Курсовая работа
«Взаимодействие государства и предприятий»
- 26 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ 5
1.1. Роль государственного регулирования экономики на современном этапе 5
1.2. Современные формы государственного регулирования 7
1.3. Принципы организации и функции федеральных органов 9
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЙ 14
2.1. Направления взаимодействия власти и бизнеса 14
2.2. Рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23
Приложение 24
В условиях широкомасштабной приватизации собственности в России, перехода к использованию различных ее форм весьма актуальна задача определения роли и функций государства в рыночной экономике, взаимодействия государства и предприятий.
Приватизация и массовое акционирование российских предприятий привели к созданию уже не государственных, но и не вполне рыночных, независимых субъектов хозяйствования, которые, с одной стороны, стремятся максимизировать прибыль, а с другой — все еще не адаптировались к потребностям рынка. Если добавить к этому отсутствие рыночного менталитета, стремление ряда хозяйственных руководителей и коллективов — владельцев акций к сиюминутному обогащению, то становится совершенно очевидным, что государство на современном этапе не должно терять управления «несущими конструкциями» экономического комплекса. В течение всего переходного периода государство призвано играть существенную роль в регулировании экономических процессов.
Становлению рыночных отношений в России в значительной степени препятствует неразвитость рыночной инфраструктуры. Важнейшей обязанностью государства является оказание решающего влияния на процесс формирования инфраструктуры рынка. В связи с этим его экономическая политика должна предусматривать целый комплекс специальных мер, затрагивающих важнейшие элементы рыночной инфраструктуры: кредитную систему и коммерческие банки; эмиссионную систему и эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых и валютных биржах; аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества; систему регулирования занятости и центры (государственные и негосударственные) содействия занятости (биржи труда); информационные технологии и средства деловой коммуникации; транспортные агентства по изучению рынка, рекламные и информационные агентства, консультационные и аудиторские компании.
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и биз-неса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность бюджетного сектора экономики, науки и образования, с точки соответствия запросам экономики, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инфраструктурных проектов.
Таким образом, вопрос взаимодействия государства и предприятий в условиях рыночной экономики для России является актуальным.
Цель данной работы состоит в исследовании различных аспектов взаимодействия государства и предприятий в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следую-щих целей:
• определение роли государственной экономики на современном этапе;
• анализ современных форм государственного регулирования, принципов организации и функций государственных органов регулирования экономики;
• определение направлений взаимодействия государства и предприятий на современном этапе;
• проанализировать рычаги государственного воздействия на кризисные предприятия.
Объект исследования данной работы – отношения государственных органов власти и бизнеса. Предмет исследования – механизм взаимодейст-вия государства и организаций в условиях рыночной экономики.
При написании работы были использованы монографии российских авторов по изучаемой проблеме, статьи и аналитические материалы из периодических изданий.
Подведя итоги проделанной работы, необходимо отметить следующее.
В настоящее время степень вмешательства государства в хозяйст-венную жизнь в России определяется главным образом конкретными условиями переходного периода до тех пор, пока рыночные отношения не займут господствующего положения, управление предприятиями и роль в нем государства будут существенно отличаться, в частности, от западных прототипов
Выделяют три формы государственного регулирования экономиче-ской жизни: 1) утверждение единых для всех общих правил поведения субъектов хозяйствования; 2) установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов (или отдельных субъектов); 3) использование индивидуальных административных актов управления. Соотношение и степень внедрения указанных форм определяют степень вмешательства государства в экономические от-ношения.
В условиях российской приватизации проблема роли государства в управлении производством в отношениях «государство—фирма» при-обретает особую остроту. Объясняется это тем, что рыночный механизм в России только зарождается и рыночные рычаги из-за сохраняющейся высокой монополизации экономики и практически полного отсутствия конкуренции не могут заменить регулирующую роль государства.
В то же время чрезмерное вмешательство государства в эконо-мическую жизнь подавляет частную инициативу, снижает эффективность частной собственности, лишает конкуренцию динамики, сводя к минимуму эффективность рыночной экономики.
Государственная поддержка предпринимательства может включать в себя как прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и се-лективное гарантирование кредитов, так и предоставление льгот по налогообложению, участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, формирование и регулирование рынка труда, предоставление выгодных государственных заказов. Важную роль играют содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики, обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, координация деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.
Приоритетными направлениями расширения практики частно-государственного взаимодействия являются: развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса; повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов; стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста.
Государство формирует систему правовых актов, регламентирующих воздействие на кризисные предприятия. Воздействие государства на кризисное предприятие осуществляется в соответствии с законодательством, в котором особо важную роль играет Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятия от 8 января 1998 г.
Само воздействие государства на кризисные предприятия уже предполагает взаимосвязь макро- и микроуровней экономики, поэтому антикризисное управление, осуществляемое даже в отношении отдельно взятого предприятия, нельзя относить исключительно к микроуровню экономики. Кроме того, взаимодействие несостоятельного предприятия с его кредиторами относится к мезоуровню экономики.
Таким образом, поставленные перед началом выполнения работы задачи решены, а, следовательно, цель достигнута.
Хочется добавить, что вопросы взаимодействия бизнеса и государства сегодня приобретают особую остроту. Государство, если посчитает нужным, может оказать любое воздействие, в т.ч. и силовое на предприятие любых размеров и направлений. Еще не остыли страсти вокруг недавних арестов руководителей «Юкоса». Это говорит о том, что к власти пришли сильные личности и время, когда шла грабительская приватизация, как в начале 90-х годов ХХ века, ушло безвозвратно.
1. Курс экономики / Под ред. Райзберга Б. А. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 390 с.
2. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под ред. Грязновой А. Г., Думной Н. Н. – М.: КНОРУС, 2004. – 455 с.
3. Мильнер Б. З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 310 с.
4. Основы предпринимательства / Баранников М. М., Воробьев В. А., Кизилов А. Н. и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 450 с.
5. Рогожин С. В. Теория организации. – М.: Экзамен, 2002. – 190 с.
6. Смирнов Э. А. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 340 с.
7. Теория государства и права / Под ред. Корельского В. М. и Перевалова В. Д. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 560 с.
8. Управление государственной собственностью / Под ред. Кошкина В. И., Шупыро В. М. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 240 с.
9. Экономическая теория / Под ред. Грязновой А. Г., Чечелевой Т. В. – М.: Экзамен, 2003. – 510 с.
10. Берг О. Обеспечение эффективности сочетания форм государственного управления // Экономист, 2002, № 11.
11. Дудкин В. Саморегулирование и регулирование рыночной экономики // Экономист, 2001, № 5.
12. Модин А. Организационные функции государства в процессе движения к рыночной экономике // Российский экономический журнал, 1993, №1.
13. Мовсесян А. О стратегии государственного регулирования экономики // Экономист, 1998, № 10.
14. М.Касьянов: государство заинтересовано во взаимодействии с бизнесом // h**t:// w*w.oil-gas.r*/ news/view/?132
Тема: | «Взаимодействие государства и предприятий» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 26 | |
Цена: | 600 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Государство и церковь: основы взаимодействия
Курсовая работа:
Значение теории государства и права
Дипломная работа:
Гражданское общество и правовое государство
Контрольная работа:
Цели и задачи формирования электронного правительства
Шпаргалка:
Ответы на билеты к госам по теории государства и права