Курсовая работа

«Теория учения. Коммуникативная стратегия педагога на учебном занятии»

  • 27 страниц
Содержание

Введение….…

1. Теоретические основы коммуникативных стратегий….…

1.1 Понятие коммуникативных стратегий….

1.2 Психолого-педагогическая характеристика понятия коммуникативных стратегий….…

2. Коммуникативная стратегия педагога на учебном занятии….….

2.1 Педагогическое общение в образовательном процессе….

2.2 Коммуникативные стратегии преподавателей глазами студентов.…

Заключение….….

Список литературы….….….….

Введение

В условиях современных коммуникационных технологий, видео-, телекоммуникации, проблемы взаимодействия общения и познания приобретают новое значение. Изучение взаимодействия общения и познания, взаимного влияния познавательных процессов и коммуникации формирует основы для создания общей теоретико-методологической позиции в исследовании познавательных структур в коммуникативных ситуациях, предполагающих совместную деятельность, трудовое, учебное взаимодействие, общение различных возрастных, социальных групп. Изучение проблемы соотношения категорий «познание» и «общение», связано с формированием ценностных ориентаций в образовании, развитием духовного мира личности, становлением ее мировоззрения.

Особенности развития коммуникативных стратегий педагога связаны с современными тенденциями в образовании в плане совершенствования подготовки специалистов, направленными на усиление гуманитарной составляющей. Это вызвано, прежде всего, необходимостью учета потребительского спроса на специалистов не только с глубокими знаниями дела, но и с знаниями общекультурного характера, что требует обеспечения синтеза усвоения профессиональных знаний, умений и навыков и формирования общекультурной основы личности. Складывающаяся ситуация в начале XXI века вызывает необходимость поиска новых способов формирования коммуникативной стратегии педагога на учебном занятии.

Вместе с тем вопросы, касающиеся развития такой важной составляющей профессионализма современного специалиста как коммуникативная компетентность не нашли еще достаточной разработки в психолого-педагогических исследованиях.

Итак, актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, необходимостью комплексного анализа развития коммуникативной стратегии педагога на учебном занятии; недостаточной теоретической изученностью возможностей психолого-педагогической поддержки этого процесса в вузе; необходимостью в объективной диагностике и совершенствовании коммуникативной стратегий педагогов.

Цель работы - изучение коммуникативных стратегий педагога на учебном занятии.

Объект - коммуникативные стратегии.

Предмет - коммуникативные стратегии педагога.

Задачи работы:

- рассмотреть понятие коммуникативных стратегий

- дать характеристику педагогическому общению в образовательном процессе;

- рассмотреть психолого-педагогическую характеристику коммуникативных стратегий;

- изучить коммуникативные стратегии педагога на учебном занятии.

Фрагмент работы

1. Теоретические основы коммуникативных стратегий

1.1 Понятие коммуникативных стратегий

Язык является мощным средством коммуникативного воздействия. Он позволяет не просто описывать какие-либо объекты или ситуации внешнего мира, но и интерпретировать их, задавая нужное адресанту видение мира, управлять восприятием объектов и ситуаций, навязывать их положительную или отрицательную оценку. Как отмечают исследователи[7], способ коммуникации является относительно устойчивым элементом культуры и существует довольно продолжительное время. Поэтому любое производимое социальное действие есть всегда в то же время производимая или воспроизводимая этим действием коммуникативная стратегия, которая создает новый или поддерживает старый способ коммуникации.

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, «стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт». Стратегия – общая рамка, канва поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах.

В понятие коммуникативной стратегии входит содержание выбора, перспективы и необходимость постоянных усилий, направленных на поддержание этого выбора и перспективы, то есть, выбор коммуникативной стратегии является задачей, решаемой при осуществлении любого социального действия.

В последнее время проблемы коммуникации часто рассматриваются в ракурсе гуманитарных технологий, которые настойчиво вторгаются в нашу жизнь наряду с промышленными и экономическими технологиями. Гуманитарная технология – это социальная технология, основанная на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности [22].

Заключение

Язык является мощным средством коммуникативного воздействия. Он позволяет не просто описывать какие-либо объекты или ситуации внешнего мира, но и интерпретировать их, задавая нужное адресанту видение мира, управлять восприятием объектов и ситуаций, навязывать их положительную или отрицательную оценку.

Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и невербальных средств используется для достижения определенной коммуникативной цели.

Исследователями выделяются три основных типа коммуникационных стратегий, концептуально описывающих основные социальные процессы, порождающие коммуникационные действия. К ним относятся презентация, манипуляция и конвенция.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений преподавателя и учащихся.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово преподавателя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

Владение технологией общения позволяет педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации.

Большинство студентов определяет коммуникативное поведение преподавателей как подчиняющееся трем основным стратегиям, которые можно назвать «изоляция», «проекция» и «контакт».

Под стратегией изоляции мы понимаем такое поведение преподавателя, когда он как будто находится по ту сторону звуконепроницаемой прозрачной стены.

Стратегия проекции заключается в том, что преподаватель оценивает студентов и формирует свои ожидания от них, опираясь исключительно на собственные, подчас ничем не подкрепленные фантазии.

Стратегия контакта близка к философскому гуманистическому пониманию диалога как субъект-субъектных отношений, открытых органических социальных связей, гармонии взаимопонимания.

Многие студенты считают, что сейчас им практически не встречаются преподаватели, которые используют стратегии изоляции и проекции, и в основном они воспринимают преподавателей как стремящихся к диалогу. Преподавателям остается оправдывать ожидания студентов, реализуя в своей работе возможности диалога.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 376 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986. – 456 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983. – 271 с.

4. Бодалева А.А. Психологическое общение. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2006. – 256 с.

5. Волохонская М.С. Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования. Часть 1. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – 292 с.

6. Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989. Вып. 24.

7. Дацюк С., Грановский В. Агентство гуманитарных технологий // h**t://korolevstvo.narod.r*.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 368 с.

9. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: Смысл, 2007. – 373 с.

10. Куламихина И.В. Коммуникативная компетентность как аспект конкурентоспособности специалиста // Модернизация профессионального образования: проблемы, поиски, решения: Материалы 2-й межрегиональной научно-практической конференции ОмГПУ 25 апреля 2004 года. - Омск: ОмГПУ, 2008. – 216 с.

11. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

12. Мелибурда Е.Л.- Ты-мы: Психологические возможности улучшения общения.- М.: Прогресс, 2006. – 265с.

13. Марков М. Технология и эффективность социального управления. / Пер. с болгарского. М.: Прогресс, 1982. – 226 с.

14. Мамардашвили М. Классический и неклассический идеал рациональности // Необходимость себя. М.: Прогресс, 1996. – 184 с.

15. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под редакцией Андреевой Г.М.- М.: МГУ, 2003. – 297с.

16. Пирогова Ю.К. Проблемы прикладной лингвистики 2001. М.: Прогресс, 2006. – 286 с.

17. Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородского Д.Я. Самара: Бахрах-М, 2008. – 672 с.

18. Практикум по курсу «Психология и педагогика» / Сост. Слободской А.Л. СПб.: Изд-во СПбГУ 2006. – 320 с.

19. Рокмор Т. К критике этики дискурса // Вопросы философии. 1995. № 1.

20. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: «Школа-Пресс», 2007. — 512 с.

21. Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М.: Мысль 1976. – 235 с.

22. Чупрасова В. И. Современные технологии в образовании. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2000. – 52 с.

23. Шевякова Л.П. Коммуникация и образование. Сборник статей. — под ред. С.И. Дудника. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2004. – 264 с.

24. Щедровицкий Г.П. Смысл и значение // Избр. тр. М.: Шк. Культ. Полит., 1995. – 286 с.

25. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Наука, 2000. – 379 с.

Примечания

Защищена на отлично!

Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика