Дипломная работа
«Язычество и христианство в Древней Руси»
- 58 страниц
Глава I. Русь языческая.
1.1. Боги и их назначение. 11
2.1. Культовые обряды и праздники языческой религии. 20
Глава II. Процесс и значение принятия христианства.
1.2. Христианство на Руси до официального принятия. Крещение Руси. 31
2.2. Историческое значение принятия христианства. 40
3.2. . Двоеверие как результат взаимодействия двух религий. 48
Заключение 52
Список использованной литературы и источников 54
Актуальность исследования:
Понять и принять историю родной страны таковой, какова она есть, без глубинного понимания веры, под сенью которой она народилась и сформировалась, невозможно.
Особенно в наше время, когда Россия стоит на пороге возможных великих свершений, когда перед ее народом открываются многие пути развития, - особое внимание заслуживают вопросы и проблемы изучения и принятия таких исторически важных для нашей страны фактов, как Крещение Руси и становление российской государственности с помощью христианства. История России знает много фактов и событий, когда христианская вера ее народа играла ключевые роли.
Однако, говоря о важности христианства, не стоит забывать исконно славянскую религию. В период высшего расцвета которой появилось Древнерусское государство. Такой религией было язычество.
Язычниками были первые князья Древней Руси, язычниками было практически все ее население. Язычество, по сути, и было государственной религией Руси до принятия христианства.
На всем протяжении истории русской земли параллельно с христианством неотступно следуют некоторые языческие обряды, праздники, поверья.
Стоит лишь начать перечислять праздники, обряды, приметы, к которым обращаемся мы сегодня, как возникает вопрос: какие из них истинно христианские, а какие принадлежат языческой вере?
Именно этот вопрос и определяет актуальность нашей работы. В ней мы постараемся рассмотреть христианство и языческую религию и как самостоятельные явления, и их неразрывное сосуществование и возникающие между ними противоречия и конфликты.
Значимость выбранной темы можно рассматривать с двух сторон: с научной и с практической.
Научная значимость обусловлена тем, что данная тема именно в таком варианте рассматривалась мало, а обсуждения христианства и язычества как двух религиозных течений Древнерусского государства с объективной точки зрения нет практически ни у одного исследователя, рассматривавшего данную проблему.
Общественная значимость работы формируется главным образом социальным заказом, то есть интересом общества к изучаемому вопросу. Как было сказано выше, в настоящее время возрос интерес человечества к своей истории: истории своей страны и своего народа. А поскольку религия является неотъемлемой частью этой истории, то, следовательно, увеличился интерес и к ее истокам и особенностям. Кроме того, данная работа может служить дополнительным материалом при изучении религиозной жизни Древней Руси в различных учебных заведениях, а также быть полезной для всех, кто интересуется историей России.
Объект исследования – христианство и язычество как две религии Древнерусского государства.
Предмет исследования – языческие и христианские праздники, обряды, приметы. Их история, схожие черты и противоположности.
Хронологические рамки исследования: за верхнюю границу нашего исследования мы взяли начало формирования Древнерусского государства. Официальной датой принято считать 861 год – призвание Рюрика. Однако правильнее будет считать началом Древнерусского государства 882 год – дату, когда к власти приходит князь Олег, который определяет столицу Руси – Киев и начинает «собирание земли» уже вокруг столицы.
За нижнюю границу мы взяли начало 13 века. Поскольку в это время происходит вторжение монголо-татарских племен на территорию Руси, что в значительной степени повлияло на дальнейший ход развития Древнерусского государства.
Территориальные рамки исследования: включают в себя общепринятые границы определения Древней Руси: от реки Вислы до Волги и от Балтики до Черного моря. Естественно, что эти границы весьма условны и вызывают немало споров среди исследователей, поскольку происходило постоянное переселение и расселение славянских племен. Кроме того границы довольно часто изменялись и вследствие завоеваний древнерусскими князьями близлежащих территорий.
Историография темы: язычество и христианство, история их существования в Древней Руси, обряды, праздники и вероучения этих религий являются одной из центральных проблем русской истории. Поэтому существует достаточно литературы, в той или иной мере затрагивающей данную проблему. Гораздо сложнее обстоит дело с источниками. В большинстве своем это лишь дошедшие до нас летописные своды, которые в большинстве своем носят довольно противоречивый характер, поскольку неоднократно переписывались и дополнялись разными авторами. Одним из таких источников является «Повесть временных лет», создание которой датируется X веком. Подобные источники можно исследовать в сборниках летописей – хрестоматиях древнерусской литературы. Одна из таких хрестоматий вышла под редакцией Д.И. Лихачева.
Большое количество литературы по данной теме было написано в советский период. Это работы Б.А. Рыбакова., Н.С. Гордиенко, М.Н. Тихомирова, В.А. Зоц, Г.А. Носовой, А.И. Клибанова, Д.И. Сидорова, В.Е. Титова, И.С. Свенцицкой, Л.И. Емелях и Я.Я. Кожурина, С.Ф. Платонова, В.О. Ключевского, С.М. Соловьева, А.Г. Кузьмина, И.Я. Фроянова, Б.Д. Грекова.
Изучению язычества и христианства посвящено немало работ и более позднего периода. К ним следует отнести работы А.В. Бородина, С.И. Куломзиной, А.Б. Безбородова, В.Г. Власова, В.В. Журавлева, Н.М. Никольского и других. Таким образом, можно сделать вывод, что исследуемая проблема получила достаточно широкое отражение в литературе.
Характеристика литературы и источников:
Источниковую базу нашего исследования можно структурировать следующим образом:
1. Периодическая печать, в которой обсуждаются некоторые вопросы нашего исследования, дается их оценка («Наука и религия», «Слово», «Религия и философия», «Знание – сила»);
2. Хрестоматийный материал, который содержит в себе летописи, документы, что позволяет нам познакомиться с событиями глубокой древности в оценке современников ( «Художественная проза Киевской Руси XI – XIII вв»);
3. Словари, которые были использованы при определении ряда понятий, содержащихся в работе.
Для характеристики литературы мы использовали проблемный подход, поэтому, согласно выбранной теме и структуре работы, исследуемую литературу можно классифицировать следующим образом:
1. Работы, в которых главной проблемой исследования является язычество. Огромный вклад в освещение этого вопроса внес академик Борис Александрович Рыбаков. В своих фундаментальных трудах «первые века русской истории», «Язычество древних славян», «Язычество Древней Руси» Борис Александрович не только исследует историю языческой веры, но и дает подробную характеристику языческих обрядов, рассказывает о языческих богах, их роли в духовной жизни славян. Труды Б.А. Рыбакова имеют огромную ценность в изучении данной темы.
Немалую важность для нашего исследования представляет работа Б.А. Рыбакова, А.С. Кайсарова и Г.А. Глинки «Мифы древних славян. Велесова книга», в которой систематизировано и исчерпывающе изложены характеристики славянских богов, их назначение.
Огромная работа по изучению славянской религии проделанаД.А. Гавриловым и А.Е. Наговицыным при создании книги «Боги славян.
Язычество. Традиция». В ней мы можем найти материал не только по язычеству в целом, но по языческим обрядам, традициям поверьям.
Подробную характеристику язычества, его существование и значимость дают нам также работы Тихомирова «Древняя Русь», «История религии».
2. Принятие и становление христианства как государственной религии Древней Руси являлось и является спорным вопросом для исследователей этой темы в разные периоды развития отечественной исторической науки.
Здесь следует особо отметить работы советского периода, когда многие исследователи придерживались научного атеизма, с позиции которого и оценивалось христианство и его роль в истории России.
Нельзя не согласиться с Н.С. Гордиенко, который в своей работе «Крещение Руси: факты против легенд и мифов» дает оценку христианству, как религии
классового общества, поскольку именно внутри- и внешнеполитические факторы повлияли главным образом на принятие Владимиром новой веры. Но неправильно было бы считать 988 год «начальной фазой» крещения Руси, так как к этому времени христианское вероучение уже существовало на Руси.
Другой автор – Д.И. Сидоров – провел огромную исследовательскую работу по изучению христианских обрядов, постов, праздников. Но и в его работе «О христианских праздниках, постах и обрядах» четко прослеживается позиция атеиста.
Однако, если обращаться к значимости этих работ для нашего исследования, то нельзя не отметить наличие в них большого фактического материала.
Поэтому большой интерес для нас также представляют работы Н.М. Никольского «История русской церкви», Л.И. Емелях «Происхождение христианского культа», В.Е. Титова «Православие», Л.И. Емелях и Я.Я. Кожурина «Советская историографическая наука о крещении Руси», Г.Л. Курбатова, И.Я. Фроянова, Э.Д. Фролова «Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь». Эта работа замечательна еще и тем, что в ней мы можем проследить путь становления христианства не только в Древней Руси,
но и узнать, как это происходило в Византии, а также какое место занимала христианская вера в античном мире.
Особого внимания заслуживают работы современных авторов: Т.С. Ереминой «Русский православный храм. История. Символика. Предания», В.Г. Власова «Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси», А.А. Козыревой «Тайны крещения Руси», которые дают современную оценку событиям глубокой древности.
Так, например, в своей работе А.А. Козырева пытается найти ответы на вопросы, волнующие многих исследователей: как наши предки пришли к принятию христианской религии, кем был сделан выбор в пользу христианства, кто первым принял крещение в Древней Руси, как распространялось и укоренялось на Руси православие.
3. Существование язычества на Руси, принятие христианства, их постоянная борьба и сосуществование породили такое явление как духовный синкретизм, или двоеверие. Это не могло не найти отражение в работах историков-исследователей. В той или иной мере эту проблему в своих трудах затрагивают многие вышеупомянутые авторы, в частности, Б.А. Рыбаков, Н.С. Гордиенко, Л.И. Емелях.
Особое внимание изучению этой проблемы уделяет Г.А. Носова в своей работе «Язычество в православии», С.М.Жук «Киевская Русь», С.М. Бердышев «Древняя Русь», А.И. Клибанов «Русское православие: вехи истории».
И в заключение стоит сказать о работах, которые помогли нам определить хронологические и территориальные рамки нашего исследования. Это работы Б.Д. Грекова «Киевская Русь», С.Ф. Платонова «Учебник русской истории», В.О. Ключевский «Курс русской истории», С.М. Соловьев «История России с древнейших времен», Е.В. Анисимова «История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Факты».
Цель исследования: изучить языческую и христианскую религии в период существования Древнерусского государства, определить их взаимосвязь и
противоречия, выявить их влияние на историко-культурное развитие Древней Руси посредством сопоставления, сравнения и анализа традиций, обрядов, примет двух религий.
Задачи исследования:
1. Выявить и изучить литературу по данной теме;
2. Рассмотреть язычество, как изначальную религию Древней Руси;
3. Охарактеризовать языческих и христианских богов, показать их роль в языческой религии древних славян;
4. Дать характеристику языческих обрядов и праздников;
5. Выявить время первого проникновения христианства на Русь и проследить его путь до официального принятия;
6. Объяснить историческое и культурное значение принятия христианства;
7. Охарактеризовать двоеверие, как результат слияния двух религий.
Методология исследования. Определив объект и предмет исследования, поставив цели и задачи, следует дать определения ряда основных понятий:
Волхв – человек, занимающийся обслуживанием и выполнением ритуальных действий, обладали даром психологического воздействия на людей, Составляли особый социальный слой;
Двоеверие – явление, представляющее собой слияние и взаимопроникновение двух религиозных течений;
Изборник – сборник произведений древнерусской литературы правового или богослужебного характера;
Капище – место, где происходили моления и жертвоприношения. Представляли собой округлые или сложные по очертаниям земляные и деревянные сооружения на возвышенных местах или насыпях, окруженные валами или рвами;
Обряд – набор действий, носящий религиозный характер;
Постриг – христианский обряд посвящения в духовный сан;
Православие – одно из основных и старейших направлений христианства. Возникло с разделением Римской империи в 395 г. на западную и восточную.
Христианство – одна из трех мировых религий, основанная на вере в Бога, как высшей силе этого мира;
Язычество – в буквальном смысле от слова «языки»-народы. В научном же определении – мировосприятие человека через природные явления.
В нашей работе использовались различные методы исследования: прежде всего это метод работы с литературой, проблемный метод, метод историзма, который был использован при рассмотрении христианства с момента его появления на Руси до начала XIII века.
Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.
Первая глава состоит из двух параграфов, в которых рассказывается о языческой религии в Древней Руси, ее богах и обрядности. В этой главе мы приходим к выводу, что язычество имело огромное значение для духовного развития Древней Руси, оно было уникальным, самобытным явлением славянской культуры и оставило нам богатое наследие в виде различных примет, поверий, сказок.
Вторая глава содержит три параграфа, в первом из которых мы рассматриваем христианство на Руси, его появление и путь до официального принятия, а также непосредственно само обращение Руси в православную веру; второй параграф посвящен определению исторического и культурного значения крещения Древней Руси; в третьем параграфе мы изучаем проблему двоеверия, как уникального явления духовной культуры Древней Руси. В заключение мы
приходим к выводу, что, несмотря на официальное утверждение новой веры – христианства, язычество по-прежнему продолжало существовать в религиозной жизни древнего славянина, то противоборствуя новой вере, то сливаясь с ней и образуя своеобразное «русское православие».
Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.
Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками.
Выбор веры - один из постоянных сюжетов мировой культуры. Интересен не только сам факт обращения Киевской Руси к византийскому варианту христианства, но и то, как он мотивировался.
Выбор восточной ветви христианства — православия — был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период сформировалась необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающий под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависела от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование византий-ской культуры не лишало Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным
государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связывало богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешала отправление религиозного культа на национальном языке.
Христианство, заимствованное от греков, и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первая — борьба за свою национальную
церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией к самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим, не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека-митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось не двоеверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все, что попадало извне.
Список использованных источников
1. Афанасьев Ю.Н. От истукана к иконе // Наука и религия, 1995 № 6, с. – 32-35
2. Афанасьев Ю.Н., Иванов В.В. и др. Крещение Руси. Вопросы истории и культуры // Наука и жизнь, 1988 №6, с. – 23-32
3. Наука и религия, 1995 №6, с. – 32-35
4. Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19
5. Соловьев В.С. Языческий след // Слово, 1996 №7-8, с. – 18-19
6. Фурман В. Выбор князя Владимира // Вопросы филисофии. – 1988 №6, с. – 90-104
7. Христианство на Руси ( Беседа за круглым столом в редакции журнала «Знание – сила») // Знание – сила, 1988 №8, с. – 36-43
Список использованной литературы
1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры – М.: Наука, 1990. – 198с.
2. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. – СПб.: Питер, 2006. – 480 с.
3. Армор М. Путеводитель по Библии: времена, сюжеты// Пер. с англ. Е. Артемьевой. – Восточно-европейская миссия, Сибирские учебники, 2007. – 352 с.
4. Бердышев С.Н. Древняя Русь – М.: ООО «ТД Изд-во Мир книги», 2007. – 240 с.
5. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной культуры: Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Изд-й дом «Покров», 2003. – 288 с.
6. Введение христианства на Руси/ Инст – т философии. Отв. ред. Сухов А.Д. – М.: Мысль, 1987. – 302 с.
7. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси. – М.: Знание, 1992. – 64 с.
8. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. – М.: «Рефи – бук», 2002. – 464 с.
9. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: факты против легенд и мифов. – Л.: Лениздат, 1986. – 287с.
10. Греков Б.Д. Киевская Русь. – Л.: Госполитиздат, 1953. – 568с.
11. Емелях Л.И., Кожурин Я.Я. Советская историческая наука о крещении Руси. – Л.: Знание, 1986. – 32с.
12. Емелях Л.И. Происхождение христианского культа. – Л.: Лениздат, 1971. – 200с.
13. Еремина Т.С. Русский православный храм. История. Символика. Предания. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 464с.
14. Жук С.М. Киевская Русь. – М.: ООО «ТД «Изд-во мир книги», 2007. – 240с.
15. Замалеев А.Ф., Овчинникова Е.А. Еретики и ортодоксы: Очерки древнерусской духовности. – Л.: Лениздат, 1991. – 207с.
16. Захаревич А.В. История Отечества. – М.: «Дашков и К», 2006. – 123с.
17. Златоструй. Древняя Русь XI-XIII вв./ Сост. Кузьмин А.Г., Карпова А.Ю. – М.: Наука, 1990. – 316с.
18. Зоц В.А. Несостоятельные претензии. (Критические очерки православно-богословской интерпретации проблем духовной культуры). – М.: Молодая гвардия, 1976. – 144с.
19. История религии. В 2 т. Т.1 Учебник/ В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; под общей ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высш. Школа, 2002. – 463с.
20. Изборник: Повести древней Руси/ Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко; вступит. статья Д. Лихачева. – М.: Худож. лит., 1987. – 447с.
21. История России: учеб./ Дворниченко Ю.А., Ходяков М.В. – М.: Изд-во Проспект, 2006. – 472с.
22. История России. ХХ век / под ред. В.П. Дмитренко, - М.: АСТ, 2000. – 607с.
23. История России в новейшее время, 1945-2001 / под ред. Безбородова. – М.: АСТ, 2001. – 510с.
24. История религий в России: Учебник / под общ. Ред. Н.А. Трофимчука. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 592с.
25. Кацва Л.А., Юрганов А.Я. История России VIII-XV вв. – М.: МИРОС, 1997. – 187с.
26. Карев А.В., Сомов К.В. История христианства. – М.: Изд-во ФСЕХБ, 1993. – 361с.
27. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.1 Курс русской истории. Ч.1 / под ред. В.Л. Янина. – М.: Мысль, 1987. – 430с.
28. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – 334с.
29. Каутский К. Происхождение христианства: пер. с нем. – М.: Политиздат,1990. – 463с.
30. Козырева А.А. Тайны крещения Руси. – М.: Оникс, 2007. – 384с.
31. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга. – Саратов.: Надежда, 1993. – 320с.
32. Кузьмин А.Г. Падение Перуна. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 240с.
33. Лихачев Д.С. Земля родная. – М.: Политиздат, 1983. – 243с.
34. Лобазова О.Ф. Религиоведение / под общ. Ред. Проф. Жукова В.И. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2004. – 384с.
35. Мень А. История религии. – М.: Изд-во «Форум-ИНФРА», 1999. – 224с.
36. Некрасова М.Б. История России: Учеб. Пособие. – М.: Юрайт-издат, 2005. – 157с.
37. Носова Г.А. Язычество в православии. – М.: Наука, 1975. – 150с.
38. Никольский Н.М. История русской церкви. – Мн.: Беларусь, 1990. – 541с.
39. Осипов А.А. Спасы. – М.: Политиздат, 1965. – 63 с.
40. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. – М.: Прогресс, 1992. – 400с.
41. Пинчук Л.Т. Ильин день. – М.: Политиздат, 1966. – 78с.
42. Политическая история России / под ред. В.В. Журавлева. – М.: Юрист,1998. – 696с.
43. Религия в истории и культуре / под ред. М.Г. Писманика. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 430с.
44. Русское православие: вехи истории / науч. Ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – 719с.
45. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.: Наука, 1964. – 240с.
46. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука, 1987. – 753с.
47. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 608с.
48. Религия и церковь в истории России / под общ. ред. Сахарова А.М. – М.: Мысль, 1975. – 235с.
49. Рассказы о святых / Сост. Куломзина С. – М.: Паломник, 2002. – 174с.
50. Сидоров Д.И. О христианских праздниках, постах и обрядах. –М.: Воен. Изд-во Мин. Обороны СССР, 1959. – 205с.
51. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. – М.: Политиздат, 1988. – 336с.
52. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Изд-во соц-но – экон-й лит-ры, 1960. – 812с.
53. Титов В.Е. Православие. – М.: Политиздат, 1974. – 328с.
54. Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М.: Наука, 1975. – 430с.
55. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Предисл. Лихачева Д.С. и Меня А.В. – М.: Наука, 1990. – 352с.
56. Фроянов И.Я. Исторические условия Крещения Руси. – М.:Наука, 1979. -215с.
Тема: | «Язычество и христианство в Древней Руси» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 58 | |
Цена: | 6000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика