Курсовая работа

«Особенности лексических, морфологических и синтактических средств научного стиля»

  • 46 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ….….3

1. ОСОБЕННОСТИ ЛЕКСИЧЕСКИХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ И СИНТАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАУЧНОГО СТИЛЯ

1.1 Определение и сущность стиля ….….8

1.2 Средства научного стиля ….….….12

2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕКСИЧЕСКИХ, МОРФОЛО-ГИЧЕСКИХ И СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАУЧНОГО СТИЛЯ

2.1. Характеристика исследования ….…26

2.2 Анализ и интерпретация данных исследования ….….…36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ….43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ … 44

Введение

Актуальность темы исследования состоит в том, что лексические, морфологические и синтаксические средства научного стиля исходят из более широкого исследовательского образования называемого стилистикой, и способствуют расширению научного и практического поля деятельности.

В зависимости от сферы применения языка, содержания высказыва-ния, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функ-циональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика.

Объектом исследования стилистики являются единицы языковой сис-темы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т.е. язык изучается «по всему разрезу его структуры сразу» (Г.О. Винокур).

В середине 50-х гг. XX ст. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокур и др. На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей, т.е. она изучает «диалектику языка в речи» (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.

Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стили-стика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определенным видом деятельности (биосоциальной, преобразовательной, гносеологической, эстетической, коммуникативной и др.), и разрабатываются на практике те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания.

Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями - это искусство выражать одно и то же содержа-ние разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка.

Кроме того, функциональная стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов.

Главная задача стилистики - изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы. Этим определяются основные понятия, которыми оперирует стилистика: функциональные стили и стилистические коннотации (стилистическое значение и стилистическая окраска).

Степень разработанности проблемы определена существенным вкла-дом в дело изучения особенностей стилистики и стилевых средств, которые отражены в работах видных исследователей стилистики Ф.Лосева, С.С.Аверинцева, В.В.Иванова, В.С.Библера; О.Розеншток-Хюсси, Ж.Деррида, М.Фуко, Р.Барта, М. Риффатерра, Ю.Кристева, М.Хайдеггера, A.M. Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова, М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокура, Н.А.Рубакина, Н.И.Жинкина, С.И.Гиндина и др.

Объект исследования — лексические, морфологические и синтаксические средства как инструменты научного стиля.

Предмет исследования — особенности лексических, морфологических и синтаксических средств научного стиля, отраженные в научных статьях.

Цель курсовой работы состоит в выявлении основных механизмов формирования научного стиля с помощью лексических, морфологических, синтаксических средств.

Задачи исследования определены поставленной целью курсовой работы. В задачи исследования входит:

- раскрыть основные определения функционального стиля и понятий-ный аппарат стилистики, а так же терминов, связанных с целью курсовой работы;

- изучить основные инструменты и методы функционирования научного стиля;

- исследовать особенности лексических, морфологических, синтакси-ческих средств научного стиля.

Из поставленных задач следуют гипотезы исследования:

1. Лексические, морфологические и синтаксические средства явля-ются основой функционального стиля.

2. Особенности лексических, морфологических и синтаксических средств научного стиля позволяют отделить его от другого любого функционального стиля.

3. Особенности лексических, морфологических и синтаксических средств научного стиля определяют принадлежность той или иной статьи к научной литературе.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведено комплексное изучение проблем, связанных с изучением особенностей средств научного стиля с помощью анализа статей различной научной направленности. Результаты, полученные в ходе практического исследования, могут послужить материалом для дальнейшего изучения особенностей лексических, морфологических и синтаксических средств научного стиля. Научная значимость исследования заключается в обосновании необходимости совершенствования исследовательской работы над разработкой новых методов изучения особенностей средств функциональных стилей.

Инструментарно-методический аппарат исследования определен ана-литическими приемами, методами логического, сравнительного и системного анализа, синтезом, аппаратом интерпретации, определения, доказательства. Названные методы использовались в различной комбинации на разных этапах исследования в зависимости от поставленных целей и задач разделов курсовой работы. В заключительной части курсовой работы это позволит обеспечить обоснованность доказательства гипотез.

Кроме того, были использованы: изучение и анализ научно-популярной литературы по данной проблеме; изучение и анализ практиче-ских материалов (научных статей), статистики исследования.

Теоретическую значимость исследования составляют научные труды зарубежных и отечественных исследователей проблемы функциональной стилистики Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Л.И. Скворцова М.К. Петрова, Е.Н. Лазуткиной, И.Ю. Черепановой, С.А. Мегентесова; по когнитивистике – Е.С. Кубряковой, В.А. Масловой; по изучению дискурса – Н.Ф. Алефиренко, В.Г. Борботько, Г.Г. Почепцова, а также труды ряда ученых, описывающих различные единицы и приемы дискурсивного воздействия.

Практическая значимость курсовой работы состоит в детальном рас-смотрении и анализе механизма формирования научных статей с помощью стилистических средств языковых форм.

Структура курсовой работы определена целью и поставленными задачами и состоит из введения, двух разделов, объединяющих четыре подраздела, заключения, списка литературы (47 наименований). Общий объем работы составляет 46 листов.

Фрагмент работы

В отрывке представленной в разделе статьи исследователя массовой коммуникации А.В. Шипова «К вопросу об эффектах воздействия массовой коммуникации» всего 23 глагола и 105 существительных, большинство из которых являются отвлеченными (понятие, изучение, передача, влияние, составление, воздействие систематизация,, состояние, употребление и др.), лексически соотносимыми с глаголами (понятие – понимать, изучение – изучать, передача – передавать, влияние – влиять, составление – составлять, воздействие – воздействовать, состояние – состоять, взаимодействие ¾ взаимодействовать, употребление – употреблять и т.д.).

По сравнению с соотносительными глаголами существительные в тексте характеризуются более отвлеченным значением и, как правило, носят терминологический характер. Этим и объясняется их преобладание над глаголами.

Заключение

Данная курсовая работа была посвящена теме изучения особенностей лексических, морфологических и синтаксических средств научного стиля.

Актуальность темы исследования состоит в том, что лексические, морфологические и синтаксические средства научного стиля исходят из более широкого исследовательского образования называемого стилистикой.

Объектом исследования курсовой работы явились лексические, морфологические и синтаксические средства как инструменты научного стиля.

Предмет исследования послужили особенности средств научного сти-ля, отраженные в представленных во втором разделе статьях.

Цель курсовой работы состояла в выявлении основных механизмов формирования научного стиля с помощью лексических, морфологических, синтаксических средств.

В ходе теоретической и практической частей курсовой работы были решены следующие задачи: раскрыты основные определения функционального стиля и понятийный аппарат стилистики, а так же терминов, связанных с целью курсовой работы; изучены основные инструменты и методы функционирования научного стиля; исследованы особенности лексических, морфологических, синтаксических средств научного стиля.

Исследование, проведенное в практической части работы подтвердило верность гипотез:

1. Лексические, морфологические и синтаксические средства являются основой функционального стиля.

2. Особенности лексических, морфологических и синтаксических средств научного стиля позволяют отделить его от другого любого функционального стиля.

3. Особенности лексических, морфологических и синтаксических средств научного стиля определяют принадлежность той или иной статьи к научной литературе.

Список литературы

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.

2. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М., 1948. Т. 3. С. 798.

3. Бельчиков Ю.А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. М., 1988.

4. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н., Леонова Н.А. Стилистика русского языка /Под ред. Н.М. Шанского. Л., 1989.

5. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

6. Веселов П. В. Современное деловое письмо в промышленности. 3-е изд. М., 1990.

7. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.

8. Герд А.С. Взгляд на русский язык науки сегодня и завтра //Русистика сегодня, 1995, № 4.

9. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд. М., 1988.

10. Головин Б.Н. Как говорить правильно. М., 1988.

11. Голуб И. Б. Стилистика современного русского языка, 2-е изд., М., 1986.

12. Голуб И.Б. Грамматическая стилистика современного русского языка. М., 1989.

13. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1981.

14. Демиденко Л.П. Речевые ошибки. Мн., 1986.

15. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев-Одесса, 1984.

16. Калинин А.В. Культура русского слова. М., 1984.

17. Кожин А.Н., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. М., 1982.

18. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. 2-е изд. М., 1983.

19. Колесов В.В. Культура речи - культура поведения. Л., 1988.

20. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи. М., 1994.

21. Лазуткина Е.М. Культура речи среди других лингвистических дисциплин //Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

22. Основы культуры речи: Хрестоматия /Сост. Л.И. Скворцов. М., 1984.

23. Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-ХХ вв. М., 1990.

24. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. М., 1991.

25. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.

26. Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М., 1995.

27. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка, 5-е изд., М., 1987.

28. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М., 1980.

29. Стилистика и культуры речи: Учеб. Пособие /Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; Минск: «ТетраСистемс», 2001. - 544 с.

30. Чуковский К.И. Живой как жизнь. М., 1963.

31. Югов А.К. Судьбы родного слова. М., 1962.

Словари и справочники

32. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений для работников радио и телевидения, 5-е изд. М., 1984.

33. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966.

34. Белорусско-русский паралексический словарь-справочник /Под ред. А.Е. Михневича. Мн., 1985.

35. Грабчиков С.М. Межъязыковые омонимы и паронимы: Опыт рус-ско-белорусского словаря. Мн., 1980.

36. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М., 1976.

37. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 60-х гг. /Под ред. Н.Э. Котеловой. М., 1971.

38. Новые слова и значения: Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х гг. /Под ред. Н.Э. Котеловой. М., 1984.

39. Правильность русской речи: Словарь-справочник /Под ред. С.И. Ожегова. М., 1965.

40. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистиче-ских терминов. М., 1985.

41. Розенталь Д. Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1987.

42. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1989.

43. Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.

44. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М., 1983.

45. Трудности русского языка: Словарь-справочник журналиста /Под ред. Л.И. Рахмановой. М., 1981.

46. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник /Под ред. К.С. Горбачевича. Л., 1974.

47. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка: Словарь-справочник /Сост. Ю.А. Бельчиков и М.С. Панюшева. М., 1968.

Покупка готовой работы
Тема: «Особенности лексических, морфологических и синтактических средств научного стиля»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 46
Цена: 600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика