Дипломная работа

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой в развитии художественной культуры»

  • 36 страниц(ы)
  • 4930 просмотров
фото автора

Автор: evgenia

Содержание

Введение….2

ГЛАВА I Теоретические и методические основы декоративно-прикладного искусства в развитии художественной культуры у детей старшего дошкольного возраста …7

1.1. Исследования отечественных педагогов в истории развития народных промыслов…7

1.2. История дымковской игрушки….9

1.3. Современные возможности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с дымковской росписью….13

1.4. Художественная организация среды в дошкольном учреждении при ознакомлении детей с народной игрушкой….18

ГЛАВА II

Приобщение детей старшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой в развитии художественной культуры…22

2.1. Интегрированный урок трудового обучения и изобразительного искусства…22

2.2. Анализ результатов исследования….…27

2.3 . Психолого-педагогические выводы….29

Заключение….32

Список используемой литературы….….34

Приложение.

Введение

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) говорится о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня.

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры как уникально - комплексной системы,, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, устойчивые ориентиры для формирования духовных черт характера и социально-культурного опыта. В работах B.C. Библера, Б.М. Бим-Бада, М.С. Кагана, Э.Б. Тайлора и др. рассматриваются закономерности исторического развития культуры, лежащие в основе народного мировоззрения, действие законов закрепления и распространения традиций. Поскольку народная культура при соединении с современной массовой культурой обогащает её и даёт возможность как творческому движению мысли, так и практической деятельности, то в этой связи важным представляется положение о развитии ребёнка, как постепенном вхождении в диалог с миром культуры (М.М. Бахтин, B.C. Библер, A.M. Лобок и др.).

В отечественной педагогике 20 века к проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались ученые, изучая всесторонне ее потенциал: как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В.А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньковский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева), как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина), как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханёва, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова и др.). Следуя принципу народности воспитания, по мнению Е.И. Тихеевой, «детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа».

В психолого-педагогических исследованиях поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям уже с дошкольного возраста. Возрождение народной культуры, её ценностей, использование их в работе с детьми составляет важнейшее направление модернизации дошкольного образования, развития принципа культуросообразности воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Современные исследования раскрывают различные аспекты художественного образования детей: обогащение содержания изобразительной деятельности на основе народного декоративно-прикладного искусства (Р.А. Мирошкина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина и др.), приобщение детей к народной культуре через использование народного декоративно-прикладного искусства и фольклорных произведений в художественной деятельности (НА. Ветлугина, В.А. Езикеева, Т.С. Комарова, Т.Я Шпикалова, А.П. Усова и др.), приобщение детей к культурным ценностям как основы развития их творчества (Е.Н. Дмитриева, Т.Г. Казакова, ТС. Комарова, B.C. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов, Е.А. Флёрина и др.).

В настоящее время в дошкольной педагогике. актуализировались проблемы использования дымковской росписи как культурно - педагогического феномена в развитии дошкольника (Т.И. Алиева, И.Я. Базик, Л.Д. Вавилова, Л.А. Венгер, Н.Ф. Вешкурцева, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, И.Э.Куликовская, Г.В. Лунина, Л.Ф. Обухова и др.). В работах В.В. Давыдова, А.В. Запорожца обозначена мысль о том, что формирование личности в дошкольном возрасте связано, прежде всего, с интенсивным развитием воображения как основы творчества в процессе познания дымковской росписи, потенциал которых на сегодняшний день недостаточно реализуется в образовательном процессе дошкольных учреждений.

Ценности народной культуры рассматриваются как одна из основ художественной деятельности дошкольников (Т.С. Комарова, Л.В.

Компанцева, В.Т. Кудрявцев и др.), в которой он отражает своё понимание этих ценностей, выступает как свободный субъект, способный к собственному жизнетворчеству.

Народная культура близка восприятию детей, особенностям их воображения, мышления. Она уходит своими корнями к истокам развития человечества, заключает в себе гуманные идеи, нравственные представления, идеалы, на которых строятся гуманистические тенденции современного воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Анализ современных исследований и практики дошкольного образования показывает возрастание интереса к широкому использованию народной культуры в приобщении детей к социально-историческому опыту, обновлению содержания педагогического процесса на основе постижения народного искусства.

Н.Н. Вересов отмечает дымковскую роспись, как источник получения детьми информации о мире. Следует выделить разнообразие дымковских образов. Поэтому для более осмысленного усвоения детьми

Заключение

Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Дымковская игрушка – яркая, самобытная; тесно связана с народным искусством. Народная игрушка основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. Игрушка выполненная своими руками несет ребенку большую художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа, а также учит видеть и понимать окружающую жизнь.

Искусство – средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окр

Список используемой литературы

1. Антонова А.В. Дошкольное детство. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. Сборник научных трудов – М., 2005.

2. Богуславская И.Я. Русская народная глиняная игрушка. – Л., 1975.

3. Большая советская энциклопедия. – М., 1955.

4. Василенко В.М. Народное искусство. – М., 1974.

5. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Покровской. – М., 2000.

6. Грибовская А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей дошкольников. – М., 1999.

7. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. – М., 1981.

8. Деньшин А.И. Русская народная игрушка. – М., 1929.

9. Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, пути развития. – М., 1986.

10. Жилкова В.Ф. Проблема воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста : Квалификационная работа. – М., 2003.

11. Закон РФ «Об образовании». – М., 1992, 2000.

12. Ильина Т.В. Игрушка – не игрушка! – М., 1964.

13. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997, 1999.

14. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. – М., 2000.

15. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста. // В сб.: Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. – Шуя, 1994.

16. Концепция дошкольного воспитания. – М.,1989.

17. Курандина А.В. Народное искусство в формировании изобразительного творчества детей 5-6 лет : Квалификационная работа. – М., 2003.

18. Лихачев Л.С. Прошлое – будущему. – Л., 1985.

19. Маерова К., Дубинская К. Русское народно-прикладное искусство. – М., 1990.

20. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1997, 2000.

21. Народные художественные промыслы России. – Альбом. / Сост. И.И. Уткин. – М., 1984.

22. Некрасова М.А. Народное искусство в России. Народное творчество как мир целостности. – М., 1983.

23. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983.

24. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1989.

25. Нудженко Т.В. Возможности народной игрушки в математическом развитии ребенка дошкольника : Квалификационная работа. – М., 2003.

26. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. Пособие для воспитателя и заведующей детским садом. – И., 1982.

27. Пантелеев Г.Н. и др. Декоративное искусство – детям. Пособие для воспитателя старшей группы детского сада. – М., 1976.

28. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. – М., 1895.

29. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2005.

30. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сборник научных трудов. / Отв. ред. Т.С. Комарова. – М., 1983.

31. Рафаенко В.Я. Народные художественные промыслы. – М., 1988.

32. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.

33. Сакулина Н.П. Народное декоративно-прикладное искусство в работе детского сада. – М., 1947.

34. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М., 2003.

35. Современный словарь иностранных слов. – СПб., 1994.

36. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования. – М., 2006.

37. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. – Л., 1970.

38. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Книга для воспитателей детского сада. – М., 1972.

39. Флерина Е.А. Игра и игрушка. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Д.В. Менджерицкой. – М., 1973.

40. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М., 1956.

41. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 1961.

42. Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. – М., 1967.

43. Шевчук Л. Дети и народное творчество. – М., 1985.

44. Широкова Е.И. История игрушки (историко-педагогический анализ) : Квалификационная работа. – М., 2003.

45. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М., 1996.

46. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2002.

Покупка готовой работы
Тема: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста с дымковской игрушкой в развитии художественной культуры»
Раздел: Разное
Тип: Дипломная работа
Страниц: 36
Цена: 2200 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика