Курсовая работа
«Особые экономические зоны»
- 50 страниц
ВВЕДЕНИЕ….3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ….4
1.1 Понятие и сущность особой экономической зоны….4
1.2 Правовые основы создания, действия и прекращения
ОЭЗ в РФ….11
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОСОБЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…20
2.1 Понятие субъектов особых экономических зон….20
2.2 Особый правовой режим осуществления
предпринимательской деятельности в ОЭЗ….26
3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПОРТОВЫХ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…32
3.1 Условия создания портовых особых экономических зон….32
3.2 Правовое положение резидентов портовых особых
экономических зон….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….47
ПРИЛОЖЕНИЕ….50
Актуальность темы исследования в курсовой работе обусловлена, в первую очередь тем, что одним из направлений развития предпринимательской деятельности, а также формирования оптимальных взаимоотношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности является институт особых экономических зон. Как показывает зарубежный опыт, правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах должно быть направлено на поддержание и обеспечение равного доступа субъектов предпринимательства к необходимой инфраструктуре, защите конкуренции, введение специальных налоговых режимов, а также создание благоприятных условий для привлечения инвестиций. Государство, определяя правовой режим предпринимательской деятельности, устанавливает формы и методы регулирования субъектов данного вида социальных отношений.
Формирование особых экономических зон представляет собой эффективное и достаточно перспективное направление развития международного экономического сотрудничества России. Особые экономические зоны являются институтом, который может способствовать привлечению инвестиций, а также укреплению экономического и научного потенциала государства. Необходимо отметить, что институт особых экономических зон имеет достаточно продолжительную историю. Неудачи создания свободных экономических зон в Российской Федерации обусловлены комплексом причин как объективного, так и субъективного характера.
Изучение института особых экономических зон привлекало внимание специалистов различных отраслей знания. Правовое регулирование общественных отношений, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в особых экономических зонах, носит комплексный характер, в этой связи данный институт изучался специалистами в области международного, гражданского, административного и налогового права. Его исследованием занимались экономисты, политологи, а также правоведы.
Теоретическую основу исследования составили работы: Д.Р. Арутюнова, М.С. Гуцериева, В.Г. Вишнякова, А.И. Реут, Н.Н. Поповой, О.В. Флоря и др.
Объектом исследования являются урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации.
Предметом исследования является правовой механизм регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации.
Целью исследования является комплексный анализ механизма регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.
Цель исследования предопределила решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть понятие и сущность особой экономической зоны;
- охарактеризовать правовые основы создания, действия и прекращения ОЭЗ в РФ;
- рассмотреть понятие субъектов ОЭЗ и определить специфику осуществления предпринимательской деятельности в особых экономических зонах;
- проанализировать условия создания портовых особых экономических зон;
-раскрыть содержание механизма правого регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах;
- определить перспективы совершенствования правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.
Методологическую основу курсовой работы составили современные достижения теории познания.
В процессе исследования применялись теоретический, эмпирический методы, традиционно правовые методы.
Информационной базой исследования явились имеющие отношение к теме исследования положения Конституции России, НК РФ, КоАП РФ, ГК РФ, а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в особых экономических зонах.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики.
Объем и структура работы соответствуют целям и задачам исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, включая шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Особые экономические зоны (далее – ОЭЗ), то есть территориальные образования с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности, создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы. Особая экономическая зона – определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности .
Территория РФ включает в себя территории ее субъектов (субъектов РФ), внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции). В соответствии с п. н) ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации находятся: определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ .
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
Исследование правового статуса особых экономических зон, позволяет прийти к выводу о том, что закон в определении особой экономической зоны не учитывает всех признаков данного территориального образования.
Особая экономическая зона – это часть территории Российской Федерации с точно определенной границей и специальным административно-правовым режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные условия налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования, а также специальный порядок управления особой экономической зоной.
В основу классификации особых экономических зон может быть положена организационно-правовая форма и специализация особой экономической зоны, а также территория, на которой создана особая экономическая зона. Исходя, из разнообразия особых экономических зон целесообразно в законе «Об особых экономических зонах РФ», Налоговом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ определить специальный административно-правовой режим таможенных зон, зон специальной торговли, режим портовых зон, а также режим оффшорных зон. Нормативное закрепление специального административно-правового режима предпринимательской деятельности в вышеназванных зонах может способствовать интенсификации предпринимательской деятельности, пресечению вывоза капитала за пределы Российской Федерации, а также противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
Для создания эффективной системы государственного управления особыми экономическими зонами необходимо использовать в управленческом процессе современные информационные технологии, а также адекватные методы и формы воздействия на хозяйствующих субъектов. Кроме того, необходимо закрепления в законе «Об особых экономических зонах РФ» предписания о том, что территориальные органы управление особыми экономическими зонами должны подчиняться напрямую Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами Российской Федерации.
Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах должен упростить до минимума различного рода административные процедуры. Упрощение административных процедур может включать в себя снижение срока рассмотрения предоставляемых документов, резидентом особой экономической зоны, снижения количества инстанций, с которыми согласовывается проект решения, снижение ставок оплаты предоставляемых государственных услуг, упрощение системы налогообложения и др.
Специальный режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах может нарушать равноправие субъектов предпринимательской деятельности. В этой связи в законодательстве об особых экономических зонах нужно предусмотреть правовой механизм ротации льгот между субъектами предпринимательской деятельности, которые предоставлены резидентам особой экономической зоны по истечению периода времени, на который они были предоставлены.
Для формирования охранительного механизма административно-правового режима предпринимательской деятельности, а также порядка управления особыми экономическими зонами необходимо закрепление в Главе 14 КоАП РФ статьи, предусматривающей административную ответственность за нарушение правового режима предпринимательской деятельности в особых экономических зонах. Кроме того, необходимо предусмотреть в Главе 19 КоАП РФ статьи, предусматривающей административную ответственность за нарушения порядка управления особыми экономическими зонами. Подобное предписание может обеспечить режим законности и правопорядка, а также способствовать развитию предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации.
Анализ правоприменительной практики, направленной на регулирование предпринимательской деятельности в ОЭЗ, свидетельствует о том, что на интеграцию экономики в мировую инновационную систему путём создания ОЭЗ в национальных целевых программах становится очевидным позитивное влияние Федерального закона «Об особых экономических зонах в РФ», который регламентирует порядок создания ОЭЗ и осуществления предпринимательской деятельности в ОЭЗ.
Но, тем не менее, правовое регулирование предпринимательской деятельности в российских ОЭЗ недостаточно эффективно, о чём свидетельствует крайне малое количество созданных российских портовых ОЭЗ в сочетании с большим количеством туристско-рекреационных ОЭЗ, созданных на территории России. Причина такого перекоса кроется в повышенном имущественном цензе, закреплённом законодательно и заключающемся в обязательном включении в соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности условия об обязанности резидента ОЭЗ осуществить капитальные вложения в конкретной крупной сумме (эквивалентной не менее 3000000 евро), что может явиться фактором, сдерживающим развитие такого вида ОЭЗ, как промышленно-производственные ОЭЗ.
Гарантией успешного функционирования ОЭЗ является унификация всех существующих правил осуществления предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ.
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.08.2011) // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3127.
3. Федеральный закон от 25.12.2009 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»// «Собрание законодательства РФ» 28.12.2009. № 52 (1 ч.) ст. 6416.
4. Положение «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами», утверждённое Приказом Минэкономразвития РФ от 19.08.2005 г. № 530 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 г. № 43).
Учебная и специальная литература
1. Авдокушин Е.Ф. Свободные (специальные) экономические зоны. М., 2009.
2. Андреев В. О законодательной базе создания и функционирования СЭЗ в России // Внешняя торговля. - 2010. - № 1.
3.Арутюнов Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Право и жизнь. 2009. № 93.
4. Арутюнов Д.Р. Проблемы административно-правового регулирования предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Современное право. 2008. № 9.
5.Арутюнов Д.Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации // Право и политика. 2009. № 10.
6. Вишняков В.Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. 2009 № 1. С. 23.
7. Гарагозов Д.С. Портовые особые экономические зоны: проблемы создания и функционирования // h**t://w*w.vegaslex.r*/text/32240.
8. Гуцериев М.С. Особые экономические зоны (опыт, проблемы, перспективы). М., 2007.
9. Данько Т.П., Окрут З.М. Особые экономические зоны в мировом хозяйстве. М.: ИНФРА-М, 2008, С. 168.
10. Дерюгина С.В. Правовые аспекты понятия «особая экономическая зона». // Государство и право. 2007. № 5. С. 115.
11. Замятин Б.И. Свободные экономические зоны. Опыт, проблемы создания и развития: учебное пособие. – М., 2009.
12. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Особые экономические зоны: правовой и налоговый режим. – М.: Ось-89, 2009. – 192 с.
13. Мельников Р.А. Особые экономические зоны: понятие и признаки. // Актуальные проблемы российского и зарубежного права. М., 2010.
14. Мозиас П. Свободные экономические зоны: тенденции мирового опыта // Финансовый бизнес. – 2010. - № 3.
15. Платонова Н.Л. Правовые проблемы и перспективы создания свободных экономических зон на территории Российской Федерации // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2010. С. 134.
16. Покровская В. Свободные экономические зоны: принципы создания и функционирования (международная практика) - М.: Изд-во МКУ, 2009. - С. 63.
17. Попова Н.Н. Административно-правовые режимы особых территорий в Российской Федерации: автореферат дисс. к. ю. н. М., 2009. С. 15.
18. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части создания портовых особых экономических зон" [Электронный ресурс] //h**t://w*w.rosez.r*/law/port_zapiska.html.
19. Пушкин А. В. Порты особого назначения // h**t://w*w.tencon.r*/article/97.
21. Реут А.И. Статус резидента особой экономической зоны //Современное право, № 5, 2008. С. 22.
22. Смородинская Н., Капустин А. Особые экономические зоны: мировой опыт и российские перспективы // Российский экономический журнал. 2008. № 12. С. 24.
23. Флоря О. В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах: автореферат дисс… к. ю. н. – М., 2011.
Судебная практика
1. Решение Арбитражного суда Калининградской области. Дело А21-12959/2009 // h**t://w*w.pravo.r*/review/view/57753.
2. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.11.07 по делу № А21-3645/2007-С1.
3. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.07 по делу № А21-50/07-С1
4. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.07 по делу № А21-49/07-С1.
5. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.08.07 по делу № А21-1437/07-С1.
Работа содержит Приложение и судебную практику. Защищена на отлично
Тема: | «Особые экономические зоны» | |
Раздел: | Право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 50 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Свободная экономическая зона Калининградской области
Курсовая работа:
Государственное регулирование экономических зон
Курсовая работа:
Режим – свободная таможенная зона. Особенности применения таможенных платежей. Ответственность за несоблюдение требований режима
Курсовая работа:
Мировой опыт функционирования свободных экономических зон
Курсовая работа:
Региональная экономика и управление - Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России.