Дипломная работа

«Здоровый образ жизни подростков как один из аспектов психологического здоровья»

  • 114 страниц(ы)
  • 4063 просмотров
фото автора

Автор: syusyaka

Введение 3

Глава 1

Здоровый образ жизни подростков как один из аспектов

психологического здоровья 6

1.1 Психологическое здоровье и его основные характеристики 6

1.2 Ключевые проблемы психо - физиологического развития

подростков 18

1.3 Нарушение психологического здоровья 26

1.4 Сущность понятия "Здоровый образ жизни", и условия его

формирования 37

Вывод 48

Глава 2

Экспериментальное исследование психологического здоровья

детей 51

Заключение 69

Библиография 70

Приложения 73

Ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических условий негативно сказалось на здоровье взрослого и детского населения России.

Медико-демографическая ситуация, сложившаяся в настоящее время в стране, имеет тенденцию к ухудшению. Впервые за последние сорок лет, начиная с 1991 года, началось снижение рождаемости, определился отрицательный естественный прирост из-за преобладания уровня смертности над рождаемостью. Аналитический обзор состояния здоровья населения Российской Федерации выявил следующую обстановку: 65,3% всех беременностей женщин заканчиваются абортами, 75% девушек, вступающих в брак, не информированы о современных средствах контрацепции, т.е. они не подготовлены к безопасным сексуальным отношениям. Кризис в стране привёл к ухудшению психического здоровья в структуре заболеваний: 72,3% приходится на непсихические расстройства, 16% на психозы, 11,7% на умственную отсталость. Возникла драматическая ситуация с алкоголизмом, наркоманией. Только за 1993 год рост заболеваемости наркоманией составил 83%, алкоголизация среди подростков – мальчиков приобрела массовый характер: свыше 4/5 несовершеннолетних употребляют спиртные напитки. Число детей в стране с генетическими отклонениями достигло в стране 17%. По данным министерства РФ, только около 20% юношей призывного возраста по уровню своего здоровья соответствуют установленным требованиям.

По данным РАО здоровы 5-25% школьников.

Данные возрастной физиологии РАО показывают, в школу приводят около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу 1 класса их число увеличивается до 60-70%. Значительное влияние оказывает в этом случае школа, т.к. в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения. В 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психо-неврологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.

В некоторых школах создаются классы здоровья, задачей которых является сохранение и укрепление здоровья детей при повышенном уровне успеваемости.

Лавинообразно увеличиваются так называемые «болезни поведения», в том числе: алкоголизм, табакокурение, наркомания, токсикомания, сексуальная распущенность, рост проявлений девиантного и деликвентного поведения, наблюдается увеличение числа убийств и самоубийств среди несовершеннолетних. Так, от 27 до 60% мальчиков-подростков и 11-38% девушек 14 лет являются активными курильщиками, причём постоянно снижается возраст приобщения детей и подростков к алкоголю, наркотическим и токсическим веществам. Всё это происходит на фоне неблагоприятной социально-экономической и экологической обстановки.

Одной из базовых целей школы является формирование здоровья ребёнка и обучение сохранять своё физическое и психическое здоровье. Уроки физкультуры, биологии, психологии, валеологии должны помочь ребёнку быть здоровым как физически, так и психически.

Актуальность этой проблемы подтверждается данными ВОЗ, об ухудшении психического здоровья с каждым годом. С 1900 по 1983 год количество психических заболеваний увеличилось почти в семь раз. В городах заболевают в 2-3 раза чаще, чем в деревне. По данным ВОЗ, от 5 до 14 лет чаще заболевают мальчики, от 15 до 19 лет одинаково, после 25 лет резко возрастает количество заболеваний у женщин.

Большое внимание этой проблеме уделяли такие авторы, как И. В. Давыдовский, И. И. Брехман, В. П. Казначеев, Р. М. Баевский, Е. Сталькова и В. Панина. Авторы попытались обосновать идеи зависимости здоровья не только от желания индивидуума, но и от целого ряда социальных условий. Изучение проблемы отношения человека к своему здоровью привело авторов к пониманию, что существует взаимозависимость между человеком и обществом. Здоровье человека есть причина и следствие отношения человека к государству и государства к человеку, единству материального и духовного.

Таким образом существует противоречие между потребностью общества иметь здоровых детей, способных к дальнейшему саморазвитию и отсутствием условий для сохранения здоровья.

Данное противоречие усугубляется тем, что отсутствует ориентация на здоровый образ жизни, личный интерес к здоровью, полагание только на врачей, нежелание своим физическим и психическим совершенствованием.

Отсюда вытекает проблема выявления условий необходимых для формирования навыков здорового образа жизни.

Целью нашего исследования, является: изучение необходимых условий для формирования навыков здорового образа жизни.

Объект исследования: психологическое здоровье подростков.

Предметом исследования выступает: условия формирования навыков здорового образа жизни.

Гипотеза: Формирование навыков здорового образа жизни у детей подросткового возраста будет эффективно, если будут реализованы следующие условия: будут учитываться интересы подростков, будет разработана программа по формированию навыков здорового образа жизни.

Задачи:

1. Теоретический анализ состояния проблемы ЗОЖ детей подросткового возраста.

2. Изучение особенностей психического здоровья детей подросткового возраста.

3. Разработка условий способствующих формированию ЗОЖ.

4. Составление рекомендаций педагогам и родителям по формированию ЗОЖ.

Методы изучения: анализ теоретической литературы, наблюдение, эксперимент, беседы, лекции, анкетирование.

1.1. Психическое здоровье и его основные характеристики.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого – начале нового, XXI века – века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии.

Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин «здоровье» в менталитете россиян однозначно связан с медициной, а его нарушение – с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии.

К сожалению, пока далеко не все население нашей страны (да и многие специалисты в области человекознания) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности – возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие – самопознании и саморазвитии, у третьих – доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог.

Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не «пациенту» (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а «клиенту» (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.).

Психическое здоровье – совокупность установок, качеств и функциональных способностей, которые позволяют индивиду адаптироваться к среде [10, С 200]. Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго – изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас – как вариант сексуальной адаптации.

В психологическом словаре понятие «психологическое здоровье» определяется как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения, деятельности. Отмечается также, что содержание понятия психического здоровья не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, в нём отражены также общественные и групповые нормы и ценности.

В данной работе мы преследовали цель определить условия для формирования навыков здорового образа жизни.

Составленная нами программа показала положительные результаты в формировании навыков ЗОЖ у детей, но на этом окончательная точка не ставится, поскольку прошло очень мало времени и полученные данные не могут быть объективно оценены.

В процессе реализации нашей программы были как достоинства, так и недостатки, эти недостатки нужно отметить сразу, чтобы можно было их преодолеть в будущем.

Первый недостаток – малое количество детей и родителей, присутствующих во время занятий.

Второй недостаток – родители не слишком активно принимали участие в играх, тренингах, запланированных в программе.

Достоинства в том, дети включены в программу школы по формированию основ здорового образа жизни. В школе проводится большая работа в этом направлении. Дети приучены к тестам, мониторингам, легко включаются в различные мероприятия.

Таким образом, опираясь на исследование, наша гипотеза доказана, т.к. были выявлены интересы подростков, и была разработана программа формирования навыков здорового образа жизни.

1. Валеология. Справочник школьника. / Сост. С.Н. Заготова – Ростов – на – Дону: ООО «Издательство Баро - ПРЕСС», 2001. – 448с.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика.: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 440 с.

3. В мире подростка / Под.ред. А.А. Бодалева. – М., Медицина, 1980. – 296с.

4. Если хочешь быть здоров: Сборник / сост. А.А. Исаев. – М. : Физкультура и спорт, 1988. – 352с.

5. Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. – М. : Сов.Россия, 1986. – 192с.

6. Методика и технология работы социального педагога: Уч. пособие. / Авторы: Б.Н. Алмазов и др. – М.: Изд. центр «Академия». – 2002.- 192 с.

7. Мудрик А.В. Социальная педагогика : Учеб. для студ. пед вузов / Под ред. В.А. Сластенина .- М.: Изд. центр «Академия », 1999.- 184 с.

8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2 Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496с.

9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога .- М.: ТЦ «Сфера», 2001.- 480 с.

11. Пак О. Переходный возраст // Кузнецкий рабочий .- 2003.- № 17 .- С. 4.

12. Педагогика: Уч. пособие для студ. пед. институтов / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина, В.А. Сластенин и др. ; Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – 2-е изд., доп. - М.: «Просвещение»,. 1986.- 410 с.

13. Переходный возраст. - Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2003.- (Деятельность классного руководителя).

14. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. пособия для студ. высш. пед. учеб. заведений. – Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432 с.

15. Свиридонов Г.М. Здоровья кладезь – природа / Худож. Г. Бойко, И. Шалито. – М.: Мол. Гвардия, 1990. – 271с.

16. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев, - М.: - Издательсктй центр «Академия», 2002. – 368с.

17. Социальная педагогика : Курс лекций : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общей ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 416 с.

18. Социальная работа: Словарь-справочник Под общей редакцией профессора ВИ. Филоненко М: «Контур» 1998

19. Стальков Е.А., Панин В.А. Валеология: От идеи спасения жизни к идее сохранения здоровья: Совр. Науч. Представления о здоровье нации: - Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2001 – 248с.

20. Столяренко Л.Д., Самыгин С.М., Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс 0 справочник для студентов вузов. Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2000. – 256 с.

21. Стратегии сохранения здоровья школьников. – Новокузнецк, НПК, 2000. – 134с. Авторский коллектив: Л.Г. Коган, Е.А. Лотош, Г.А. Вержицкий, О.А. Добрынина, Н.И. Крылова.

22. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. под общей научной редакцией Л.Г. Татарниковой, канд. Пед. Наук, доцента ГУПМ г. Санкт – Петербурга. Валеология подростка. Пособие к курсу «Валеология» для учащихся 5-7 классов. Санкт – Петербург, изд. «Петроградский и К О » 2000. – 288с.

23. Технология социальной работы : Учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений / Под ред. И.Т. Зайнышева .- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.- 240 с.

24. Учитель: здоровье и профессиональное развитие: Материалы региональной научно – практической конференции «Здоровье учителя в аспекте ресурсного обеспечения образования». 13-14 декабря 2000г. / Ред. Коллегия. И.И. Трубина, Н.А. Заруба, Л.Н. Вавилова. Кемерово: Изд-во обл. ИУУ, 2001. – 228с.

25. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, И. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.

26. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога / Уч. пособие для студ. высш. пед. уч. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2002.- 272 с.

27. Шептенко П.А., Воронина Т.А. Методика и технология работы социального педагога : Учеб. пособие для студ. высш. уч. пед. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 192 с.

28. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей – СПб.: КАРО, 2001 – 368с.

Покупка готовой работы
Тема: «Здоровый образ жизни подростков как один из аспектов психологического здоровья»
Раздел: Психология
Тип: Дипломная работа
Страниц: 114
Цена: 1000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика