Реферат

«РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ. (Дисциплина: Экономическая теория )»

  • 54 страниц
Содержание

Введение 3

Глава I. Монополия, как экономическая категория 4

1.1 История возникновения монополий, причины их происхождения 8

1.2 Общие характеристики естественных монополий 14

1.3 Особенности функционирования естественных монополий 19

Глава II. Регулирование деятельности естественных монополий 20

2.1 Основные тенденции реформирования естественно-монопольных сегментов экономик зарубежных стран 25

2.2 Место естественных монополий в экономике Российской Федерации 32

2.3 Максимизация прибыли 39

Заключение 48

Список использованных источников 50

Введение

Проблемы монополизации хозяйственной жизни и конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

В современной рыночной экономике естественные монополии играют ведущую роль в обеспечении устойчивого развития национальных экономических систем. К их числу относятся электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, нефтегазовая промышленность. Эти отрасли не только производят значительную часть ВВП, но и имеют большое значение в решении многих социальных вопросов.

В тоже время естественные монополии представляют собой особый монопольный сегмент экономики, деятельность которого невозможна без регулирующей роли государства. В настоящее время особую роль в экономических процессах современных странах продолжает свое влияние естественная монополия.

Актуальность выбранной темы, заключается в том, именно естественные монополии являются необходимым элементом в жизни любой страны, они дают возможность существенно сократить расходы государства и позволяют более результативно использовать ограниченные природные ресурсы. Именно от их правильной и скоординированной работы зависит уровень проживания населения. Для более эффективного функционирования необходим постоянный присмотр со стороны государства. По уровню развитости естественных монополий в стране, можно судить о состоянии ее экономики в целом. И, в связи с этим, все изменения в ее функционировании могут оказать влияние на макроэкономические показатели страны.

Вне зависимости от того, является ли предприятие – монополист естественной или искусственной, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, то есть способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений. Предприятия монополисты злоупотребляют своим особым положениям, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены

Целью данной работы является рассмотрение естественных монополий и их видов, а также регулирование их деятельности. Исходя из поставленной цели, необходимо реализовать следующие задачи:

- определить сущность понятия естественная монополии в рамках современной теории;

- изучить историю возникновения монополий, причины их происхождения;

- определить общие характеристики естественных монополий и особенности их функционирования;

- рассмотреть основные тенденции реформирования естественно-монопольных сегментов экономик зарубежных стран;

- определить роль естественной монополии в экономике и, в частности, в Российской Федерации;

- рассмотреть понятие и особенности максимизации прибыли.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

В экономической теории была создана основательная теоретическая база, которая разъясняет сущность естественных монополий, причины их возникновения, необходимость их регулирования. Однако остается ряд вопрос, которые еще не до конца проработаны.

Фрагмент работы

Глава I. Монополия, как экономическая категория

В экономической литературе не существует однозначного подхода к трактованию сущности естественной монополии как экономической категории. Так, в рамках неоклассического направления под естественной монополией традиционно понималась ситуация, когда единственный производитель способен обслужить весь отраслевой спрос на продукт с более низкими средними издержками, чем несколько фирм [1].

Предлагамое определение основывается на экономии от масштаба, которая появляется из-за технологических особенностей производства и высоких постоянных издержек, возникающих изначально.

Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественных монополий как экономической категории были заложены в трудах представителей классической школы Дж. С. Милля, А. Маршалла, В. Петти, Дж. Робинсона, Т. Фаррера и Э. Чемберлина.

Понятие «естественная монополия» впервые было введено Дж. С. Миллем. Будучи активным сторонником конкуренции, он не мог не признавать преимущества естественной монополии в отдельных областях хозяйствования. «Предприятие подлинно общественного значения может с выгодой осуществлять свои функции лишь в таких крупных масштабах, что свобода конкуренции при этом становится почти иллюзорной» [2, с. 302].

Одним из первых на проблему монополизма и монополии обратил внимание В. Петти. Он рассматривал монополию в сфере обращения и связывал ее с «исключительным правом продажи». «Человек, обладающий этим правом, может продавать тот товар, на который это право распространяется, оценивая его, как ему заблагорассудится, или по той цене, по которой ему заблагорассудится, или. делая и то. и другое в пределах разрешенных ему транши» [3. с. 60].

А. Маршалл положил начало технологической концепции конкуренции, объясняя причины появления монополий тем, что существуют некоторые «естественные» причины появления монополий, главная из которых экономия от масштаба. Он показал наличие связи между экономией на масштабе и концентрацией производства: «Расширение масштабов его производства быстро увеличивает его преимущества перед конкурентами и снижает цены, по которым он может продавать свою продукцию. Этот процесс может продолжаться до тех пор, пока его организаторские способности сохраняются во всей своей силе и если предприятие способно удержаться на протяжении сотен лет, он и еще один или двое подобных ему поделят между собой целиком всю отрасль производства, в которой он действует» [4, с.401].

А. Маршалл, отталкиваясь от представлений о совершенной конкуренции, описал идеальный тип рыночной структуры абсолютную монополию. В экономической теории в настоящее время абсолютную монополию применяют для обозначения рыночной ситуации, для которой характерно наличие на рынке единственного поставщика продукта и услуги, не имеющих заместителей (субститутов). Поскольку поставщик (монополист) не опасается конкуренции, он может регулировать цену своего продукта (услуги) и объем поставок, добиваясь максимизации прибыли.

Вероятность возникновения монополии А. Маршалл связывал с типом издержек и условиями производства в данной отрасли. Также он отмечал, что в отраслях с уменьшающимися средними издержками монополия может быть социально приемлема, поскольку цена может быть ниже, а выпуск больше, чем в случае, когда существовала бы конкуренция в данных отраслях. В последующем данная точка зрения нашла отражение в виде определения структуры рынка, как отношение минимально эффективного масштаба производства рынка. При минимуме первого и большей величине второго, на рынке может функционировать больше предприятий, а следовательно возрастет конкуренция и уменьшится уровень рыночной концентрации.

Э. Чемберлин и Дж. Робинсон исследуя проблему монополистической конкуренции, начинают рассматривать монополии не только как антитезу конкуренции, но как неизбежный элемент экономической системы. Э. Чемберлин отмечает, что «крайним пределом монополии является случай контроля над предложением всех хозяйственных благ», при этом «всякая конкуренция со стороны заменителей исключается здесь самим определением» [5].

Дж. Робинсон описывает ситуацию, в которой наличие конкуренции бессмысленно: «.В ряде отраслей, самыми типичными из которых являются железнодорожный транспорт, электроэнергетика и газовая промышленность, действующие предприятия минимально возможных размеров характеризуются очень большой мощностью, и если емкость рынка невелика (так что он не в состоянии поглотить продукцию даже одного работающего на полную мощность предприятия), то предпосылки для конкуренции отсутствуют» [6].

Однако оба автора не занимались специально теорией естественной монополии, и не применяли соответствующий термин. Французский математик и экономист А. Курно предложил первую в истории науки модель максимизации прибыли монополистом. При этом им фактически использовались понятия предельного дохода и издержек. Он отмечал, что с увеличением производства экономия в пересчете на единицу издержек до определенного предела возрастает [7]. Тем самым может усилиться монополия производителя. А. Курно заложил основы не только теории абсолютной (полной) монополии, но и дуополии, т.е. рыночной ситуации, при которой на рынке конкурируют только два продавца. Он выдвинул важную идею, согласно которой цена в условиях дуополии может быть ниже, чем в условиях полной монополии, но выше, чем в условиях свободной конкуренции. Им впервые была предложена математическая модель олигополии (дуополии) и, в частности, было введено понятие естественной монополии. Это понятие было применено для характеристики взаимоотношений собственника источника и потребителей воды.

Таким образом «естественная монополия» как разновидность типа рыночной структуры является следствием существования собственности на природные ресурсы. В дальнейшем перечень факторов и условий, обусловливающих существование монопольных типов рыночных структур значительно расширился.

Большой вклад в понимание естественной монополии внес Дж. М. Кларк, проанализировавший структуру и характер накладных издержек. Им было отмечено, что в некоторых отраслях, где доля накладных издержек в составе валовых велика, конкуренция далека от совершенной [8].

Во времена падения спроса цены в таких отраслях могут опуститься ниже средних издержек. В иные же времена можно наблюдать попытки фирм компенсировать понесенные потери путем ценовой дискриминации потребителей, предоставления скрытых скидок и прочих инструментов. Дж. М. Кларка считают пионером эмпирического изучения отраслей со снижающимися издержками, которые, по его мнению, считаются в коротком периоде постоянными, в более длительном периоде могут рассматриваться как переменные.

В западной экономической науке сформировалось и существует до сих пор представление о естественных монополиях, связанное с экономией от масштабов производства.

Так, Э. Долан и Д.Линдсей определили естественную монополию как отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком [9].

В такой отрасли минимально эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок

В начале средневековья рост числа городов и торговли делает монопольную власть безусловной доминантой на рынке. Гильдии или цехи становятся её носителями. Их власть проявлялась в ограничении доступа в свой состав, регламентации цен и объемов выпуска продукции или предоставления леном цеха услуг, качества товаров, технологии, используемого сырья и инструментов. Всё это ограничивало, а иногда и полностью предотвращало возможность возникновения конкуренции на городских рынках.

1. Цех - это объединение ремесленников. Он контролировал производство продукции участников. Основной задачей организации было создание условий для существования мастеровых. Цеха не допускали конкурентов на свои рынки и устанавливали рыночные цены на производимые товары.

2. Королевские привилегии давали исключительное право продавать или производить определенные виды продукции (услуг). Купцы и промышленники были рады заполучить такую привилегию, чтобы избавиться от конкурентов, а король получал деньги в казну. При этом многие королевские указы были абсурдны и глупы, что привело к ограничению власти монархии в некоторых странах.

В XIX веке в результате бурного развития производства обострилась конкурентная борьба между производителями. Снижение затрат привело к укрупнению фабрик и заводов. Оставшиеся игроки объединялись в различные сообщества (тресты, синдикаты, пулы), которые действовали как монополисты.

Монопольная власть стала проявляться не на локальных рынках, а в национальном, а позднее и в международном масштабе. Особенно широкое распространение получили монополии во время экономического кризиса 1873 г. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий - указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом.

Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно вело к тому, что все большая часть национального дохода и национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших монополий.

Монополии появились и в России, но их развитие было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах XIX века. Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях. Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.

Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства, формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях.

Эта точка зрения является логическим завершением стратегии предприятий. «Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли».

При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

1. Монополия отдельного предприятия.

2. Монополия как соглашение.

3. Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным№, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

Заключение

Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собой объединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центров объединения на каком-то рынке, тем меньше происходит дальнейшее объединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И таким образом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих между собой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимают промежуточное положение между монополией и конкуренцией.

Таким образом, нам удалось определить то, что:

• Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль.

• Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

- монополия возникает из господства в производстве;

- господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

- благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно

высокую прибыль.

• Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба.

• Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии.

• Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений.

• Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной.

• Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами.

• Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

Государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двух компонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.

Законодательство, регулирующее деятельность естественных монополий должно быть разумным и продуманным, т. к. чрезмерно жесткое применение методов регулирования может привести к дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных организаций.

Законы, регулирующие деятельность естественных монополий, имеют важное значение как для современной России, так и зарубежных предприятий, но их применение сталкивается с определенными трудностями и проблемами.

На основании вышесказанного можно отметить, что проблема монополий и их роль в экономике до сих пор остается одной из основных для любого государства. Естественные монополии «вырастают» в каждой стране без участия предпринимателей, стремящихся к сверхприбылям, зачастую они влекут только убытки и существуют за счет дотаций государства.

Если говорить о Российской Федерации, то в ходе реформирования российские монополии сохраняют форму крупных вертикально интегрированных компаний. Все еще отсутствует ясность в вопросах выделения из них устойчивого и жизнеспособного естественно монопольного ядра и разработки соответствующих методов регулирования его деятельности, обоснования степени вмешательства государства и возможностей свободной конкуренции.

Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы. Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а не дробление.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Сегодня монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень. Если предприятие смогло стать монополистом в своей области, то это говорит о его силе и о грамотном управлении. По всему миру идет специализация. Целые страны становятся монополистами. «Делай то, что умеешь делать лучше всего». А в нашем случае и дешевле всего. Приоритетной задачей правительства должно стать регулирование уже существующих естественных монополий.

Список литературы

1. Pindajk, R. & Rabinfel'd, D. (2011). Mikroekonomika, Piter, St. Petersburg, 608 p. (in Russian).

2. Миль Дж.С. Основы политической экономии. Т. 1. – М.: Прогресс, 1980.

3. Петти В. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики. В 2-х т. Т.1. М., 1993. С. 5-74.

4. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. – М.: Прогресс, 1993.

5. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции: (Реориентация

теории стоимости). Пер. с англ. / Под ред. Ю.А. Ольсевича. – М., 1996. – 351 с.

+ еще 52 источника

Покупка готовой работы
Тема: «РАЗНООБРАЗИЕ ВИДОВ МОНОПОЛИИ. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ. (Дисциплина: Экономическая теория )»
Раздел: Разное
Тип: Реферат
Страниц: 54
Цена: 100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика