Курсовая работа

«Язычество в Древней Руси»

  • 37 страниц
Содержание

Введение

Глава I. Боги и их назначение.

1.1. Главные боги язычества.

2.1. Духи и божества низшего сословия.

Глава II. Культовые обряды и праздники языческой религии.

1.2. Погребальная обрядность.

2.2. Земледельческий религиозный культ древних славян.

3.2. Религиозный культ в славянском городе.

Глава III. Значение славянской мифологии.

Заключение

Список использованной литературы и источников

Введение

Актуальность исследования:

Понять и принять историю родной страны таковой, какова она есть, без глубинного понимания веры, под сенью которой она народилась и сформировалась, невозможно.

Особенно в наше время, когда Россия стоит на пороге возможных великих свершений, когда перед ее народом открываются многие пути развития, - особое внимание заслуживают вопросы и проблемы изучения и принятия таких исторически важных для нашей страны фактов, как Крещение Руси и становление российской государственности с помощью христианства. История России знает много фактов и событий, когда христианская вера ее народа играла ключевые роли.

Однако, говоря о важности христианства, не стоит забывать исконно славянскую религию. В период высшего расцвета которой появилось Древнерусское государство. Такой религией было язычество.

Язычниками были первые князья Древней Руси, язычниками было практически все ее население. Язычество, по сути, и было государственной религией Руси до принятия христианства.

На всем протяжении истории русской земли параллельно с христианством неотступно следуют некоторые языческие обряды, праздники, поверья.

Стоит лишь начать перечислять праздники, обряды, приметы, к которым обращаемся мы сегодня, как возникает вопрос: какие из них истинно христианские, а какие принадлежат языческой вере?

Именно этот вопрос и определяет актуальность нашей работы. В ней мы постараемся рассмотреть языческую религию как самостоятельное явление русской культуры, сыгравшее немаловажную роль в ее развитии.

Объект исследования – Язычество как изначальная религия Древней Руси.

Предмет исследования – Языческие праздники, обряды, приметы. Их история и характерные черты.

Хронологические рамки исследования: за верхнюю границу нашего исследования мы взяли начало формирования Древнерусского государства. Официальной датой принято считать 861 год – призвание Рюрика. Однако правильнее будет считать началом Древнерусского государства 882 год – дату, когда к власти приходит князь Олег, который определяет столицу Руси – Киев и начинает «собирание земли» уже вокруг столицы.

За нижнюю границу мы взяли начало 13 века. Поскольку в это время происходит вторжение монголо-татарских племен на территорию Руси, что в значительной степени повлияло на дальнейший ход развития Древнерусского государства.

Территориальные рамки исследования: включают в себя общепринятые границы определения Древней Руси: от реки Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря. Естественно, что эти границы весьма условны и вызывают немало споров среди исследователей, поскольку происходило постоянное переселение и расселение славянских племен. Кроме того границы довольно часто изменялись и вследствие завоеваний древнерусскими князьями близлежащих территорий.

Историография темы: Язычество, история его существования в Древней Руси, обряды, праздники и вероучения этой религии являются одной из центральных проблем русской истории. Поэтому существует достаточно литературы, в той или иной мере затрагивающей данную проблему. Гораздо сложнее обстоит дело с источниками. В большинстве своем это лишь дошедшие до нас летописные своды, которые в большинстве своем носят довольно противоречивый характер, поскольку неоднократно переписывались и дополнялись разными авторами. Одним из таких источников является «Повесть временных лет», создание которой датируется X веком. Подобные источники можно исследовать в сборниках летописей – хрестоматиях древнерусской литературы. Одна из таких хрестоматий вышла под редакцией Д.И. Лихачева.

Большое количество литературы по данной теме было написано в советский период. Это работы Б.А. Рыбакова, в которых главной проблемой исследования является язычество. В своих фундаментальных трудах «Первые века русской истории», «Язычество древних славян», «Язычество Древней Руси» Борис Александрович не только исследует историю языческой веры, но и дает подробную характеристику языческих обрядов, рассказывает о языческих богах, их роли в духовной жизни славян. Труды Б.А. Рыбакова имеют огромную ценность в изучении данной темы.

Немалую важность для нашего исследования представляет работа Б.А. Рыбакова, А.С. Кайсарова и Г.А. Глинки «Мифы древних славян. Велесова книга», в которой систематизировано и исчерпывающе изложены характеристики славянских богов, их назначение.

Огромная работа по изучению славянской религии проделанаД.А. Гавриловым и А.Е. Наговицыным при создании книги «Боги славян. Язычество. Традиция». В ней мы можем найти материал не только по язычеству в целом, но по языческим обрядам, традициям поверьям.

Подробную характеристику язычества, его существование и значимость дают нам также работы Тихомирова «Древняя Русь», «История религии».

Изучению язычества посвящено немало работ и более позднего периода. К ним следует отнести работы А.В. Бородина, С.И. Куломзиной, А.Б. Безбородова, В.Г. Власова, В.В. Журавлева, Н.М. Никольского и других. Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемая проблема получила достаточно широкое отражение в литературе.

Характеристика источников:

Источниковую базу нашего исследования можно структурировать следующим образом:

1. Периодическая печать, в которой обсуждаются некоторые вопросы нашего исследования, дается их оценка («Наука и религия», «Слово», «Религия и философия», «Знание – сила»);

2. Хрестоматийный материал, который содержит в себе летописи, документы, что позволяет нам познакомиться с событиями глубокой древности в оценке современников ( «Художественная проза Киевской Руси XI – XIII вв»);

3. Словари, которые были использованы при определении ряда понятий, содержащихся в работе.

Цель исследования: Языческую религию в период существования Древнерусского государства выявить ее влияние на историко-культурное развитие Древней Руси.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть язычество, как изначальную религию Древней Руси;

2. Охарактеризовать языческих и христианских богов, показать их роль в языческой религии древних славян;

3. Дать характеристику языческих обрядов и праздников;

4. Объяснить историческое и культурное значение языческой религии.;

Методология исследования. Определив объект и предмет исследования, поставив цели и задачи, следует дать определения ряда основных понятий:

Волхв – человек, занимающийся обслуживанием и выполнением ритуальных действий, обладали даром психологического воздействия на людей, Составляли особый социальный слой;

Капище – место, где происходили моления и жертвоприношения. Представляли собой округлые или сложные по очертаниям земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами;

Обряд – набор действий, носящий религиозный характер;

Язычество – в буквальном смысле от слова «языки»-народы. В научном же определении – мировосприятие человека через природные явления.

В нашей работе использовались различные методы исследования: прежде всего это метод работы с литературой, проблемный метод, метод историзма.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Заключение

Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.

При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды. Приверженность молодого государства прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной политической самостоятельности. Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

Принятие христианства в очень малой степени изменило религиозный быт русской деревни X – XII вв. Единственным новшеством было прекращение трупосожжений. По ряду второстепенных признаков можно думать, что христианское учение о блаженном посмертном бытии «на том свете», как награда за терпение в этом мире, распространилось в деревне после

татарского нашествия и в результате первоначальных представлений о неизбывности иноземного ига. Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся тысячелетиями, не могли бесследно исчезнуть сразу после принятия новой веры.

Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе.

Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата, оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.

В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в. создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную, гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.

Список литературы

Список использованных источников:

1. Афанасьев Ю.Н. От истукана к иконе // Наука и религия, 1995 № 6, с. – 32-35

2. Афанасьев Ю.Н., Иванов В.В. и др. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры // Наука и жизнь, 1988 №6, с. – 23-32

3. Наука и религия, 1995 №6, с. – 32-35

4. Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19

5. Соловьев В.С. Языческий след // Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19

Список использованной литературы

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры – М.: Наука, 1990. – 198с.

2. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.

3. Бердышев С.Н. Древняя Русь – М.: ООО «ТД Изд-во Мир книги», 2007. – 240 с.

4. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: «Рефи – бук», 2002. – 464 с.

5. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. – 287с.

6. Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л.: Госполитиздат, 1953. – 568с.

7. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: ООО «ТД «Изд-во мир книги», 2007. – 240с.

8. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв./ Сост. Кузьмин А.Г., Карпова А.Ю. – М.: Наука, 1990. – 316с.

9. Зоц В.А. Несостоятельные претензии. (Критические очерки православно-богословской интерпретации проблем духовной культуры). – М.: Молодая гвардия, 1976. – 144с.

10. История религии. В 2 т. Т.1 Учебник/ В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. Школа, 2002. – 463с.

11. Изборник: Повести древней Руси/ Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко; вступит. статья Д. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1987. – 447с.

12. История России: учеб./ Дворниченко Ю.А., Ходяков М.В. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 472с.

13. История России. ХХ век / под ред. В.П. Дмитренко, - М.: АСТ, 2000. – 607с.

14. История России в новейшее время, 1945-2001 / под ред. Безбородова. – М.: АСТ, 2001. – 510с.

15. История религий в России: Учебник / под общ. Ред. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 592с.

16. Кацва Л.А., Юрганов А.Я. История России VIII-XV вв. – М.: МИРОС, 1997. – 187с.

17. Лобазова О.Ф. Религиоведение / под общ. Ред. Проф. Жукова В.И. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2004. – 384с.

18. Мень А. История религии. – М.: Изд-во «Форум-ИНФРА», 1999. – 224с.

19. Некрасова М.Б. История России: Учеб. Пособие. – М.: Юрайт-издат, 2005. – 157с.

20. Носова Г.А. Язычество в православии. – М.: Наука, 1975. – 150с.

21. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: Наука, 1964. – 240с.

22. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 753с.

23. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608с.

24. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Изд-во соц-но – экон-й лит-ры, 1960. – 812с.

25. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М.: Наука, 1975. – 430с.

Покупка готовой работы
Тема: «Язычество в Древней Руси»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика