Курсовая работа
«Государственное муниципальное управление»
- 35 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ
1.1 Государственное управление, как социальный и политический институт
1.2 Современные тенденции российского государственного управления, цели и задачи
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1 Муниципальное управление, как социальный и политический институт
2.2 Современное муниципальное управление, его цели и задачи
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Термин «государственное управление» является одним из центральных в науке административного права, однако, к сожалению, до сих пор отсутствует единство мнений относительно его содержания. Данный термин достаточно широко используется не только в России, но и в зарубежных государствах, однако наполнен различным смысловым содержанием и зависит от многих политико-правовых критериев. Одной из важнейших задач становления российской государственности является создание оптимальной модели государственного управления, обеспечивающей эффективное исполнение государственных функций, развитие и укрепление демократических, федеративных, социальных и правовых основ государства, высокие темпы экономического роста и общественного развития.
Муниципальное управление – относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось в стране лишь в 90-х годах XX века вместе с возрождением местного самоуправления. В силу этого муниципальное управление имеет свою специфику, отличающую его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления.
Определение наиболее приемлемой модели координации деятельности государственных и муниципальных органов в Российской Федерации является в настоящее время одной из актуальнейших проблем. При этом указанная проблема долгое время находилась за границами научного исследования. Однако, в настоящее время можно выделить труды Н.М. Добрынина, Л.Л. Попова, Ю.Н. Старилова, В.К. Черкасова, а также преподавателя СКАГС Атаманчука Г.В.
Цель данной работы анализ государственного и муниципального управления как социальных и политических институтов, их целей и задач. Поставленная в работе цель определяет следующие задачи:
1) анализ государственного управления как социального и политического института;
2) выявление современных тенденций российского государственного управления, его целей и задач;
3) анализ муниципального управления как социального и политического института;
4) выявление современных тенденций российского муниципального управления, его целей и задач;
5) изучение взаимосвязи государственного и муниципального управления.
Работа включает в себя введение, три главы и заключение.
Муниципальное образование – территориальное звено местного само-управления. Порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ определяется законодательством субъектов РФ с учетом мнения населения. При установлении размеров территории каждого конкретного муниципального образования необходимо учитывать две противоположных тенденции. Первая – приближение местной власти к населению. Определяющим фактором является наличие местного сообщества, в интересах которого и осуществляется местное самоуправление. Его интересы диктуют следующие принципы территориальной организации местного самоуправления :
1. Принцип эффективности самоорганизации, основанный на осознании населением общих интересов и участии в их реализации. Эффект самоорганиза-ции снижается с увеличением размеров территории и удалением местной власти от населения.
2. Принцип подконтрольности органов и должностных лиц местного самоуправления населению, требующий максимально возможной ограниченности территории, что позволяет населению оперативно реагировать на действия местной власти.
3. Принцип транспортной (пешеходной) доступности органов местного самоуправления для граждан в течение рабочего дня. Данный принцип в соответствии с законами субъектов РФ может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Вторая, противоположная тенденция – укрупнение самоуправляемых единиц, обеспечивающее на территории муниципального образования необходимый экономический потенциал, развитую инженерную и социальную инфраструктуру. Последняя необходима для эффективного решения вопросов местного значения и оказания услуг населению.
Федеральный закон 2003 года №131-ФЗ предусматривает кардинальное изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Все муниципальные образования (за исключением городов федерального значения) разделяются в правовом отношении на 3 типа: поселение (городское или сельское), муниципальный район, городской округ. Поселение может состоять и из одного, и из нескольких населенных пунктов. Кроме того, введено новое понятие – «межселенная территория».
По своей сути государственное управление – это государственно-регулятивная деятельность, в его содержание должны включаться только обеспечивающие позитивное регулирование общественных отношений виды подзаконной государственно-властной деятельности. Подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти и иных органов управления, направленная на выявление и пресечение правонарушений, на разрешение споров между участниками общественных отношений, на обеспечение безопасности государства и общества, не рассматривается в качестве государственного управления, так как, осуществляя эту деятельность, соответствующие государственные органы не управляют субъектами общественных отношений, не регулируют их поведение, а обеспечивают охрану и защиту их прав и законных интересов от противоправных посягательств, от нарушений со стороны других субъектов. Данная подзаконная государственно-властная деятельность является защитно-охранительной по своей сути. Таким образом, вся государственно-властная деятельность, обозначаемая в науке административного права единым термином «государственное управление», подразделяется на два взаимосвязанных, но отличающихся друг от друга вида деятельности, осуществляемых органами исполнительной власти и иными государственными органами управления, – регулятивную и защитно-охранительную, условно объединяемые в понятие «административная деятельность», под которой, соответственно, понимается урегулированная нормами административного права подзаконная государственно-властная деятельность органов исполнительной власти, иных государственных органов, не относящихся к законодательным и судебным, а также исполнительных органов местного самоуправления, их должностных лиц по нормативному и индивидуальному регулированию, охране и защите общественных отношений в целях обеспечения надлежащего правопорядка и необходимого режима безопасности в обществе и государстве. Понятие «административная ответственность» объединяет в себе две категории «государственное управление» и «исполнительная власть».
Одной из важнейших задач становления российской государственности является создание оптимальной модели государственного управления, обеспечивающей эффективное исполнение государственных функций, развитие и укрепление демократических, федеративных, социальных и правовых основ государства, высокие темпы экономического роста и общественного развития. Современному российскому государственному управлению присущи следующие тенденции:
1. Продолжение осуществления в РФ административной реформы.
2. В рамках административной реформы не прекращался процесс совер-шенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной вла-сти.
3. Продолжение активного использования стратегического планирования в государственном управлении.
4. Повышение открытости деятельности органов исполнительной власти для общества.
5. Активное создание государственных корпораций и передача им части государственных полномочий.
Указанные тенденции, присущие организации государственного управления в современный период, свидетельствуют в целом о положительной динамике развития. Вместе с тем многие предложения и решения (в основном направленные на защиту прав и свобод граждан и повышение открытости деятельности государственных органов для общества) во многом остались лишь декларативными и не подкреплены конкретными гарантиями их реализации. В то же время стоит надеяться, что цели и задачи проводящихся реформ в сфере государственного управления, в конечном счете, все же будут достигнуты.
Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества.
Объектом муниципального управления является муниципальное образование – населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление. В качестве субъекта выступает население муниципального образования, объединенное общими интересами в решении местных проблем жизнеобеспечения и развития, – местное сообщество, а также органы местного самоуправления, избранные жителями и действующие от их имени. Предмет муниципального управления – регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.
Муниципальное управление тесно связано с системой государственного управления. Почти все государственные решения, касающиеся интересов граж-дан, так или иначе проходят через местные органы власти, которые могут стать либо преградой на пути реализации государственной политики, либо ее мощным катализатором.
Система муниципального управления, как и вся система местного само-управления, находится в современной России на стадии становления. Для оптимизации системы взаимоотношения государственного и муниципального управления ряд ученых предлагают вывести из системы местного самоуправления исполнительные органы, включив их в единую вертикаль исполнительной власти государственных органов в Российской Федерации, осуществляющих управление государством. При этом местное самоуправление не должно распространяться в сферу исполнительной власти, в связи с этим компетенцию муниципальных органов и должностных лиц следует ограничить осуществлением нормотворческих, представительских и контрольных функций по вопросам местного значения.
1. Конституция РФ. // Российская газета. 25.12.1993.
2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». // СПС Консультант-плюс.
3. Концепция административной реформы на 2006-2010 гг. (в ред. распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 №157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 №221). // СПС Консультант плюс.
4. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. – М., 2005.
5. Атаманчук Г.Н. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2004.
6. Глушенко П.П., Пылин В.В. Муниципальное право. – СПб.: Питер, 2004.
7. Добрынин Н.М. Реформа государственного управления как необходимое условие становления нового российского федерализма: теория и практика. // Конституционное и муниципальное право. 2005. №6.
8. Купреев С.С. Современные тенденции организации российского государственного управления. // Административное и муниципальное право. 2009. №3.
9. Нестеров А.В. О качестве государственного и муниципального управления. // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №1.
10. Пылин В.В. Соотношение государственной и муниципальной власти // Государство и право. 2004. №3.
11. Система муниципального управления. Учебник. Под ред. В.Б. Зотова. – М., 2006.
12. Соловьев С.Г., Гладких Н.М. К вопросу о месте исполнительных органов муниципального уровня в системе управления государством. // Конституционное и муниципальное право. 2008. №10.
13. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3-х томах. Т. 1. – М.: Норма, 2002.
14. Трофимова И.Н. Муниципальное управление: ориентация на результат. // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. №12.
15. Черкасов К.В. К вопросу о содержании понятия «государственное управление» в российской юридической науке. // Административное и муниципальное право. 2008. №11.
Тема: | «Государственное муниципальное управление» | |
Раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 35 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Понятие муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности
Курсовая работа:
Совершенствование организационных основ муниципального управления
Курсовая работа:
Муниципальное управление в системе власти и управления России
Курсовая работа:
Муниципальное управление