Курсовая работа

«Теоретические основы регионального управления»

  • 26 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5

1.1 Организационно-правовая основа функционирования регионального управления 5

1.2 Региональные органы исполнительной власти 9

2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 15

2.1 Цели, задачи, объекты и субъекты регионального управления 15

2.2 Модернизация регионального управления 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

Введение

Государственное управление, в наше время, может рассматриваться как в широком, так и в узком смысле. Трактовка государственного управления в широком смысле это особый вид управления социального, государственная деятельность, по своему виду, отличимая от других видов деятельности. К ее основным принципам относится широкий характер и полифункциональность. Как функции, так и задачи государства возможно осуществить только в процессе осуществления деятельности государственного управления .

В нормативно-правовой базе нашей страны, как правило, не используются такие термины как «государственное управление» и «региональное государственное управление». Вместо них используется определение «исполнительная власть». В научной литературе термин «исполнительная власть» относят к политико-правовой сфере, а термин «государственное управление» к организационно-правовой сфере. Исполнительная власть является одной из ветвей государственной власти вместе с законодательной и судебной. Осуществляется же исполнительная власть, в том числе и региональная, с помощью регионального государственного управления .

Тема теоретических основ государственного управления на региональном уровне, как российского, так и зарубежного опыта по этому вопросу является актуальной, поскольку она выражает сущность государственного управления. Поэтому и является актуальной тема данной работы.

Целью работы является анализ теории государственного управления на региональном уровне. В свою очередь, поставленная в работе цель определяет необходимость решения следующих задач:

• выявление особенностей организации региональной власти;

• анализ нормативно-правовых основ управления на региональном уровне»

• изучение системы регионального государственного управления и путей ее модернизации.

Объектом исследования работы являются органы региональной вла-сти. Научно-методологическую базу работы составили фундаментальные концепции, представленные в классических и современных исследованиях отечественных ученых.

Поставленные цели и задачи определили структуру данной работы. Первая глава посвящена нормативно-правовым основам регионального управления. Во второй главе подробно анализируется система государственного регионального управления и пути ее улучшения.

Фрагмент работы

Прежде всего, следует отметить, что теоретическая основа регионального управления зависит от государственно-правовой природы субъектов РФ. Государственно-правовая природа субъектов Федерации различна. С одной стороны, это – национальные республики, вошедшие в состав Российской Федерации со своими конституциями и вытекающими отсюда особенностями организации исполнительной власти; с другой стороны – края и области, т.е. типично административно-территориальные единицы, живущие по собственным уставам, с третьей стороны – автономные образования (область и округ как форма государственного определения малых народов); в-четвертых, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

Базовой нормативно-правовой основой регионального управления является принцип разделения властей. В ходе развития демократических процессов был выявлен принцип разделения властей на три основные «ветви» – законодательную, исполнительную и судебную, соответственно основным функциям государственной власти. Поскольку эти функции – различны, то для их реализации необходимы различные органы государственной власти. Если же все эти функции концентрируются у одного органа государственной власти, то это способствует чрезмерной концентрации власти и свертыванию демократических процессов.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, с одной стороны, действуют в рамках своей компетенции, а, с другой стороны, взаимодействуют друг с другом. Их взаимодействие происходит в рамках, так называемой, «системы сдержек и противовесов». Ее суть заключается в следующем. Законодательные органы издают законы, по которым осуществляется действие исполнительной и судебной власти. При этом органы законодательной власти также имеют рычаги воздействия на бюджетную политику исполнительной власти и на утверждение должностных лиц исполнительной власти. Исполнительная власть претворяет в жизнь законы, принятые законодательной властью. При этом, в свою очередь, глава исполнительной власти может в той или иной мере воздействовать на принимаемые законы, например, с помощью права «отлагательного вето». Органы судебной власти применяют законы в конкретных делах, карая за их нарушение. При этом органы судебные власти дают толкование законам, а при их несоответствии Основному Закону – Конституции, признают их не имеющими юридической силы. Принцип разделения властей в РФ закреплен в ст. 10 Конституции РФ.

Заключение

Система органов регионального управления РФ многообразна. В первую очередь система органов региональной власти строится, исходя из территориального принципа. В структуре регионального управления выделяется федеральный уровень и региональный уровень. В первом случае, управление осуществляет федеральная исполнительная власть, во втором – исполнительная власть субъектов РФ.

В каждом из субъектов РФ формируется собственная система исполнительной власти. При этом региональные органы исполнительной власти не подчиняются соответствующим федеральным органам исполнительной власти. У каждого уровня исполнительной власти есть своя сфера компетенции при этом федеральная и региональная власть осуществляют организационное взаимодействие.

Региональная власть организует свою работу на основе принципов коллегиальности и единоначалия. Деятельность органов региональной власти определяется на основании большого количества законных и подзаконных нормативных актов, как федерального, так и регионального уровня.

Сказанное выше позволяет определить субъекты и уровни регионального управления. Итак, государственное управление регионами осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, причем как на федеральном, так и региональном уровне. Региональное управление опосредовано федеральным законодательством, поскольку именно федеральные органы государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяют режим и условия действия норм в сфере совместного ведения. Это в очередной раз свидетельствует, что по вопросам совместного ведения Федерации и регионов издаются федераль-ные законы. Причем регионы могут принимать на основании феде-рального законодательства свои законы и иные нормативные правовые ак-ты.

При анализе организационно-правовой основы функционирования регионального управления, следует обратить внимание на тот факт, что оно является одним из элементов механизма государственного управления, имея при этом конституционную властную составляющую по своему предмету и компетенции на основании федерального компонента. Данная позиция подкрепляется формой осуществления федеральными органами исполнительной власти – государственным управлением. Региональное управление (с его органами государственной власти) отражает в себе основные принципы организационно-правовой деятельности федеральных органов исполнительной власти.

При разработке и реализации государственного регулирования регионального развития в период модернизации системы управления необходимо найти баланс между динамическими изменениями в рассматриваемой сфере, и принципиально устойчивыми, ориентированными на долгосрочную перспективу основами построения результативной системы этого регулирования. Результативность регулирования регионального развития может быть реально обеспечена и существенно повышена во взаимосвязи и в контексте единой государственной региональной политики.

Автор работы поддерживает мнение о том, что сегодня требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации, и предлагает распространить такую практику при решении вопросов модернизации системы государственного управления с помощью информационно-коммуникационных технологий на региональном уровне.

Список литературы

1. Конституция РФ. // Российская газета. – 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принци-пах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». // СЗ РФ. – 1999. – №15. – Ст. 956.

3. Концепция административной реформы на 2006-2010 гг. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 №157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 №221). // СПС Консультант плюс.

4. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2005.

5. Атаманчук Г.Н. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2004.

6. Буринов М.А. Электронное правительство как фактор совершенствова-ния регионального управления в условиях информационного общества. // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. №3.

7. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учеб-ник. – М., 2006.

8. Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г. Орехова. – М., 1994.

9. Курдюков С.И. Региональное управление социально-экономическими процессами.//Управление экономическими системами. 2011. №4.

10. Пашин В.М. Принципиальные черты системы исполнительной власти Российской Федерации (на примере регионального управления). // Ис-полнительное право. 2006. №4.

11. Романовский Г.Б. Система органов исполнительной власти в субъектах РФ: проблемы организации и функционирования. – М.: Юристъ, 2008.

12. Смышляев С.М. Электронное государственное управление: региональ-ный уровень электронного правительства. // Актуальные проблемы российского права. 2013. №3.

13. Черкасов К.В. К вопросу о содержании понятия «государственное управление» в российской юридической науке. // Административное и муниципальное право. – 2008. – №11.

14. Шагиева Е.Т. Управленческий правительственный контроль. // Вопро-сы управления. 2013. №5.

Покупка готовой работы
Тема: «Теоретические основы регионального управления»
Раздел: Менеджмент
Тип: Курсовая работа
Страниц: 26
Цена: 450 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика