Курсовая работа
«История развития общественной мысли о взаимной оценке плов»
- 31 страниц
Введение 3
Гл.1.Гендер в общественной мысли 5
1.1.Проблема гендера в истории общественной мысли 5
1.2.Исследование гендера в истории социальной мысли 9
Гл. 2. Взаимная оценка полов в общественной мысли 15
2.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании 15
2.2.Роль гендерных стереотипов в общественном развитии 22
Заключение 28
Список литературы 31
В последние сто лет интерес к полу стал всемирным: никогда еще в искусстве, науке, публичной жизни он не находил такого общественного признания.
Эту проблему выдвинула перед человечеством сама история. И с этим можно согласиться, поскольку спрашивая о том, что такое женщина, мы одновременно всегда имеем в виду, явно или неявно, и другой вопрос: что же такое мужчина? Ведь именно их взаимодействие – едва ли не главная интрига истории.
Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.
Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.
В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Особенно остро встаёт вопрос о способности освобождения от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам общественностью, и степени свободы-зависимости от того, женщина мы или мужчина, а следовательно от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нём доминируют.
Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, как указывает Т.В. Бендас [3, С. 34]. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме, как отмечает в своих работах Ш. Берн [7, С. 34].
В определённом смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире феминистических идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большая гуманизация и повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования – изучить историю развития общественной мысли о взаимной оценке полов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1.Рассмотреть проблему гендера в истории общественной мысли;
2.Изучить исследование гендера социальной мысли;
3.Изучить образы мужчин и женщин в общественном сознании;
4.Изучить роль гендерных стереотипов в общественном развитии.
Проблема природы женщины являлась одним из объектов изучения в истории общественной мысли. Различные феминистские авторы сходятся в том, что Аристотель был первым философом, который задал “биологицистскую парадигму” в трактовку женщины. Мужчина уподобляется им активной форме, женщина пассивной материи. С его позиций, женщины являются вторичным биологическим видом. Мужчина играет решающую роль в формировании ребенка, в то время как женщина всего лишь “инкубатор”, позволяющий ребенку развиться.
Как правило, каждый мужчина порождает свой совершенный образ, то есть нового мужчину. Но иногда низший материальный закон, представленный матерью, берет верх и тогда на свет появляется “ущербный мужчина”, т.е. женщина. [5, с.134]
Аристотель утверждал, что женщина по своей природе стоит ниже мужчины в умении думать, в физической активности и в волевых действиях. Женщины, таким образом, являются естественными рабами мужчин, и подобно рабам в их природе заключается необходимость во всем быть послушными слугами своему господину и хозяину. Аристотелевская концепция женщины как неполноценного бытия повлияла на последующую общественную мысль.
Подчиненный статус женщин представлен в классическом христианстве.
Августин считал, что женщина сама по себе лишена “образа бога”, Женщина также не может символизировать Христа, который является совершенным образом человека. Только “мужчины могут быть священниками и олицетворять собой Христа в христианском общество, также как и лидера в светском обществе.
В учении Фомы Аквинского также утверждается, что женщина ущербна по своей природе, она является “неполноценным мужчиной”. Подчинение женщины является естественным законом природы, возданным Богом. [9, с.14]
Определения человека, которые давались в истории философской мысли, “общественное животное” (Аристотель), “политическое существо” (Гоббс), “существо, обладающее свободой” (Руссо), “рациональное существо” (Кант), “существо, обладающее самодетерминацией свободной воли” (Фихте) и т.д., по сути дела были определениями мужчины, поскольку, вопервых, женщина была исключена из сферы общественной, политической, производственной жизни, и во-вторых, женщину считали носителем качеств, противоположных рациональности, свободе, а именно – иррациональности, эмоциональности, чувственности и др.
Теория зависимости женщин находит отражение и во взглядах других
известных мыслителей. Так, ЖанЖак Руссо в своем трактате “Эмиль” (1762г.) отмечает, что женщина должна добиваться расположения мужчины, чтобы он дал ей и ее детям все то, в чем они нуждаются, что жена никогда не должна забывать о своей зависимости от мужа, покоряться его воле, угадывать его желания и тем самым сохранять благополучие и счастье семьи, а в результате и благополучие всего общества. [12, с.176]
Как отмечала в одной из своих статей английская исследовательница Джин Гримшоу, традиционное представление о женской этике, сформулированное в ХVIII в. Сводилось примерно к следующей схеме: женщина создана для того, чтобы угодить мужчине, она обязана почитать его, потому что тогда он, работающий и добывающий хлеб насущный, даст и ей на пропитание, и женщины сами были склонны к тому, чтобы их недооценивали и принижали, почитая существами морально слабыми и второсортными. Принижение это касалось не только самих женщин, но и сферы их деятельности и интересов.
Вопросы изучения психологии мужчин и женщин и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом и к науке в частности. Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме. Гендерная психология стремится восполнить этот пробел, как отрасль психологической науки, изучающей закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленных половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.
Основное теоретическое направление в рамках которого развивается гендерная психология - это социально-конструктивистская теория, основная идея которой заключается в том, что социальная психология не только в её бихевиористической парадигме, но и также в традиционном когнитивизме недооценивает значения конструирования социального мира, как основного компонента познавательной деятельности, отмечает Г.М. Андреева [12, С. 39].
В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире. Этот вопрос рассматривается многими ведущими учёными-психологами, такими как Ш. Берн [7, С. 32], И.С. Клецина [14, С. 189], Т.В. Бендас [3, С. 134], О.А. Воронина [10, С. 101].
В основном разработана отечественными психологами психология половых и гендерных различий, менее изученными являются психология женщины, а психология гендерных отношений только делает первые шаги. Наиболее перспективными в гендерной психологии являются гендерно-ролевая и статусная теории.
Слабой стороной гендерной психологии остаётся малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой.
Эта проблема является актуальной в настоящее время и чрезвычайно важной, что и подтвердило данное исследование. Проанализировав вышеуказанные источники, и проведя констатирующий и формирующий эксперимент, пришли к следующим выводам:
В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин её внимания, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.
В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.
При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.
Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.
Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.
Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров.
Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.
1. Аристотель. О возникновении животных. - М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1940.
2. Барсукова, С.Ю. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье. [Электронный ресурс]/ Барсукова С.Ю., Радаев В.В. - М., 2000.
3. Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т.С. - СПб.: Питер, 2006.
4. Бендас, Т.В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс]/ Бендас Т.В. - М., 2000.
5. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. [Электронный ресурс]/ Березин Ф.Б., Мирошникова Т.П., Соколова Е.Д. - М., 1994.
6. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл Творчества. М.: «Правда», 1989.
7. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
8. Богатова Л.М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола. // Философские науки. — 2008. — № 6. — с. 113—133.
9. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Изд. центр «Терра», 1992.
10. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии. [Текст]/ Воронина, О.А. - М.: МЦГИ - МВШСЭН, 2001.
11. Грэй Дж. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. М.: «София», 2010.
12. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образа «Я» у подростков. [Электронный ресурс]/ Каган В.Е. - М., 1989.
13. Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006.
14. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1998.
15. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. - М., 2003.
16. Костикова, И.В. Введение в гендерные исследования: [Электронный ресурс]/ Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. - М.: Изд-во МГУ, 2000.
17. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луговицкая. - Новгород, 2002.
18. Платон. Пир //Избранные диалоги. М.: Худ. лит., 1965.
19. Словарь гендерных терминов. М.: «Информация — XXI век», 2002.
Тема: | «История развития общественной мысли о взаимной оценке плов» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 31 | |
Цена: | 500 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Дипломная работа:
Дневник веры аксаковой как историческая хроника и религиозная исповедь о россии: историко-культурный и методический аспекты изучения в школе
Контрольная работа:
Развитие политической мысли. Политические конфликты и их разрешение.
Курсовая работа:
Этапы развития социальной мысли в россии
Курсовая работа:
Патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания.