Курсовая работа

«Язычество в Древней Руси»

  • 37 страниц(ы)
  • 2963 просмотров
фото автора

Автор: detka

Введение

Глава I. Боги и их назначение.

1.1. Главные боги язычества.

2.1. Духи и божества низшего сословия.

Глава II. Культовые обряды и праздники языческой религии.

1.2. Погребальная обрядность.

2.2. Земледельческий религиозный культ древних славян.

3.2. Религиозный культ в славянском городе.

Глава III. Значение славянской мифологии.

Заключение

Список использованной литературы и источников

Актуальность исследования:

Понять и принять историю родной страны таковой, какова она есть, без глубинного понимания веры, под сенью которой она народилась и сформировалась, невозможно.

Особенно в наше время, когда Россия стоит на пороге возможных великих свершений, когда перед ее народом открываются многие пути развития, - особое внимание заслуживают вопросы и проблемы изучения и принятия таких исторически важных для нашей страны фактов, как Крещение Руси и становление российской государственности с помощью христианства. История России знает много фактов и событий, когда христианская вера ее народа играла ключевые роли.

Однако, говоря о важности христианства, не стоит забывать исконно славянскую религию. В период высшего расцвета которой появилось Древнерусское государство. Такой религией было язычество.

Язычниками были первые князья Древней Руси, язычниками было практически все ее население. Язычество, по сути, и было государственной религией Руси до принятия христианства.

На всем протяжении истории русской земли параллельно с христианством неотступно следуют некоторые языческие обряды, праздники, поверья.

Стоит лишь начать перечислять праздники, обряды, приметы, к которым обращаемся мы сегодня, как возникает вопрос: какие из них истинно христианские, а какие принадлежат языческой вере?

Именно этот вопрос и определяет актуальность нашей работы. В ней мы постараемся рассмотреть языческую религию как самостоятельное явление русской культуры, сыгравшее немаловажную роль в ее развитии.

Объект исследования – Язычество как изначальная религия Древней Руси.

Предмет исследования – Языческие праздники, обряды, приметы. Их история и характерные черты.

Хронологические рамки исследования: за верхнюю границу нашего исследования мы взяли начало формирования Древнерусского государства. Официальной датой принято считать 861 год – призвание Рюрика. Однако правильнее будет считать началом Древнерусского государства 882 год – дату, когда к власти приходит князь Олег, который определяет столицу Руси – Киев и начинает «собирание земли» уже вокруг столицы.

За нижнюю границу мы взяли начало 13 века. Поскольку в это время происходит вторжение монголо-татарских племен на территорию Руси, что в значительной степени повлияло на дальнейший ход развития Древнерусского государства.

Территориальные рамки исследования: включают в себя общепринятые границы определения Древней Руси: от реки Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря. Естественно, что эти границы весьма условны и вызывают немало споров среди исследователей, поскольку происходило постоянное переселение и расселение славянских племен. Кроме того границы довольно часто изменялись и вследствие завоеваний древнерусскими князьями близлежащих территорий.

Историография темы: Язычество, история его существования в Древней Руси, обряды, праздники и вероучения этой религии являются одной из центральных проблем русской истории. Поэтому существует достаточно литературы, в той или иной мере затрагивающей данную проблему. Гораздо сложнее обстоит дело с источниками. В большинстве своем это лишь дошедшие до нас летописные своды, которые в большинстве своем носят довольно противоречивый характер, поскольку неоднократно переписывались и дополнялись разными авторами. Одним из таких источников является «Повесть временных лет», создание которой датируется X веком. Подобные источники можно исследовать в сборниках летописей – хрестоматиях древнерусской литературы. Одна из таких хрестоматий вышла под редакцией Д.И. Лихачева.

Большое количество литературы по данной теме было написано в советский период. Это работы Б.А. Рыбакова, в которых главной проблемой исследования является язычество. В своих фундаментальных трудах «Первые века русской истории», «Язычество древних славян», «Язычество Древней Руси» Борис Александрович не только исследует историю языческой веры, но и дает подробную характеристику языческих обрядов, рассказывает о языческих богах, их роли в духовной жизни славян. Труды Б.А. Рыбакова имеют огромную ценность в изучении данной темы.

Немалую важность для нашего исследования представляет работа Б.А. Рыбакова, А.С. Кайсарова и Г.А. Глинки «Мифы древних славян. Велесова книга», в которой систематизировано и исчерпывающе изложены характеристики славянских богов, их назначение.

Огромная работа по изучению славянской религии проделанаД.А. Гавриловым и А.Е. Наговицыным при создании книги «Боги славян. Язычество. Традиция». В ней мы можем найти материал не только по язычеству в целом, но по языческим обрядам, традициям поверьям.

Подробную характеристику язычества, его существование и значимость дают нам также работы Тихомирова «Древняя Русь», «История религии».

Изучению язычества посвящено немало работ и более позднего периода. К ним следует отнести работы А.В. Бородина, С.И. Куломзиной, А.Б. Безбородова, В.Г. Власова, В.В. Журавлева, Н.М. Никольского и других. Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемая проблема получила достаточно широкое отражение в литературе.

Характеристика источников:

Источниковую базу нашего исследования можно структурировать следующим образом:

1. Периодическая печать, в которой обсуждаются некоторые вопросы нашего исследования, дается их оценка («Наука и религия», «Слово», «Религия и философия», «Знание – сила»);

2. Хрестоматийный материал, который содержит в себе летописи, документы, что позволяет нам познакомиться с событиями глубокой древности в оценке современников ( «Художественная проза Киевской Руси XI – XIII вв»);

3. Словари, которые были использованы при определении ряда понятий, содержащихся в работе.

Цель исследования: Языческую религию в период существования Древнерусского государства выявить ее влияние на историко-культурное развитие Древней Руси.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть язычество, как изначальную религию Древней Руси;

2. Охарактеризовать языческих и христианских богов, показать их роль в языческой религии древних славян;

3. Дать характеристику языческих обрядов и праздников;

4. Объяснить историческое и культурное значение языческой религии.;

Методология исследования. Определив объект и предмет исследования, поставив цели и задачи, следует дать определения ряда основных понятий:

Волхв – человек, занимающийся обслуживанием и выполнением ритуальных действий, обладали даром психологического воздействия на людей, Составляли особый социальный слой;

Капище – место, где происходили моления и жертвоприношения. Представляли собой округлые или сложные по очертаниям земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами;

Обряд – набор действий, носящий религиозный характер;

Язычество – в буквальном смысле от слова «языки»-народы. В научном же определении – мировосприятие человека через природные явления.

В нашей работе использовались различные методы исследования: прежде всего это метод работы с литературой, проблемный метод, метод историзма.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.

Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.

При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды. Приверженность молодого государства прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной политической самостоятельности. Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.

Принятие христианства в очень малой степени изменило религиозный быт русской деревни X – XII вв. Единственным новшеством было прекращение трупосожжений. По ряду второстепенных признаков можно думать, что христианское учение о блаженном посмертном бытии «на том свете», как награда за терпение в этом мире, распространилось в деревне после

татарского нашествия и в результате первоначальных представлений о неизбывности иноземного ига. Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся тысячелетиями, не могли бесследно исчезнуть сразу после принятия новой веры.

Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений против язычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе.

Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата, оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.

В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в. создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную, гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в.

Список использованных источников:

1. Афанасьев Ю.Н. От истукана к иконе // Наука и религия, 1995 № 6, с. – 32-35

2. Афанасьев Ю.Н., Иванов В.В. и др. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры // Наука и жизнь, 1988 №6, с. – 23-32

3. Наука и религия, 1995 №6, с. – 32-35

4. Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19

5. Соловьев В.С. Языческий след // Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19

Список использованной литературы

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры – М.: Наука, 1990. – 198с.

2. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.

3. Бердышев С.Н. Древняя Русь – М.: ООО «ТД Изд-во Мир книги», 2007. – 240 с.

4. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: «Рефи – бук», 2002. – 464 с.

5. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. – 287с.

6. Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л.: Госполитиздат, 1953. – 568с.

7. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: ООО «ТД «Изд-во мир книги», 2007. – 240с.

8. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв./ Сост. Кузьмин А.Г., Карпова А.Ю. – М.: Наука, 1990. – 316с.

9. Зоц В.А. Несостоятельные претензии. (Критические очерки православно-богословской интерпретации проблем духовной культуры). – М.: Молодая гвардия, 1976. – 144с.

10. История религии. В 2 т. Т.1 Учебник/ В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. Школа, 2002. – 463с.

11. Изборник: Повести древней Руси/ Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко; вступит. статья Д. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1987. – 447с.

12. История России: учеб./ Дворниченко Ю.А., Ходяков М.В. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 472с.

13. История России. ХХ век / под ред. В.П. Дмитренко, - М.: АСТ, 2000. – 607с.

14. История России в новейшее время, 1945-2001 / под ред. Безбородова. – М.: АСТ, 2001. – 510с.

15. История религий в России: Учебник / под общ. Ред. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 592с.

16. Кацва Л.А., Юрганов А.Я. История России VIII-XV вв. – М.: МИРОС, 1997. – 187с.

17. Лобазова О.Ф. Религиоведение / под общ. Ред. Проф. Жукова В.И. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2004. – 384с.

18. Мень А. История религии. – М.: Изд-во «Форум-ИНФРА», 1999. – 224с.

19. Некрасова М.Б. История России: Учеб. Пособие. – М.: Юрайт-издат, 2005. – 157с.

20. Носова Г.А. Язычество в православии. – М.: Наука, 1975. – 150с.

21. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: Наука, 1964. – 240с.

22. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 753с.

23. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608с.

24. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Изд-во соц-но – экон-й лит-ры, 1960. – 812с.

25. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М.: Наука, 1975. – 430с.

Покупка готовой работы
Тема: «Язычество в Древней Руси»
Раздел: История
Тип: Курсовая работа
Страниц: 37
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика