Дипломная работа

«Риск-ориентированный надзор за кредитными организациями»

  • 89 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. РИСК - ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР ЗА КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ 6

1.1. Содержание понятия «риск – ориентированный надзор» и его развитие в период финансового кризиса 6

1.2. Характеристика основных структурных компонентов «риск- ориентированного надзора» и их взаимосвязи 10

1.3. Характеристика подходов «Базель-2» при осуществлении надзора за кредитными организациями и их концептуальное развитие на этапе финансового кризиса. 14

2. ПРАКТИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА ЗА КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 23

2.1. Оценка современных тенденций развития банковской системы России и регионального банковского сектора 23

2.2. Развитие методологических подходов к оценке деятельности кредитных организаций в практике работы надзорных органов зарубежных стран 29

2.3. Методы оценки Банком России деятельности кредитных организаций и их совершенствование 39

2.4. Практика применения подходов Базель-2 при осуществлении надзора за кредитными организациями 50

3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАДЗОРНОЙ ПРАКТИКИ В РОССИИ 59

3.1. Идея создания мегарегулятора на финансовом рынке России – аргументы за и против 59

3.2. Оценка возможности применения подходов Базеля-2 в российской надзорной практике 63

3.3. Совершенствование Банком России методов регулирования и надзора за кредитными организациями на этапе модернизации российского финансового рынка 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79

ЛИТЕРАТУРА 82

ПРИЛОЖЕНИЯ 87

Введение

Актуальность темы дипломной работы обусловлена следующим. Изучение существующих подходов к организации банковского надзора показало, что основными тенденциями совершенствования механизма регулирования деятельности банков на современном этапе развития мировой финансовой системы являются: во-первых, усложнение институциональных форм организации надзора за деятельностью банков и небанковских финансовых посредников; во-вторых, постепенный переход от формального к содержательному надзору, что, в свою очередь, предполагает развитие методов консолидированного и риск-ориентированного банковского надзора, усиление макропруденциальной составляющей надзорного процесса.

Необходимость изменения использовавшихся ранее методов надзора за деятельностью банков была обусловлена быстрым развитием финансового сектора мировой экономики, усложнением его институциональной структуры, резким ростом финансовых инноваций во второй половине XX в. В результате развития этих процессов существенным образом усилились и видоизменились риски, связанные с деятельностью банков и небанковских финансовых организаций. Возросла уязвимость финансового сектора по отношению к макроэкономическим шокам.

До конца 1990-х гг. основными инструментами поддержания стабильности банковской системы служили создание общеэкономических условий эффективного функционирования банков за счет проведения соответствующей денежно-кредитной, валютной и общеэкономической политики; рефинансирование банков для сглаживания текущих колебаний ликвидности; установление и обеспечение соблюдения нормативов экономической безопасности частных банков, включая требования, касающиеся размеров принимаемых рисков и их ограничения; оздоровление, реорганизация или ликвидация экономически несостоятельных банков; создание механизмов защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков. Применение этих механизмов позволяло в целом достаточно эффективно осуществлять обеспечение устойчивости финансового состояния банков, локализовать возникающие проблемы, не допуская нарушения финансовой стабильности.

Однако, как показал опыт региональных финансовых и банковских кризисов 1990-х — начала 2000-х гг., усложнение мировой финансовой архитектуры, внедрение финансовых новаций требуют совершенствования подходов к организации банковского надзора. В частности, мировым финансовым сообществом признана необходимость развития превентивных механизмов банковского надзора, позволяющих на ранней стадии идентифицировать возникающие у банков проблемы, моделировать состояние банковского сектора во взаимосвязи с макроэкономическими условиями с целью своевременного принятия корректирующих мер. В данном контексте одной из мер, предпринятых мировым финансовым сообществом в сфере совершенствования подходов к обеспечению финансовой стабильности, стало развитие содержательного банковского надзора, включая такие его элементы, как риск-ориентированный и консолидированный надзор, а также усиление макропруденциальной составляющей финансового и банковского надзора.

В настоящее время в развитых странах идет активное внедрение принципов «Базель II», который содержит критерии регулирования банковской деятельности. Необходимым условием перехода к «Базелю II» является совершенствование банковского надзора. Согласно оценкам экспертов МВФ и Всемирного банка, система нормативно-правового регулирования российского банковского сектора в значительной мере соответствует Базельским принципам. Вместе с тем по ряду аспектов российская надзорная практика далека от международных стандартов и от требований Базельского комитета, которые должны быть выполнены до начала введения «Базеля II». Не построена сильная финансовая инфраструктура, не обеспечена прозрачность операций банков и финансового рынка в целом. Необходимы качественные изменения в национальных стандартах банковской деятельности. Все еще актуальна проблема снижения уровня влияния государственных банков. Требуется пересмотр самой системы регулирования банковской деятельности и обеспечение смещения акцентов с контрольно-ревизионных функций надзора на рискориентированные.

Объектом исследования данной работы является банковская система России, а предметом – механизм риск-ориентированного банковского надзора.

Целью настоящей работы является исследование особенностей надзора за кредитными организациями в России.

В соответствие с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:

• отразить теоретические аспекты риск - ориентированного надзора за кредитными организациями;

• проанализировать практику осуществления надзора за кредитными организациями на современном этапе;

• рассмотреть направления совершенствования надзорной практики в России.

Методы написания дипломной работы:

• совокупность диалектических методов (частное – особенное, количество – качество, дедукция, индукция, система часть системы, положительное – отрицательное и др.);

• методы обобщения практического опыта (сопоставление, количественная оценка, анализ временных рядов, финансового анализа, экономико-математические методы и др.).

Практическая значимость данной работы заключается в разработке рекомендаций, направленных на совершенствование надзорной практики за кредитными организациями в России.

При подготовке дипломной работы использовались: нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебно-научные статьи и монографии, публикации специальной периодической печати, аналитические материалы и отчетность Банка России.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Заключение

В выпускной квалификационной работе проведено является исследование особенностей надзора за кредитными организациями в России.

Изучение теоретических аспектов риск - ориентированного надзора за кредитными организациями позволило сделать следующие выводы.

Риск-ориентированный надзор в широком смысле это — система, которая затрагивает по сути все компоненты надзора, включая анализ отчетности, раннее предупреждение опасного развития событий, классифицирование кредитных организаций по степени финансовой устойчивости.

Проведенное исследование показало, что риск-ориентированный надзор обладает рядом преимуществ:

• риск-ориентированный надзор позволяет надзорному органу оценивать общую устойчивость банка к рискам в настоящем и прогнозировать потенциальные риски банка в будущем, обеспечивая тем самым как текущую, так и перспективную оценку соответствия банка надзорным требованиям;

• более широкое признание важности роли руководства банка и роли принятых в банке процедур позволяет органу банковского надзора своевременно реагировать на выявленные проблемы путем рекомендаций и корректирующих мер;

• уменьшается нагрузка на надзорный орган, поскольку риск-ориентированный надзор позволяет избежать многоуровневых и всесторонних проверок осуществляемых банком операций на предмет соответствия нормам и требованиям, концентрируясь лишь на проверке операций, несущих в себе повышенный риск.

Риск-ориентированный надзор включает формирование механизма раннего предупреждения возникающих проблем и развитие методик оценки качества организации деятельности банков, включая управление и внутренний контроль.

Современной формой осуществления риск-ориентированного надзора являются Соглашения о достаточности капитала Базельского комитета по банковскому надзору (Базель II). Основная цель Базеля II – способствовать адекватной капитализации банков и совершенствованию систем управления рисками, укрепляя стабильность финансовой системы в целом

Проведенный анализ практики осуществления надзора за кредитными организациями в России и за рубежом выявил необходимость осуществления реформирования банковского надзора в РФ.

Возникновение финансового кризиса обострил ряд проблем российской банковской системы, для решения которых необходимо осуществить реформирование существующей системы банковского надзора.

Для стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса необходимо все шире использовать механизмы банковского надзора. Банковский надзор как финансово-правовая категория существует в силу наличия необходимости в защите публичных интересов в сфере финансовой деятельности государства и является одним из важных элементов государственного финансового контроля.

В работе отражены примеры успешной организации банковского надзора на примере стран-участников Евросоюза, в частности Германии, Великобритании и Франции.

Анализ показал необходимость внедрения методов риск-ориентированного надзора в российской банковской системе. На основании этого рассмотрим направления совершенствования надзорной практики в России.

В работе рассмотрены направления совершенствования надзорной практики в России.

Очевидно, что одной из первостепенных задач в развитии банковской системы России является имплементирование Базеля 2 в условиях ее интеграции в международную финансовую систему.

Исходя из рассмотренных в работе проблем, возможностей и последствий внедрения Базель 2 в России можно сделать вывод, что для развития банковской системы РФ и ее конкурентоспособности необходимо:

• придавать большее значение построению эффективной системы управления рисками в коммерческих банках;

• обеспечить построение риск-ориентированного банковского надзора и поддержки инициатив Базельского комитета и Банка России в этом направлении;

• повысить качество оценки рисков, создать систему управления операционными рисками;

• на федеральном уровне: создание системы раннего предупреждения кризисных ситуаций в банковской сфере и оптимизацию отчетности;

• осуществить подготовку банковской системы к переходу на Базель 2, в том числе реформировать механизмы регулирования банковской деятельности, снизить уровень затрат на внедрение принципов Базеля 2.

Предлагаемые направления совершенствования банковского надзора в РФ, которые включают:

1) введение мегарегулятора;

2) внедрение подходов Базеля-2 как основы риск-ориентированного надзора;

3) совершенствования методов регулирования и надзора за кредитными организациями, осуществляемых Банком России.

Решение проблем управления рисками банков в рамках скорейшего внедрения Базеля 2 требует разработки целостной стратегии, на федеральном, правительственном уровнях, на уровне Центрального Банка и конечно на уровне самих кредитных организаций. Формирование и повышение эффективности стратегии управления банковскими рисками должно базироваться на широком применения прогрессивных методик финансового менеджмента и количественного анализа с привлечением современных средств обработки экономической информации.

Представленный в работе вариант реорганизации системы банковского надзора не влечет за собой методические изменения в принципах банковского регулирования и надзора. Он также поможет сохранить действующий персонал Банка России и не потребует его перепрофилирования. В то же время реорганизация приведет к пересмотру полномочий и сфер ответственности, устранению перекосов, связанных с различным качеством надзора среди территориальных учреждений. Головному аппарату ЦБ РФ, обладающему большим профессионализмом и полной информацией по банковскому сектору в целом, централизация позволит принимать адекватные решения и воздействовать на ситуацию на региональных рынках. Наконец, реорганизация даст возможность повысить ответственность Банка России за результаты своей деятельности.

Список литературы

1. Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // "Собрание законодательства РФ", 15.07.2002, N 28, ст. 2790.

2. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // "Российская газета", N 41-42, 04.03.1999.

3. Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // "Собрание законодательства РФ", 29.12.2003, N 52 (часть I), ст. 5029.

4. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // "Собрание законодательства РФ", 13.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3418.

5. Федеральный закон от 02.12.1990 "О банках и банковской деятельности" N 395-1 (ред. от 23.07.2010) // "Российская газета", N 27, 10.02.1996.

6. Положение ЦБ РФ "О консолидированной отчетности" от 30.07.2002 N 191-П (ред. от 09.07.2007) // "Российская газета", N 206, 30.10.2002.

7. Положение ЦБ РФ "О Комитете банковского надзора Банка России" (утв. решением Совета директоров Банка России от 10 августа 2004 г., протокол № 21) (с изм. от 26 марта 2007 г.) // Вестник Банка России. - 2004. - № 51; «Бизнес и банки». 2004.-№41.

8. Положение ЦБ РФ "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" N 254-П от 26.03.2004 (ред. от 14.11.2007) // "Вестник Банка России", N 28, 07.05.2004.

9. Положение ЦБ РФ от 16 декабря 2003 года № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" (ред. от 30.11.2004) // Вестник Банка России” от 04.02.2004 № 7.

10. Положение ЦБ №310-П «О кураторах кредитных организаций» от 07.09.2007 // “Вестник Банка России” от 10 октября 2007 года № 57.

11. Положение ЦБ РФ от 14.11.2007 N 313-П «О Порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска» // "Вестник Банка России", N 68, 12.12.2007.

12. Инструкция ЦБ РФ "Об обязательных нормативах банков" (вместе с "Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера", "методикой расчета кредитного риска по срочным сделкам", "методикой определения синдицированных кредитов", "Методикой определения уровня риска по синдицированным кредитам") от 16.01.2004 N 110-И (ред. от 03.11.2009) // "Вестник Банка России", N 11, 11.02.2004.

13. Инструкция ЦБ РФ от 24.08.1998 N 76-И (ред. от 16.12.2003) "Об особенностях регулирования деятельности банков, создающих и имеющих филиалы на территории иностранного государства" // "Вестник Банка России", N 63, 02.09.1998.

14. Инструкция ЦБ РФ от 25.08.2003 N 105-И (ред. от 30.03.2007) "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации" // "Вестник Банка России", N 67, 09.12.2003.

15. Указание ЦБ РФ от 13.01.2005 N 1542-У (ред. от 24.04.2007) "Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" // "Вестник Банка России", N 7, 09.02.2005.

16. Письмо ЦБ РФ от 29 мая 2003 г. № 83-Т «О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций» // Вестник Банка России. 2003. №31

17. Письмо ЦБ РФ от 28.02.1997 N 419 (ред. от 16.01.2004) "О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций" // "Вестник Банка России", N 15, 12.03.1997.

18. Письмо ЦБ РФ от 23 июня 2004 г. N 70-Т "О типичных банковских рисках" // Вестник Банка России. 2004. N 38.

19. Письмо ФАС РФ N ИА/7235, ЦБ РФ N 77-Т от 26.05.2005 "О рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов" // "Вестник Банка России", N 28, 01.06.2005.

20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год // "Вестник Банка России", N 66, 30.11.2006.

21. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2007. - 591 с.

22. Алексеева Д.Г., Хоменко Е.Г. Банковское право: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2006. - 208 с.

23. Антипова О. Н. Система банковского надзора и инспектирования за рубежом. - М.: Центр подготовки персонала Банка России. - 1997.

24. Банковский надзор и аудит: Учебник/Под ред. И.Д. Мамоновой. - М.: ИНФРА-М, 1999.

25. Банковское дело. Учебник // под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 672 с.

26. Банковское дело: Учебник. – 6-е изд., стер. / Под ред. д-ра эконом. наук, проф. О.И. Лаврушина. – М.: КНОРУС, 2008. – 768 с.

27. Банковское дело: учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г.Г. Коробовой. – изд. с изм. – М.: Юристь, 2008. – 766 с.

28. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков; Л. М. Максимова, О. М. Маркова и др. ЮНИТИ, 2005. – 145 c.

29. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Финансы и статистика, 2007. – 592 с.

30. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Изд. 2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. – М.: Логос, 2005. – 368 с.

31. Братко А.Г. Банковское право : Курс лекций / А.Г. Братко. - М.: Эксмо, 2006. - 704 с.

32. Буздалин А.В., Британишский А.Л. Экспертная система анализа банков на основе методики CAMEL // Банковское дело, 2008, №3. - С.40 - 47.

33. Владимиров Д.Г. Основные принципы банковского законодательства стран Евросоюза // Аналитический вестник Совета Федерации. 2007. Август. N 15 (332). - С. 17 - 18.

34. Годовой отчет Банка России за 2009 г. // ЦБР, 2007. – 251 с.

35. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. - М.: ИНФРА-М, 2006.

36. Деньги, кредит, банки: Учебник/Под ред. О.И. Лаврушина.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 464 с.

37. Добрынин И.Н. Конституционно-правовой статус банковской системы Российской Федерации: необходимость реформы // Право и политика. 2007. N 8. - С. 101.

38. Жарковская Е. П. Банковское дело. - М.: "Омега-Л", 2007. - 476 с.

39. Казакбиева Л.Т. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С.13.

40. Кирьянов М. Съезд АРБ: курс на модернизацию банковской системы // Банковское дело, 2010, №5.- С.89.

41. Ковалев П.П. Некоторые аспекты управления рисками // Деньги и кредит, 2006. – № 1, с. 47-51.

42. Линников А.С. Правовое регулирование банковской деятельности и банковский надзор в Европейском союзе. - М.: Статут, 2009.

43. Нобель П. Швейцарское финансовое право и международные стандарты. - М.: Волтерс Клувер, 2007.

44. Организация деятельности Центрального банка. Учебное пособие под ред. д.э.н., проф. Белоглазовой Г.Н., к.э.н. Савинской Н.А. С.-Петерб. - Изд. С.-П. гос. университета экономики и финансов., 2000.

45. Основополагающие принципы эффективного банковского надзора // Базель, 1997.

46. Пайдиев Л.В. Базель II повышает риски // Банковское дело, 2008, №11. С.45-48.

47. Пастушенко Е.Н. Современные проблемы финансово-правовой политики в отношении публично-правового статуса Центрального банка Российской Федерации// Финансовое право. 2008. №4. - С.78.

48. Рождественская Т.Э. Формы банковского надзора в Российской Федерации // Банковское дело. 2008. №.6. - С.55.

49. Симановский А.Ю. Базельские принципы эффективного банковского надзора, издание второе. // Деньги и кредит. №1, 2, 3, 2007.

50. Трубицын П.А. Институт кураторства Банка России - новое направление в области банковского надзора // Финансовый менеджмент №2 / 2004.

51. Тысячникова Н.А. Современный этап перехода российской банковской системы к Базелю II // Банковское дело, 2008, №11. С.38-48.

52. Фетисов Г. Г., Лаврушин О. И., Мамонова И. Д. Организация деятельности центрального банка. - М.: "КноРус", 2007. - 432 с.

53. Фотиади Н.В. Финансовая устойчивость банков и рекомендации Базеля II // Банковское дело, 2008, №11. С.48-51.

54. Шулькова Н.Н. Организация мониторинга коммерческих банков в Центральном банке: Дис. . канд. эконом. наук. Саратов, 2000. С. 18.

55. Шумилов В.М. Международное финансовое право: Учебник. М.: Международные отношения, 2005.

56. Якимова И.Я. Анализ деятельности банка по методике CAMEL (опыт надзорных органов США) // Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2009, №4. - С. 39 - 44.

57. Банковский надзор. Европейский опыт и российская практика: Пособие, подготовленное в рамках проекта "Обучение персонала центрального банка - этап III" / Под ред. М. Олсена // h**t://w*w.cbr.r*/today/PK/ bankingsupervisioneurussia 2005ru.pdf.

58. Международная конвергенция изменения капитала и стандартов капитала: новые подходы (Базель 2)// w*w.cbr.r*, 2005.

59. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 году // w*w.cbr.r*

60. Fairgrieve D. Twin Peaks a la francaise: Reforming Financial Services Regulation in France // Financial Markets in Europe: Towards a Single Regulator? Kluwer Law International. 2003. P. 382.

Покупка готовой работы
Тема: «Риск-ориентированный надзор за кредитными организациями»
Раздел: Банковское дело
Тип: Дипломная работа
Страниц: 89
Цена: 4000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика