Курсовая работа

«Договоры розничной купли-продажи и защита прав гражданина-потребителя в торговом обслуживании»

  • 33 страниц
Содержание

Введение….3

1. Понятие и правовая природа договора розничной купли-продажи….5

1.1 Понятие и сущность договора розничной купли-продажи….5

1.2 Особенности договора розничной купли-продажи…7

2. Правовые аспекты защиты прав граждан-потребителей

в сфере торговли…13

2.1 Понятие и права граждан-потребителей в РФ….13

2.2 Право на компенсацию морального вреда и защита

интересов покупателя с помощью специальных правил….23

Заключение….29

Список использованной литературы….31

Приложения….33

Введение

В нашей стране потребители до сравнительно недавнего времени, общеизвестно, по существу были бесправны. Производители и продавцы товаров, исполнители услуг и работ диктовали им свои условия.

Судебная защита потребительских прав практически отсутствовала, и только с принятием Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года Закона РФ «О защите прав потребителей» (вступившего в действие 7 апреля 1992 г.) у российских граждан появилась возможность реализовать права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 16 апреля 1985 г. А/RES/39/248 «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей».

За время, прошедшее с момента издания этого Закона, многое изменилось в жизни российского потребителя. Как отмечают некоторые политологи, построение потребительского общества получилось вполне, в результате чего даже бедняки реально потребляют лучше и больше, чем в советский период . И тем не менее ситуация с соблюдением потребительских прав продолжает оставаться проблемной, нарушения этих прав носят еще довольно распространенный, а порой и массовый характер.

Объектом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с правовым регулированием и защитой потребительских прав.

Предмет исследования в курсовой работе включает в себя изучение договора розничной купли-продажи и нормативно-правовую базу регулирования потребительских отношений.

Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ договора розничной купли-продажи и защиты прав гражданина-потребителя в торговом обслуживании.

Задачи исследования:

- рассмотреть понятие и сущность договора розничной купли-продажи;

- рассмотреть особенности договора розничной купли-продажи;

- изучить понятие и права граждан-потребителей в РФ;

- рассмотреть право на компенсацию морального вреда и защита интересов покупателя с помощью специальных правил.

Методы исследования:

а) метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, раскрывающей сущность происхождения права;

б) метод анализа специальной литературы;

в) метод системного анализа.

Положения и выводы курсовой работы опираются на анализ научных трудов ученых в области права, учебно-правовой литературы и статей периодических изданий.

Фрагмент работы

Согласно статье 492 ГК РФ «Договор розничной купли-продажи», по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426 ГК РФ).

К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними .

Заключение

Договор розничной купли-продажи представляет собой один из разновидностей договора купли-продажи, регулируемого главой 30 "Купля-продажа" Гражданского кодекса Российской Федерации. Наличие специфических норм, присущих только договору розничной купли-продажи, выделяет этот договор в самостоятельную гражданско-правовую сделку, правовые основы которой установлены параграфом 2 "Розничная купля-продажа" главы 30 "Купля-продажа" ГК РФ.

В соответствии со статьей 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. То есть, сторонами данного договора является продавец-организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность и покупатель, приобретающий товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования. Пунктом 2 статьи 492 ГК РФ указано, что договор розничной купли-продажи является публичным договором. Понятие публичного договора раскрыто в статье 426 ГК РФ. Анализ положений указанной статьи позволяет сделать вывод, что розничный продавец обязан заключить договор розничной купли-продажи на одинаковых условиях с любым желающим. Отказ продавца в заключении договора возможен только по причине отсутствия в продаже товара, необходимого покупателю.

Так как розничный товар приобретается для конечного потребления, то чаще всего покупателями выступают физические лица (граждане). Вследствие этого, особенностью розничного договора купли-продажи является то, что к нему помимо специальных норм параграфа 2 главы 30 ГК РФ, общих норм о договоре купли-продажи (параграф 1 главы 30 ГК РФ) применяются положения Федерального Закона от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также иных правовых актов, принятых в соответствии с ним.

Договор розничной купли-продажи заключается в основном в устной форме, исключение составляют лишь случаи, когда момент заключения договора и момент его исполнения не совпадают, например, такое возможно при продаже товаров в кредит или при розничной торговле по образцам, для которых письменная форма считается обязательной. Следует сказать, что по общему правилу, установленному статьей 493 ГК РФ, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. При этом законодательно определено, что отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. Кроме того, особенностью заключения договора розничной купли-продажи является то, что он может заключаться путем публичной оферты.

В соответствии с нормами гражданского законодательства оферта представляет собой первую стадию заключения договора. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются именно как приглашение делать оферты. Однако, если реклама, адресованная неопределенному кругу лиц, будет содержать все существенные условия договора, предлагаемого к заключению, она может быть признана публичной офертой.

Особенности использования публичной оферты в рознице установлены в статье 494 ГК РФ, причем они касаются как торговли в месте нахождения товара, так и торговли вне места их нахождения

Список литературы

Нормативные правовые акты

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.

2. Федеральный закон от 26.01.1996 N 15-ФЗ (ред. от 09.04.2009) "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 411.

3. Федеральный закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (ред. от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 16.06.2003, N 24, ст. 2249.

4. Федеральный закон «О защите прав потребителей» ред. от 18.07.2011 N 242-ФЗ // Российская газета, N 8, 16.01.1996.

5. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" // Российская газета, N 153-154, 10.08.2001.

6. Разъяснения о некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей», утв. приказом ГКАП России от 15 августа 1994 г. № 90 // БНА. – 1995. – № 1. – С. 17. (Признаны утратившими силу приказом Государственного антимонопольного комитета Российской Федерации от 20 мая 1998 г. № 160).

Литература

1. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. – М.: Книжный мир, 2009. – С. 456.

2. Гладкова Л.М. Правовые знания – покупателям. // Знание. Новое в жизни, науке и технике / Серия «Торговля и бытовое обслуживание». № 2. – М., 2010.

3. Гражданское право (часть 2): учебник / Под ред. В.П. Камышанского. М., 2010.

4. Договор розничной купли-продажи. Постатейный комментарий § 2 Главы 30 Гражданского кодекса российской Федерации. М.: Статут, 2011.

5. Львович Ю.А. Охрана интересов покупателей. – М., 2009.

6. Макаров Р. Л. Гражданское право (часть 2): учебник. М., 2010.

7. Мартемьянов B.C. Охрана прав покупателя, заказчика и клиента. – М., 2008.

8. Можаренко Ю. И. Права потребителей. М.,2009. – С. 4.

9. Райлян А. А. Потребительское право Российской Федерации – специальная комплексная правовая отрасль. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2010. – С. 110–142.

10. Райлян А. А. Потребительское право России. Основные положения. – СПб, 2008.

11. Райлян А. А., Тархов А. Е. Потребитель всегда прав. Учебно-методическое пособие по просвещению и образованию потребителей. Ч. I. – Вологда, 2007.

12. Райлян А. А. Предпосылки формирования потребительского права России // Современное право. – 2008. – № 7. – С. 14–17; № 8. – С. 8–11.

13. Торговое право России: Сборник законодательных и иных нормативных документов, регламентирующих торговую деятельность России. – М.: ТЕИС, 2010. – С. 584.

Судебная практика

1. Постановление № 7 Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (ред. от 29.06.2010) // Российская газета, N 230, 26.11.1994.

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика