Курсовая работа

«Малый бизнес»

  • 41 страниц(ы)
  • 7517 просмотров
фото автора

Автор: chaki74

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФУНКЦИОНИРОВА-НИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Малый бизнес: понятие, основные черты, субъекты, преимущества и недостатки

1.2. Организационно-правовые основы существования и формы малого бизнеса

2. СТРАНОВЕДЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ВЕДЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Зарубежный опыт функционирования субъектов малого бизнеса (на примере США, Великобритании и Франции)

2.2. Становление и развитие субъектов малого бизнеса в России: предпо-сылки, особенности и проблемы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Уровень развития малого предпринимательства в России сохраняется без существенных изменений с начала 21 века. Вследствие этого не использу-ются значительные потенциальные возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и доходов населения, не вовлекаются в экономический оборот имеющиеся значительные ресурсы.

Целью работы является анализ роли и места малого предприниматель-ства в современной экономике России. Поставленная цель позволяет решить следующие основные задачи:

проанализировать сущность понятия «малый бизнес» и его основные составляющие;

выявить основные организационно-правовые формы малого бизнеса;

проанализировать зарубежный опыт функционирования субъектов малого бизнеса;

изучить становление и развитие субъектов малого бизнеса в нашей стране – проблемы и перспективы его развития.

Объектом исследования работы являются предприятия малого бизнеса. Предмет исследования данной работы – экономическая и хозяйственная дея-тельность предприятий малого бизнеса.

При обосновании теоретических обобщений и практических рекомендаций широко использовались положения и выводы, содержащиеся в научной литературе, концептуальные подходы, реализуемые в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов государственного управления. Для обоснования теоретических по-ложений использовались следующие методы статистического, экономического, категориального, сравнительного анализа; научного наблюдения и обобщения. В исследовании широко используются институциональный, структурно-функциональный и системный подходы.

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе научных исследований предприятий малого бизнеса.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, содержащих в общей сложности четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, ставятся его цель и задачи. Первая глава посвящена теоретическим подходам к проблемам функционирования предприятий малого бизнеса. Во второй главе анализируется практика ведения малого бизнеса. Заключение содержит основные выводы, полученные в ходе изучения проблем малого бизнеса. Список использованной литературы включает 30 источников.

Приступая к рассмотрению системы малого бизнеса необходимо, преж-де всего, четко представлять его место, роль и отличительные особенности, как в национальной, так и в мировой экономике.

Современная экономика имеет двухъярусную структуру: верхний ярус образуют большие монополии (корпорации, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации), а нижний – предприятия среднего и малого предпринимательства (бизнеса). Число первых невелико (оно, как правило, исчерпывается перечнями 100-1000 компаний, обычно фигурирующих в широко известных финансово-экономических рейтингах). Число предприятий среднего и малого бизнеса в развитых странах достигает значительных величин (например, в США действует около 20 000 000 предпринимательских структур). При этом наблюдается характерная особенность: социально-экономический уровень страны прямо связан с числом хозяйствующих субъектов.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но, в то же самое время, одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

Мировая практика свидетельствует о том, что :

Во-первых, малый бизнес является важнейшим структурообразующим сектором развитой экономики, деятельность которого напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала, решение проблем занятости и повышения уровня реальных доходов населения.

Во-вторых, в условиях глобализации экономики, которая сопровождается ужесточением соперничества и конкуренции на мировом рынке, именно малый бизнес в силу своей относительно меньшей капиталоемкости, гибкости и маневренности легче, чем крупный производитель, обеспечивает модернизацию производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям конъюнктуры рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

К преимуществам малого бизнеса относятся :

Подводя итоги, следует отметить, что в ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы.

Малый бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор по своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры, так как он в первую очередь обеспечивает конкурентную среду экономики.

Малый бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка. Налогообложение субъектов малого предпринимательства осуществляется, как на общих основаниях, так и с помощью специальных налоговых режимов.

Особый режим налогообложения для малого бизнеса принят в большинстве стран. Для этого существуют различные причины. Прежде всего, малое предпринимательство является важной сферой функционирования экономики. Малые предприятия отличаются большей гибкостью, легче приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Поддержка малого предпринимательства позволяет увеличить занятость населения и таким образом улучшить социальную атмосферу в обществе и уменьшить расходы на выплату пособий по безработице. Особенно важным с этой точки зрения является развитие малого предпринимательства при структурной перестройке экономики, когда растет безработица за счет сокращения производства в целых отраслях. Для стран с переходной экономикой поддержка малого бизнеса может быть немаловажной и по политическим причинам – формирование значительного слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои интересы, простившихся с иждивенческой психологией и заинтересованных в развитии демократических институтов, может улучшить атмосферу в обществе и способствовать рыночной направленности его развития.

Формирование среднего класса в современной России становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого и среднего предпринимательства, которое способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижает остроту безработицы, позволяет потребителям выбирать производителей товаров и услуг.

К сожалению, в России малый бизнес находится на начальном этапе развития. Несмотря на принимаемые Правительством меры по поддержке малого предпринимательства, его деятельность ограничена рядом проблем. Количественные показатели в несколько раз уступают соответствующим показателям развитых стран. Можно предположить, что одним из факторов выхода нашей страны из кризиса и построения рыночной экономики является развитость и нормальное функционирование малого предпринимательства.

Для повышения конкурентоспособности российского малого предпринимательства необходим комплекс организационно-экономических и социально-правовых мер, направленных на создание щадящих (льготных) условий по линии их инвестирования, кредитования налогообложения, ценообразования и т.д. Необходимо устранение правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих их деятельность.

1. Алешкин А.И. История развития малого предпринимательства в России. // Безопасность бизнеса. 2010. №2. С. 30-41.

2. Батаковская М. АйТи: Интегрированные системы управления предприятием. // Управление и автоматизация. 2008. №10. С. 35-45.

3. Бляхман Л.С. Структурные реформы в России: реальность и мифы. // Проблемы современной экономики. 2009. № 3(7). C. 3-13.

4. Брянский Г.А., Разу М.Л., Овсянников О.А. Хозяйственные ситуации (Практическое пособие). – М.: Экономика, 2008. – 473 с.

5. Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Курс лекций. Выпуск 3. – М.: Эльф К, 2010. – 434 с.

6. Варакса Н.Н. Трансформация систем налогообложения малого бизнеса в развитых странах.// Управленческий учет. 2009. №1. С. 11-15.

7. Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность, 2008. № 1. С. 59-68.

8. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 2008. – 522 с.

9. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория экономи-ки): Учебник.  8 е перераб. и доп.  М.: Издательско-торговая корпора-ция «Дашков и К», 2008. – 671 с.

10. Волков М.В. Этапы развития малого предпринимательства в России в 80 - 90-е годы XX века. // История отечественного государства и права. 2007. №13. С. 40-49

11. Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 2007. – 562 с.

12. Гильмиярова А.Ф. Методы государственного воздействия на предпринимательскую активность малого и среднего бизнеса. // Безопасность бизнеса. 2011. №3. С. 5-15.

13. Горшков Г. Малый и средний бизнес: государство в помощь! // ЭЖ-Юрист. 2011. №32. С. 28-33.

14. Конин А.А. Интегрированные системы управления предприятием. – М.: Маркетинг, 2009. – 466 с.

15. Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий.// Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №9. С. 10-19.

16. Кравцова И. Концептуальное проектирование систем управления предприятием. // Маркетинг. 2007. №1. С. 22-33.

17. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИН-ФРА, 2007. – 426 с.

18. Лисица В.Н. О развитии малого и среднего предпринимательства в условиях финансово-экономического кризиса. // Предпринимательское право. 2009. №4. С. 35-45.

19. Малое предпринимательство в РФ: общая характеристика, основные тен-денции развития.// Доклад Правительства РФ. w*w.goverment.r*.

20. Потапенкова Т.А. Важнейшие направления совершенствования правового регулирования малого и среднего предпринимательства. // Российская юстиция. 2011. №12. С. 7-14.

21. Сидоров М.А. Проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2008 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

22. Синельников С. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуа-ции и перспективы развития. – М., Евразия, 2008. – 225 с.

23. Старостин Д. Готовность систем управления предприятием к интеграции. // Менеджмент. 2011. №9. С. 22-26.

24. Тутунджян А. Опыт реструктуризации систем управления предприятием. // Менеджмент. 2009. №2. С. 23-29.

25. Черногорцев С.Н. Анализ конкурентоспособности предприятия. – М., 2009. – 126 с.

26. Сытова Е.В. Роль малого бизнеса в экономике. // Безопасность бизнеса. 2009. №4. С. 22-29.

27. Сытова Е.В. Стимулирование малого и среднего бизнеса в условиях кризиса. // Налоги. 2009. №26. С. 42-51.

28. Терновцов А.В. Малый бизнес получит поддержку со стороны государст-ва. // Безопасность бизнеса. 2009. №2. С. 50-58.

29. Усенко Л.Н. Формирование условий для развития малого предпринимательства на региональном уровне.// Ведомости. 2007. №2. С. 20-27.

30. w*w.nalog.r*

Покупка готовой работы
Тема: «Малый бизнес»
Раздел: Экономика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 41
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика