Дипломная работа
«Особенности преодоления кризисов взрослости»
- 84 страниц
Введение….3
Глава I. Теоретические основы изучения кризисов взрослости и способов их преодоления
1.1.Сущность и основные подходы к пониманию кризиса в психологической науке….7
1.2. Характеристика основных видов кризисов взрослости и особенностей их протекания….22
1.3. Способы преодоления кризисов взрослости…28
Выводы по первой главе….36
Глава II. Эмпирическое исследование кризисов взрослости у людей среднего возраста (на примере сотрудников ООО «Микс»)
2.1. Программа исследования. Описание хода исследования….37
2.2. Анализ результатов и интерпретация результатов исследования….40
2.3. Рекомендации по преодолению кризисов взрослости…47
Выводы….57
Заключение….58
Библиография….61
Приложения….65
Введение
Актуальность изучения кризисов взрослости и способов их преодоления обусловлена тем, что в трансформирующемся обществе, которое находится в постоянных кризисных ситуациях (войны, изменение общественного строя, социально-экономический, культурный, финансовый и другие кризисы), проблемы личности, ее развития и кризисов становятся еще более актуальными.
Создается исключительная возможность исследовать кризисы развития личности в «кризисном обществе. кризиса взрослости как социальной, так и исследовательской обуславливается его распространённостью и нередко отрицательным эффектом, который кризис взрослости оказывает на особенности поведения людей в период его преодоления. В психологии, как известно, уже отмечены основные возрастные этапы развития индивида. Каждый из этих этапов имеет свою специфику, свои закономерности человеческого развития.
В различные периоды жизни существуют стабильные и кризисные стадии. Развитие человека как личности определяется тем, что общество ожидает от него, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним в разном возрасте. Человек, взрослея и развиваясь, преодолевает ряд следующих друг за другом стадий не только психологических, но и биологических, то есть связанных с физическими изменениями и процессами в организме.
В данной работе хотелось бы остановиться на проблеме преодоления кризиса взрослости, а точнее периода 28-35лет, так как большинство людей переживают кризисное состояние именно в этот промежуток жизни. Оно выражается в изменении представлений о своей жизни, иногда в полной утрате интереса к тому, что раньше было в ней главным, в некоторых случаях даже в разрушении прежнего образа жизни. Кризис взрослости нередко называют кризисом смысла жизни. Именно с этим периодом обычно связаны поиски смысла существования. Эти поиски, как и весь кризис в целом, знаменуют переход от молодости к зрелости.
Проблема смысла во всех своих вариантах, от частных до глобального – смысла жизни – может встать перед человеком с новой остротой в этом возрасте. Кризис среднего возраста - самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов. Возрастные рамки данного этапа довольно размыты, и человек может столкнуться с ним и в 28 и в 35 лет, однако мы будем ориентироваться на понятие «период взрослости», которое в этой работе мы разберем подробнее.
Важность проблемы кризисов взрослости подчеркивали и занимались ее изучением такие крупные ученые, как Л. С. Выготский, К. Юнг, Ш. Бюллер, К. Левин, А. Фрейд, Э. Эриксон, А. Валлон, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Л. Ф. Обухова, К. Н. Поливанова и многие другие. Несмотря на это, следует сказать, что об этом возрастном явлении, в частности, о способах преодоления кризисов известно пока еще очень мало. Известно, что именно в периоды кризисов взрослости часто происходят переломы и резкие изменения жизненного пути личности. С этой точки зрения, тема нашего исследования становится актуальной также и для понимания закономерностей жизненного пути личности. Этим и обусловлен выбор темы исследования: «Особенности преодоления кризиса взрослости».
Объект исследования – кризисы взрослости.
Предмет исследования – особенности преодоления кризисов взрослости
Цель исследования - изучить особенности преодоления кризисов взрослости у людей среднего возраста
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Изучить сущность и основные подходы к пониманию кризиса в психологической науке. Охарактеризовать основные виды кризисов взрослости и особенности их протекания.
2. Обобщить исследования, посвященные способам преодоления кризисов взрослости
3. Организовать и провести эмпирическое исследование особенностей кризисов взрослости у людей среднего возраста
4. Сделать анализ показателей индивидуально-личностных особенностей, жизнестойкости и копинг-стратегий совладания с кризисами.
5. Разработать рекомендации по преодолению кризисов взрослости.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между индивидуально-психологическими особенностями личности, уровнем жизнестойкости и преодолением кризисов взрослости - чем выше показатели жизнестойкости, тем продуктивнее выбираемые способы совладания с кризисами.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1) теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2) эмпирические диагностические методы: опрос, тестирование, экспертная оценка, наблюдение. Методики диагностики: опросник Кетелла, тест жизнестойкости Д. А. Леонтьева, методика измерения копинг-стратегий для выхода из кризисов (опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман).
3) Статистические: проведение математической обработки результатов с применением критериев Спирмена.
Эмпирическая баз исследования: ООО «Микс».
В исследовании принимали участие 80 человек - сотрудники ООО «Микс», мужчины и женщины в возрасте 30-35 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе проведен анализ взаимосвязи между индивидуально-психологическими особенностями личности, уровнем жизнестойкости личности и преодолением кризисов взрослости, разработаны рекомендации по преодолению кризисов взрослости. Результаты, полученные в ходе исследования, могут применяться при организации психологического консультирования сотрудников, переживающих кризисы взрослости.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Заключение
В заключение необходимо сделать ряд выводов.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы об особенностях преодоления кризиса взрослости:
Кризис — это остановка, невозможность прежней жизнедеятельности человека в рамках существующего мировоззрения
Сущность каждого возрастного кризиса - это выбор, который человек должен сделать между двумя альтернативными вариантами решения возрастных задач развития. Принятое решение сказывается на успешности и развитии всей последующей жизни.
В период взрослости ведущим видом деятельности является труд, который оказывает развивающее воздействие на личность в совокупности с такими факторами, как возраст и образование. Центральными возрастными новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
Существуют несколько видов стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций, однако эффективность совладания с неблагоприятными жизненными событиями зависит не только от удачного выбора стратегии, но и от индивидуальных особенностей личности, т.к. в кризисной ситуации возраст, пол, интеллект, сила характера тоже выступают в качестве ресурсов.
Во второй главе было проведено эмпирическое исследование кризисов взрослости у людей среднего возраста было проведено на базе компании ООО «Микс».
Анализ результатов проведения исследования по методике Кеттела мы смогли оценить индивидуально-психологические особенности личности, отметили показатели общительности, спокойствия, самоконтроля, практичности, твердости, подозрительности и доверчивости.
Анализ результатов степени выраженности показателей жизнестойкости показал, что у 62, 5 показатели жизнестойкости, так как жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска находятся в пределах нормы, то есть выражены сильно, а у 37, 5 респондентов показатели жизнестойкости ниже нормы, то есть слабо выражены.
Анализ результатов по методике измерения копинг-стратегий для выхода из кризисов (опросник Р. Лазаруса и С. Фолкман показал, что у 12, 5 % сотрудников выражена социальная поддержка как тип копинг-стратегия преодоления кризисов, то есть у сотрудников развиты усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки; у 25 % - избегание, которое характеризуется мысленным стремлением и поведенческим усилием, направленными к избеганию проблемы. У 18,8% преобладает тип копинг-стратегии – планирование, то есть произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме. У 43,7 % - позитивная переоценка, то есть усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности.
Статистическая проверка данных позволила сделать вывод о том, что существует отрицательная связь жизнестойкости с избеганием и поиском социальной поддержки, а также о позитивной связи с планированием и положительной переоценкой. Связь жизнестойкости с избеганием обусловлена вкладом вовлеченности и контроля, которые призваны способствовать сохранению активности перед лицом трудностей. Негативная связь с социальной оценкой обусловлена компонентом контроля - закономерно, что при высоком контроле человек стремится сам справляться с трудностями. На связь с планированием повлияли такие шкалы жизнестойкости как контроль и принятие риска, которые способствуют активному совладанию с трудностями. Наконец, жизнестойкость в целом способствует позитивной переоценке значения всего случившегося для личности, для ее дальнейшего роста. По всей видимости, этот вид копинг-стратегий (наиболее тесно связанный с показателями жизнестойкости).
В заключение можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости личности и преодолением кризисов взрослости было проведено сопоставление данных по опроснику жизнестойкости и показателей использования копинг - стратегий (способов совладания со стрессом).
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
Библиография
1.Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. М.: Речь, 2004.
2.Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82—90.
3. Богомаз С.А., Левицкая Т.Е. К проблеме взаимосвязи смыслов жизни с целеустремленностью и жизнестойкостью человека // Третья Всероссийская конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. Брайт Д., Джонс Ф. Стресс: теории, исследования, мифы. СПб.; М.: Прайм-Еврознак; Олма-Пресс, 2003.
4. Бодалев, А.А. Вершина в развитии личности взрослого человека. М., 1998.
5.Василюк, Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. – М.: Изд–во Моск. универ–та, 1984.
6. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.: Алетейя, 2001
7. Дерманова И. Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб., 2007.
8. Клецина И. С. Самореализация личности и гендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А.Реана, Л.А.Коростылевой. Выпуск 2. СПб., 1998. С. 188-220
9. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. Вып. 8-9.
10. Корнеева Л.И. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота: Автореф. дис. . канд. псих. наук: 19.00.05. – Л., 1984
11.Корнилов А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания//Психол. журнал. – 1995. - №1.
12. Коротков А.М. Теоретико-методическая система подготовки учащихся к обучению в компьютерной среде: Дис. …д-ра пед.наук. Волгоград, 2004
13. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 222 с.
14. Коростылева Л. А. Самореализация как предмет психологического исследования // Теоретические и прикладные вопросы психологии / Под ред. А А. Крылова. Вып. 3. Ч. 1. СПб., 1997.
15. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003. – 284 с.
16. Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности// Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 2. – М.: Уникум-Центр, 2004, с.3-5.
17.Крысько В.Г. Социальная психология: Словарь-справочник. - М.:АСТ,2001. - С.608
18.Кудинов С.И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. // Наука. Образование. Практика. Сборник материалов региональной межвузовской научно-практической конференции. – Уфа : Восточный университет, 2007, с. 37-41.
19. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 2000.
20. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2005. № 4. С. 37-42.
21. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Осин Е.Н., Плотникова А.В., Рассказова Е.И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала//Психологическая диагностика. 2007. № 1 (в печати).
22. Леонтьев Д.А., Осин Е.И. Печать экзистенциализма: эмпирические корреляты экзистенциального мировоззрения // Экзистенциальная традиция в философии, психологии, психотерапии. 2007. № 1 (10) (в печати).
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
24. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 2007.
25. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14: Психология. 2006. №4.
26. Личность: внутренний мир и самореализация / Сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб., 2006.
27. Михайлов Н. Н. О потребности личности в самореализации. Научный доклад высшей школы.// Философские науки, 2002. - № 4. – стр. 24-32.
28. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. С. 87-101.
29. Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога.-М: Изд-во Эксмо, 2004 г
30. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. 3-е меж-дунар. издание. СПб.: Питер, 2000.
31. Митина О.В. Структурное моделирование: состояние и перспективы // Вестник Пермск. гос. пед. ун-та. Серия 1, Психология. 2005. № 2. С. 3-15.
32. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями.-Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, том 1, вып. 2.
33. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество.-4-е издание, стереотипное.- М: Издательский центр «Академия»,1999
34. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология, -Владивосток, 2003
35. Осин Е.И. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика. 2007. № 3
36. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/Пер. с англ. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – 606с.
37. Петровский В. А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 2005. N° 3.
38. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008
39. Рассказова Е.И. Психологические концепции стресса и его последствий//Психология психических состояний. Вып. 6./Под ред. А.О.
40. Тарабрина И.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
41. Тиллих П. Мужество быть // Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995. С. 7-132.
42. Тхостов А.Ш., Ильина Н.А., Кучерова Е.Я., Рассказова Е.И., Иконников Д.В. Психологические механизмы реакции отказа у больных шизофренией // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2005. Т. 105, № 4. С. 9-16.
43. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.; СПб.: Смысл; Питер, 2003.
44. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни – М., 2009.
Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы: Автореф. докт. дис. СПб.2004.
45. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. М.: Смысл; ИП РАН, 2007.
46. Шаповаленко, И.В Возрастная психология.- М: Гардарики, 2007
Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000
47. Эриксон, Э. Детство и общество. - СПб.: Университетская книга, 2006
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Финансовые кризисы, причины и последствия
Курсовая работа:
Экономическая политика Российского государства во время кризиса
Дипломная работа:
Саморегуляция руководителей коммерческих структур в условиях кризиса организации
Курсовая работа:
Кризис ООН: причины и последствия
Реферат:
Деятельность МВФ в период глобального финансового кризиса 2008-2009 годов