Дипломная работа
«Любовь как смысл и ценность жизни»
- 68 страниц
Введение….3
I. Любовь как смысл человеческого существования….8
1.1. Тема любви в истории философии….….8
1.2. Любовь как смысл человеческого существования
1.3. Механика эроса З. Фрейда и искусство любви Э. Фромма….16
1.4. Любовь в современном мире….38
Вывод…. 43
II. Экспериментальное исследование ценностных ориентаций современной молодежи и представителей старшего возраста….45
2.1. Методы и этапы исследования…45
2.2. Анализ проведенного исследования….47
2.3 Программа для формирования положительного отношения к любви как смыслу и ценности жизни….54
Заключение….56
Список литературы…58
Самое сильное, загадочное, волнующее чувство, которое испытывает человек, - это любовь. Под любовью в данном аспекте понимаются чувства, испытываемые человеком к себе подобному противоположного пола. Почему homo sapiens (человек разумный) становится homo amans (человеком любящим)? Чем является любовь в жизни человека: физиологической потребностью в продолжении рода или чем-то другим?
Над этими, так же как и над другими вопросами, относящимися к этому великому чувству, в течение многих веков размышляли лучшие умы человечества. Ему посвящали свои произведения живописцы и писатели, музыканты и поэты. Любовь вносила существенные коррективы в политику государств, в поведение политических лидеров. Подобные факты свидетельствуют о непреходящей силе любви и ее приоритетном положении в системе ценностей человека. Любовь противопоставляет чувства разуму, определяя зачастую приоритет первого над вторым. Вулкан страстей, присущий любви, захватывает человека, акцентируя внимание на эмоциональном восприятии. Разум отступает на второй план. Человек начинает руководствоваться не здравым смыслом, а внутренними, на первый взгляд, необоснованными потребностями своего естества. Но эти потребности вполне очевидны: сопереживание, сострадание, своего рода катарсис, который приводит человека к новому качеству жизни, к новому мироощущению.
Обеспокоенный непредсказуемым влиянием, которое оказывает любовь на человеческую жизнь, английский философ Ф.Бэкон пришел к выводу, что «лучше поступает тот, кто, раз уж невозможно не допустить любви, удерживает ее в подобающем ей месте и полностью отделяет от своих серьезных дел и действий в жизни». Ему вторил Дж.Локк, который утверждал, что «управление своими страстями есть истинный прогресс на пути свободы».
Любовь это добровольное рабство чувств, полная зависимость от другого человека, или, как говорил С.Л.Франк, абсолютная ценность любимого, «удовлетворение собственного бытия через служение другому». Возникает парадоксальное состояние, когда человек влюбляется в созданный им образ. Как писал В.В.Розанов, «любящий видит, собственно, не конкретного человека, но как бы ангельскую сторону конкретного человека, двойника его, и лучшего, небесного двойника».
Любовь имеет альтруистское начало, так как любящий человек заботится, прежде всего, не о себе, а о своем возлюбленном, стремится удовлетворить запросы и потребности не столько личные, сколько любимого человека. Если выражаться словами Э.Фромма, любовь это не обладание, а бытие. В отличие от обладания, которое выражается в стремлении превратить все в свою собственность, бытие это такой способ существования, при котором человек не имеет и не жаждет иметь что-либо, он счастлив, пребывая в единении со своей любовью, с объектом любви. Любовь заставляет человека совершенствоваться. Если индивидуум не считает необходимым развивать свои способности, знания, опыт, значит, он обделен чувством любви. Э.Фромм совершенно справедливо считает: без стремления человека более активно развивать свою личность в целом, без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, без отваги, веры и дисциплины все его попытки любви обречены на неудачу. Любовь - это продолжение жизни не столько физиологическое, сколько духовное. По мере совершенствования и развития цивилизации любовь от своего первоначального предназначения - продолжения рода - постепенно становится духовной потребностью человека. Причем любовь находится в прямой зависимости от интеллекта человека. По мере его повышения изменяется отношение к этому чувству: физиологическая составляющая все больше уступает место духовной, а репродуктивная функция уходит на второй план.
В то же время, возникая как духовное чувство, любовь постепенно перерастает в физическое влечение. Физическая близость является кульминацией любви, как симбиоз духовного и физического начала. В.С.Соловьев считал, что сочетание физической и духовной потребности человека приводит к гармонии в любви. «Всякая любовь, - утверждал русский религиозный философ, - есть проявление способности человека жить не только в себе, но и в другом…».
Физическое влечение является логическим продолжением и завершением духовного начала, переходящее в новое качество жизни человека, обособленного существования двух человеческих существ. По выражению немецкого романтика конца XVIII начала XIX века Й. Гёрреса «словно по электрическим проводникам, пробегает по ним искра жизни и входит в новое порождение».
Любовь это осознание физической и духовной невозможности жить без другого человека. Человека, которому хочется посвящать все самое лучшее в жизни, восторгаться им, приписывая ему несуществующие качества, но кажущиеся вполне естественными и реальными для любящего.
Любовь делает человека лучше, чище, светлее, добрее. С некоторыми влюбленными происходят поистине не объяснимые метаморфозы: скупые становятся щедрыми, молчаливые - разговорчивыми. Следовательно, в работу включаются дополнительные ресурсы человека, которые были не задействованы, и только под воздействием чувства любви нашли свое воплощение.
Без преувеличения можно сказать, что когда индивид любит, у него проявляются лучшие человеческие качества, заложенные в нем природой.
Влюбленный человек счастлив, а счастливые люди украшают мир: они не агрессивны, а доброжелательны, ориентированы на компромисс, а не на конфронтацию, на мирное решение проблем, а не на насилие. Недаром, когда начальник приходит на работу в агрессивном состоянии, его подчиненные предполагают, что у него не все ладно в отношениях с женой или в личной жизни. Этот стереотип проверен людьми веками и, в большинстве своем, на собственном опыте.
Любовь открывает глаза человеку на те моменты и явления в жизни, на те душевные переживания, которые он раньше не замечал или не обращал на них внимания, т. е. влюбленный человек мир познает по-другому, начиная замечать то, что прежде находилось за пределами внимания. По этому поводу Б.Паскаль отмечал, что любовь «вступает в свои права по мере совершенствования нашего ума, побуждая нас любить, что представляется нам прекрасным, даже если нам никогда не говорили, что есть прекрасное».
Любовь позволяет человеку подняться над обыденной суетой, переосмыслить жизненные приоритеты, по-иному расставить акценты в сложившейся системе ценностей индивидуума.
Человек, страстно любящий, находится в состоянии духовного возрождения, ощущения нового качества жизни, или, по выражению С.Л.Франка, «расцвета души», к которому приводит «положительная творческая сила», имя которой Любовь.
Цель нашего исследования: изучить любовь с позиции ценности и смысла жизни.
Задачи по теоретической части:
1. Произвести библиографический поиск и отбор литературы по теме;
2. Проанализировать формы и виды любви;
3. Рассмотреть подходы к вопросу, как развить в себе способность любить.
Задачи по практической части:
1. С помощью методик уточнить ценностные ориентации современной молодежи и представителей старшего возраста, связанные с вопросами любви.
2. Сделать сравнительный анализ и выводы о влиянии любви на жизнь человека.
Объект нашего исследования – любовь как смысл человеческого существования.
Предмет нашего исследования – изменение взгляда на любовь в различных возрастных группах.
Мы предполагаем, что взгляды на любовь у представителей разных возрастных категорий совпадут, если:
- не будет пропагандироваться в СМИ однополая любовь, полигамия, насилие, пьянство, беспорядочные связи;
- укрепится престиж семейных отношений;
- будут использоваться методы и средства, направленные на изменение представлений о понятии любовь и о влиянии любви на жизнь человека.
В нашем исследовании мы использовали методику ценностных ориентаций М. Рокича и социологический опрос.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава состоит из четырех параграфов, вторая глава состоит из трех параграфов.
Таким образом, рассмотрев различные точки зрения, для себя мы сформировали особое определение любви. Любовь - это не просто половая страсть с целью совокупления, но и нечто возвышенное. Человек не может жить без любви, так как она его облагораживает. Еще хотелось бы заметить, что любовь находится в тесной связи с дружбой, и именно поэтому люди иногда дружбу принимают за любовь или, наоборот, любовь за дружбу.
Как утверждали еще древние индусы, любовь это влечение тела - страсть, влечение духа - дружба и влечение ума - уважение, собранные воедино, взаимодополняющие друг друга, а в некоторых ситуациях друг друга компенсирующие и подпитывающие, не дающие друг другу ослабнуть, достигшие такой силы и слияния, что практически не могут существовать друг без друга и не могут быть друг от друга отделены.
Любовь имеет альтруистское начало. По Фромму, любовь – это не обладание, а бытие. Любовь заставляет человека совершенствоваться. Фромм считает: без стремления человека более активно развивать свою личность в целом, без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, без отваги, веры и дисциплины все попытки любить обречены на неудачу. По мере совершенствования и развития цивилизации любовь постепенно становится духовной потребностью человека, она находится в прямой зависимости от интеллекта человека. По мере его повышения изменяется отношение к этому чувству, физиологическая составляющая все больше уступает место духовной, но сочетание физической и духовной потребности человека приводит к гармонии в любви. Любовь делает человека чище, светлее, добрее. Когда индивид любит, у него проявляются лучшие человеческие качества, заложенные в нем природой. Влюбленный человек счастлив, а счастливые люди украшают мир, они не агрессивны, а доброжелательны, ориентированы на компромисс, на мирное решение проблем. Любовь предполагает искренность.
Любовь не бывает без уважения, уважения к мыслям любимого, его достоинству и авторитету, уважение к интеллектуальным способностям человека и нравственным качествам. Любви присуща ответственность. Любящий человек всегда в ответе за своего любимого. Любовь – это искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать.
Любовь столь же основной феномен как и секс. В норме секс является способом выражения любви, легкость секса, отсутствие препятствий обесценивают любовь.
С уменьшением непосредственности и конкретности любви растёт социальная составляющая этого чувства. Она присутствует и в любви к себе, и в любви к детям, но она гораздо заметнее в любви к власти, свободе или богатству.
Цивилизация раздробленного человечества и раздробленного человека – так можно бы назвать теперешнюю цивилизацию.
Новая цивилизация, которая зреет в лоне нынешней, станет, возможно, цивилизацией единого человечества и цельного человека, и её генеральным законом будет, наверно, не соперничество, а содружество людей. Хотя вряд ли.
И одним из главных строителей этой цивилизации может стать именно любовь. Всякая любовь – братская, половая, родственная как принцип отношения человека к миру и к другим людям.
1. Августин Аврелий. О супружестве и похоти//Трактаты о любви: сб. текстов. – М.:ИФРАН, 1994
2. Аристотель. Этика к Никомаху //Философы Греции: М.: «ЭКСМО ПРЕСС», 1999.
3. Баранов Н.А. Любовь в системе общечеловеческих ценностей.
4. Гуревич П.С. Разрушительное в человеке как тайна. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
5. Добреньков В.И. В поисках свободы и справедливости. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Иметь или быть? М., 1990
6. Ивин А.А. Философия любви. М.: ИФ РАН, 1995
7. Кернберг Щ.Ф. Отношения любви: норма ипатология/Пер. с англ. Георгиевой. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 256 с. – (Библиотека психологии и психотерапии)
8. Телятникова Э.М. О жизни и творчестве Э. Фромма. Вступительная статья к книге: Эрих Фромм. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990
9. Философский энциклопедический словарь. М., 1989
10. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990
11. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. В серии: Новое в жизни науке, технике. Философия и жизнь. Вып. 1. М., 1990
12. Врейд З. Я или оно. М.: «ЭКСМО ПРЕСС»1998
13. Чернышева Л.А. Разумность добра. Послесловие к книге: Эрих Фромм. Человек для себя. Минск, 1992
Тема: | «Любовь как смысл и ценность жизни» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 68 | |
Цена: | 1000 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Взаимосвязь права, экономики и политики
Магистерская работа:
Историко-философская проза в. богданова: литературный и методический аспекты
Дипломная работа:
Языковая личность роберта миннуллина как поэта и государственного деятеля
Дипломная работа:
Социально-педагогические условия формирования образа жизни студентов
Дипломная работа:
Анализ языкового выражения концепта «любовь» в немецком и английском языках на уроках иностранного языка