Курсовая работа

«История развития общественной мысли о взаимной оценке плов»

  • 31 страниц
Содержание

Введение 3

Гл.1.Гендер в общественной мысли 5

1.1.Проблема гендера в истории общественной мысли 5

1.2.Исследование гендера в истории социальной мысли 9

Гл. 2. Взаимная оценка полов в общественной мысли 15

2.1. Образы мужчин и женщин в массовом сознании 15

2.2.Роль гендерных стереотипов в общественном развитии 22

Заключение 28

Список литературы 31

Введение

В последние сто лет интерес к полу стал всемирным: никогда еще в искусстве, науке, публичной жизни он не находил такого общественного признания.

Эту проблему выдвинула перед человечеством сама история. И с этим можно согласиться, поскольку спрашивая о том, что такое женщина, мы одновременно всегда имеем в виду, явно или неявно, и другой вопрос: что же такое мужчина? Ведь именно их взаимодействие – едва ли не главная интрига истории.

Вопросы, связанные с особенностями пола человека и его психологическими различиями, в последнее время входят в число наиболее обсуждаемых в обществе. Роль мужчины и женщины в общественной среде сегодня претерпевает значительные изменения.

Изучение психологии мужчины и женщины и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом.

В последнее время в социальной психологии значительно возрос интерес к опасностям такого рода стереотипизации. Особенно остро встаёт вопрос о способности освобождения от общепринятых правил, культурных программ, привитых нам общественностью, и степени свободы-зависимости от того, женщина мы или мужчина, а следовательно от тех социально-психологических особенностей своего пола, которые в нём доминируют.

Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы, как указывает Т.В. Бендас [3, С. 34]. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме, как отмечает в своих работах Ш. Берн [7, С. 34].

В определённом смысле внимание к вопросам гендерной социализации является порождением интенсивно распространяющихся во всём мире феминистических идей. Результаты исследований в области гендерной социализации с очевидностью приводят к выводу, что особенности мужской и женской полоролевой идентификации специфически отражаются на положении человека в обществе, его личной и профессиональной судьбе. В этом смысле они очень важны в отражении процессов, происходящих в современном мире, основным направлением которого является всё большая гуманизация и повышение требований к духовному становлению личности, это и определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования – изучить историю развития общественной мысли о взаимной оценке полов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.Рассмотреть проблему гендера в истории общественной мысли;

2.Изучить исследование гендера социальной мысли;

3.Изучить образы мужчин и женщин в общественном сознании;

4.Изучить роль гендерных стереотипов в общественном развитии.

Фрагмент работы

Проблема природы женщины являлась одним из объектов изучения в истории общественной мысли. Различные феминистские авторы сходятся в том, что Аристотель был первым философом, который задал “биологицистскую парадигму” в трактовку женщины. Мужчина уподобляется им активной форме, женщина пассивной материи. С его позиций, женщины являются вторичным биологическим видом. Мужчина играет решающую роль в формировании ребенка, в то время как женщина всего лишь “инкубатор”, позволяющий ребенку развиться.

Как правило, каждый мужчина порождает свой совершенный образ, то есть нового мужчину. Но иногда низший материальный закон, представленный матерью, берет верх и тогда на свет появляется “ущербный мужчина”, т.е. женщина. [5, с.134]

Аристотель утверждал, что женщина по своей природе стоит ниже мужчины в умении думать, в физической активности и в волевых действиях. Женщины, таким образом, являются естественными рабами мужчин, и подобно рабам в их природе заключается необходимость во всем быть послушными слугами своему господину и хозяину. Аристотелевская концепция женщины как неполноценного бытия повлияла на последующую общественную мысль.

Подчиненный статус женщин представлен в классическом христианстве.

Августин считал, что женщина сама по себе лишена “образа бога”, Женщина также не может символизировать Христа, который является совершенным образом человека. Только “мужчины могут быть священниками и олицетворять собой Христа в христианском общество, также как и лидера в светском обществе.

В учении Фомы Аквинского также утверждается, что женщина ущербна по своей природе, она является “неполноценным мужчиной”. Подчинение женщины является естественным законом природы, возданным Богом. [9, с.14]

Определения человека, которые давались в истории философской мысли, “общественное животное” (Аристотель), “политическое существо” (Гоббс), “существо, обладающее свободой” (Руссо), “рациональное существо” (Кант), “существо, обладающее самодетерминацией свободной воли” (Фихте) и т.д., по сути дела были определениями мужчины, поскольку, вопервых, женщина была исключена из сферы общественной, политической, производственной жизни, и во-вторых, женщину считали носителем качеств, противоположных рациональности, свободе, а именно – иррациональности, эмоциональности, чувственности и др.

Теория зависимости женщин находит отражение и во взглядах других

известных мыслителей. Так, ЖанЖак Руссо в своем трактате “Эмиль” (1762г.) отмечает, что женщина должна добиваться расположения мужчины, чтобы он дал ей и ее детям все то, в чем они нуждаются, что жена никогда не должна забывать о своей зависимости от мужа, покоряться его воле, угадывать его желания и тем самым сохранять благополучие и счастье семьи, а в результате и благополучие всего общества. [12, с.176]

Как отмечала в одной из своих статей английская исследовательница Джин Гримшоу, традиционное представление о женской этике, сформулированное в ХVIII в. Сводилось примерно к следующей схеме: женщина создана для того, чтобы угодить мужчине, она обязана почитать его, потому что тогда он, работающий и добывающий хлеб насущный, даст и ей на пропитание, и женщины сами были склонны к тому, чтобы их недооценивали и принижали, почитая существами морально слабыми и второсортными. Принижение это касалось не только самих женщин, но и сферы их деятельности и интересов.

Заключение

Вопросы изучения психологии мужчин и женщин и их отличий друг от друга имеет непосредственное отношение не только к человеку как таковому, но также ко всему обществу в целом и к науке в частности. Общая психология долгое время игнорировала пол как базовый аспект человеческой природы. Социальная психология также отказывалась признавать гендер как составляющую основу одного из самых сильных диалектических противоречий, определяющих взаимодействия людей в социуме. Гендерная психология стремится восполнить этот пробел, как отрасль психологической науки, изучающей закономерности формирования и развития характеристик личности как представителя определённого пола, обусловленных половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией.

Основное теоретическое направление в рамках которого развивается гендерная психология - это социально-конструктивистская теория, основная идея которой заключается в том, что социальная психология не только в её бихевиористической парадигме, но и также в традиционном когнитивизме недооценивает значения конструирования социального мира, как основного компонента познавательной деятельности, отмечает Г.М. Андреева [12, С. 39].

В настоящее время гендерные исследования широко проводятся во всём мире. Этот вопрос рассматривается многими ведущими учёными-психологами, такими как Ш. Берн [7, С. 32], И.С. Клецина [14, С. 189], Т.В. Бендас [3, С. 134], О.А. Воронина [10, С. 101].

В основном разработана отечественными психологами психология половых и гендерных различий, менее изученными являются психология женщины, а психология гендерных отношений только делает первые шаги. Наиболее перспективными в гендерной психологии являются гендерно-ролевая и статусная теории.

Слабой стороной гендерной психологии остаётся малое количество обобщающих теорий, проведение исследований по разным направлениям, пока не объединённым ни единой теоретической базой, ни единой программой.

Эта проблема является актуальной в настоящее время и чрезвычайно важной, что и подтвердило данное исследование. Проанализировав вышеуказанные источники, и проведя констатирующий и формирующий эксперимент, пришли к следующим выводам:

В гендерной психологии изучаются не просто различия в психологических особенностях мужчин и женщин её внимания, а те закономерности личностного развития, которые вызваны явлениями половой дифференциации, стратификации и иерархизации. Важным также является анализ психологических способов и механизмов, позволяющих мужчинам и женщинам понимать и использовать влияние гендерных факторов на процессы их самореализации.

В гендерной психологии при анализе проблем половой дифференциации акцент сделан на иерархичности ролей, статусов, позиций мужчин и женщин.

При изучении гендерных различий рассматриваются такие вопросы, как природа различий, их оценка и динамика, влияние этих гендерных различий на индивидуальный жизненный путь мужчин и женщин, возможности их самореализации, этапы гендерной социализации.

Гендерная идентичность занимает ведущее место в структуре Я-концепции личности.

Ключевыми проблемами при изучении гендерной социализации являются психосоциальные аспекты развития личности как представителя определённого пола на всех этапах её жизненного цикла, вписывание их гендерного развития в исторический, культурный и социальный контексты.

Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым мы с большей вероятностью замечаем и запоминаем примеры, подтверждающие наши устойчивые убеждения относительно гендеров.

Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин.

Список литературы

1. Аристотель. О возникновении животных. - М., Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1940.

2. Барсукова, С.Ю. Легенда о гендере: Принципы распределения труда между супругами в современной городской семье. [Электронный ресурс]/ Барсукова С.Ю., Радаев В.В. - М., 2000.

3. Бендас, Т.С. Гендерная психология. Учебное пособие [Текст]: Бендас Т.С. - СПб.: Питер, 2006.

4. Бендас, Т.В. Личность лидера как отражение гендерных и этнических стереотипов, сформированных в определённой культуре. [Электронный ресурс]/ Бендас Т.В. - М., 2000.

5. Березин, Ф.Б. Методика многостороннего исследования личности. [Электронный ресурс]/ Березин Ф.Б., Мирошникова Т.П., Соколова Е.Д. - М., 1994.

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия свободы. Смысл Творчества. М.: «Правда», 1989.

7. Берн, Ш. Гендерная психология [Текст]/ Ш. Берн. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

8. Богатова Л.М. Эмансипация как онтологическая трагедия пола. // Философские науки. — 2008. — № 6. — с. 113—133.

9. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Изд. центр «Терра», 1992.

10. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии. [Текст]/ Воронина, О.А. - М.: МЦГИ - МВШСЭН, 2001.

11. Грэй Дж. Мужчины с Марса, женщины с Венеры. М.: «София», 2010.

12. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образа «Я» у подростков. [Электронный ресурс]/ Каган В.Е. - М., 1989.

13. Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006.

14. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 1998.

15. Клецина И.С. От психологии пола к гендерным исследованиям в психологии. - М., 2003.

16. Костикова, И.В. Введение в гендерные исследования: [Электронный ресурс]/ Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. - М.: Изд-во МГУ, 2000.

17. Общество в гендерной перспективе: Сборник статей / Сост. Е.Г. Луговицкая. - Новгород, 2002.

18. Платон. Пир //Избранные диалоги. М.: Худ. лит., 1965.

19. Словарь гендерных терминов. М.: «Информация — XXI век», 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «История развития общественной мысли о взаимной оценке плов»
Раздел: Социология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 31
Цена: 500 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика