Курсовая работа
«Фирма как субъект рыночной системы сущность функции современные проблемы»
- 30 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИРМЫ
КАК ИНСТИТУТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ….5
1.1 Понятие и сущность фирмы….5
1.2 Цели и функции фирм в рыночной экономике….11
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИРМ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ….14
2.1 Особенности предпринимательства в России….14
2.2 Проблемы функционирования фирм и пути поддержки предпринимательства…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….31
Актуальность темы исследования в курсовой работе обусловлена, в первую очередь тем, что на протяжении всего развития экономической системы и общества в целом, фирме принадлежало особое место.
Изучение фирмы как субъекта рыночной системы, в том числе ее сущности, функций, современных проблем, актуализируется по мере трансформации присущих ей внутренних норм и установок, появления новых организационных форм функционирования фирмы, развития более сложных отношений между фирмами как партнёрами и как конкурентами, между фирмами и другими институтами экономики – государством, домохозяйством, возникают новые явления, процессы, тенденции в деятельности фирмы.
Фирма, являясь институтом современной экономики, выступает как обособленная, организационно-оформленная, юридически независимая единица, основывающая свою деятельность на целой системе присущих ей норм и правил (внутренних институтов), включающих формальные, неформальные, экономические, социокультурные, правовые институты.
Фирма закрепила за собой статус одного из основных институтов современной экономической системы, активно конституирующего свою деятельность не только во внутренней среде, но и во внешнем пространстве, во взаимодействии с другими институтами – государством, домохозяйствами, сетевыми структурами, ТНК, межгосударственными союзами, корпоративными альянсами и т.д.
Фирма, как институт экономики выполняет различные функции – от креативного создателя, генератора новых норм и правила, до экспортера их в экономику других стран. Фирма является в инновационном отношении наиболее активным институциональным субъектом, и многие инициируемые и применяемые в ее рамках установки в той или иной степени используются в деятельности других хозяйствующих субъектов.
Объектом исследования составляют экономические отношения, раскрывающие процессы эволюции фирмы как института экономики.
Предмет исследования включает в себя сущность, функции, современные проблемы фирмы в рыночной экономике.
Цель исследования – комплексный анализ теоретических основ функционирования фирмы в рыночных условиях.
Поставленная в работе цель обусловила задачи:
- рассмотреть понятие и сущность фирмы;
- рассмотреть цели и функции фирм в рыночной экономике;
- проанализировать особенности предпринимательства в России;
- изучить проблемы функционирования фирм и пути поддержки предпринимательства.
Методологической основой исследования явились труды отечественных ученых.
Методы исследования: а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы; б) метод анализа специальной литературы; в) метод системного анализа.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, приводится список литературы использованной при написании данной работы.
В заключении курсовой работы отражен вывод автора по проведенному в курсовой работе исследованию.
Современное государство активно вмешивается в экономику, в том числе и в предпринимательскую деятельность. Если какая-то область предпринимательства нуждается в общественном контроле, государство может осуществлять его различными способами: экономическими и административными методами (налоги, правовые ограничения и т.д.); путем приобретения контрольного пакета акций, позволяющим влиять на экономические решения. В этом случае фирма становится частно-государственной; в результате национализации предприятий, т. е. полного превращения частных предприятии в предприятия государственные .
Наряду с «классическими» фигурантами (принципал-агент) необходимо выделить еще один ролевой статус субъекта, связанный с его особой функциональной принадлежностью. Современные фирмы в массе своей являются субъектами, которые с одной стороны принимают установленные правила игры от государства – налоги, с другой стороны они имеют значительный внутренний потенциал, позволяющий им в известных пределах изменять установленные правила, дополнять их, адаптировать нормы и ограничения к своей деятельности. Так, фактически каждая отечественная фирма имеет собственный механизм «смягчения» налогового пресса, механизм получения финансовых средств и т.д.
Дуализм фирмы как института и как организации представлен на рисунке 1.
Итак, фирма – единственный субъект экономической системы, вступающий во взаимодействие и с аналогичными субъектами, и с представителями некоммерческого сектора, и с населением, и с правительственными структурами, как своей страны, так и всего мирового сообщества. При исследовании фирмы приоритет может отдаваться анализу экономических показателей ее текущей деятельности, качеству выпускаемых товаров и оказываемых услуг, системе маркетинга, эффективности инвестиций, активам фирмы, общественному мнению.
Фирма представляет собой сложное явление современной экономики. Очевидно, что ни одна экономическая система не может обойтись без производящего субъекта, каковым в условиях рыночной экономики является фирма. В тоже время, фирма наряду с основной функцией производства, выполняет и другие существенные задачи для обеспечения нормального функционирования и воспроизводства экономической системы в целом.
Большинство ученых указывают на получение прибыли как конечную цель фирмы. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
На современном этапе наблюдается определенная тенденция к попыткам синтеза неоклассического и неоинституционального подходов, так как исследование фирмы в контексте глобализации экономики показывает, что сами по себе эти концепции не могут дать удовлетворительного объяснения данному явлению. В условиях глобализации происходит транснационализация национальных институтов. Базовые рыночные институты перерастают (выходят за) национальные границы. Очевидно, что эффективность функционирования фирмы в целом зависит от уровня транснационализации рыночных институтов, от возможности использования экономических институтов развитых стран (фондовый рынок, капитализация и т.д.).
Таким образом, фирма в рыночной экономике выступает как первичная форма разделения труда и специализации. Повышение эффективности хозяйственной деятельности и поиски равновесной цены являются и следствием конкуренции, и целью производства (фирмы). Предпринимательство – это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства и инициативы, тогда как бизнес – это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Содержание предпринимательства, границы его осуществления тесно связаны с формами и видами предпринимательской деятельности. Таким образом, основными функциями предпринимателя являются: 1) ресурсная; 2) организаторская; 3) творческая. В настоящее время решающими условиями конкурентоспособности бизнеса являются предприимчивость, инициатива, новаторство.
Рассмотрев специфику российского предпринимательства, можно сделать вывод о том, что социальная, экономическая и политическая базы, на которых может развиваться свободное предпринимательство, пока остаются крайне слабыми. Именно этим обусловлено некоторое стремление России к стандартам образцового предпринимательства Европы и США.
Современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в изменяющейся обстановке, прогнозировать, рассчитывать вероятность тех или иных потерь, т.е. идти на риск сознательно. Комбинируя факторы производства, предприниматель должен выбирать наиболее оптимальный вариант, чтобы при минимальных издержках получить максимально возможную прибыль. Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного, в конечном счете, на приумножение общественного достояния, процветания рыночной экономики.
Скорее всего, следует ожидать наступления длительного периода, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок будет осваивать практическую философию бизнеса. Пройдет немалое время, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культуре предпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые пути нечестного извлечения прибыли.
Нормативные правовые акты
1. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». // СПС Консультант Плюс. 2009.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ / принят ГД ФС РФ 06.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». // СПС Консультант Плюс. 2009.
3. Закон СССР от 4 июня 1990 г. № 1529-1 «О предприятиях в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460 (утратил силу).
4. Постановление Совета министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» // СП СССР. 1990. N 19. Ст. 101. (утратил силу).
5. Постановление Совета министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР». // СПС Консультант Плюс. 2009. (утратил силу).
Литература
6. Агурбаш Н.Г. Государственное стимулировании развития малых промышленных предприятий. М., 2005.
7. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. – М., 2009. С. 12.
8. Демин А. А. Фирма – экономический институт рыночной экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 5, Экономика. Вып. 1 - 2009. - № 5 – С. 9-30.
9. Демин А. А., Акулов В. Б. Фирма: испытание рынком. СПб: Питер, 2009. – 466 с.
10. Гурков И., Моргунов Е. Мотивация руководителей средних российских предприятий к инновациям // Эко. – 2011. - № 2. С. 91.
11. Джандосова Р. Молодые предприниматели на встрече с сенаторами // Российское предпринимательство. – 2010. - № 4(2).
12. Зверева Е.А. Индивидуальные предприниматели. Индивидуальный статус предпринимателя – гражданина. М., 2010. С. 5.
13. Ишутина М., Кизеев В. Умные должны быть богатыми // За кадры. – 2010. – №13. С. 22.
14. Константинова Ю. Свой бизнес – свободный выбор или необходимость? // Помощь бизнесу. - 24.01.2011.
15. Коррупция в бизнесе. - 6.02.2007//w*w.stopcrime.r*.
16. Коуз Р. Природа Фирмы: истоки. М.: Дело, 2008. – 514 с.
17. Лехтинен Л. Правовые формы предпринимательства на основе Гражданского кодекса России. // Хозяйство и право. 2009. N 8. С. 60.
18. Муравьев А.И.Игнатьев А.М. Крутик А.С. Малый бизнес: Экономика, организация, финансы. – Издательский дом «Бизнес–пресса». 2009. С. 118.
19. Мухаровский Н.В. Экономическая теория фирмы: Учебное пособие. Омск: ОГУ, 2009. – 477 с.
20. Николаев И. Теневая экономика, причины, последствия, перспективы Общество и экономика, 1998, № 6. С. 25.
21. Предпринимательство в современной России: круглый стол в рамках программы ВШМ СПбГУ и Фонда Citi - 23.04.2010. // w*w.gsom.pu.
22. Природа фирмы / Под ред. О. И. Уильямсона и С. Дж. Уинтера. – М.: Дело, 2010. – 380 с.
23. Семеусов В.А. Понятие предпринимательской деятельности. // Академический юридический журнал. N 4. 2009. С. 10.
24. Слуцкий Л.В. Развитие малого предпринимательства в современной российской экономике: автореферат дисс… д. ю. н. – М., 2004. С. 9.
25. Удалов Д.В. Фирма как институт современной экономики. Саратов, Изд-во СГУ. 2006.
26. Франева Л. К. Современные теории фирмы: Учебное пособие. – СПб, 2004. – 390 с.
27. Шишкин М.В. Теория фирмы в западной экономической литературе // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 5. Вып. 3 - 2006. - №19 - С.84-94
Тема: | «Фирма как субъект рыночной системы сущность функции современные проблемы» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 30 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Фирма как экономический агент
Курсовая работа:
Гражданин как субъект административного права
Курсовая работа:
Фирма как экономический агент в условиях рынка
Курсовая работа:
Фирма в рыночной экономике
Курсовая работа:
Сущность, функции, формы и структура кредита. Множественность и универсальность кредитно-финансовых институтов