Курсовая работа
«Предпринимательство в рыночной экономике»
- 36 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность предпринимательства 5
1.2 Виды предпринимательства и его формы 11
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 23
2.1 Современное состояние российского предпринимательства 23
2.2 Пути улучшения состояния российского предпринимательства 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
ЛИТЕРАТУРА 36
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. Деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. В данный период функциональное содержание предпринимательства ограничивалось использованием возникающих рыночных перекосов, а его доминирующим предлогом была сопряженность с высокой степенью риска.
В России предпринимательство также существует с давних времён. Зародилось оно ещё в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам правления Петра I (1689-1725). По всей России создаются мануфактуры, бурно развиваются такие отрасли промышленности, как горная, оружейная, суконная, полотняная. Известнейшим представителем династии предпринимателей промышленности в ту пору явилась семья Демидовых, родоначальником которой был тульский купец.
Дальнейшее развитие предпринимательства сдерживалось существованием крепостного права. Серьезным стимулом развития предпринимательства стала реформа 1861 года. Начинается строительство железных дорог, реорганизуется тяжелая промышленность, оживляется акционерная деятельность. Развитию и переустройству промышленности способствует иностранный капитал. В 90-е годы XIX века в России окончательно складывается индустриальная база предпринимательства.
К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и завершения двух революций - Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей.
Некоторое оживление в предпринимательскую деятельность внесла но-вая политика - НЭП (1921-1926 гг.). Однако с конца 20-х годов предпринимательство вновь сворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. С того момента, когда частная собственность и предпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началось развитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегриро-ванная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также сложных объединений предпринимательских организаций выполняет следующие функции: обще-экономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые ученые считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. Поэтому и является актуальной тема данной работы. Данная тема достаточно изучена в отечественной литературе. Здесь можно отметить труды О.Г. Дегтяревой, В. Золотухина, Д. Казанцева, В.Е. Савченко.
Целью работы является анализ предпринимательства и проблем его развития в России. На основании цели в работе были поставлены следующие задачи: проанализировать сущность предпринимательства, выявить его формы и виды, охарактеризовать положение дел в современном российском предпринимательстве и выявить методы его государственной поддержки.
Понятие «предпринимательство» и «предприниматель» имеют многове-ковую историю. Впервые в экономической литературе этот термин появился во Всеобщем Словаре Коммерции, изданном в Париже в 1723 году, где в статье по предпринимательству указывается, что под ним подразумевается взятие на себя обязательств по производству или строительству объекта. В качестве научного термина понятие предприниматель впервые появилось в работах французского экономиста Ричарда Кантильона в восемнадцатом веке . Он не только использовал этот термин в экономическом смысле, но и дал его четкое определение. По Кантильону, предприниматель – это человек с непостоянными доходами: фермер, ремесленник, сапожник, портной. Предпринимателем он считал любого, кто покупает по твердым ценам, а продает по ценам неопределенности. Риск – главная черта предпринимателя.
В дальнейшем, с развитием экономической жизни общества, развива-лась и экономическая мысль относительно научного понимания предпринимательства, создавались различные теории и концепции этой категории.
В западных странах с научно-практической точки зрения современное предпринимательство характеризуется как особый новаторский, антибюрократический вид хозяйствования, в основе которого находится поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.
Наиболее типичное и емкое определение предпринимательства дано в работе американских ученых Р. Хизрича и М. Питерса: «Предприниматель-ство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» .
Существенное значение в развитие теории и практики предпринимательства внесли выдающиеся зарубежные ученые-экономисты Ф. Хайек, Й. Шумпетер и П. Друкер, а также российские ученые, посвятившие научные исследования этих проблем, А.И. Агеев, А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Ю.М. Осипов, М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев и др.
В большинстве научных определениях предпринимательства учеными Запада, по сути, речь идет о таком поведении (процессе), в котором требуется проявление инициативы, организации и реорганизации социально-экономического механизма, с тем, чтобы суметь с выгодой использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию и взять на себя ответственность за возможную неудачу, то есть готовность рисковать.
Предприниматель (бизнесмен) – центральная фигура в рыночной экономике. Он ставит своей задачей наиболее рациональное соединение всех ресурсов производства в ходе осуществления хозяйственного процесса. Заслуга любого предпринимателя состоит в том, что он самостоятельно принимает решения о начале производства (или осуществлении определенного вида деятельности). С этой целью он изыскивает необходимые средства для претворения в жизнь своей идеи.
По виду (или назначению) предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую. В их составе могут выде-ляться подчиненные виды предпринимательства, например, страховое, посредническое и т.д. Производственное предпринимательство распростра-няется на производство и потребление товаров и услуг, коммерческое – на их обмен, распределение и потребление, а финансовое – на обращение и обмен стоимостей.
По формам деятельности выделяются индивидуальное и коллективное предпринимательство. Предприятия любых типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять деятельность в самых различных ее проявлениях, не запрещенных законом. Условия и порядок ве-дения различных видов деятельности могут быть законодательно диф-ференцированы в зависимости от характера и особенностей видов деятельно-сти.
Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных про-изводителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рын-ков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые не противостоят, а взаимодополняют друг друга.
Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства в со-временной России и ставящие ее в невыгодное положение в сравнении с развитыми странами Запада, это:
• недостаточное финансирование;
• административные барьеры;
• низкая квалификация предпринимателей с точки зрения организации и управления бизнесом;
• недостаточно эффективная инфраструктура для поддержки и развития малого и среднего бизнеса;
• нехватка информации;
• проблемы, связанные с несовершенством законодательства.
Однако в России в постсоветский период, в основном, формировались государственные институты, связанные с поддержкой бизнеса. В настоящий момент возможно выделить такие способы поддержки предпринимательства как бизнес-инкубаторы; региональные венчурные фонды; фонды прямых инвестиций; гарантийно-залоговые фонды; промышленные парки и технопарки.
В заключение отметим также, что важным условием предприниматель-ской деятельности является наличие свободного рынка с его жесткой конку-ренцией, азартом и самоутверждением. Невозможно запретить рынок и раз-решить предпринимательство. Только в процессе конкуренции собственники вынуждены постоянно действовать в экстремальных условиях, что помогает им чаще принимать в борьбе за потребителя оптимальные решения по ценам, качеству, ассортименту, а также заставляет их идти на дополнительный риск, участвуя в новых проектах для того, чтобы сегодняшняя прибыль не обернулась завтра убытком.
1. Дегтярева О.Г. Проблемы развития предпринимательства в России. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2008. №2.
2. Золотухин В., Гаврилов А. К вопросу о содержании предпринимательства и формах его реализации// Управленческое консультирование. 2008. №1.
3. Изряднова О., Казанцев Д., Фомина Е. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы. // Российская экономика: тенденции и перспективы. 2009. №7.
4. История предпринимательства в России. Книга первая. От средневековья до середины XIX века. – М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000.
5. Курс экономической теории./ под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дис», 2001.
6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА, 2008.
7. Савченко В. Е. Современное предпринимательство: (экономические и организационные основы; проблемы формирования и регулирования). − М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2007.
8. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе эко-номики. − М.: Наука, 2002.
9. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или Как завести собствен-ное дело и добиться успеха. – М.: Прогресс, 2002.
10. w*w.minfin.r*
Тема: | «Предпринимательство в рыночной экономике» | |
Раздел: | Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 36 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Система юридических лиц в рыночной экономике
Курсовая работа:
Фирма в рыночной экономике
Курсовая работа:
Приватизация как инструмент управления государственной собственностью в рыночной экономике
Курсовая работа:
Кредит и его роль в рыночной экономике