Курсовая работа
«Развитие особых экономических зон»
- 29 страниц
Введение….3
1. Теоретические основы особых экономических зон…5
1.1 Развитие особых экономических зон….….5
1.2 Этапы формирования особых экономических зон…7
1.3.Типы особых экономических зон ….11
2. Анализ функционирования особых экономических зон Российской Федерации…16
2.1.Анализ типов особых экономических зон Российской Федерации….16
2.2. Оценка эффективности функционирования ОЭЗ….….21
Заключение….27
Список использованных источников….29
Особые экономические зоны (ОЭЗ) играют важную роль в развитии экономики многих стран. Они создаются с целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования экспорта, развития новых технологий и улучшения условий жизни населения. В последние годы интерес к ОЭЗ все больше возрастает, и множество стран активно работают над созданием и развитием таких зон.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) широко используются во всем мире в качестве налогового инструмента для дальнейшего развития и привлечения иностранных инвестиций. Налоговые льготы, предлагаемые в ОЭЗ, имеют гораздо большее влияние на инвестиционные решения сегодня, чем в предыдущие годы. Во-первых, сейчас они предлагают большие налоговые льготы и более длительные налоговые каникулы для инвестиционных проектов.
Во-вторых, в течение последних нескольких десятилетий нетарифные барьеры снижаются, принимаются меры по либерализации торговли и повышению мобильности капитала. В-третьих, бизнес как таковой меняется: его организационная структура, принципы производства и виды продукции претерпевают трансформацию.
Актуальность темы. Развитие особых экономических зон является одной из приоритетных задач для многих правительств. Это связано с тем, что ОЭЗ способны привлечь капитал из-за рубежа, создать новые рабочие места и улучшить инфраструктуру в регионах. Кроме того, они способствуют развитию высокотехнологичного производства, инноваций и трансферу технологий.
Цель работы рассмотреть особенности функционирования и развития особых экономических зон. Для достижения поставленной цели решим задачи:
-рассмотреть развитие особых экономических зон;
-изучить этапы формирования особых экономических зон;
-рассмотреть типы особых экономических зон;
-провести анализ функционирования особых экономических зон Российской Федерации;
-дать оценку эффективности функционирования особых экономических зон.
Предметом является развитие особых экономических зон. Объектом исследования особые экономические зоны в России.
1. Теоретические основы особых экономических зон
1.1 Развитие особых экономических зон
Рассмотрение опыта зарубежных стран показывает, что особые экономические зоны (ОЭЗ) являются эффективным механизмом взаимодействия государства и бизнеса на региональном уровне. В России системное развитие ОЭЗ началось в 2005 году с принятия Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
Этот закон установил единую правовую основу для функционирования ОЭЗ. За последние десять лет институт ОЭЗ претерпел значительные изменения. Однако с 2014 года можно говорить о новом этапе развития ОЭЗ в России, когда ОЭЗ стали рассматриваться как региональные инициативы, а не только федеральные.
В 2016 году произошли значительные изменения в развитии ОЭЗ в России в связи с усилением критики по поводу эффективности функционирования ОЭЗ.
Эксперты Счетной палаты РФ после проверки средств федерального бюджета, государственного имущества и других средств, выделенных на создание и функционирование ОЭЗ в 2014-2015 годах, сделали важные заявления. Они подчеркнули, что реальный экономический эффект от функционирования ОЭЗ так и не был достигнут, и рекомендовали пересмотреть действующие механизмы развития экономики в пользу более эффективных.
В 2016 году начался процесс передачи Особых экономических зон (ОЭЗ) в региональное управление. В этот же год был утвержден новый порядок оценки эффективности функционирования ОЭЗ, а также введены меры финансовой ответственности за неэффективное функционирование ОЭЗ, включающие возврат регионами части средств в федеральный бюджет. В сентябре 2016 года было приостановлено создание новых ОЭЗ.
В результате, 8 неэффективных ОЭЗ были досрочно прекращены.
Особый интерес вызывают ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типа, так как в усложнившихся социально-экономических и политических условиях они стали ключевыми в развитии конкурентоспособного производства, импортозамещении, насыщении внутреннего рынка и увеличении несырьевого экспорта.
Внимание в ближайшие годы будет сосредоточено на достижении рентабельности вложенных средств в развитие ОЭЗ в связи с обновлением порядка оценки их эффективности. Интеграция ОЭЗ в социально-экономическое пространство региона является одним из направлений улучшения их функционирования, что оказывает влияние не только на экономическую, но и на социальную сферу. Показатели развития ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов в целом положительны.
Появляется некоторая противоречивость в развитии Особых экономических зон (ОЭЗ). В официальных источниках ОЭЗ считаются инструментом устранения социально-экономического неравенства между регионами и привлечения инвестиций в отсталые области. Однако на практике промышленные и технические ОЭЗ сосредотачиваются в основном в развитых регионах Европейской части России. Если существующие ОЭЗ такого типа будут эффективными, то это может привести к усилению социально-экономического неравенства между регионами. Поэтому при создании новых ОЭЗ или других объектов производственной инфраструктуры инновационной деятельности необходимо принимать это во внимание.
Интеграция ОЭЗ в социально-экономическое пространство региона является одним из путей улучшения их функционирования. Это означает, что ОЭЗ должны оказывать влияние не только на экономику, но и на социальную сферу. В связи с этим, на региональном уровне рекомендуется проведение мероприятий, направленных на развитие человеческого капитала, стимулирование социальной ответственности бизнеса, обеспечение экологической безопасности и развитие электронного взаимодействия между региональными властями, бизнесом и местным населением
Особые экономические зоны (ОЭЗ) - это территории внутри государства, где созданы особые правила и условия для привлечения инвестиций и развития экономики. ОЭЗ предоставляют различные преимущества и льготы для инвесторов, такие как налоговые льготы, упрощенные процедуры регистрации, таможенные преференции, доступ к инфраструктуре и т. д.
Основная цель создания ОЭЗ заключается в стимулировании регионального развития, привлечении иностранных инвестиций, создании новых рабочих мест, трансфере технологий и улучшении инфраструктуры. ОЭЗ могут быть различных типов, включая промышленные, туристические, технологические, свободные торговые зоны и т. д.
ОЭЗ обычно управляются специальным органом или агентством, которые отвечают за конкретное управление и привлечение инвестиций. В некоторых случаях, ОЭЗ могут иметь свои собственные законы и регулирования, отличные от общих условий внутри страны.
Основные меры по развитию ОЭЗ включают:
1. Установление особых условий для предпринимательской деятельности: в ОЭЗ предусматриваются налоговые льготы, сокращение административных барьеров, упрощенные процедуры регистрации и лицензирования, освобождение от ввозных пошлин и налогов на имущество.
Это позволяет привлечь инвесторов и стимулирует развитие бизнеса.
2. Создание и развитие инфраструктуры: государство инвестирует в создание соответствующей инфраструктуры, такой как дороги, электроэнергия, водоснабжение, связь и т.д. Это способствует привлечению и удержанию инвесторов, а также улучшает условия для ведения бизнеса.
3. Привлечение инвестиций: государство активно привлекает как внутренние, так и иностранные инвестиции в ОЭЗ. Это осуществляется через проведение информационно-маркетинговых компаний, участие на международных выставках и конференциях, а также предоставление различных инвестиционных преимуществ и гарантий.
4. Развитие человеческого капитала: государство проводит меры по повышению квалификации и обучению местных кадров, чтобы создать условия для привлечения инвесторов. Также создаются различные образовательные программы и проекты, которые способствуют развитию человеческого потенциала в ОЭЗ.
5. Формирование территориальных преимуществ: ОЭЗ располагаются на стратегических местах, которые обеспечивают удобный доступ к транспортным магистралям, морским и авиационным путям, а также находятся рядом с потребительскими рынками. Это обеспечивает территориальные преимущества для компаний, желающих вести бизнес в ОЭЗ.
Правительство и государственные организации активно работают над развитием ОЭЗ, чтобы содействовать экономическому росту и созданию новых рабочих мест. Разработка и реализация эффективных стратегий развития особых экономических зон становится все более важным с каждым годом.
1. Указ Президента РФ от 04.06.1992 № 548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» / СПС КонсультантПлюс. 16. Федеральный закон от 22.01.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» / СПС КонсультантПлю
2. Агеева Г. Е., Губайдуллина Э. Х., Ланг П. П. Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел в судах. — Самара : Самарский государственный экономический университет, 2018. — 216 с.
3. Арская Е. В., Кравченко Л. В., Усатова Л. В. Этапы возникновения и развития свободных экономических зон // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. — 2018. — Т. 45, № 3. — С. 442—449.
4. Архипов А. Ю., Павлов П. В., Татарова А. В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности : Монография. — Таганрог : Изд-во ТТИ ЮФУ, 2019. — 294 с.
5. Годовой отчёт акционерного общества «Особая экономическая зона промышленнопроизводственного типа Тольятти». — URL: https : / / oeztlt . ru / uploads / files / oez _ 2021.pdf (дата обр. 28.11.2023).
6. Голубкин И. В., Бухарова М. М., Данилов Л. В. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России - 2017: Ассоциация кластеров и технопарков. — М. : АКИТ, 2018. — 148 с.
7. Жериборов Д. С., Князева Е. Г. Особые экономические зоны в СССР и Российской Федерации (1980-2018) // Научный диалог. — 2019. — № 3. — С. 246—260.
8. Коростелева А.М., Троценко С.Е., Попова Г.С. Практика применения зарубежного опыта развития ОЭЗ в России // Евразийский союз молодых ученых. 2015. № 5-2 (14). С. 343-344
9. Махмудова О.Х., Махмудова Т.Х. Свободные экономические зоны (СЭЗ) как особая форма международной экономической интеграции // Актуальные вопросы экономических наук. 2019. № 50-2. С. 31-36.
10. Меджидов З. У. История создания особых экономических зон // Приоритетные направления развития современной науки : Материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 22–24 февраля 2015 года. — 2015. — С. 115—120
11. Непарко М. В., Мокрополов А. В. Анализ деятельности особых экономических зон в России // Дневник науки. — 2019. — 5 (29). — С. 87.
Тема: | «Развитие особых экономических зон» | |
Раздел: | Финансы | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 29 | |
Цена: | 900 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Свободная экономическая зона Калининградской области
Курсовая работа:
Государственное регулирование экономических зон
Курсовая работа:
Региональная экономика и управление - Свободные экономические зоны: цель создания и их положения в экономике России.
Курсовая работа:
Режим – свободная таможенная зона. Особенности применения таможенных платежей. Ответственность за несоблюдение требований режима
Курсовая работа:
Мировой опыт функционирования свободных экономических зон