Дипломная работа
«Финансовые проблемы развития малого бизнеса»
- 113 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ 6
1.1. Малое предпринимательство в Российской экономике и его организационно-правовые формы 6
1.2. Правовая среда и государственная поддержка малого предпринимательства 19
1.3.Проблемы развития малого бизнеса в России 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 39
2.1. Оценка количества субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы 39
2.2. Анализ развития среднего бизнеса г. Москвы 45
2.3. Сравнительный анализ показателей деятельности средних предприятий в регионах России 55
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РФ 74
3.1. Система и формы поддержки малых и средних предприятий Москвы 74
3.2. Существующая система налогообложения малого бизнеса и перспективы налогового законодательства в 2011 г. 91
3.3. Система кредитования малого бизнеса и роль ставки рефинансирования ЦБ РФ 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 113
ПРИЛОЖЕНИЯ 1-11 118
Малый бизнес – это процесс свободного экономического хозяйствования в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством) с относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве, с относительно небольшим числом производимых продуктов (технологий, услуг, ноу-хау и т.д.), сравнительно ограниченными ресурсами и мощностями (капитал, оборот, численность персонала и т.д.), осуществляемый в целях удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, получения прибыли, необходимой для саморазвития собственного дела и выполнения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней, налоговыми органами и другими хозяйствующими субъектами.
Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность.
Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным. Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.(21; с.76)
Мировой опыт подтверждает: малый бизнес—важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Он во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, формируя его на 40—50%.
Российский малый бизнес – именно тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами. Дата его рождения – 18 июля 1991 года, когда Постановлением Правительства Российской Федерации № 446 были введены критерии отнесения предприятий к категории малых, определены общие условия и правила их функционирования.
На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего в его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тысяч новых малых предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год. Этот процесс сыграл решающую роль в зарождении в России частного сектора, наполнение которого шло главным образом за счет малых предприятий. К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий были малыми.(24)
Дипломная работа рассматривает тему: «Финансовые проблемы развития малого бизнеса».
Объектом исследования является малый бизнес г. Москвы и Московской области.
Предметом исследования являются данные статистической отчетности, законодательство, регулирующее деятельность малого бизнеса в России.
Целью дипломной работы является рассмотреть мероприятия, направленные на совершенствование развития малого бизнеса России.
Задачами является: провести анализ развития малого бизнеса в г. Москве и Московской области, сравнительный анализ развития малого предпринимательства г. Москве, Московской области (МО), г. Санкт-Петербургу (СПб), Центральному Федеральному округу (ЦФО) и Российской Федерации. Сделать соответствующие выводы.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из трех глав. Первая –теоретическая- рассматривает сущность малого бизнеса, его формы; законодательство, регулирующее малый бизнес РФ, проблемы малого бизнеса.
Вторая глава- практическая- проведен анализ развития малого предпринимательства в динамике, рассмотрена тенденция к улучшению или ухудшению малого бизнеса РФ.
Третья глава- рассматривает проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РФ.
В дипломной работе рассмотрена тема : «Финансовые проблемы развития малого бизнеса в РФ». Объектом исследования является малый бизнес г. Москвы, Московской области и регионов России.
Основными проблемами малого бизнеса являются:
• недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
• трудности с получением банковских кредитов;
• усиление давления криминальных структур;
• нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
• сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
• ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
• отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Проведенный анализ малого бизнеса показал, что в целом динамика роста количества средних предприятий г. Москвы со второй половины 2009 г. выглядит достаточно устойчивой и стабильной, несмотря на негативные последствия финансово-экономического кризиса, вызвавший резкое падение количества средних предприятий столицы в 1 квартале 2009 года. Во 2 квартале 2010 г. количество средних предприятий составило 967 ед., из которых порядка одной трети (30,3%) всех средних предприятий столицы работает в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг. На втором месте по количеству средних предприятий идет сфера торговли (21,5%).
Аналогичная ситуация складывается с показателем «отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами» средними предприятиями г. Москвы. После резкого снижения в 2008 – начале 2009 года (до 29,94 млрд. руб. в 1 квартале 2009 г.) значение показателя увеличивалось медленными темпами и во 2 квартале 2010 г. достигло 76,82 млрд. руб., что на 18,8% в номинальных ценах больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Средние значения показателя «отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами» в расчете на 1 СП за период с 1 полугодия 2009 г. по 1 полугодие 2010 года росли примерно в 2,5 раза меньшими темпами (на 7,4% в номинальных ценах) и достигли к концу 2 квартала т.г. суммы в 79,45 млн. руб.
Средние предприятия г. Москвы по итогам 2009 года продали товаров несобственного производства на сумму 100,13 млрд. руб. Закономерно, что основной вклад (91,4%) в эту сумму вносит сфера торговли. Средняя сумма данного показателя в расчете на 1 СП г. Москвы во 2 квартале 2010 г. на 74,0% в номинальных ценах больше, чем во 2 квартале прошлого года (65,91 млн. руб.). Следует отметить, что по показателю «продано товаров несобственного производства» наблюдаются более резкие изменения за анализируемый период, чем по показателю «отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и оказано услуг собственными силами», что свидетельствует о его большей чувствительности к внешнеэкономическим условиям.
Данные показателя оборота средних предприятий за 2009-2010 гг. демонстрируют тенденцию роста. В 1 квартале 2010 года сумма оборота средних предприятий г. Москвы составила 62,3 млрд. руб., что на 38,5% в номинальных ценах больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из рассмотренных видов экономической деятельности наибольший вклад в оборот средних предприятий столицы в 1 квартале 2010 г. вносит сфера торговли (46,3%). Средняя сумма оборота в расчете на 1 СП росла меньшими темпами и за период с 1 квартала 2009 г. по 1 квартала 2010 г. увеличилась на 24,2% в номинальных ценах и достигла 67,28 млн. руб.
При анализе рассматриваемых показателей деятельности средних предприятий по г. Москве, г. Санкт-Петербург, Московской области, Центральному Федеральному округу и России в целом выявлена неоднородная оценка ситуации. Суммарное количество средних предприятий в 2009 году снизилось в Москве и Санкт-Петербурге, при этом в Московской области, ЦФО и России в целом наблюдается рост количества средних предприятий. Темпы прироста в 2009 году по Московской области в целом заметно выше, чем темпы прироста по ЦФО и России в целом. Динамика количества средних предприятий в 1 полугодии 2010 года по сравнению с 1 полугодием 2009 года по рассматриваемым регионам выглядит более позитивно. Данный показатель сократился только по Санкт-Петербургу (-7,7%), а по Москве вырос на 10,6%.
В динамике показателя «отгружено товаров, выполнено работ и услуг собственными силами» средних предприятий в 2009 году по Московской области, ЦФО и России в целом наблюдается тенденция роста. Наибольший рост показателя данного показателя отмечен в Московской области и лишь в Москве и Санкт-Петербурге наблюдается падение в номинальных ценах показателя (-25,8% и -32,8% в номинальных ценах соответственно). В расчете на 1 СП по данному показателю в 2009 году лидирующую позицию занимает Московская область – 377,3 млн. руб.
Довольно чувствителен к внешней среде показатель «продано товаров несобственного производства средними предприятиями», который в последние годы значительно колебался и в 2009 г. продемонстрировал отрицательные тенденции. В рассмотренных регионах наибольший спад показателя наблюдается по Москве (-61,6% в номинальных ценах) и Санкт-Петербургу (-40,7% в номинальных ценах). По сравнению с абсолютными значениями, преобладание рассматриваемого показателя на 1 СП в 2009 г. наблюдается в г. Санкт-Петербурге и г. Москве – 115,5 и 108,5 млн.руб. соответственно, что соответствует их статусу двух крупнейших городов России и развитых торговых центров.
Данные показателя оборота средних предприятий за период с 1 квартала 2009 г. по 1 квартал 2010 г. демонстрируют тенденцию роста в большинстве анализируемых регионов и в России в целом. При этом наибольший темп прироста в номинальных ценах за указанный период отмечен в г. Москве (38,5%), а в Санкт-Петербурге данный показатель был отрицательным и составил -4,8% в номинальных ценах. В целом, средняя сумма оборота на 1 СП в рассматриваемых регионах аналогична по сравнению с абсолютными значениями показателя.
Средние предприятия г. Москвы на начало 2010 года формировали 5,1% общего количества средних предприятий России, 8,9% значения показателя отгружено товаров, выполнено работ и услуг собственными силами, 8,7% значения показателя продано товаров несобственного производства. Вклад средних предприятий Москвы в сумму оборота всех средних предприятий России в 1 квартале 2010 года составил 9,4%, что свидетельствует об их более эффективных результатах деятельности.
По сравнению с сектором малого бизнеса, среднее предпринимательство в г. Москве представлено не так широко. На начало 2010 года средние предприятия составляли всего 0,2% от количества субъектов малого и среднего предпринимательства (ИП, малые, микро и средние предприятия). На 100 тыс. жителей в столице приходится 9 средних предприятий (по России – 13 предприятий), тогда как аналогичный показатель для совокупности микро и малых предприятий составляет почти 2 тыс. предприятий на 100 тыс. жителей. Для развития сектора среднего предпринимательства необходима дальнейшая поддержка со стороны как федеральных, так и региональных властей.
Поддержка субъектов малого предпринимательства Москвы осуществляется органами власти Москвы через Департамент поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, Комиссию правительства Москвы по финансовой и имущественной поддержке малого предпринимательства и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, прежде всего - через Московский центр развития предпринимательства (МЦРП) и территориальные центры развития предпринимательства административных округов г.Москвы.
Важное значение на развитие малого бизнеса оказывает система налогообложения. Так. в 2011 г. планируется увеличение налоговой нагрузки на малый бизнес. Повышение с 1 января 2011 года суммарной ставки социальных налогов с 26% до 34% означает, что налоги на фонд оплаты труда работников предприятий, применяющих общую систему налогообложения, увеличиваются на 30%, а налоговое бремя на малые предприятия, работающие по УСН и ЕНВД, возрастет в 2,4 раза.
Иными словами, новая система ухудшает положение предприятий, где зарплаты невысоки, и, напротив, улучшает положение компаний, где велика доля высоких и сверхвысоких зарплат. Дело в том, что ставка 34% применяется только до уровня зарплаты 415 тыс. рублей в год, а с доходов выше этого налог платить не надо.
Если декларации президента о поддержке малого бизнеса и необходимости формирования среднего класса — не популистские лозунги, то деятельность разработчиков новых налоговых законов можно квалифицировать как противогосударственную по следующим причинам.
1. Это ведет к разорению малого бизнеса. Ведь деятельность малого бизнеса в нашей стране сопряжена с огромными трудностями и затратами. И при этом является малодоходной. Любое ухудшение приведет к массовому закрытию мелких предприятий. Правда, на статистике это не отразится, так как вначале будет попытка спасения бизнесов и начнется поголовная регистрация ИП с целью минимизации налогов с ФОТ. К увеличению численности субъектов МСБ приведет и дробление в связи с уменьшением численности наемных работников до 15 человек для оставшихся на ЕНВД в 2011 г.
2. Это ведет к уходу "в тень" малого бизнеса (к возвращению к практике "серых" зарплат, сокрытию оборотов) и, как следствие, к усилению фискальной деятельности всех органов, а значит, к новому витку коррупции.
3. Это ведет к полной социальной незащищенности наемных работников (сокращения, реальное уменьшение заработной платы, потеря социального пакета), увеличению безработицы, а также к росту фиктивной безработицы (люди, работающие без оформления трудовых договоров, имеют возможность стоять на учете как безработные и получать пособия). Увеличатся и субсидии малообеспеченным гражданам (на самом деле получающим зарплату в конвертах).
4. Это ведет к потерям местных бюджетов, так как произойдет резкое снижение собираемости налогов с ФОТ. Крупный бизнес будет платить значительно меньше, а мелкий не сможет платить те суммы, которые ему заботливо определили государственные чиновники, радеющие о его развитии. Кроме того, снизятся отчисления и по ЕНВД. Предполагаемые отчисления с патентов в местные бюджеты — это комбинация из трех пальцев. Так как на патентах окажется ничтожное количество видов предпринимательской деятельности. Розничная торговля и общепит на патенты переводиться не будут.
5. Это ведет в конечном счете к недоверию к государственной власти, к потере всякой надежды на возможность жить и честно работать в своей стране.
Для совершенствования системы налогообложения малого бизнеса необходимо:
1. Прекратить лихорадить малый и средний бизнес и остановить все реформы налогообложения, в том числе изменения налоговой ставки с ФОТ и отмены ЕНВД.
2. Предоставить право добровольного выбора представителям МСБ любых налоговых режимов.
3. Не отменять государственного регулирования тарифов на электроэнергию.
Одной из проблем малого бизнеса- является его кредитование.
Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
В 2010 г. ЦБ РФ многократно снижал ставки рефинансирования.
Независимые эксперты считают, что многократное снижение ставки рефинансирования ничем особо экономике не помогло, зато привело к снижению процентов по банковским депозитам.
Заметное снижение ставок на российском денежном рынке, произошедшее по инициативе Центробанка, вряд ли приведет к существенному снижению стоимости кредитов, поскольку будет компенсировано растущими рисками кредитования, считают экономисты.
Аналитики считают, что снижение стоимости денежных ресурсов на рынке может уменьшить ставки по кредитам лишь проверенным заемщикам, а от массового удешевления кредитных ресурсов банки удержат растущие риски.
Предприятия с хорошей кредитной историей давно нашли свои банки, и привлекая новых клиентов, российские банки, в основном, могут рассчитывать на средние и мелкие компании с небогатой кредитной историей.
Таким образом, еще остается множество проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в РФ.
Основными причинами сложившейся ситуации являются, отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только не эффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.
Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы.
Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения по содержанию которого формируются в настоящее время.
Основные направления государственной поддержки, позволяющей реализовывать потенциальный эффект от развития малого предпринимательства могут быть следующими:
формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров;
расширение доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам;
системное развитие инфраструктуры для предоставления малым предприятиям интегральной финансовой, материальной, информационной, консультационной и организационно-методической помощи.
1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 23.07.2010) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 04.10.2010).
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.11.2010) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002).
3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 24 июля, 1 декабря 2007 г., 29 апреля 2008 г.)
4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г.)
5. ФЗ “Об Обществах с ограниченной ответственностью»//Принят Государственной Думой 14 января 1998 года. Одобрен Советом Федерации 28 января 1998 года (в ред. Федеральных законов от 11.07.1998 N 96-ФЗ, от 31.12.1998 N 193-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ, от 27.07.2006 N 138-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ)
6. Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 18 июля 1995 г. № 88-ФЗ.
7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г.)
8. Федеральный закон от 27.12.2009 № 361FФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” в части установления возможности продления срока пользования кредитом (займом) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных организациями до 25 сентября 2008 года от иностранных организаций.
9. Закон города Москвы "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" от 26 ноября 2008 г. N 60
10. Постановление Правительства Москвы "О Городской целевой программе развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг." от 4 августа 2009 г. N 724-ПП.
11. Постановление Правительства Москвы «Об итогах проведения открытого конкурсного отбора для формирования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг.» от 19 января 2010 г. N 19-ПП
12. Постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 11 мая 1993 г. № 446.
13. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»
14. Постановление Правительства Москвы «Положение о порядке предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий для реализации мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в городе Москве»// утвержденное от 9 сентября 2008 г. N 818-ПП (в ред. от 09.02.2010 № 116-ПП).
15. Постановление Правительства Москвы “Концепция создания общегородской системы центров развития предпринимательства в г. Москве”, утвержденной от 18 декабря 2001г. № 1141-ПП.
16. Постановление Правительства Москвы "О создании в каждом административном округе г. Москвы Территориальных агентств по развитию предпринимательства (ТАРП)" № 399 от 30 апреля 1996 г.
17. Положение о ДМСП //положение N674-ПП от 28 июля 2009 г.
18. Инструкция ЦБ РФ от 01.12.2003 N 108-И (ред. от 03.09.2010) "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" (вместе с "Порядком согласования предложений о проведении межрегиональных проверок, проверок структурных подразделений кредитных организаций и проверок Сбербанка России", "Порядком разрешения разногласий при планировании проверок кредитных организаций (их филиалов)", "Порядком внесения изменений в сводный план комплексных и тематических проверок кредитных организаций (их филиалов)")
19. Указание ЦБ РФ от 14.08.2009 N 2276-У "О порядке отзыва лицензии на осуществление банковских операций при снижении размера собственных средств (капитала) банка ниже уровня, установленного Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.10.2009 N 15044)
20. Антикризисное управление/под ред. Г.К. Таля, М.А. Федотовой.-М.: Инфра-М, 2010 г.
21. Брагин В. Предпринимательская активность и средний класс. Материалы круг-лого стола: Предпринимательский климат в России: проблемы и перспективы / Ин-т открытой экономики /Отв. ред. В Брагин - М, 2008
22. Государство приготовило малому бизнесу в 2011 году очередной налоговый сюрприз// h**t://altapress.r*
23. Вряд ли эти реформы пополнят бюджет //Аркадий Колпащиков, руководитель консалтинговой группы "Де-Конс"//h**t://altapress.r*/story/56852.
24. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2006 году, -М., НИСИПП. 2009.
25. Ильин С. С., Василева Т. И. Экономика: Справочник студента. М.: АСТ. 2007. 544с.
26. «Курс экономики»:Учебник/под ред. Б.А. Райзбергера. -ИНФРА- М., 2009 г.-720 с.
27. Крутик А.Б. , Горебургов М.Д. «Малое предпринимательство и бизнес-коммуникации»: учебное пособие.-СПб.: «Бизнес-пресса», 2009 г.-295 с.
28. Многократное снижение ставки рефинансирования экономике не помогло// bankir.r*.
29. Макеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика. - М.: Экономистъ. - 2005.
30. Милюков А.И. Кредитная поддержка производства - центральная проблема. // Деньги и кредит. - 2009.
31. Морозовский проект. Организация поддержки малого бизнеса./Под ред. В.Ш. Каганова. М., Академия менеджмента и рынка. 2009 г. с. 34.
32. Налогообложение малого бизнеса //Клерк.ру
33. Налоговый кодекс РФ. М. Норма. 2010 г.
34. Руденко А.И., Экономика предприятия в условиях рынка: Учебное пособие – Мн.: 2008. – 264с.
35. Официальный сайт Федеральной Службы Финансовой Статистики //
36. h**t://w*w.gks.r*/.
37. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации h**t://w*w.cbr.r*/.
38. Соколов О.В. Финансы, деньги, кредит: Учебник, М.: 2009.
39. Статистические данные развития малого предпринимательства с 2004-2010 г.г.// h**t://w*w.mbm.r*/
40. «Современная экономика». Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2010 г.-672 с.
41. Шулус А.А. Формирование системы поддержки малого предпринимательства в России. М., 2010.
42. «Экономика предприятия»: Учебник/под ред. О.И. Волкова. -М.: ИНФРА-М, 2010 г.-416 с.
43. «Экономика и бизнес»/под ред. В.Д. Камаева. -М., Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009 г.
Тема: | «Финансовые проблемы развития малого бизнеса» | |
Раздел: | Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 113 | |
Цена: | 120 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Региональная система привлечения инвестиций в малый бизнес
Дипломная работа:
Экономические факторы, обеспечивающие развитие малого бизнеса
Курсовая работа:
Методы и формы развития малого бизнеса
Дипломная работа:
Развитие малого бизнеса в муниципальном образовании
Контрольная работа:
Прогнозирование, программирование и индикативное планирование социально- экономического развития России. Государственная поддержка и развитие малого бизнеса.