Курсовая работа
«Понятие и признаки правового государства»
- 26 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Сущность правового государства 5
1.2 Признаки правового государства 8
2. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 15
2.1 Соблюдение прав и свобод человека как признак правового государства 15
2.2 Значение гражданского общества для становления правового государства 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Идея правового государства зародилась давно, но впервые отчетливое выражение получила в трудах Ж.Ж. Руссо, теории общественного договора, позициях французских политических деятелей и их новой концепции прав человека и гражданина и особенно в работах немецких ученых. Характерный для Германии первой трети и середины XIX в. юридический позитивизм с его «юридизацией» государства на основе правовых норм нашел отчетливое выражение в трудах Р. фон Моля, К.Т. Велькера и других. Г. Еллинек на рубеже XIX - XX вв. рассматривал государство как правовое понятие, учреждение, корпорацию, правоотношение. Вопрос об основе государства есть вопрос об основе права – вот его главный вывод.
В России интерес к тематике правового государства исторически был не столь ярко выражен. Самодержавие и слабость представительных и законодательных институтов сдерживали развитие правовых начал в обществе. И все же в трудах Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина детально разработаны многие правовые вопросы власти и иерархии правовых актов. Б.Н. Чичерин рассматривал государство как союз народа, причем, по его мнению, закон связывает народ в единое целое.
В условиях Союза ССР понятие законности формировалось как требование неукоснительного соблюдения правовых актов. Право рассматривалось в качестве орудия государственной власти для решения ее задач, а идея правового государства отрицалась.
С распадом СССР идея правового государства стала официальной и весьма популярной. Акцентируется внимание на соотношении права и государства в учебниках, появляются статьи и главы в книгах о правовом государстве. В начале 90-х гг. XX в. усилиями В.С. Нерсесянца и его сторонников формируется либертарная концепция права, в которой обосновывается трактовка права как меры свободы, а правового закона как единства правовой сущности (формального равенства) и правового явления (закона). Отсюда – понимание единства права и правового государства.
Идея образования правового государства находится в центре современного юридического мышления, ее актуальность и значимость в настоящее время трудно переоценить. Именно господство права способно надежно охранять права человека, обеспечивать подчиненность высшей власти народу. В этих условиях актуальной является тема данной работы.
Цель работы – анализ правового государства как юридического понятия и его признаков. Из поставленной в работе цели вытекают следующие задачи:
- анализ сущности правового государства;
- выявление признаков правового государства;
- характеристика отдельных признаков правового государства.
Довольно сложная проблема соотношения государства и права приобрела в последнее время дискуссионный характер. В литературе сформулированы две противоположные теоретические позиции по этой проблеме.
Этатически-тоталитарная концепция исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует: его как инструмент своей политики. Данная концепция опирается на марксистское понимание государства и права и была широко распространена в отечественной научной и учебной литературе.
Либеральная концепция базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства. Она стала активно ут-верждаться в нашем общественном сознании в последние годы.
Обе концепции не имеют сколько-нибудь серьезного научного обоснования. Они не только не анализируют соотносимые явления, но, по сути дела, противопоставляют их друг другу. На практике же противопоставление, столкновение государства и права неизбежно приводит лишь к их взаимному ослаблению.
Однако существует и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, которая интегрирует взгляды этих двух позиций. Сторонники этой теории не исходят из того, кому принадлежит первенство, государству или праву, а говорят о том, что право и государство друг без друга существовать не могут, а значит, между ними имеется функциональная связь. Этот подход позволяет избежать односторонности, понять, что дает право государству и выяснить истинную роль государства в обеспечении права.
Роль государства в обеспечении права заключается в следующем:
Эффективное взаимодействие государства и права способствует образованию «правового государства». Это государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями. Если обобщить все основные критерии, выделяемые в науке при характеристике правового государства, то они сводятся к следующим:
1) господство права в общественной и политической жизни;
2) незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантиро-ванность и реальность осуществления;
3) взаимная ответственность государства и личности;
4) принцип разделения властей.
Государство вправе не только требовать от личности исполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей.
Важная составляющая правового государства – соблюдение прав и свобод человека. Что касается России, то сегодня в области теории прав и свобод человека наблюдается пусть небольшой, но все же прогресс, особенно в смысле законодательного их оформления, общественного внимания, политического и философского осмысления, научных заделов. Вторая глава Конституции «Права и свободы человека и гражданина» конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. С принятием Конституции РФ завершился определенный период, начавшийся в 1991 г., в рамках которого осуществлялся поворот правовой системы Российской Федерации к признанию и гарантированности прав человека и гражданина.
В этих условиях следует отметить, что проблема прав человека сложна и многопланова, но главное в ней сегодня – это не теоретическая разработка, не законодательное закрепление, не споры о дефинициях (хотя такая задача, конечно, не снимается), а создание необходимых условий, гарантий, предпосылок, механизмов реализации прав индивида.
Другой важнейшей составляющей правового государства является наличие гражданского общества. Гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Однако оно развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные условия. В значительной мере их создает само общество, через государство или вопреки ему. Через государство гражданское общество создается принятием необходимых законов, формированием демократических государственных структур, строгим соблюдением государством общепринятых демократических норм и процедур.
1. Конституция РФ. // Российская газета. 25.12.1993.
2. Арутюнян А.Ш. Свобода и правило большинства (постсоветские проблемы). // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – №23.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.
4. Государственное право Российской Федерации: Курс лекций для юридических институтов и факультетов. Том I / Под ред. О.Е. Кутафина. – М., 2005.
5. Короткова О.И. Формирование правового государства и обеспечение верховенства закона. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2012. – №5.
6. Лукашева Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: Политические, экономические, социально-психологические аспекты // Государство и право. – 2004. – № 10.
7. Мартышин О.В. Российская Конституция 1993 года и становление но-вой политической системы // Государство и право. 2004. №10.
8. Ралько О.В. Значение институтов гражданского общества для становле-ния правового государства. // Нотариус. – 2011. – №2.
9. Тихомиров Ю.А. Правовое государство: модели и реальность. // Журнал российского права. – 2011. – №12.
10. Шайо А. Самоограничение власти (краткий курс конституционализма). – М., 2001.
Тема: | «Понятие и признаки правового государства» | |
Раздел: | Государство и право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 26 | |
Цена: | 350 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Правовое государство понятие и признаки
Курсовая работа:
Правовое государство понятие и признаки
Курсовая работа:
Возникновение и развитие идей правового государства
Курсовая работа:
Право.Правовое государство. Правовое государство в РФ