Дипломная работа

«Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта»

  • 61 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ….3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА….6

1.1 История возникновения и развития правоотношений

в сфере железнодорожного транспорта….6

1.2 Основные направления правового регулирования

в сфере железнодорожного транспорта….19

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА….27

2.1 Государственная политика, динамика развития железнодорожного транспорта: проблемы и перспективы….27

2.2 Предложение законодательных инициатив для дальнейшего

развития, стратегии модернизации в сфере железнодорожного

транспорта…45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…. 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….56

Введение

Железнодорожный транспорт является основным, а нередко единственным видом транспорта, осуществляющим массовые перевозки грузов и пассажиров практически при любых климатических условиях. Как в государстве, так и при иных формах организации общества большую роль играет система управления транспортом. Структура управления отечественными железными дорогами складывалась с момента строительства первых линий и имела значение для успешного развития железнодорожного транспорта в России. На российских дорогах использовалась в основном одна система управления, характерными чертами которой являются сильная централизация по всем вопросам и наличие самостоятельных служб на линии.

Огромная социальная значимость отраслей естественных монополий, прежде всего, железнодорожного и морского транспорта в системе жизнеобеспечения регионов страны, особенно отдаленных, превращает их деятельность в фактор национальной безопасности страны. Субъекты естественной монополии в российской экономике являются ключевыми компонентами поддержания и развития экономической системы в целом. Природа естественных монополий такова, что они порождают собственную инфраструктуру и финансовую систему, которые представляют собой основу жизнеспособности страны. Кроме того, в силу высокой общественной значимости продукции, естественные монополии, с порожденными ими инфраструктурой и финансовой системой, представляют собой основу социальной стабильности общества. Продукцией транспортной сферы является перемещение грузов и пассажиров. Продажа транспортных услуг или их покупка на мировом рынке означает участие транспорта в операциях невидимого экспорта или импорта. В отличие от продукции других отраслей экономики продукция транспорта не имеет вещественной формы, но материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства.

Цель исследования – комплексный анализ административно-правового регулирования деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся по поводу административно-правового регулирования деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

Предмет исследования – основные теоретико-правовые аспекты регулирования деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

Поставленная в работе цель обусловила необходимость решения ряда задач, а именно:

- рассмотреть историю возникновения и развития правоотношений в сфере железнодорожного транспорта;

- изучить основные направления правового регулирования в сфере железнодорожного транспорта;

- государственную политику, динамику развития железнодорожного транспорта, проблемы и перспективы развития данной отрасли;

- рассмотреть законодательные инициативы для дальнейшего развития, стратегии модернизации в сфере железнодорожного транспорта.

Теоретической основой исследования в дипломной работе явились нормативные правовые акты, труды отечественных ученых, учебная и специальная литература по рассматриваемой проблематике.

Фрагмент работы

До недавнего времени железнодорожный транспорт представлял собой систему государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, закрытых для внешнего инвестора, и сложившаяся совокупность железных дорог, а также входящих в их состав отделений и линейных подразделений имела крайне низкую инвестиционную привлекательность. Более того, финансовая непрозрачность отрасли и отсутствие гарантии недискриминационных условий хозяйствования обусловили практически полное отсутствие частных инвестиций, а нормативные правовые акты, регулирующие деятельность железнодорожного транспорта, по существу, противоречили общим принципам гражданского законодательства .

В транспортный комплекс РФ входят следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный (морской и речной), магистральный трубопроводный. Охарактеризуем каждый. Ведущее место в транспортном комплексе занимают железные дороги. Российские железные дороги (РЖД) – это более 86 тысяч километров путей, или 7 % мировой глобальной железнодорожной сети .

По протяженности электрифицированных магистралей РЖД занимают первое место в мире, а по эксплуатационной длине – второе после США. По количеству перевозимых грузов и пассажиров Россия находится на третьем месте в мире . По сравнению с другими видами транспорта железнодорожный транспорт имеет серьезные преимущества. Во-первых, он способен перевозить самые различные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров. Во-вторых, железнодорожный транспорт имеет большую дальность и относительно высокую скорость перевозок. В-третьих, перевозки по железной дороге имеют сравнительно низкую себестоимость и высокую безопасность доставки грузов .

Заключение

Российская Федерация – морская и сухопутная держава, чем и объясняется исключительно высокая роль железнодорожного сообщения в развитии субъектов Федерации, в обеспечении связи между территориями Центра и регионов, а также целостности и единства Российского государства. У России имеются хорошие транзитные возможности, что, прежде всего, сказывается на статусе железнодорожного транспорта в целом. По территории Российской Федерации проходят кратчайшие транспортные пути, которые связывают европейские государства со странами Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), многими мировыми торгово-экономическими центрами, которые могут сделать Россию как страну-транзитера уникальным государством. Уникальность подтверждается наличием у России возможностей для наиболее быстрой и безопасной доставки грузов и пассажиров по сравнению с альтернативными маршрутами. Коммуникации имеют существенные резервы пропускной способности. По существу, железные дороги – это вены и артерии страны. И лишь при правильном их устройстве можно избежать многих проблем, которые, являясь весьма актуальными, возникали значительно раньше.

Первая железная дорога в России была официально открыта в октябре 1837 г. Крымская война обнажила общую слабость и «транспортное бессилие» России. Железнодорожное строительство ускорилось. Уже к 1875 г. в России было построено 20 тыс. км железных дорог.

С 1881 г. наступает новый период в истории железнодорожного дела России. С приходом к власти императора Александра III принципиальная политика по усилению роли государства в области железнодорожного транспорта оставалась неизменной. Общий Устав Российских железных дорог был утвержден 12 июня 1885 г. императором Александром III в статусе закона Российской империи. И хотя в своем окончательном виде Общий Устав Российских железных дорог значительно уступает первоначальному проекту Комиссии Э.Т. Баранова, такое событие нельзя не признать делом исключительной важности. Многие отечественные СМИ неоднократно подтверждали значимость этого необходимого документа.

В 2001 Правительством РФ была утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте до 2010 года, предусматривавшая на первом этапе (2001-2002) проведение работ по разграничению видов деятельности и преобразование МПС в ОАО «РЖД», но втором этапе (2003-2005) – создание АО на базе самостоятельных видов деятельности, рост конкуренции в грузовых перевозках, сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок, на третьем (2006-2010) – переход большей (60 %) части грузового парка в частную собственность, развитие частной собственности на магистральные локомотивы, развитие конкуренции на рынке грузовых перевозок, продажа акций АО, осуществляющих ремонт и обслуживание, частным собственникам, создание Федеральной пассажирской компании, создание совместно с субъектами РФ пригородных пассажирских компаний и их вывод на безубыточную деятельность.

В 2008 Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог, модернизации и введению новых стандартов подвижного состава, инфраструктуры дорог. Программа разбита на два этапа: 2008-2015 (1-й этап) и 2016-2030 (2-й этап) и содержит два сценария развития: минимальный (ориентированный на ресурсно-сырьевое развитие России) и максимальный (инновационное развитие).

Представляется, что Единый транспортный кодекс, позволил бы решить ряд «вечных» проблем российского законодательства, например, соответствие специальных транспортных законов Гражданскому кодексу Российской Федерации, законодательное обеспечение прямых смешанных (комбинированных) перевозок, регламентацию транспортно-экспедиционной деятельности. Считаем, что существует возможность и объективная необходимость принятия отдельного Кодекса железнодорожного транспорта Российской Федерации, так как в российском законодательстве уже имеются аналогичные кодексы, регламентирующие деятельность других видов транспорта. Структуру предполагаемого Кодекса железнодорожного транспорта Российской Федерации следует выстроить так, чтобы: 1) его правовые нормы располагались в порядке, отражающем систему железнодорожного законодательства, содержали полное и всестороннее регулирование отношений в связи с перевозками в современных условиях; 2) были определены права, обязанности и ответственность сторон в этих отношениях; 3) были определены условия и порядок перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа как на территории Российской Федерации, так и в международных и транзитных сообщениях в условиях создания единого транспортного и экономического пространства, включающего страны Содружества Независимых Государств (СНГ), Европейского союза (ЕС), Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

В связи с тем, что Кодекс железнодорожного транспорта должен будет регламентировать только основные положения регулируемых правоотношений, возникающих между железными дорогами и пользователями, условия перевозок, положения об эксплуатации подъездных путей и т.п., необходимо детализировать особенности перевозочных процессов, которые регулируются многочисленными подзаконными актами. Наиболее распространенными среди этой группы подзаконных актов, закрепляющих технико-правовые нормы организации и осуществления перевозок, являются правила, инструкции, руководства, технические условия, нормы, тарифы, ГОСТы, прейскуранты и некоторые другие.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ от 4 июня 2001 г. № 23. Ст. 2277.

2. Федеральный закон РФ от 9 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности». // Собрание законодательства РФ от 12 февраля 2007 г. № 7. Ст. 837.

3. Положение о Министерстве транспорта, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3342.

4. Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 //СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3343.

5. Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденное постановлением Правительства от 23 июля 2004 г. № 371 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3264.

6. Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденное постановлением Правительства от 30 июля 2004 г. № 397 // СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3344.

7. Положение о Федеральном дорожном агентстве, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374 // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3264.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. №384 «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте».

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2003 года № 585.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. Правила оказания услуг на инфраструктуре железнодорожного транспорта. № 703.

11. Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2003 г. №710.

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 года № 134.

Специальная литература

1. Акулов М.П. Сжимая время и расширяя пространство. // Железнодорожный транспорт. 2008. № 11. С. 50-57.

2. Алексеев А. Каждой эпохе свой устав // Железнодорожный транспорт. 1997. № 8. С. 57.

3. Алексеева А.В. Административно-правовое регулирование деятельности воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта Российской Федерации. М., 2009.

4. Барчуков А.В. Оценка эффективности финансовой политики на железнодорожном транспорте // Экономика железных дорог. – 2007. - № 8. - с. 49-61.

5. Барчуков А.В. Политика государственно-частного партнёрства на железнодорожном транспорте. // Бюллетень транспортной информации. 2010. № 11. С. 8-15.

6. Барчуков А.В., Леонтьев Р.Г. Новые императивы развития транспорта Дальнего Востока РФ: финансовый менеджмент, инвестиции. – Хабаровск: ДВГУПС, 2009. – 278 с.

7. Барчуков А.В. Методические основы финансовой политики на железнодорожном транспорте // Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: сб. науч. статей. – Хабаровск: ХГАЭП, 2007. – с. 295-296.

8. Баукин В.Г. Источники правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта // Правоведение. 2008. № 2.

9. Бобылев А.И. Правотворчество субъектов права в сфере железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта: сб. науч. статей. Вып. 4 / под ред. А.И. Бобылева, Н.А. Духно. М., 2010.

10. Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2010. С. 24.

11. Брагинский М. И. Договорное право. Общие положения / М. И. Брагинский, В. В. Витрянский. – Изд. 3-е. – М., 2008. – Кн. 1. С. 33.

12. Веретенников Н.П., Леонтьев Р.Г. Корпорации: организационные формы, принципы и функции управления. – М.: ВИНИТИ РАН, 2009. – 624 с.

13. Головачев Г.К. Сопоставление уровней и тенденций развития отечественных и зарубежных железных дорог в дореволюционной России // Железнодорожный транспорт. 1994. №9. С.58-59.

14. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике / под ред. С.С. Сулакшина: в 5 т. Т. II. М., 2008. Т. 2.

15. Доклад президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина на пленарном заседании на тему «Миссия железных дорог в решении задач модернизации и ускорения социально-экономического развития России, стратегические направления развития, реформирование, инновации». Второй железнодорожный съезд. 18 ноября. 2011 года.

16. Долотова А.В. Тенденция развития договора перевозки. // Вестник Владимирского юридического института. 2009. № 4. С. 238-243.

17. Ермилов П.А. Особенности правового регулирования механизма обеспечения транспортной безопасности в чрезвычайных ситуациях. // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. СПб, 2009. С. 236-240.

18. Гречуха В.Н. Унификация транспортного законодательства // Сборник научных трудов (межвузовский). Т. IV. Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук / под ред. Г.К. Овчинникова. М., 2009.

19. Исаков Н.В. Правовая политика России: теоретические аспекты / под ред. А.В. Малько. Саратов, 2008.

20. Карев Д.А. Система нормативно-правовых актов, регулирующих договоры оказания услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок. // Теория и практика общественного развития. 2011. № 2.

21. Карбанович И.И. Международные автомобильные перевозки. Минск, 2009.

22. Королева В. Е. Правовые формы реализации социальной функции государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России. М., 2010. С. 61.

23. Левинталь О.М. Правовые проблемы применения механизма государственно-частного партнёрства // Власть и управление на Востоке России. – 2009. - №3(48).

24. Леонтьев Р.Г., Бессонова А.Н. Интеграция железнодорожной отрасли с малым бизнесом. – Хабаровск: ДВГУПС, 2008. – 286 с.

25. Линнет С. Иностранные инвестиции в транспорте России: вызовы и возможности // Транспорт: наука, техника, управление. – 2006. - № 2 . – с . 13-16.

26. Малько А.В. Правовые акты как основное средство реализации правовой политики // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2009.

27. Марков В.Н. Правовая основа привлечения частных инвестиций в сферу содержания и ремонта грузовых вагонов // Экономика железных дорог. 2006. № 2. С. 71-77.

28. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2009.

29. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2008.

30. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2009.

31. Радюкова Я.Ю., Белова И.В. Государственное регулирование монополий как элемент обеспечения экономической безопасности страны. // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 5. С. 93-99.

32. Развитие железнодорожного транспорта в ближайшие годы. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: h**t://proektoprovod.r*/razvitie-zheleznodorozhnogo-transporta-v-blizhayshie-godyi-2.html, свободный.

33. Рудакова О. В. Социальные аспекты экономической безопасности // Рынок труда, занятость, доходы: проблемы и тенденции развития. Орел. 2004. С. 107-111.

34. Транспорт во внешней торговле. М., 2007.

35. Тотьев К. Регулирование деятельности субъектов естественных монополий // Закон. 2007. № 12. С. 14-20.

36. Тестов В.Н. Политика российского правительства в области железнодорожного транспорта в 80-90-е годы XIX века: Автореферат дисс… к. ист. н. Воронеж, 2004. С.44-47.

37. Тестов В.Н. Преобразования в системе управления российскими железными дорогами в последней четверти XIX века. М., 2009. С. 11.

38. Транспортное право: Учебное пособие. М.: Былина, 2009.

39. Холопов К.В, Соколова О.В. Мировой финансовый кризис и новый этап структурной реформы российских железных дорог. // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. № 2.

40. Цели и этапы структурной реформы железнодорожного транспорта России в 2001–2010 гг. // Транспортное право. 2003. № 4.

41. Юшкевич Е.Е. Развитие интеграционных форм управления государственным имуществом. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2007. – 285 с.

42. Якунин В.И. Железные дороги России и государство. М.: Научный эксперт, 2010.

Судебная практика

1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 1998 г. № 18 «О некоторых вопросах судебной практики арбитражных судов в связи с введением в действие Транспортного устава железных дорог Российской Федерации» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1999. № 1. В настоящее время утратил силу.

Примечания

Работа успешно защищена.

Покупка готовой работы
Тема: «Правовое регулирование деятельности железнодорожного транспорта»
Раздел: Право
Тип: Дипломная работа
Страниц: 61
Цена: 3000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика