Курсовая работа
«Социально-экономические учения Ксенофонта, Платона и Аристотеля»
- 29 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ КСЕНОФОНТА И ПЛАТОНА 5
1.1 Социально-экономическое учение Ксенофонта 5
1.2 Вклад Платона в экономическую теорию 9
2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ 16
2.1 Сущность социального устройства и понятие собственности в учении Аристотеля 16
2.2 Экономическое устройство общества по Аристотелю 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
В классический период развития Древней Греции экономическая мысль греков развивалась в разных направлениях, находила отражение в письменности, все больше проявляя профессионализм в решении экономических проблем. Объектом специального анализа они становятся в трудах Ксенофонта (444-355рр. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н. э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Экономические взгляды Ксенофонта, Платона и Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократическими Афинами и олигархической Спартой.
В начале третьего тысячелетия наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества экономистов жившего в эпоху великих потрясений. Как уж отмечалось выше, мир Ксенофнонта, Аристотеля и Платона – это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского. Это делает актуальным изучение их наследия сейчас, когда мир постоянно находится в становленческом, переходном состоянии. Изучение социально-экономических идей Аристотеля и Платона поможет понять причину противоречия в политических учениях двух философов и позволит судить – опираясь на опыт современности о реальности моделей идеального государства, предложенных величайшими умами античности.
Целью данной работы является анализ социально-экономических ас-пектов учений Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
• анализ основных аспектов социально-экономического учения Ксенофонта;
• анализ основных положений социально-экономического учения Аристотеля;
• изучение сущности социального устройства и понятия собст-венности в учении Аристотеля;
• анализ экономического устройства общества по Аристотелю.
Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Экономическая мысль греков в IV в. до н. э. достигла небывалого расцвета. Наглядное представление об этом дают сочинения Ксенофонта, современника Платона и предшественника Аристотеля.
Свои экономические воззрения Ксенофонт излагал во многих работах, но главным образом в сочинении «Домострой» в форме беседы Сократа и Критобула. Время написания этого сочинения остается неизвестным. В решении экономических проблем того времени Ксенофонт обнаруживает теоретическую зрелость, обширную эрудицию, наблюдательность и последовательность.
В своих экономических взглядах Ксенофонт выступал в поддержку рабовладельческого строя. Он идеализировал политический деспотизм Персии, уверяя, что государство Кира было «самым великолепным и самым могущественным из государств Азии». Но особенно характерным для него было восхищение законами Ликурга, спартанскими порядками, которые противопоставлялись полисной демократии Афин . В небольшом сочинении «Лакедемонское государство» Ксенофонт одобрял сисситии (общие трапезы спартиатов), поскольку никто «не оказывается рабом пищи» или вина, считал полезным запрет того, «что имеет отношение к прибыли», поддерживал введение железных денег, которые нельзя скрыть «ни от хозяина, ни от рабов». Одобрялись им также штрафы за хранение и накопление золота и серебра, в результате чего обогащение доставляло «гораздо более неприятностей, чем удовольствий».
Лагерная жизнь и жестокая дисциплина спартанцев также вызывали восхищение Ксенофонта. Зато он огорчался, что законы Ликурга начинают терять значение и если раньше спартанцы «боялись показать деньги», то теперь даже гордятся ими.
Основная форма экономического мышления Ксенофонта, Платона и Аристотеля – это система взглядов на ведение частного ра-бовладельческого хозяйства. Об экономической рациональности и продук-тивности говорится преимущественно в виде практических рекомендаций. При этом большое внимание уделяется вопросам хозяйственной этики.
Основной труд Ксенофонта – «Домострой» посвящен вопросам организации домохозяйства. Он посвящен всем вопросам домохозяйства организации труда, управлению технологии земледелия и т.п. и, таким образом, имеет не только теоретическое, но и практическое значение для разрешения экономических вопросов того времени. Именно Ксенофонтом впервые из всех экономистов осознан важный экономический закон: разви-тие разделения труда ведёт к росту рынка. Он одновременно рассматривал и двойственную природу товара его два свойства: потребительную и ме-новую стоимость (назначение товара).
Экономическое учение Платона основано на идее жесткой государст-венной регламентации экономических отношений и ограничении потребле-ния, имея конечной целью достижение равенства.
Социально-экономическое учение Аристотеля завершает и подытоживает развитие экономических идей в эпоху античной классики. Как и его учитель Платон, Аристотель ориентируется в своей философии на античный полис как сообщество свободных граждан, придает большое значение классификации форм государства и построению идеального государства – по аналогии с полисом небольшого по территории и количеству населения и т.п. Вместе с тем, обращаясь к опыту, практике, Аристотель критикует и переосмысливает многие существенные аспекты философии Платона, в том числе и в области экономики. Главный вклад Аристотеля в экономическую науку состоит в том, что он попытался теоре-тически осознать основу рыночной мены или сущность цены.
В заключение необходимо также заметить, что философское толкова-ние экономического строения общества Аристотеля носит и прогности-ческий характер. Теория «среднего элемента» как нельзя более подходит к государственному устройству современных развитых стран, где обострение классовой борьбы, предсказанное Марксом, не произошло благодаря расширению «среднего класса». Таким образом, представления о совершенном государстве Аристотеля более реальны, чем идеальное, требующее разрушения всех существующих форм экономического и политического взаимодействия, общественное устройство Платона.
1. Антология мировой философии. – М., 1969.
2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1993. Т.1.
3. Бартенев С.А. История экономических учений. – М., 2007.
4. Войтов А.Г. История экономических учений. Краткий курс. – М., 2002.
5. Всемирная история экономической мысли. Том. 1. /Под ред. А.Я. Фаминского. – М.: Мысль, 1987.
6. Злупко С.М. История экономической теории. Учебное пособие. – Киев: Знание, 2005.
7. Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики: Платон. // История отечественного государства и права. 2008. №15.
8. Луковская Д.И. Политико-правовые учения эпохи античной классики: Аристотель. // История государства и права. 2008. №16.
9. Роньшина Н.И. История экономических учений. – М., 2006.
10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшее образование, 1981.
11. Ядгаров Я.С.История экономических учений. – М.:Инфра-М, 2006.
Тема: | «Социально-экономические учения Ксенофонта, Платона и Аристотеля» | |
Раздел: | История экономических учений | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 450 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Социально-экономическое положение и перспективы развития Курганской области
Контрольная работа:
Социально-экономическая справедливость как основа социального государства
Контрольная работа:
Прогнозирование социально-экономического развития города: сущность, содержание, особенности
Дипломная работа:
Мониторинг социально-экономического развития
Дипломная работа:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН (на примере МО Динской район)