Курсовая работа
«Государственное регулирование экономических зон»
- 42 страниц
Введение…3
1.Цели создания, принципы деятельности свободных экономических зон в мировой экономике.5
2.Свободные экономические зоны: мировая практика…13
3.Правовой режим свободных (особых) экономических зон в России и Европе
4. Государственное регулирования СЭЗ….….33
Заключение .40
Список литературы…42
Активное включение все большего числа стран мира в международное географическое разделение труда, их врастание в мирохозяйственные связи, реализация ими основных принципов открытости экономики, доминирование экспортной специализации привели к возникновению и широкому распространению такой новой формы организации производства, как свободная экономическая зона (СЭЗ).
Главная цель создания СЭЗ заключается именно в более глубоком включении национальных хозяйств в международное географическое разделение труда.
Другие цели — насыщение внутреннего рынка высококачественной продукцией, внедрение в отечественное производство новейших научно-технических разработок, увеличение занятости, решение проблем региональной политики путем создания «полюсов роста» и т. д. Развитие процессов интернационализации экономической жизни, в ряде случаев приобретающее формы глобализации, в XXI веке не протекает как "цепная" реакция простых, линейных зависимостей, а реализуется в сложных, нередко весьма противоречивых формах.
Так, интернационализация в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода "точек" наиболее интенсивного международного экономического общения. В этом выражается стремление отдельных стран и их регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание от лидеров, создавая особый льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики и природных условий. В таких регионах или зонах создаются наиболее благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и современного управленческого опыта. Используемые в этих целях свободные (или специальные) экономические зоны (СЭЗ) в последние десятилетия получили широкое распространение в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой. Первые зоны стали появляться в конце 60-х - начале 70-х годов в развивающихся странах. Своего "пика" СЭЗ достигли к середине 80-х годов, когда в мире функционировало более 600 СЭЗ различных типов.
Поэтому вопросы принципиальных, концептуальных подходов к созданию и функционированию свободных экономических зон, их месту и роли в экономике отдельных стран и в системе мирохозяйственных связей, конкретные решения по обеспечению эффективной деятельности такого рода зон приобретают огромное как теоретическое, так и практическое значение (не только с экономической, но и с политической точки зрения). Что и обуславливает актуальность данной темы.
Целью данной работы является рассмотрение механизмов государственного регулирования свободных экономических зон в мире. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
• рассмотреть цели создания и принципы функционирования свободных экономических зон,
• рассмотреть механизмы функционирования СЭЗ в мире,
• рассмотреть механизмы государственного регулирования СЭЗ.
По итогам 2011 года объем мирового экспорта товаров составил 18197 млрд. долларов, при этом, 10,4% от этого объема приходится на Китай. В 2000 году доля Китая в общемировом экспорте товаров составляла 3,86%, а в 1978 году, когда начало осуществляться реформирование Китая – всего лишь 0,75%. То есть, за 33 года доля государства в экспорте товаров в мире возросла в 14 раз.
Реформа «открытых дверей», начавшаяся в 1978 году, стала социальным экспериментом на ограниченной территории, призванным показать, куда приведет рыночное реформирование экономики. Ограничение территории было важным пунктом в этом эксперименте и обеспечивало безопасность в том случае, если бы реформирование было признано неудачным.
СЭЗ в Китае отличаются от других свободных экономических зон в азиатских странах более широкой диверсификацией деятельности и охватом гораздо более значительных территорий. У СЭЗ было выгодное расположение - на территории прибрежных зон, имеющих исторический опыт внешней торговли, вблизи Гонконга, Макао и Тайваня.
Сегодня можно утверждать, что создание и функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном уровне. При реализации этой новой для страны задачи возникло множество проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем будущем.
Одной из основных проблем "выживания" СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких зонах лишь одну "сиюминутную" привлекательную сторону - перспективу получения льгот по полному или частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые сами они не в состоянии: плохого состояния инфраструктуры, развала производства, безработицы, тяжелой социальной обстановки, экологических проблем. Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Кроме того, средства Федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе и в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть, не менее нуждающихся в них.
Анализ отечественных программ создания и развития СЭЗ показывает, что в них закладывается соотношение "собственные - зарубежные" инвестиции, как 3 к 1, причём бюджеты разных уровней в них составляют более 50 % всех средств. Учитывая хроническое недофинансирование расходных статей бюджета, можно предположить, что как только не будут в полной мере выполняться государственные финансовые обязательства, так и иностранные инвестиции будут падать в пропорциональных размерах, что приведёт к хроническому недофинансированию программ развития.
Следует подчеркнуть также, что иностранные капиталы "перетекают" в СЭЗ не для "поднятия" экономики России, а ради получения сверхприбылей. При этом, чем более стабильна и развита страна, чем ниже производственные и финансовые риски, тем ниже норма прибыли, являющаяся привлекательной для инвестора. Обычно считается, что свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям относительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать и в обычных условиях практически любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. В связи с этим возрастает опасность проникновения на территорию СЭЗ неблагонадёжных компаний из числа мировых аутсайдеров и криминализации бизнеса в зоне, что приведёт если не к полному срыву, то к снижению качества исполнения поставленных задач.
Другой экономической проблемой СЭЗ является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение. За время функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж.
1. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 25.12.2012) \"Об особых экономических зонах в Российской Федерации\" (принят ГД ФС РФ 08.07.2005).
2. Указ Президента РФ от 04.06.1992 N 548 (ред. от 29.08.2001) \"О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации\".
3. Постановление Правительства РФ от 08.09.1994 N 1033 (ред. от 14.08.2007) \"О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны \"Находка\".
4. Арутюнов Д.Р. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности в особых экономических зонах Российской Федерации//\"Право и политика\", 2006, N 10.
5. Алексеев С.С. Власть и экономика. Радикальная экономическая реформа: истоки, проблемы, решения. – М., 2008.
6. Архипов А. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. - 2009. - N 11. - С.28-34.
7. Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учеб.пособие / Т.П.Данько, З.М. Окрут. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 328 с.
8. Дергачев В. Свободные экономические зоны. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005, - 453с.
9. Елисеев А. Особая экономическая зона в Калининградской области. - Международный бизнес России, 2009, № 5. – 86 с.
10. Заварзин А.К. Особые экономические зоны как центры экономического роста. // Проблемы современной экономики, 2007, N 1(13).
11. Калушин С.А. Практика использования оффшорных зон российскими организациями//Менеджмент.- 2006.- №10-С.24-32.
12. Кирилл Н. Свободные экономические зоны. //Коммерсантъ-Деньги №2 (609) 2007, с.65-69.
13. Лешина И. Е. Предпосылки и цели создания свободных экономических зон. проблемы и перспективы развития. Академия экономической безопасности МВД России. Проблемы местного самоуправления, 2009, № 12.
14. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса. – М.: Деловые люди, 2007. – 107 с.
15. Международные экономические отношения: Учебник/Под ред. Б.М. Смитиенко. –М.:ИНФРА-М, 2005, - 412с.
16. Международный оффшорный бизнес/Ростов-на-Дону: Феникс, 2008, - 345с.
17. Офшоры. Налоговая привлекательность Кипра. — Проспект, 2010. — 31 с.
18. Поляков Вадим, Туник Игорь Офшоры: пособие по увеличению прибыли. — Питер, 2008. — 233 с.
19. Рожков Г.В. Развитие свободных экономических зон как социальных систем // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.225-231.
20. Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе.–М.: Международные отношения, 2008, - 435с.
Тема: | «Государственное регулирование экономических зон» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 42 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государственное регулирование экономики
Курсовая работа:
1.Содержание и задачи финансового регулирования 2.Финансовое регулирование экономических процессов 3. Финансовое регулирование социальных процессов
Курсовая работа:
Особые экономические зоны
Курсовая работа:
Сущность и объективные основы государственного регулирования экономики.
Курсовая работа:
Региональная экономика и управление - Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России.