Курсовая работа
«Административно правовые нормы»
- 39 страниц
Введение….2
Глава 1. Понятие и особенности административно-правовых норм…4
Глава 2. Структура административно – правовых норм ….13
Глава 3. Классификация административно – правовых норм …19
Глава 4. Формы реализации административно – правовых норм ….28
Глава 5. Действие административно – правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц ….30
Заключение ….34
Литература ….38
.Административно - правовые нормы выражают государственную волю, устанавливаются государством и охраняются от нарушителей с помощью мер государственного принуждения.
Кроме того, за последнее время произошли существенные изменения в системе российского законодательства. Были приняты, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Уголовно – процессуальный кодекс РФ и т.д., что существенно влияет на некоторые затруднения надлежащего применения различных правовых норм.
Поэтому бурное развитие законодательства, задачи укрепления законности и правопорядка, всестороннего обновления правовой системы настоятельно диктуют необходимость комплексного изучения правовых норм, в том числе и административно – правовых норм.
Кроме того, актуальность данной проблемы обуславливается тем, что на данном этапе развития нашего общества обострились негативные явления, мешающие нормальному функционированию общественных отношений.
Основная цель данной работы – раскрыть юридическое содержание административно – правовых норм, их структуру, классификацию и формы реализации.
Для этого в работе будут решаться следующие задачи:
- рассмотрено понятие, особенности и структура административно-правовых норм;
- дана классификация административно – правовых норм и формы их реализации;
- проанализировано действие административно – правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц.
Структура работы состоит из введения, 5-ти глав, заключения и списка использованной литературы.
Исходя из работы можно сделать следующие выводы. Осью публичного права выступает административное право, система которого, объекты и методы регулирования претерпевают ныне серьезные изменения. Традиционный \"запретительно-наказательный\" элемент отрасли явно теряет свое значение и возрастает роль ее четырех главных функций. Это - государственное управление и регулирование; легализация; контроль и надзор. Масштабы первой из них меняются, вторая - увеличивается, третья - появляется и расширяется, четвертая - сохраняется. Баланс этих функций пока не вполне сложился, чему препятствуют устаревшие взгляды на систему и содержание административно – правовых норм.
Вышеизложенное позволяет определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. В административно-правовых нормах непосредственно выражается регулятивная роль административного права.
Административно-правовые нормы, устанавливаемые субъектами исполнительной власти, вторичны, по сравнению с аналогичными нормами конституционного или законодательного характера, т.е. производны от них; последние по своему юридическому значению первичны.
Административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные, прежде всего субъектам исполнительной власти (государственного управления. Административно-правовые нормы, рассчитаны в значительной степени на регулирование организации и функционирования аппарата государственного управления.
Административно – правовые нормы императивны, что выражается в односторонности содержащихся в них юридически-обязательных волеизъявлений полномочных органов.
В структуре административно - правовой нормы различают три элемента: гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза (предположение) -это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. Бывают гипотезы определенные и относительно определенные. По объему гипотез нормы административного права можно делить также на простые, ставящие их применение в зависимость от наличия одного определенного условия, и сложные, когда применение нормы зависит от двух или более условий. Имеются и нормы с так называемыми альтернативными гипотезами.
Диспозиция ( распоряжение )-это элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Важно деление административно - правовых норм по степени определенности их диспозиции на абсолютно определенные, относительно определенные и бланкетные.
По способу выражения диспозиции делятся на: простые, описательные, ссылочные, бланкетные.
Санкция (взыскание)-это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры государственного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.
Правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, могут делиться на виды в зависимости от степени определенности их санкций.
Абсолютно определенные санкции точно указывают, какую меру воздействия должен применить орган государства к правонарушителю.
Относительно определенные санкции допускают применение государственными органами различных видов или мер правового воздействия с учетом тяжести совершенного проступка (правонарушения), личности правонарушителя и других обстоятельств дела. Существуют и альтернативные санкции.
Наиболее общий характер классификации строится на выделении двух основных видов административно – правовых норм: материальные и процессуальные.
Можно выделить административно- юрисдикционные нормы, регламентирующие порядок рассмотрения и разрешения преимущественно во внесудебной форме различного рода административно-правовых споров.
Иногда выделяют регламентарные (регулятивные) и правоохранительные административно-правовые нормы. При этом забывается, что регламентация или регулирование — общее свойство любых правовых норм, в том числе и направленных на правоохрану.
Важное значение имеет классификация административно-правовых норм в зависимости от их конкретного юридического содержания. С этих позиций выделяются следующие виды административно-правовых норм: обязывающие; запрещающие; уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) нормы; стимулирующие (поощрительные) нормы; рекомендательные нормы.
По объему регулирования административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер.
Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия, т.е. действуют до отмены того или иного административно – правового акта. Действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила.
Административно правовые нормы могут действовать избирательно на следующие субъекты:
- физическое или юридическое лицо;
- должностное лицо, т.е. лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти;
- военнослужащие и призванные на военные сборы граждане;
- иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрист, 2008.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.- СПб.: «Литера». - 2007.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1 и 2 - М.: \"Юристъ\". -2008.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001года //СЗ РФ №1, 7 января 2002 года
5. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)//СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (1 ч.), ст. 4921
6. Трудовой Кодекс Российской Федерации - М.: 2008.
Специальная и научная литература
1. Административная ответственность. Отв.ред.серии заслуженный юрист Российской Федерации академик МАИ М. М. Славин. – М.: 2001.
2. Алексеев С.С. Теория права. -М., - «Бек». - 1995
3. Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право России на рубеже веков. - Екатеринбург, 2003.
4. Бахрак Д.Н. Административное право. – М.: «БЕК». – 1996
5. Витрук Н. В. Общая теория государства и права /Под ред. проф. М. Н.
Марченко. - М.: 1998
6. Воронков А.В. Развитие системы административного права в России. - СПб.: 2002.
7. Габричидзе Б.Н. Комментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях - М.: ИТК \"Дашков и К\". -2003.
8. Конин Н.М. Административное право России. Курс лекций. - М.: «Юристъ». – 2004.
9. Общая теория государства и права.//Под ред. В.В. Лазарева -М.: \"Юристъ\" 2001.
10. Общая теория права. Под ред. А.С. Пиголкина. -М., «МГТУ им. Н. Э. Баумана» -1998.
11. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: \"Норма Инфра М\". – 1999.
12. Попов Л. Л., Круглов В. А. Административно – деликтное право. Учебное пособие.- М.: «Изд-во деловой и учебной литературы». – 2005.
13. Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: «Издательство НОРМА». - 2002.
14. Теория государства и права. Под ред. Н.И. Мазурова, А.В. Малько -М.: \"Юристъ\". -2001
15. Хаманева Н.Ю. Административное право. Учебник. - М.: «Юристъ». – 2004.
Реальные сноски есть на всю указанную литературу
Тема: | «Административно правовые нормы» | |
Раздел: | Административное право | |
Тип: | Курсовая работа | |
Страниц: | 39 | |
Цена: | 800 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Задачи по административному праву
Контрольная работа:
Какие виды административно-правовых норм Вы знаете
Курсовая работа:
Реализация административно правовых норм
Контрольная работа:
Назначение, структура и виды административно-правовых норм