Курсовая работа

«Социокультурная реабилитация инвалидов»

  • 36 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ФОРМА ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ 6

1.1 Инвалидность как социальная проблема 6

1.2 Теоретические подходы к исследованию инвалидов и факторов их реабилитации 11

2. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 18

2.1 Содержание и методы социокультурной реабилитации инвалидов 18

2.2 Педагогическая технология социокультурной реабилитации средствами глубинного общения 26

2.3 Организационно-педагогическая модель формирования жизненной устойчивости инвалидов 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Введение

Конституция Российской Федерации (1993 г.), провозгласившая Россию социальным государством, предусматривает создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, гарантирует инвалидам равные с другими гражданами права и свободы. На современном этапе это стало одной из важнейших задач государства и его органов здравоохранения, социальной защиты населения, образования, занятости, культуры, физической культуры и спорта.

Одной из основных задач социально-экономического развития является обеспечение всем лицам доступа к любым сферам жизни общества. Государством рекомендовано содействовать доступности и возможности ис-пользования таких культурно-просветительских учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки, применять специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам и театральным спектаклям. Инвалиды относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе, в решении вопросов досуга.

Общество заинтересовано в том, чтобы всем его членам были предоставлены достойные условия существования. Именно на достижение этих гуманных целей была направлена деятельность педагогов-просветителей, стремящихся найти пути для обучения инвалидов, для их социокультурной реабилитации.

В России возникновение училищ для детей-инвалидов относится к началу XIX в. Тогда же в их стенах организуются первые библиотеки, ориентированные на специфические запросы детей с физическими недостатками (слепых, глухих). Все XIX столетие отмечено самоотверженными усилиями педагогов, врачей, библиотекарей и священнослужителей, направленными на облегчение участи детей-инвалидов, на предоставление им возможности пользоваться книгами. Такими подвижниками были доктор медицины А.И. Скребицкий (1827-1915), первопечатница книг по системе Брайля в России А.А. Адлер (1856-1924), видный государственный и общественный деятель К.К. Грот (1815-1897), епископ Г.Г. Дикгоф (1833-1911) и др.

Все училища и библиотеки для слепых в России, созданные в конце XIX и начале XX вв., руководствовались в своей деятельности одной и той же целью – воспитывать детей в добром и хорошем, развивать в них стремление к возвышенному и идеальному. Дети получали возможность почувствовать, что они могут посредством книг так же приобретать знания, так же развиваться, как и зрячие.

Приверженность к высоким моральным ценностям была характерной чертой тех, кто занимался воспитанием и образованием инвалидов. А.И. Скребицкий писал: «Только люди с сердцем могут идти на труд, при котором на каждом шагу предстоит соприкасаться с телесным и нравственным недугом; где нужно хроническое терпение, ежеминутная готовность помогать; неутомимость в приискании видов помощи». Эти качества из поколения в поколение передавались работниками, занятыми в сфере социокультурной реабилитации инвалидов.

После Октябрьского переворота 1917 г. были выдвинуты новые, предельно идеологизированные требования к заботе об инвалидах. В советский период отношение к инвалидам не отличалось гуманностью, поскольку их искусственная изоляция в рамках специальных школ, интернатов, медицинских учреждений разъединяла большую часть населения и людей, нуждающихся в поддержке. Все это обусловливало равнодушие к ним со стороны общества.

Долгое время считалось, что никакой «надклассовой» морали не существовало и не существует. Разговор об общечеловеческой морали рассматривался как предрассудок. В соответствии с этим решался и вопрос о пропаганде общечеловеческих интересов и ценностей. Такие понятия, как милосердие, благотворительность, человеколюбие, отражающие общечеловеческие ценности и положенные в основу социокультурной реабилитации инвалидов, вышли из употребления и воспринимались как ар-хаизмы.

В годы перестройки и в постсоветский период происходит восстановле-ние престижа общечеловеческих ценностей. И в этих условиях тема социокультурной реабилитации инвалидов является актуальной.

Цель работы – анализ социокультурной реабилитации инвалидов в со-временной России. Из поставленной цели вытекают следующие задачи работы:

• Анализ сущности инвалидности с социальных позиций.

• Изучение основных принципов реабилитации.

• Анализ целей, методов и средств социокультурной реабилитации

• Построение основных принципов организационно-педагогической модели социокультурной реабилитации.

Социокультурная реабилитация инвалидов рассматривается в работах С. Братченко, Г.Л. Зуевой, В.И. Курбатова, Т.В. Зозули, Е.И. Холостова, В.В. Чешихина. Однако до сих пор в литературе недостаточно рассмотрены проблемы, связанные с данной тематикой.

Объектом исследования данной работы являлась социокультурная реабилитация инвалидов. Предмет исследования – социокультурная реа-билитация инвалидов в условиях современной России. Теоретической основой работы являются фундаментальные концепции, представленные в классических и современных трудах отечественных и зарубежных ученых. При проведении анализа и обобщения практического и теоретического материала применялись методы сопоставления, структурно-функциональн-ого анализа, единства исторического и логического, статистического исслед-ования.

Источниковой базой работы явились федеральные законы, подзакон-ные нормативные акты, посвященные социокультурной реабилитации инвалидов.

Заключение

На современном этапе социально-экономического развития общества одним из направлений государственной политики по обеспечению достойного уровня жизни для всех граждан Российской Федерации является поддержка и создание условий для социальной адаптации инвалидов как наименее социально защищенной категории граждан. Основное влияние на регламентацию отношений в области социальной защиты инвалидов на протяжении последнего десятилетия оказывало наличие международной и формирование отечественной нормативной базы.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно пол-ную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Среди многообразия средств реабилитации инвалидов важную роль играет социокультурная реабилитация. Социокультурную реабилитацию можно определить как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре, инвалид становится частью культурного сообщества.

Реализация задач социокультурной реабилитации инвалидов в Россий-ской Федерации осуществляется на уровне федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных организаций. Во многих регионах страны накоплен опыт проведения занятий и мероприятий творческой, развлекательной, досуговой и просветительской направленности, ориентированной на особенности интересов и возможности различных групп инвалидов.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает большую зна-чимость социокультурной реабилитации инвалидов, как для самих инвалидов, так и для общества в целом. Общепризнано, что использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов – ускорению их социальной интеграции, восстановлению функций организма, повышению самостоятельности в быту и возрастанию трудовой активности. Вместе с тем, в России это направление реабилитации еще не получило должного распространения и системной организации. Учреждения культуры зачастую не включены в систему комплексной реабилитации инвалидов, а уч-реждения реабилитации неактивно развивают это направление. Зна-чительный потенциал учреждений культуры, социальной защиты населения, образования может быть использован для повышения эффективности комплексной реабилитации инвалидов. Для практического решения этой проблемы требуется развитие правовой, научно-методической, организаци-онной, кадровой и материально-технической базы.

Одной из основных задач социально-экономического развития является обеспечение всем лицам доступа к любым сферам жизни общества. Государством рекомендовано содействовать доступности и возможности ис-пользования таких культурно-просветительских учреждений, как театры, музеи, кинотеатры и библиотеки, применять специальные технические средства в целях расширения доступа инвалидов к литературным произведениям, фильмам и театральным спектаклям.

Наибольшее значение в разработке социокультурных технологий, на-правленных на оказание помощи инвалидам в процессе преодоления недуга и социальной адаптации, имеет ее содержательная сторона и те средства коррекции, с помощью которых происходит восстановление, выравнивание возможностей инвалидов в их социальном самоутверждении.

Процессы в области рекреации инвалидов имеют несколько основных направлений: прежде всего, это – формы рекреации, характерные для культуры вообще. Проблема заключается в доступности этих форм для различных групп инвалидов. При этом существуют специфичные для инвалидов развивающие рекреационные формы. Смысл заключается в том, чтобы сочетать привлекательный досуг с полезными реабилитационными занятиями.

Традиционный подход учреждений культуры к досуговой дея-тельности инвалидов, как к чисто развлекательному, сугубо рекреативному явлению, себя исчерпывает. Досуговые занятия инвалидов с различными физическими дефектами целесообразно рассматривать как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности инвалида, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.

Список литературы

1. Андреева О.С. Организационно-функциональная модель професси-ональной реабилитации инвалидов / / Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов / В.А. Сидоров, C.А. Мельников и др. – М., 1996.

2. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации инвалидов в Москве. – М., 1997.

3. Белозерцева А. Г. Культурология в социальной реабилитации. Приемы и методы работы практикующих психологов с инвалидами. – Ново-сибирск, 1999.

4. Братановский С.Н. Комментарий к ФЗ «О социальной защите инвали-дов». – М., 2008.

5. Братченко С. Экзестенциальная психология глубинного общения. – М., 2002.

6. Братченко С.Л. Концепция личности: М.Бахтин и психология // М.М.Бахтин и философская культура XX в. 4.1 – СПб 1991.

7. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и терапии // Психологическая газета. 1997. №1.

8. Братченко С.Л. Конференция по проблемам экзистенциально-гуманистического подхода в психотерапии // Вопросы психологии. 1997. №3.

9. Братченко С.Л., Курбатова Т.Н. Экзистенциально-гуманистический под-ход Дж.Бюджентала – продолжаем разговор //Психологическая газета. 1997. №10. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом. – М., 1997.

10. Братченко С.Л. Экзистенциально-гуманистический подход Джеймса Бюджентала: человек в поисках самого себя // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. – СПб., 1998.

11. Братченко С.Л. Подход к консультированию Джеймса Бюджентала //Психологическая помощь в современных условиях. – Киров, 2000.

12. Бугенталь Дж. В поисках свободного бога // Бадхен А., Каган В. Новая психология и духовное измерение. – СПб., 1995.

13. Бугенталь Дж. Наука быть живым. – М., 1998.

14. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988. №4.

15. Грининг Т. Посттравматический стресс с позиций экзистенциально-гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1994. №1.

16. Дементьева Н Ф. Дома-интернаты от призрения к реабилитации. – Красноярск, 2003.

17. Зуева Г.Л. Социальная реабилитация инвалидов. – М., 2004.

18. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993.

19. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999.

20. Мерцалова, Л. В. Социокультурная реабилитация как одно из направле-ний социальной работы // Материалы I Международной научно-практической конференции. Том I. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001.

21. О социокультурной политике в отношении инвалидов в РФ. // Из справки к заседанию коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации по вопросу «О социокультурной политике в отношении инвалидов в Российской Федерации» от 28 апреля 2009 г.

22. Свинцов А.А., Радуто А.В. Социальная защита инвалидов – десятилетний опыт правового регулирования. // Законность. 2008. №1.

23. Смирнов СВ. На пути решения глобальных медико-социальных про-блем. // Социальная деятельность компании Нордиск в России: соци-альный отчет. – М., 2004.

24. Смирнов СВ. Государственная поддержка инвалидов в современной России как нормативная гарантия их социальной реабилитации. – Ростов/н/Д, 2004.

25. Социальная работа с инвалидами: настольная книга специалиста / Под ред. Е.И. Холостовой, А.И.Осадчих. – М., 2006.

26. Старобина Е.М, Стеценко С.А., Свистунова Е.Г. и др. Психологические аспекты реабилитационного потенциала инвалида: Методические рекомендации. – М., 2002.

27. Трошин О.В., Жулина Е.В. Основы социальной реабилитации и профориентации. – Учебное пособие. – М., 2007.

28. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. – М., 2006.

29. Шапошников А.Е. Общещечеловеческие ценности в библиотечном обслуживании инвалидов. // w*w.libconfs.narod.r*/2005/s2/s2_p32.htm

30. w*w.vikipedia.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Социокультурная реабилитация инвалидов»
Раздел: Разное
Тип: Курсовая работа
Страниц: 36
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика