Дипломная работа
«Влияние акцентуации характера подростков на поведение в конфликтной ситуации»
- 140 страниц
Введение….3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА НА ПОВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ….…6
1.1.Психологическая характеристика понятия «характер» в психологических исследованиях….6
1.2.Проблема изучения акцентуаций характера в психологической науке….13
1.3.Психологическая характеристика развития в подростковом возрасте….….15
1.4. Основные типы акцентуаций характера у подростков….27
1.5. Понятие конфликта….43
1.6.Особенности поведения подростков в конфликтной ситуации…58
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ….66
2.1.Описание психодиагностической программы исследования….66
2.1.1. Личностный опросник Г. Шмишека….66
2.1.2. Модифицированный опросник для идентификации типов
акцентуаций характера у подростков (по Личко)….68
2.1.3. Тест описания поведения личности в конфликтной ситуации К.Томаса….….71
2.1.4.Методика диагностики межличностных отношений Лири…75
2.2.Анализ и обработка психодиагностического инструментария.….80
2.3.Описание развивающей программы для профилактики
конфликтных отношений в подростковом возрасте…99
Заключение….110
Список сокращений….112
Список использованных источников литературы…113
Приложения
Подростковый возраст – это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте.
Актуальность данного вопроса заключается в том, что в период становления характера, его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом в подростковом возрасте, выявляются очень ярко. Со временем черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера»
Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально – психологической и медицинской проблемой. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др.
А. Е. Личко в своих работах отмечал тот факт, что акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера подростков чрезмерно усилены. Вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Объект исследования: акцентуации характера подростков.
Предмет исследования: влияние акцентуации характера на особенности поведения подростка в конфликтной ситуации.
Цель работы: выявить влияние акцентуаций характера на поведение подростков в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: тактика поведения подростков в конфликтной ситуации имеет прямую зависимость от акцентуации характера.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Теоретический анализ проблемы акцентуаций характера и влияния их на поведение подростков.
2. Подбор диагностических средств для изучения особенностей мотивационной сферы подростков 15-17 лет.
3. Проведение экспериментального исследования акцентуации характера и поведения в конфликтной ситуации подростков, учащихся первого курса ГОУ СПО Тульского областного медицинского училища №3 г.Белёва
4. Количественный и качественный психологический анализ влияния акцентуаций характера на поведение подростков в ситуации конфликта.
Методы исследования:
Наблюдение, беседа, эксперимент, метод математической (статистической) обработки данных.
Методологической основой исследования явились работы А.В. Петровского, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В.Дубровиной, А.Е.Личко, Л.И. Божовича,Д.И.Фельдштейна, А.Бандура и Р. Уолтерс, которые исследовали влияние линии воспитания в семье и школе на конфликтность детей. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие студенты первого курса ГОУ СПО Тульского областного медицинского училища №3 г.Белёва в количестве 20 человек.
Практическая значимость. Проведенное исследование может быть использовано педагогами и воспитателями школ, работающими в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса, а также психологами для составления программ психо-коррекционной работы с подростками, в психологических консультациях
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности.
Одной из актуальных проблем среди родителей и учителей является повышенная конфликтность и агрессивность детей подросткового возраста. Подростковый возраст – это один из кризисов, с которым сталкивается ребенок на протяжении периода своего взросления. Кризис связан с половым созреванием. Дети начинают интенсивно расти, все системы в организме соответственно функционируют как у взрослых. Такая резкая перестройка вызывает дискомфорт у детей, и соответственно это сказывается на всех психических функциях. Для того, чтобы компенсировать внутреннюю дисгармоничность, ребенок старается выплеснуть это наружу. Именно поэтому в этом сложном возрасте у детей проявляется протестующий характер по отношению к окружающим, дисгармоничность в строении личности, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость.В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности.
Конфликт – это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. В результате стресса все ресурсы инцидива мобилизуются для достижения победы над оппонентом. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта.
Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.
В ходе проведенного исследования были выявлены основные виды акцентуаций характера, а также стратегии поведения в конфликтных ситуациях у подростков. В соответствии с выявленными особенностями поведения подростков были даны общие рекомендации для родителей и учителей, необходимые для профилактики и урегулирования конфликтов.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная конфликтность, - подтвердилась.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М. \"Академия\", Раритет – 1997
2. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. - М.: Народное образование 1995.- 217с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.,2004.
4. Белопольская А.М. Самосознание проблемных подростков – М.,2007
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.-Воронеж, 2005. – 455 с.
6. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. -СПб.: Питер, 2002. - 352с,
7. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. М.: Просвещение, 2006. – 570 с.
8. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Просвещение, 2004. – 375 с.
9. Волков Б.С. Волкова Н.В. Конфликтология: Учебное пособие для студентов. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 144 с.
10. Волков Б.С. Психология подростка. – М.,1994.
11. Выготский, Л.С. Психология подростка. Собр. Соч. Т.4 / Под ред. Д.Б.Эльконина. - М.:Владос, 2005. - 209с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова - М: Педагогика, 2006. – 388с.
13. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.-279 с.
14. Гришина Н.В. Психология конфликта,-СПб,:Питер,2000. — 464с,
15. Громова О.Н. Конфликтология : курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС,2000. – 320 с.
16. Домрачева Е.Н. Исследование влияния акцентуаций характера» М.: 2005, 254 с.
17. Драгунова Т.Б. Проблема конфликта в подростковом возрасте. – М.: Вопросы психологии, 1972, №2.- 152 с.
18. Здравомыслов А.П. Социология конфликта, М., Аспект-Пресс, 1995, - С. 94
19. Кле М. Психология подростка: психо-сексуальное развитие. М.: Педагогика, 2006. - 172 с
20. Ковалев, Л.Г. Психология личности подростка / Л.Г. Ковалев. - М.: Владос, 2008. - 322с.
21. Корчагина Ю.И. Агрессивные дети// Здоровье детей. Приложение к газете «1 сентября» №2, 2008
22. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 987с.
23. Кривцова, С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В.Кривцов. – М., 1986. – 180 с.
24. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. — 464 с.
25. Левитов, Н.Д. Психологические особенности подростков– М., 1999. – 58с.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Феникс, 1989. – 244 с.
27. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликте.- СПб., 2000. - 72 с.
28. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. М.: Эксмо-пресс, 1999. - 416 с.
29. Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, - С.1983. - 256.
30. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997 - 688 с.
31. Михайлов. А. Из истории характера // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990, -43-72 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 592 с.
33. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л.А. Регуш. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2006. – 192 с.
34. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2005. 450 с.
35. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. Пособие / С.Н. Ениколопов, Л.В. Ерофеева, И. Соковня и др.; под ред. И. Соковни. – М.: Просвещение, 2002. – 158 с.
36. Психология и педагогика: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Николаенко М., 2001.-336с.
37. Психология современного подростка./ Под редакцией Д.И. Фельдштейна – М.: Педагогика, 1978.- 15-73 с.
38. Психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.
39. Раис Филип Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: Учеб. пособие: Пер. с англ. СПб., 2006. – 656 с.
40. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.: Мир, 1994. - 317с.
41. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: Когито-Центр, 2003. – 230 с.
42. Рождественская Н.А. Как понять подростка. - М.: Знание, 1995. - 74 с
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989 г.
44. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, - СПб, «Речь», 2002. -604с.
45. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2006. – 460 с.
46. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред. Д.И. Фельдштейн. –М.: НПО МОДЭК, 2006. – 318 с.
47. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2008. — 208 с.
48. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Издаиельский центр «Академия», 2006. – 336 с.
49. Фельдштейн, Д.И. Конфликты в условиях школы . Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1988. – С. 4-17.
50. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная. Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1996, - 33с.
51. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Под ред. Д.Я.Райгородского. Самара,: БАХРАХ, 1997.
Тема: | «Влияние акцентуации характера подростков на поведение в конфликтной ситуации» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 140 | |
Цена: | 10000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Зависимость типа поведения в конфликтных ситуациях с представителями иных национальностей от типа родительского отношения
Дипломная работа:
Конфликты супружеских пар и их решение
Дипломная работа:
Саморегуляция руководителей коммерческих структур в условиях кризиса организации
Дипломная работа:
Взаимосвязь уровней самооценки и выбора стратегии реагирования в конфликтных ситуациях у подростков социальных сирот и подростков, воспитывающихся в полных семьях
Дипломная работа:
Ролевые ожидания и стратегии поведения в конфликте на добрачной стадии формирования семьи в студенческом возрасте