Курсовая работа

«Психологический стресс у военнослужащих срочной службы»

  • 35 страниц
Содержание

Введение ….3

1.Механизм психологического стресса …6

1.1. Теоретические подходы к изучению стресса …6

1.2. Стрессовое событие и его компоненты ….8

1.3.Основные черты и этапы психологического стресса у военнослужащих…10

1.4. Специфические типы стрессовых реакций, встречающихся у военнослужащих ….….16

1.5. Стресс – факторы боевой обстановки. Виды готовности к стрессу….20

Заключение по теоретической части ….23

2. Эмпирическое исследование уровня стресса у военнослужащих срочной

службы ….24

2.1. Методики исследования…24

2.2. Результаты исследования ….30

Список литературы ….35

Введение

В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов (стрессоров)”.

Наиболее широкораспространенным определением является следующее: ” Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличие стрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельности несомненно.

Первым же дал определение стресса канадский физиолог Г. Селье. Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старению организма или вызывает болезни. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - даже тогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того, серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и в ответ на нее - готовность противостоять.

Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г.Селье):

- импульс

-стресс

-адаптация.

Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояние идет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме.

Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Настоящая работа посвящена рассмотрению механизма стресса у военнослужащих срочной службы и в настоящее время только начинает исследоваться в психологии [2.10,14, 17, 22]

Цель данного исследования: изучить особенности и степень выраженности психологического стресса в зависимости от срока службы военнослужащих.

Для этого нам необходимо выполнить следующие задачи:

1.)Проанализировать основные подходы к исследованию психологического стресса.

2.)Выявить особенности психологического стресса молодого пополнения.

3.) Провести эмпирическое исследование по выявлению взаимозависимости психологического стресса и срока службы военнослужащих.

Объект данного исследования: психологический стресс.

Предметом данного исследования являются особенности психологического стресса у военнослужащих, проходящих службу в зоне локальных конфликтов.

Гипотеза исследования: выраженность психологического стресса зависит от срока службы военнослужащих.

Для проведения экспериментального исследования были использованы следующие методики:

1. САН (опросник).

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

2. Прогноз (Методика определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ))

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

3. Тес уровня депрессии (УД)

Данное исследование представляет определенную практическую значимость, результаты данного исследования могут быть использованы военными психологами и психологами, работающими с лицами, выполняющими профессиональную деятельность в условиях, связанных с риском для жизни.

Работа состоит из двух глав. В первой главе, состоящей из пяти параграфов, нами были проанализированы теоретические вопросы, связанные с механизмом и особенностями стресса военнослужащих.

Вторая глава представляет собой практическое исследование уровня стресса у военнослужащих срочной службы в зависимости от срока службы.

Заключение

В ходе исследования взаимозависимости уровня стресса и срока службы у военнослужащих нами получены следующие результаты:

Интерпретация результатов исследования по 1группе (таблицы находятся в приложении)

Среднеарифметический балл по тесту САН 1- й группе – 32,9

Неоднозначный прогноз выявлен у 4 - х испытуемых в группе

Неблагоприятный прогноз выявлен у 2 – х испытуемых

Средний показатель уровня депрессии по первой группе 32,4

У 24 испытуемых в группе из 30 человек (срок службы 6 месяцев, отслужили на территории ЧР 10 дней) прогноз благоприятный

Депрессии в 1-й группе не выявлено

Интерпретация результатов исследования по 2-й группе (таблицы находятся в приложении).

Средне арифметический балл по 2 – й группе (тест САН) - 33,5

Неоднозначный прогноз выявлен у 10- го испытуемого в группе

Неблагоприятный прогноз не выявлен.

Средний показатель уровня депрессии по 2-й группе составил 28,5

У 29 испытуемых в группе из 30 человек (срок службы 1 год, отслужили на территории ЧР 6 месяцев) прогноз благоприятный

Депрессии во 2 - й группе не выявлено.

Интерпретация результатов исследования по 3-й группе (таблицы находятся в приложении).

Средне арифметический балл по 3 – й группе (тест САН) - 33,13

Неоднозначный прогноз не выявлен.

Неблагоприятный прогноз не выявлен.

Средний уровень депрессии по тесту УД в третьей группе составил 27,9

У 30 испытуемых в группе из 30 человек (срок службы 1,5 года, отслужили на территории ЧР 1 год) прогноз благоприятный

Депрессии в 3-й группе не выявлено.

Гипотеза подтверждена : уровень депрессии военнослужащих срочной службы зависит от срока службы.

Список литературы

1. Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. — М., 1981.

2. Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. — СПб., 1995. — С. 15-21

3. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1993.

4. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М. 1979.

5. Березин Б. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л. 1988.

6. Боенко А. В., Гончаров А. И. Рабочая книга психолога ВВ МВД. — М., 1998.

7. Василевский А. Дело всей жизни. — М., 1978.

8. Василюк Ф. Е. От психологической практики к психологической теории //

Моск. психотер. журнал. 1992. № 1. С: 15-31.

9. Военная профессиология / Под ред. А. Г. Караяни, Ю. Г. Сулимова. — М.,

2005.

10. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое

пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

11. Военная энциклопедия. — М., 1995.

12. Военная психология: методология, теория, практика: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. / Под ред. А. Г. Караяни, П. А. Корчемного. — М., 1998.

13. Военная психология / Под редакцией В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. — М., 1972.

14. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. - М, 1998. Курс военной психологии. Ч. 2.

15. Вольф К. М. Из дневника командира полка // Военный сборник. 1908. № 6.

Головин Н. Н. Наука и война. — Париж, 1928.

16. Горностай П. П., Васъковская С. В. Теория и практика психологического

консультирования. Проблемный подход. — Киев, 1995.

17. Гуревич А. Д. Социально-психологические особенности воинского коллектива. - М., 1986.

18. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

19. Дьяченко М. И.у Кандыбович Л. А. Готовность к деятельности. — Минск., 1979.

20. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000.

21. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. — СПб., 2000. Под ред. Л. Ф. Железняка, С. И. Съедина.

22. Калинчук Л. В., Караяни А. Г., Логинов И. П. Технологии морально-психологического обеспечения: актуальные проблемы теории и практики. — М., 1997.

23. Калмыкова Е. С, Мисъко Е. А., Тарабрина Н. В. Особенности психотерапии

посттравматического стресса // Психологический журнал. 2001. № 4. С. 72.

24. Кампеано М. Опыт военной психологии, индивидуальной и общей. - СПб.,

1902.

25. Карвасарский Б. Д. Неврозы. — 2-изд. — М.: Медицина. 1990.

26. Каширин В. П. Морально-психологическое состояние личного состава под

разделения, части (корабля) / Военная психология: методология, теория,

практика. — М., 1998.

27. Катаев-Смык Л. А. Психология стресса. — М., 1983.

Китаев-Смык Л. А. Стресс под прицелом снайпера // Миллениум. 2001.

№ 2-3.

28. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий / Под ред. В. П. Ососкова. - М., 1999.

29. Маклаков А. Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - №2. - С. 15-25.

30. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. -М, 1990.

31. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. ( О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО “Лейла”, 2004. - 384 с.

32. Стресс, депрессия: 250 способов самозащиты без таблеток дома, в пути, на работе. – М., 1998

Покупка готовой работы
Тема: «Психологический стресс у военнослужащих срочной службы»
Раздел: Психология
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика