словопроизводства", В.В. Лопатина "Рождение слова: неологизмы и окказиональные образования", А.Г. Лыкова "Можно ли окказиональное слово назвать неологизмом?", Р.Ю. Намитоковой "Авторские неологизмы: словообразовательный аспект", Л.П. Крысина "Жизнь слова" и так далее).

Исследованию новообразований и заимствований, зафиксированных в современной лексической системе в целом и в сфере общественно-политической лексики в частности, посвящали свои работы такие ученые, как В.Г. Костомаров "Языковой вкус эпохи", Г.А. Заверзина "Без идеологических наслоений. Общественно-политическая лексика на исходе XX века", Н.С. Валгина "Активные процессы в современном русском языке" и другие. Эти и другие работы выступили теоретической основой данного исследования.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложения.

В первой главе описываются основные особенности языка современных СМИ.

Вторая глава посвящена анализу заимствованной и исконной лексики в СМИ спортивной тематики, сделан обзор спортивной прессы.

Заключение

Сегодня около 285 млн. человек считают русский язык родным или вторым родным языком, еще около 180 млн. стремятся овладеть русским языком. Картина русского языка к концу ХХ столетия изменилась. Одно из очевидных изменений - в лексике, и, прежде всего в таких сферах, как политическая, экономическая лексика. При всем этом изменения в русском языке не носят исключительного характера и не столь объемны, как это казалось некоторым лингвистам, слишком жестко увязывавшим политические события с языковой реальностью. Меру и степень состоявшихся и происходящих языковых изменений показывает также их сравнение с некоторыми предшествующими эпохами изменений русского языка. На современном этапе системные процессы и конструктивные явления, имевшие место, во многом продолжают развиваться в прежних параметрах.

Языковой вкус сегодняшнего общества характеризуется, с одной стороны, ориентированностью на разговорную и просторечную экспрессивность, а с другой стороны, стремлением к книжности.

При неочевидной изменяемости языка как системы и структуры изменилась речь. Отчасти изменилось общение в политической сфере, изменилась речь газет и журналов, речь публичная, речь радио и телевидения. Исконная русская лексика становится все менее актуальной и активно вытесняется иностранной.

В данной работе мы попытались на конкретных примерах показать изменения, происходящие в словарном составе русского языка.

Кроме того, мы выяснили особенности языка современных СМИ, охарактеризовали типы исконной и заимствованной лексики.

Практическую ценность нашей работы мы видим в том, что понимание истоков заимствованной лексики и лингвистических и экстралингвистических причин заимствования поможет в дальнейшем более адекватно, как использовать ее, так и воспринимать и оценивать ее использование в СМИ и смежных дискурсах.

Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи, поставленные в начале нашей работы, выполнены.

Список литературы

1. Железный мир (25,22,21,20.02.2007);

2. В мире футбола (11.12.2007);

3. Комсомольская правда (февраль 2002 – ноябрь 2009);

4. Мотокросс (22.01.07., 6.10.06., 19.07.06.,8.06.06.);

5. Независимая спортивная газета (20.02.2007);

6. Новое время (Февраль 2002 – октябрь 2008);

7. Российская газета (февраль 2002 – ноябрь 2008);

8. Российский спорт (25.02.2008);

9. Спортивная газета (13.02.07.);

10. Спортивная газета «Футбол Хоккей» (25.01.06., 8.02.06.,1.02.06.);

11. Спортивный навигатор (24,25.02.07.);

12. Спортивная панорама (22.02.09.);

13. 64-шахматное обозрение (30.01.07., 16,25.02.08.);

14. Выступления и доклады круглого стола по теме “Русский язык в эфире. Проблемы и пути их решения ” ( Москва, 14 ноября 2000 г. h**t://w*w.gramota.r*/monitor.html)

1. В.Н. Белоусов. Русский язык в ближнем зарубежье и русская речь в российских средствах массовой информации.

2. Ю.Л. Воротников. О некоторых особенностях языка средств массовой информации.

3. М.Н. Губогло, А.А. Кожин. Роль языка средств массовой информации в системе этногосударственных отношений.

4. Г.И. Зубков. Об опыте защиты языка в зарубежных странах.

5. Ю.Н. Караулов. Культура речи и языковая критика.

6. В.В. Колесов. Язык, стиль, норма.

7. Л.П. Крысин. Популяризация лингвистических знаний в СМИ.

8. Я.А. Ломко. Русский язык в телерадиоэфире.

9. В.Н. Шапошников. О некоторых особенностях современной русской речи.

Список использованной литературы

1. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. - М., 1973.

2. Былинский К.И. Язык газеты. - М., 1997.

3. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978.

4. Васильев А.Д. Слово в российском телеэфире. - М., 2003.

5. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М., 1982.

6. Голуб И. Б. Стилистика русского языка; М.: Айрс-пресс, 2002 г. - 448с.

7. Ильина О.В. Семантическое освоение русским языком иноязычных лексических инноваций "Языковые единицы и семантическом и лексикографическом аспектах". - Новосибирск 1998.

8. Калинин А.В. Лексика русского языка. - М., 1984.

9. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. - М., 1993.

10. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. - М., 2005.

11. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. - М., 1994.

12. Никитин В.М. Лексическое значение слова. - М., 1983.

13. Рахманова Л.И., Суздальцева В.Н. Современный русский язык. - М., 2003.

14. Рацибурская Л.В., Петрова Н.Е. Современная жаргонная речь на страницах газет // Русский язык в школе. - 2004. - № 2. - С. 80.

15. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика; Издательство: Оникс 21 век; 2001 г.- 384 стр.

16. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. - М., 2003.

17. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2002.

18. Солганик Г.Я. Лексика газеты. - М., 1987.

19. Солганик Г.Я. Лексика газеты. Функциональный аспект. - М., 1981.

20. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М., 1997.

21. Солганик Г.Я. Стиль репортажа. - М., 1970.

22. Улуханов Н.С. О новых заимствованиях в русском языке // Русский язык в школе. - 1994. - № 1.

23. Фомина М.И. Лексика современного русского языка. - М., 2001.

24. Функциональные стили и формы речи / Под ред. О.Б. Сиротининой. - Саратов, 1993.

25. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М., 1972.

26. Шапошников В.Н. Русская речь 1990-х. - М., 1998.

Словари

1. Большой словарь иностранных слов; Издательство: ЮНВЕС; М.; 1994 г. - 784 стр.

2. Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. - М., 1995.

3. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 1998.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1992 (и все последующие издания).

5. Словарь иностранных слов Под редакцией И.В. Лёхина и Ф.Н. Петрова. - М.: Государственной издательство иностранных и национальных словарей. - 1949.

6. Словарь современных понятий и терминов; М.: Издательство: Республика; М.; 2001 г. - 528 стр.

7. Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. - М., 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Исконная и заимствованная лексика в современных СМИ спортивной тематики»
Раздел: Языковедение
Тип: Курсовая работа
Страниц: 61
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика