Дипломная работа
«Здоровый образ жизни подростков как один из аспектов психологического здоровья»
- 114 страниц
Введение 3
Глава 1
Здоровый образ жизни подростков как один из аспектов
психологического здоровья 6
1.1 Психологическое здоровье и его основные характеристики 6
1.2 Ключевые проблемы психо - физиологического развития
подростков 18
1.3 Нарушение психологического здоровья 26
1.4 Сущность понятия "Здоровый образ жизни", и условия его
формирования 37
Вывод 48
Глава 2
Экспериментальное исследование психологического здоровья
детей 51
Заключение 69
Библиография 70
Приложения 73
Ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических условий негативно сказалось на здоровье взрослого и детского населения России.
Медико-демографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в стране, имеет тенденцию к ухудшению. Впервые за последние сорок лет, начиная с 1991 года, началось снижение рождаемости, определился отрицательный естественный прирост из-за преобладания уровня смертности над рождаемостью. Аналитический обзор состояния здоровья населения Российской Федерации выявил следующую обстановку: 65,3% всех беременностей женщин заканчиваются абортами, 75% девушек, вступающих в брак, не информированы о современных средствах контрацепции, т.е. они не подготовлены к безопасным сексуальным отношениям. Кризис в стране привёл к ухудшению психического здоровья в структуре заболеваний: 72,3% приходится на непсихические расстройства, 16% на психозы, 11,7% на умственную отсталость. Возникла драматическая ситуация с алкоголизмом, наркоманией. Только за 1993 год рост заболеваемости наркоманией составил 83%, алкоголизация среди подростков – мальчиков приобрела массовый характер: свыше 4/5 несовершеннолетних употребляют спиртные напитки. Число детей в стране с генетическими отклонениями достигло в стране 17%. По данным министерства РФ, только около 20% юношей призывного возраста по уровню своего здоровья соответствуют установленным требованиям.
По данным РАО здоровы 5-25% школьников.
Данные возрастной физиологии РАО показывают, в школу приводят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу 1 класса их число увеличивается до 60-70%. Значительное влияние оказывает в этом случае школа, т.к. в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. В 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психо-неврологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.
В некоторых школах создаются классы здоровья, задачей которых является сохранение и укрепление здоровья детей при повышенном уровне успеваемости.
Лавинообразно увеличиваются так называемые «болезни поведения», в том числе: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, сексуальная распущенность, рост проявлений девиантного и деликвентного поведения, наблюдается увеличение числа убийств и самоубийств среди несовершеннолетних. Так, от 27 до 60% мальчиков-подростков и 11-38% девушек 14 лет являются активными курильщиками, причём постоянно снижается возраст приобщения детей и подростков к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Всё это происходит на фоне неблагоприятной социально-экономической и экологической обстановки.
Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребёнка и обучение сохранять своё физическое и психическое здоровье. Уроки физкультуры, биологии, психологии, валеологии должны помочь ребёнку быть здоровым как физически, так и психически.
Актуальность этой проблемы подтверждается данными ВОЗ, об ухудшении психического здоровья с каждым годом. С 1900 по 1983 год количество психических заболеваний увеличилось почти в семь раз. В городах заболевают в 2-3 раза чаще, чем в деревне. По данным ВОЗ, от 5 до 14 лет чаще заболевают мальчики, от 15 до 19 лет одинаково, после 25 лет резко возрастает количество заболеваний у женщин.
Большое внимание этой проблеме уделяли такие авторы, как И. В. Давыдовский, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, Е. Сталькова и В. Панина. Авторы попытались обосновать идеи зависимости здоровья не только от желания индивидуума, но и от целого ряда социальных условий. Изучение проблемы отношения человека к своему здоровью привело авторов к пониманию, что существует взаимозависимость между человеком и обществом. Здоровье человека есть причина и следствие отношения человека к государству и государства к человеку, единству материального и духовного.
Таким образом существует противоречие между потребностью общества иметь здоровых детей, способных к дальнейшему саморазвитию и отсутствием условий для сохранения здоровья.
Данное противоречие усугубляется тем, что отсутствует ориентация на здоровый образ жизни, личный интерес к здоровью, полагание только на врачей, нежелание своим физическим и психическим совершенствованием.
Отсюда вытекает проблема выявления условий необходимых для формирования навыков здорового образа жизни.
Целью нашего исследования, является: изучение необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни.
Объект исследования: психологическое здоровье подростков.
Предметом исследования выступает: условия формирования навыков здорового образа жизни.
Гипотеза: Формирование навыков здорового образа жизни у детей подросткового возраста будет эффективно, если будут реализованы следующие условия: будут учитываться интересы подростков, будет разработана программа по формированию навыков здорового образа жизни.
Задачи:
1. Теоретический анализ состояния проблемы ЗОЖ детей подросткового возраста.
2. Изучение особенностей психического здоровья детей подросткового возраста.
3. Разработка условий способствующих формированию ЗОЖ.
4. Составление рекомендаций педагогам и родителям по формированию ЗОЖ.
Методы изучения: анализ теоретической литературы, наблюдение, эксперимент, беседы, лекции, анкетирование.
1.1. Психическое здоровье и его основные характеристики.
Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.
Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.
К сожалению, пока далеко не все население нашей страны (да и многие специалисты в области человекознания) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.
Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).
Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде [10, С 200]. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.
В психологическом словаре понятие «психологическое здоровье» определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нём отражены также общественные и групповые нормы и ценности.
В данной работе мы преследовали цель определить условия для формирования навыков здорового образа жизни.
Составленная нами программа показала положительные результаты в формировании навыков ЗОЖ у детей, но на этом окончательная точка не ставится, поскольку прошло очень мало времени и полученные данные не могут быть объективно оценены.
В процессе реализации нашей программы были как достоинства, так и недостатки, эти недостатки нужно отметить сразу, чтобы можно было их преодолеть в будущем.
Первый недостаток – малое количество детей и родителей, присутствующих во время занятий.
Второй недостаток – родители не слишком активно принимали участие в играх, тренингах, запланированных в программе.
Достоинства в том, дети включены в программу школы по формированию основ здорового образа жизни. В школе проводится большая работа в этом направлении. Дети приучены к тестам, мониторингам, легко включаются в различные мероприятия.
Таким образом, опираясь на исследование, наша гипотеза доказана, т.к. были выявлены интересы подростков, и была разработана программа формирования навыков здорового образа жизни.
1. Валеология. Справочник школьника. / Сост. С.Н. Заготова – Ростов – на – Дону: ООО «Издательство Баро - ПРЕСС», 2001. – 448с.
2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.
3. В мире подростка / Под.ред. А.А. Бодалева. – М., Медицина, 1980. – 296с.
4. Если хочешь быть здоров: Сборник / сост. А.А. Исаев. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 352с.
5. Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. – М. : Сов.Россия, 1986. – 192с.
6. Методика и технология работы социального педагога: Уч. пособие. / Авторы: Б.Н. Алмазов и др. – М.: Изд. центр «Академия». – 2002.- 192 с.
7. Мудрик А.В. Социальная педагогика : Учеб. для студ. пед вузов / Под ред. В.А. Сластенина .- М.: Изд. центр «Академия », 1999.- 184 с.
8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496с.
9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога .- М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 480 с.
11. Пак О. Переходный возраст // Кузнецкий рабочий .- 2003.- № 17 .- С. 4.
12. Педагогика: Уч. пособие для студ. пед. институтов / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др. ; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – 2-е изд., доп. - М.: «Просвещение»,. 1986.- 410 с.
13. Переходный возраст. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2003.- (Деятельность классного руководителя).
14. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432 с.
15. Свиридонов Г.М. Здоровья кладезь – природа / Худож. Г. Бойко, И. Шалито. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 271с.
16. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев, - М.: - Издательсктй центр «Академия», 2002. – 368с.
17. Социальная педагогика : Курс лекций : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 416 с.
18. Социальная работа: Словарь-справочник Под общей редакцией профессора ВИ. Филоненко М: «Контур» 1998
19. Стальков Е.А., Панин В.А. Валеология: От идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья: Совр. Науч. Представления о здоровье нации: - Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2001 – 248с.
20. Столяренко Л.Д., Самыгин С.М., Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс 0 справочник для студентов вузов. Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2000. – 256 с.
21. Стратегии сохранения здоровья школьников. – Новокузнецк, НПК, 2000. – 134с. Авторский коллектив: Л.Г. Коган, Е.А. Лотош, Г.А. Вержицкий, О.А. Добрынина, Н.И. Крылова.
22. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. под общей научной редакцией Л.Г. Татарниковой, канд. Пед. Наук, доцента ГУПМ г. Санкт – Петербурга. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов. Санкт – Петербург, изд. «Петроградский и К О » 2000. – 288с.
23. Технология социальной работы : Учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений / Под ред. И.Т. Зайнышева .- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 240 с.
24. Учитель: здоровье и профессиональное развитие: Материалы региональной научно – практической конференции «Здоровье учителя в аспекте ресурсного обеспечения образования». 13-14 декабря 2000г. / Ред. Коллегия. И.И. Трубина, Н.А. Заруба, Л.Н. Вавилова. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. – 228с.
25. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, И. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.
26. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 272 с.
27. Шептенко П.А., Воронина Т.А. Методика и технология работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. уч. пед. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 192 с.
28. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей – СПб.: КАРО, 2001 – 368с.
Тема: | «Здоровый образ жизни подростков как один из аспектов психологического здоровья» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 114 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Федра как вечный образ в литературе: типология и варианты интерпретации
Дипломная работа:
Содержание психолого-педагогической деятельности по пропаганде здорового образа жизни школьников
Дипломная работа:
Особенности психических состояний у подростков с девиантным поведением
Дипломная работа:
Формирование вокальной культуры подростков в системе дополнительного образования
Курсовая работа:
Проблемы эмоционального восприятия сверстников подростками в современной научной литературе