Курсовая работа
«Дивидендная политика предеприятия»
- 45 страниц
Содержание
Введение 3
1. Теории и типы дивидендной политики предприятия 5
1.1 Сущность дивидендной политики 5
1.2 Теории и типы дивидендной политики 7
2. Внешние и внутренние факторы дивидендной политики 12
2.1 Внешние факторы 12
2.2 Внутренние факторы 18
3. Виды дивидендных выплат и их источники 26
4. Практическая часть 29
4.1 Применение дивидендной политики на предприятиях 29
4.2 Реализация дивидендной политики в России 34
Заключение 40
Список литературы 42
Введение
Дивидендная политика определяет оптимальные пропорции при распределении чистой прибыли на потребляемую и капитализируемые части.
Основной целью разработки дивидендной политики является пропорциональное установление между текущим потреблением прибыли собственниками, и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим его стратегическое развитие.
Дивидендная политика оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Упрощенную схему распределения прибыли отчетного периода можно представить следующим образом: часть прибыли выплачивается в качестве дивидендов, а оставшаяся часть реинвестируется в активы компании. Так как реинвестируемая часть прибыли является внутренним источником финансирования деятельности компании, дивидендная политика весьма существенно влияет на привлекаемые компанией внешние источники финансирования.
Реинвестирование прибыли более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования компании, расширяющей свою деятельность. В этом состоит одна из причин ее широкого распространения.
Реинвестирование прибыли позволяет избежать дополнительных расходов, имеющих место, в частности, при выпуске новых акций. Другим существенным преимуществом является сохранение сложившейся системы контроля над деятельностью компании со стороны ее владельцев. В этом случае количество акционеров практически не меняется.
Целью работы является исследование понятия дивидендной политики в организации, ее видов и влияния на финансовые результаты деятельности.
Поставленная цель конкретизируется рядом задач:
1) исследовать понятие дивидендной политики в организации;
2) изучить основные виды дивидендной политики в организации;
3) изучить влияние дивидендной политики на финансово- хозяйственную деятельность предприятия.
Дивидендная политика, как и управление, структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно.
В рамках финансового менеджмента организации, наряду с инвестиционными решениями, определяющими степень увеличения активов и дополнительную потребность организации в денежных средствах, большое значение отводится дивидендной политике. Без учета особенностей дивидендной политики финансовые менеджеры не могут принять решения по структуре источников финансирования и направлениям инвестиционной политики организации.
Дивиденд - это часть прибыли, которую получают акционеры по имеющимся у них акциям. Дивиденды являются вознаграждением акционерам за капитал, вложенный ими в организацию. Они начисляются и выплачиваются только по тем акциям, которые находятся в обращении, и не начисляются по акциям, выкупленным организацией и находящимся на ее балансе.
Формированию оптимальной дивидендной политики в странах с развитой рыночной экономикой посвящены многочисленные теоретические исследования.
Наиболее распространенными теориями, связанными с механизмом формирования дивидендной политики, являются (рисунок 2):
Консервативная дивидендная политика - вариант дивидендной политики, основной целью которой является первоочередное удовлетворение инвестиционных потребностей предприятия, а выплата дивидендов осуществляется в минимальном стабильном размере или по остаточному принципу (8, с.33).
Компромиссная (умеренная) дивидендная политика - вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с надбавкой в отдельные периоды. Эта политика в наибольшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия и уровнем удовлетворения его инвестиционных потребностей.
Агрессивная дивидендная политика - вариант дивидендной политики, предусматривающий стабильный уровень выплаты дивидендов с агрессивной надбавкой в отдельные периоды с целью рыночной фондовой раскрутки предприятия. Эта политика в наименьшей степени увязана с результатами финансовой деятельности предприятия (11, с.112).
Таким образом, нельзя говорить, что привилегированные акции способствуют уменьшению плеча финансового рычага, но и достаточных оснований для отнесения их к долговым обязательствам нет. Поэтому коэффициенту «квоты собственника», по крайней мере, при анализе дивидендной политики следует придать следующий вид:
Еще один фактор данной группы - ликвидность. Предприятие может выплатить дивиденды в денежной форме лишь в том случае, когда на его банковских счетах есть денежные средства.
Более наглядно приведенную группировку можно представить в виде таблицы.
Таблица 1 - Классификация факторов дивидендной политики
Положения о дивидендной политике начали приниматься российскими акционерными обществами сравнительно недавно. Из эмитентов, представленных в таблице 3, по две компании утвердили дивидендную политику, соответственно, в 2008г. и в 2007г., по одной компании - в 2003 -2006 гг., одна - в 2001 году.
Таким образом, полноценно исследовать зависимость размера дивидендов от принятой дивидендной политики возможно на ограниченном количестве российских компаний, утвердивших дивидендную политику не позднее чем в 2003-2006 гг.
Заключение
В данной курсовой работе рассмотрены различные теоретические аспекты дивидендной политики. Показаны основные типы дивидендной политики: консервативная, умеренная (компромиссная), и агрессивная. Систематизированы и рассмотрены факторы, определяющие дивидендную политику. Также в данной работе рассмотрены виды дивидендных выплат и указаны их источники.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, руководство акционерного общества имеет весьма широкие возможности для регулирования влияния, которое факторы дивидендной политики оказывают на саму дивидендную политику, что в значительной степени обусловлено внутренними факторами.
Во-вторых, среди рассмотренных факторов выделяются три группы (требования законодательства, требования двусторонних соглашений и односторонних обязательств и объективные внутрифирменные факторы), влияние которых на политику дивидендных выплат не является стохастическим, причем в случае со структурой капитала оно может быть подвергнуто детерминированному анализу. Это позволяет не только характеризовать, но и измерять степень внешнего воздействия на дивидендную политику.
В-третьих, перечень факторов, приведенный выше, не является закрытым, - последние три группы могут быть дополнены исходя из специфики деятельности предприятия и условий, в которых эта деятельность осуществляется.
В-четвертых, доказано, что размер чистой прибыли на одну обыкновенную акцию относительно прошедших периодов и аналогичных показателей конкурирующих предприятий прямо пропорционален потенциалу дивидендных выплат акционерного общества.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ
2. Абрамов А. Е. Дивиденды: особенности национального законодательства // Финансист. - 2001. - № 10. - С. 34 - 37.
3. Басовский Л.В. Финансовый менеджмент Учебник - М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Боди З., Мертон Р. Финансы: Пер. с англ.: Учебное пособие. - М.; Изд. Дом «Вильямс», 2003
5. Иванов А. П. Инвестиционная привлекательность акций. - М.: издательский центр «Акционер», 2002. - 192 с.
6. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. Финансы и статистика, 2003
7. Краснова С.В. Финансовый механизм регулирования денежных потоков предприятия в рамках ФПГ / С.В. Краснова / Финансы. - 2003. - №1. - с.73-74.
8. Лайком К. Управление финансами предприятия / Журнал для акционеров. – 1998. - №2. – с.33-35.
9. Лапуста М.Г. Финансы фирмы: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2002. - 264 с.
10. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2003. - 263с.
11. Моляков Д.С., Шохин Е.И. Теория финансов предприятияй: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. - 112с.
12. Палий В.Ф. Финансовые операции. - М.: Бератор-Пресс, 2003. - 214с.
13. Салин В.Н. Техника финансово-экономических расчетов: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 112с.
14. Теплова Т.В. Финансовые решения: Стратегия и тактика: Учебное пособие / Ин-т «Открытое общество». - М.: Магистр, 1998. - 263с.
15. Финансы и кредит: Учебное пособие для вузов / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова; Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 512с.
16. Финансы предприятий: Учеб. пособие для вузов / под ред. Колчиной. - М.: ЮНИТИ, 2001г. - 447с.
17. Финансы, деньги, кредит: Учебник для вузов / С.И. Долгов, С.А. Бартенев и др.; Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юрист, 2000. - 783с.
18. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов / Балабанов И.Т., Белоглазова Г.Н. и др.; Под ред. М.В. Романовского; Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. - М.: Юрайт, 2001. - 544с.
19. Фомин П.А. Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта / Финансы и кредит. - 2003. - №5. - С.52-58.
20. Ченг Ф. Ли, Джозеф И. Финнерти Финансы корпораций: теория, методы и практика: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - XVIII, 686 с.
21. Шатунов А. Постановка финансового менеджмента на предприятии: предмет и цели управления. / Рынок ценных бумаг. - 1999. - №9. - с. 26-32.
22. Журнал «Финансовый менеджмент», №3/ 2005г.
23. Менеджмент в России и за рубежом №1 / 2000г.
Тема: | «Дивидендная политика предеприятия» | |
Раздел: | Экономика | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 45 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Дивидендная политика и оценка ее эффективности
Курсовая работа:
Дивидендная политика предприятия
Контрольная работа:
Дивидендная политика корпораций
Курсовая работа:
Финансовый менеджмент
Курсовая работа:
Изучение обоснования и выбора дивидендной политики