Лекция
«КСЕ - лекционные материалы»
- 36 страниц(ы)
- 2110 просмотров
- 0 покупок
Автор: oksielen
1. НАУКА КАК ФЕНОМЕН ПОЗНАНИЯ
Наука (от греч. episneme – «знание», лат. scientia – «знание») – сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знания.
Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность – общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью.
Наука – это мышление в понятиях. Центральное место в науке занимает критерий рационального освоения мира. Наука имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Научное познание основывается на целом ряде принципов.
Обычно выделяются следующие принципы, лежащие в основе научного понимания реальности. Первый – это принцип объективности, означающий признание факта существования независимого от человека и его сознания внешнего мира и возможности его познания.
Второй принцип – принцип причинности, или, говоря строго научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Беспричинных явлений не бывает, равно как не бывает событий, не влекущих за собой каких-либо следствий.
Следующий важный принцип – это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом лишь тогда, когда оно доказано.
Важную роль в научном познании играет принцип системности. В его рамках любое явление понимается как элемент сложной системы. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов. Система представляет собой более сложное и существенное явление. Наука исходит из того, что в ней не может быть абсолютных истин. Несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел преодолевается благодаря принципу критичности, лежащему в основании научного знания.
Объективное знание является условием человеческой свободы, оно освобождает человека от той ограниченности, которая обусловлена принадлежностью человека к роду, исторической эпохе, конкретной культуре, языку, жизненному личному опыту. Вместе с тем достоинство и значимость науки для человечества могут оборачиваться и недостатками. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Наука не всегда осознает собственную ограниченность в качестве средства постижения мира. Свободная безответственность при нынешних возможностях науки может быть чревата тяжелыми последствиями для человека и человечества. Осмысление специфики научного знания по-прежнему остается актуальной задачей.
2. НАУКА И РЕЛИГИЯ
Наука и религия представляют собой фундаментальные области культуры, типы мировоззрений, взаимодействующих друг с другом.
Понимание соотношения науки и религии в течение долгого времени сводилось к тому, что они трактовались как диаметрально противоположные, взаимоотрицающие явления. Проблема соотношения веры и знания решалась в рамках оценки религии как низшего вида знания, которое с развитием науки обречено на исчезновение. Но на самом деле отношения между научным и религиозным типом миропонимания гораздо сложнее. Религия и научное знание стали рассматриваться как различные и правомерные формы духовной активности человека.
Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом. Наука не представляет собой абсолютно объективизированное знание. Человечеству, несмотря на научный прогресс, не дается и ныне восприятие целостности мироздания.
В науке существуют структуры, которые выводят знания, принимаемые на веру в качестве аксиом тех или иных научных теорий. Религиозные системы – это тоже не только своды положений, апеллирующих к вере, но и некоторые обобщения, опирающиеся на аргументацию и доказательность. Религиозное мировосприятие имеет свой высший уровень – теологию, где под установки вероисповедания подводится базис рационального обоснования и доказательства.
Но между наукой и религией есть различия.
Наука не исходит из абсолютных истин, науке свойствен критический взгляд на то, что происходит в ее поле. Давление новых доказательств может привести к пересмотру прежних положений. Источником религиозности является не объективная реальность, а сверхналичное откровение, знание, данное человеку свыше (от Бога). Откровение не подвергается критической рефлексии, оно является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека в его конечном бытии не может представить во всей полноте. Религия восходит к смыслу человеческого существования, отвечает на предельные вопросы, связанные с абсолютными идеалами.
Наука тоже сталкивается с проблемой абсолютов, но они уходят в бесконечность, которой нет конца и границ, раздвижение пределов познания не уменьшает мир непознанного, это стимулирует дальнейшее освоение реальности.
В религии абсолют выступает миром должного, идеального, задающего бытию человека смыслообразую-щие компоненты.
Наука изучает сущее, религия – мир должного. И наука, и религия отвечают на важные вопросы человеческой жизни, но религия дает ответы и на те вопросы, на которые пока не дает ответ наука.
Наука и религия не противоположны, они действуют по принципу дополнительности формально-рационально-познавательного и инстинктивно-этического способов освоения мира.
И пока есть пределы научного познания, будет место религиозному мировосприятию, исходящему из целостности и всеохватности мира. Научное развитие разрушает традиционные установления, но открывает новые возможности, в том числе и для религии. Наука не вытеснила религию. Раздвинув границу познания, наука столкнулась с еще большими глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной», что создает поле для религиозного мироощущения.
90. ЗДОРОВЬЕ, ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ, РАБОТОСПОСОБНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Здоровье имеет не только физиологический, но и социально-этический, культурологический аспект. Здоровье включает и отношение ответственности: матери к своему будущему ребенку, родителей к детям, врача к пациентам, государства к населению, человека к самому себе. Здоровье, с одной стороны, объективное состояние организма (включая и состояние психики), с другой стороны, это большая ценность.
В сохранении здоровья населения огромное значение имеют профилактическая работа, систематические периодические профосмотры, которые способствуют ранней диагностике заболеваний и их своевременному эффективному лечению. Здесь многое зависит от врачей и от больных; если все они относятся к лечению с максимальной ответственностью, то обеспечивается полное или хотя бы частичное выздоровление.
Здоровье – это индивидуальное душевно-телесное состояние, выражающееся в способности человека удовлетворять свои жизненные потребности. Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех генетически детерминированных задатков.
В сохранении и укреплении здоровья большую роль играет здоровый образ жизни. По мнению А. В. Сахно, к ним относятся:
– деятельное в биологическом и социальном отношении существование человека (индивидуальная и общественнополезная, духовная или физическая деятельность);
– отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем, курения, употребления наркотиков и токсических веществ);
– рациональное питание, сбалансированное качественно (белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы) и количественно (энергетическая ценность пищи и расход энергии в процессе деятельности);
– рациональная двигательная активность;
– соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали.
Цель здорового образа жизни – создать условия для продолжительной, полноценной, насыщенной впечатлениями, эмоциями и радостью жизни человека, его активной творческой деятельности.
Физическое и духовное здоровье человека является основой его жизнедеятельности и работоспособности, т. е. его способности к работе, к физическому и умственному труду. Сохранению работоспособности на высоком уровне помогают тренировка, многократное повторение какой-либо работы. Важное значение имеет рациональная организация труда. Говорят, что усталость приходит прежде всего от бес-толковой работы. Там, где четко организован труд, человек последовательно наблюдает позитивные результаты своего труда, имеет место повышение и производительности труда, и настроения, что умножает силы и энергию человека, его творческую активность. Творчество человека – это создание чего-то нового в любых сферах человеческой деятельности. Творчество делает мир человека богатым, интересным, радостным, расширяет его горизонты. Решающее значение имеет создание нужных самому индивиду и другим людям ценностей, в том числе и тех, которые обеспечивают здоровье.
Защищено на отлично!
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
Не подошла эта работа?
Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ
-
Контрольная работа:
12 страниц(ы) 2012 1849 0 покупок
-
Методические указания:
ОРГАНИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. Методические указания к контрольной работе № 2
5 страниц(ы) 2010 1668 0 покупок
-
Курсовая работа:
Таможенное право: Таможенный контроль и его задачи
42 страниц(ы) 2011 2290 0 покупок
-
Контрольная работа:
Основные черты философии И.Канта
19 страниц(ы) 2008 2523 2 покупок
-
Шпаргалка:
52 страниц(ы) 2012 2633 2 покупок
-
Лекция:
О стратегии журналистского образования
22 страниц(ы) 2012 1529 0 покупок
-
Доклад:
Особенности управленческой деятельности в организациях
15 страниц(ы) 2011 1670 0 покупок
-
Курс лекций:
255 страниц(ы) 2012 4562 0 покупок
-
Курсовая работа:
Разработка бюджета маркетинга для предприятия
31 страниц(ы) 2009 3326 0 покупок
-
Контрольная работа:
Управление хозяйственной деятельностью организации, предприятия, кооператива, офиса.
27 страниц(ы) 2011 2291 0 покупок
682 автора
помогают студентам
23 задания
за последние сутки
10 минут
среднее время отклика
-
Дипломная работа:
Методика использования поисковому чтению на основе аутентичных материалов на среднем этапе обучения иностранного языка
63 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Ономастика уфы на материалах русскоязычных журналов рб
91 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Контроль сформированности умения говорения в контрольно-измерительных материалах отечественных и зарубежных экзаменов по английскому языку
82 страниц(ы) -
Курсовая работа:
Нетарифное регулирование экспорта ядерных материалов
31 страниц(ы) -
Дипломная работа:
Лексические и грамматические трансформации при переводе заголовков новостных материалов с английского на русский (на примере интернет-версий британских и американских СМИ)
53 страниц(ы)