Реферат
«Идеология просвещения»
- 42 страниц
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Идеи власти в работах просветителей 12
§ 1 Просвещенный абсолютизм и
конституционная монархия 12
§ 2 Республика 19
ГЛАВА II Религия и общество в идеях просветителей 25
§ 1 Религия и свободомыслие 25
§ 2 Равенство и сословия 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
История французской общественной мысли XVIII века – это, прежде всего, история бурного роста и небывалого распространения буржуазной идеологии, история идеологической подготовки буржуазной революции.
Уже в эпоху гуманизма происходит постепенное вытеснение из человеческого сознания потустороннего мира религиозной фантастики и постановка в центр человеческих интересов реальной земной жизни.
Семнадцатый век открыл новую всемирно-историческую эпоху – историю капиталистической формации. Победа ранних буржуазных революций в Англии и Голландии, привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего и тем самым придала процессу генезиса капитализма необратимый характер. Но в большинстве европейских стран все еще сохранял позиции Старый порядок, являясь тормозом не только экономического, но и социально-политического развития.
Уже в первой половине XVIII в. во Франции в бой с идеологическими и политическими устоями феодально-абсолютистского государства вступили буржуазные просветители. Термин «просветители» применительно к деятелям передовой французской культуры XVIII века утвердился уже после того, как большинство из них закончило свой жизненный путь, хотя призыв к «просвещению» людей зазвучал в самых ранних вольтеровских произведениях и впоследствии становился все более настойчивым, завоевывая расширяющийся круг приверженцев. В разгар же просветительского движения его представителей называли «философами».
Литературное наследие просветителей чрезвычайно разнообразно, оно проявляет себя и в истории драмы, и в истории романа, и в истории философии. Но истинное величие историческому образу просветителей придает роль, которую они играли как крупнейшие общественные деятели предреволюционной Франции. Почти каждое их произведение было подчинено общественным целям и являлось актом общественной борьбы.
В области духовной жизни просветители принесли с собой революцию научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировидения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому. Началось буржуазное просвещение умов, оказавшееся в большинстве стран Европы идеологической подготовкой грядущих общественных потрясений в ходе целой полосы буржуазных революций XVIII – XIX вв.
Вклад Просвещения в развитие политических, социальных наук значителен и многообразен. Его значение не исчерпывается подготовкой буржуазно-демократических преобразований во Франции в XVIII веке. Идеи Просвещения по-прежнему актуальны и эффективны везде, где только идет борьба с политическим деспотизмом, бесправием личности, религиозным фанатизмом, еще собирающим кровавую жатву в современном мире. Но Просвещение – это не только идеи и лозунги, это еще и учреждения, социальные институты, в которые давно уже превратились идеи. Это, прежде всего, социальные институты буржуазной демократии, гарантирующие невозможность узурпации абсолютной власти каким-либо одним лицом или группой лиц. Теоретическое обоснование именно такой организации общественно-политической жизни вызревало столетиями в рамках доктрины естественного права, которая в средние века оправдывала притязания папства на верховную власть, затем специально направлялась против монархического абсолютизма, а, соединившись с договорной моделью образования государства, сразу обнаружила антифеодально-революционный смысл.
Деятельность французских просветителей имеет всемирно-историческое значение, благодаря гениальным идеям была осуществлена «революция в умах» миллионов французов, подготовившая великую буржуазную революцию, навсегда покончившую со «старым порядком» и повсеместным господством религии.
Французские просветители XVIII века внесли огромный вклад в сокровищницу человеческой культуры. Все свои знания и силы отдали они делу просвещения, делу борьбы с невежеством и всякого рода предрассудками. Просветители не замыкались в пределах какой-либо одной науки или одной отрасли знания, а стремились охватить всю действительность, и притом со всех сторон, во всем ее многообразии и глубине. Предметом их внимания были не только история и философия истории, история литературы и изобразительных искусств, политическая история и история религий, политическая экономия, поэзия, театр и драматургия, юриспруденция и социология. На всем том, что они писали, лежит печать глубокого ума, исключительной заинтересованности в истине. Они создали произведения, не устаревшие и не утратившие своего значения и в нашу эпоху, спустя свыше двухсот лет после их написания.
В середине 80-х годов XX века наша Родина вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие социальные принципы, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства и развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия как демократия, правовое государство, гражданское общество. В виду того, что данные проблемы были подняты и разработаны творцами французского просвещения, работы Вольтера Руссо, Монтескье, являются поистине незаменимыми и актуальными на современном этапе.
История столь содержательного и яркого идейно-культурного движения мирового масштаба и долговременного значения, каким было французское Просвещение, подвергалось достаточно глубокому изучению и объяснению. Интерес к политическим работам просветителей возник уже в XIX веке и не прекращается до сих пор. Гениальность идей просветителей восхищала и восхищает как зарубежных ученых, так и отечественных.
Наиболее важными источниками, для исследования идеологии просвещения являются сочинения самих просветителей. Их работы раскрывают сущность назревших проблем в XVIII веке и пути их решения через ограничение монархии, выродившейся в деспотию, через борьбу с церковью, через изменения в социальной сфере, посредством уничтожения неравенства сословного и экономического. Данная группа источников представлена широким спектром работ просветителей .
Философские сочинения Вольтера можно разделить на две группы . В первую группу входят работы, написанные в 30-е гг. («Философские письма», «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона»), во вторую – все остальные, созданные в 60-70-е гг. Произведения Вольтера 30-х гг. отличаются революционностью социально-политических взглядов, для своего времени, хотя, ведущей идеей в них является идея «просвещенного» абсолютизма. Что касается второй группы сочинений, то на фоне появления новой формы материалистической мысли и рождения ряда демократических идей, произведения Вольтера в 60-70-х гг. можно охарактеризовать как умеренные, или даже консервативные.
Несомненную ценность для данного исследования представляет книга «О духе законов», написанная Монтескье . В этой работе Монтескье объясняет существующие у разных народов порядки, выявляя общие закономерности, как в явлениях природы, так и в общественной жизни.
Знаменитый энциклопедист Дени Дидро внес свою лепту не только в издание прогрессивной энциклопедии , но и в развитие философских, политических и исторических наук , а также в развитие искусства . Дидро являлся автором большинства основных статей «Энциклопедии» на социально-политические темы и принимал самое активное участие в редактировании статей, составленных другими авторами. Идеи Дидро являются неотъемлемой частью формирования буржуазной идеологии
В результате историографических исследований ученых-историков, мы можем выделить несколько исследовательских школ занимающихся изучением событий во Франции накануне буржуазной революции. В 40-х - первой половине 60-х годов во французской историографии преобладала, связанная с именами крупнейших исследователей XIX – XX вв., «классическая» интерпретация событий вокруг революции. Она характеризовала события эпохи просвещения, как исторически закономерное социальное явление, имевшее антифеодальную направленность и буржуазное содержание . Большой вклад в изучение французской буржуазной революции XVIII в., внесла буржуазно-республиканская школа в историографии во главе с А. Олар. В его работе «Политическая история французской революции» дается серьезное исследование идей просветителей, динамика их развития и постепенной революционизации .
На рубеже веков, работы просветителей, глубокому осмыслению и анализу, подвергали классики материалистической философии. Придавая большое значение той роли, которую сыграли просветители в историческом процессе, в становлении диалектического материализма в философии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечали неоспоримую важность их исследований для дальнейшего развития политических и социальных наук . В дальнейшем, линию марксистской историографии эпохи Великой французской революции продолжили П. Вилар, К. Мазорик, Г. Лемаршан и др. В их исследованиях рассматривается ряд вопросов связанных с влиянием теорий просветителей на общество Франции .
На рубеже 60-70-х гг. благодаря введению в оборот новых материалов, касающихся конъюнктуры предреволюционной Франции, ее экономики в целом, народных движений, положения и настроений третьего сословия в конце Старого порядка, возникло «ревизионистское» направление в историографии. Историки «ревизионистского» направления: Ф. Фюре, Э. Ле Руа Ладюри, считают, что в предреволюционной деревне феодализма практически не было, а почти установился капитализм во всех частях сеньориального общества. В своих исследованиях они значительно пересмотрели движущие силы революции, считая, что революция возглавлялась консервативными «буржуа», тогда как собственно буржуазия играла в революционных делах незначительную роль . Благодаря исследованиям ревизионистов можно сделать закономерный вывод о том, что деятельность просветителей явилась основой динамики вышеуказанных процессов во Франции XVIII в.
Деятельность философов эпохи просвещения была высоко оценена В. И. Лениным. Выявляя наиболее ценные идеи просветителей, в их многочисленных произведениях, Ленин не раз обращается в своих работах и документах к теории обустройства государства и права, философии и идеологии мыслителей XVIII в. . Кроме того, в его работах неоднократно дается анализ влияния идей просветителей на становление революционных идей во французском обществе .
В советской историографии произведения французских просветителей неоднократно подвергались анализу ввиду их влияния на идеологическую подготовку французской буржуазной революции XVIII в. Большой интерес советские историки проявляли к проблемам связи социалистических идей с философским наследием просветителей, влияния их революционных идей на формирование антиабсолютистских взглядов и антиклерикальных настроений третьего сословия.
Историографические аспекты данной проблемы подвергались расширенному анализу советским историком А. В. Адо . В своей работе он выявляет все основные течения в зарубежной историографии, определяя ее международный характер, и останавливается на современных направлениях в исследованиях «ревизионистов». Главной линией в анализе работ просветителей советскими историографами являлось точное следование марксистской формационной теории, и выделение ряда особенностей в движении просветителей в тесной связи с дальнейшим развитием социалистических идей и учений.
Успехи советской исторической науки в области изучения французской общественной мысли XVIII в. связаны в первую очередь с именем В. П. Волгина. Им изучены взгляды просветителей, дана всесторонняя характеристика развития буржуазной политической мысли XVIII в. Автор выявил основные умеренно-оппозиционные тенденции просветителей старшего поколения - колебания Вольтера между английской конституцией и «просвещенной» монархией, пронизанное «духом компромисса» учение Монтескье. Исследуя взгляды энциклопедистов и демократов, В. П. Волгин выявил и более демократическое направление в философии просветителей. Энциклопедисты, во главе с Дидро и д Аламбером, Руссо внесли во французскую литературу XVIII в. самостоятельную радикальную струю внесшую огромный вклад в развитие революционного сознания третьего сословия .
В 60-80-х гг. XX в. в советской исторической науке не прекращались исследования жизни и деятельности великих просветителей. Издание серии книг «Мыслители прошлого» о Вольтере, Дидро, Руссо, Мелье, Монтескье раскрыли основные моменты их жизни и творчества, философские и исторические воззрения . Данные работы представляют интерес не только для специалистов-историков, но и для широкого круга читателей.
Философские и политические аспекты, в работах французских просветителей, наиболее глубоко раскрыты в работах М. А. Дынникова, Л. Кузьмина, А. И. Казарина, В.П. Желтовой. «История философии» Т.1 раскрывает общефилософские воззрения просветителей различных направлений, а также выявляет воздействие идеологии французских просветителей и материалистов на буржуазное мировоззрение . Сборник «Французские просветители XVIII века и вопросы религии» является наиболее полным из подобного рода изданий, и дает непревзойденные образцы талантливой, острой, блестящей по форме критики религии и церкви просветителями . Большой вклад в развитие политики и права, демократических традиций, государственного устройства посредством своих учений внес энциклопедист Дидро. Наиболее важные идеи были выделены А. И. Казариным и собраны в одной работе, имеющей большую ценность не только для историков, но и для юристов . В работе В. П. Желтовой «Философия и буржуазное правосознание» исследованы основные этапы развития буржуазной философии права, начиная от теорий эпохи Просвещения, немецкой классической философии до концепций современного иррационализма (в котором выявлены главные противоречия буржуазного правосознания) .
В монографии Х. Н. Момджяна «Французское просвещение» анализируются различные политические и философские течения французских мыслителей, выявляется их социально-классовая основа. Особое внимание уделено наиболее радикальному философскому направлению во французском просвещении – материалистическому и атеистическому. Показана роль французского материализма XVIII в. в идейной подготовке утопического социализма и коммунизма XIX в.
Большинство историков, исследуя Французскую буржуазную революцию уделяли значительное внимание обстановке во Франции в конце Старого порядка, идеологическим предпосылкам революции и деятельности французских просветителей. Работы таких исследователей, как В. Г. Ревуненков , П. А. Кропоткин , Е. В. Тарле , А. З. Манфред имеют значительную ценность для раскрытия сути теорий просветителей в их влиянии на революционные события во Франции XVIII в.
В пост перестроечное время, с изменениями в политической и идеологической структуре российского общества, происходит отход от догматов марксистско-ленинской методологии. В исследованиях постепенно выявляется поворот в сторону цивилизационного подхода в изучении предреволюционной Франции. Уделяется большое внимание роли человека (общества) в событиях XVIII в., что позволяет пересмотреть ряд проблем связанных с идеологией просвещения через призму личностей самих просветителей.
В статье В. Г. Ревуненкова «От старого порядка к революции» продолжено рассмотрение одноименной работы Алексиса де Токвиля и всесторонне изучены связи Старого порядка и революции . По мнению автора, идеологические предпосылки французской буржуазной революции в XVIII в., явились прямым следствием появления новых теорий просветителей о переустройстве государства и общества.
Для наиболее полного раскрытия мировоззренческих аспектов просветителей, необходимо изучить реальную обстановку Франции в XVIII в. Наиболее важным является рассмотрение состояния абсолютизма. Н. Е. Копосов исследуя абсолютизм во Франции в XVIII в. выявляет отсутствие характерных признаков феодально-средневекового государства у Франции в данном периоде, но делает вывод, что Франция еще не превратилась в буржуазное и «новое» - как в социально-экономическом, так и в культурно-историческом смысле.
Наиболее глубокое исследование философии французского Просвещения произведено группой отечественных историков: М. А. Киссель, Э. Ю. Соловьев, Т. И. Ойзерман, в монографии «Французское просвещение и революция» . В работе рассмотрено взаимодействие французского Просвещения на социально-политический кризис общества накануне буржуазной революции 1789-1794 гг. и на ход самой революции.
Выявлению взаимосвязи между идеями просветителей и лозунгами Французской буржуазной революции, в своем исследовании занималась Л. А. Пименова . Проведя глубокий анализ работ просветителей: Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Гольбаха автор развила идею тождественности и преемственности между философскими мыслями просветителей и лозунгами революционеров. Л. А. Пименова уделяла большое внимание и вопросам влияния идей просветителей на развитие антирелигиозной борьбы накануне и во время Великой французской революции . В своей статье «Религия и революция» автор синтезировала новейшие исследования, посвященные истории религии и революции во Франции XVIII в.
Большое значение для исследования идеологии просвещения имеет изучение зарубежной политической мысли в развитии, с древнейших времен до современности. В «Антологии мировой политической мысли» группа российских ученых предприняла попытку собрать, воспроизвести и систематизировать политические воззрения мыслителей разных эпох, стран и народов, представляющих все человечество . В книге «Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция» можно познакомиться с концепциями, взглядами политического характера различных течений в просветительском движении, а также непосредственно изучить ряд произведений великих мыслителей эпохи просвещения.
Исследуя данный вопрос, мы вычленим основные идеи власти в работах виднейших французских просветителей XVIII в. через рассмотрение теорий просвещенной и конституционной монархии и республики. Покажем несостоятельность церковного аппарата и обоснуем появление альтернативы религии – деизма и атеизма. Выявим отношение просветителей к сословному делению общества и динамику развития идей равенства.
Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно являлось неотъемлемой составной частью подготовительного этапа борьбы против сил Старого порядка и установления царства разума. В XVIII в. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития наук о государстве, праве, обществе, образуя один из самых значимых для них духовных факторов.
Характерные для социально-политических учений XVIII века традиционные формулы теории естественного права и общественного договора не чужды и французским просветителям. В их работах можно найти и «естественного человека», и «естественное состояние», и «естественные законы», и теорию общественного договора. Именно эти идеи явились основанием политических взглядов просветителей.
Деятельность и творчество просветителей было насыщено и сцементировано определенными философскими идеями. Они являлись теоретической основой неприятия просветителями религиозных догматов, отрицания божественного откровения и провидения, убеждения в реальности внешнего мира, взгляда на человека как на природное в своей основе существо, у которого нет и не может быть иной жизни, кроме существования во плоти и крови, и которое в созданных самими людьми обществах имеет право быть счастливым, для чего необходимо перестраивать социальные отношения на началах разума и справедливости.
Все просветители, несмотря на различия их политических, и философских взглядов, были едины в своем отношении, как к духовенству, так и к католицизму, исламу, православию, иудаизму и другим так называемым «историческим» религиям. Призыв Вольтера, обращенный против церкви: «Раздавите гадину!», - долгие годы был общим требованием просветителей. Большая часть французских просветителей (Вольтер, Монтескье, Руссо) выступали не против религии вообще, а только против католической церкви, и по своим воззрениям являлись деистами. Энциклопедисты, во главе с Дидро являлись зачинателями полного отрицания какой либо религии и стояли на позициях воинствующего атеизма.
Показателем роста революционных идей являются работы просветителей на темы власти и общества. Пропагандируя «просвещенную» форму правления, анализируя и выявляя недостатки и достоинства ограниченной монархии и республики, просветители постепенно вносили в умы третьего сословия новые идеи, и хотя эти идеи не требовали радикальных мер – установления республики, всеобщего имущественного равенства, они сыграли роль катализатора в свержении абсолютистско-феодального режима.
Постепенно умеренно-буржуазные взгляды просветителей, имевшие для своего времени, революционный характер, трансформировались в республиканские и неизменно просачивались в сознание наиболее деятельной части третьего сословия. Критика французских просветителей не оставила камня на камне от старой политической доктрины, обосновывавшей абсолютистский порядок.
Деятельность просветителей была органически связана с борьбой за освобождение человечества от духовного гнета и социального порабощения. Успешно развивая лучшие традиции Возрождения и свободомыслия XVII в., французское Просвещение разбило сохранявшуюся со времен средневековья систему теологического мировоззрения, освящавшего феодально-абсолютистский строй и потому всемерно поддерживаемого последним. Французские просветители сделали достоянием передового общественного сознания идеал свободного и счастливого существования людей. Все люди, по их мнению, имеют равные возможности для развития своих способностей, их общественно полезного приложения и справедливого распределения наличных благ. Однако просветители не могли видеть существующих социальных противоречий, но для XVIII в. их теории были построены на революционных взглядах.
Противоречие между требованием всеобщего счастья и наибольшего блага и господствующим неравенством в обществе представляло собой проблему, которую не дано было решить просветителям, и, которую никто не смог решить до сих пор. Но, исследования этих общечеловеческих проблем сыграло главенствующую роль в изменении менталитета французского общества, в становлении новых экономических и политических потребностей растущей буржуазии, в появлении политической смелости и росте революционных идей во всем французском обществе.
Благодаря влиянию идей просветителей, страна неминуемо шла навстречу надвигавшимся переменам. Третье сословие готовилось к изменению привычного уклада Старого порядка, тормозившего ход исторического развития. Из уст в уста передавали слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций» . Французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.
1. Адо А. В. Французская буржуазная революция конца XVIII в. и ее современные критики // Новая и новейшая история. - № 3, 1981. Стр. 43-63.
2. Алексис де Токвиль. Старый порядок и революция. – М.: Московский философский фонд, 1997. – 252 с.
3. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. I. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция/Под ред. Г. Ю. Семигина. – М.: Мысль, 1997. – 832 с.
4. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. I. Политические документы / Под ред. Г. Ю. Семигина. – М.: Мысль, 1997. – 765 с.
5. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. III. Европа. Америка: XVII – XX вв. / Под ред. Г. Ю. Семигина. – М.: Мысль, 1999. – 829 с.
6. Артамонов С. Д. Вольтер и его век. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с.
7. Афанасьев Ю. Н. Блуменау С. Ф. Современные споры во Франции вокруг Великой революции // Вопросы истории. - № 3, 1989. Стр. 18-34.
8. Баскин М. П. Монтескье. – М.: Мысль, 1965. – 192 с.
9. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 416 с.
10. Великая революция и Россия / Редколл.: А. Л. Нарочницкий и др. Под ред. А. В. Адо и В. Г. Сироткина. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с.
11. Вольтер. Философские сочинения. – М.: Наука, 1989. – 752 с.
12. Дидро Д. Сочинения. – Л.: Печатный двор, 1951. – 412 с.
13. Дени Дидро Эстетика и литературная критика / Вступ. статья В. Бахмутского. – М.: Худож. лит-ра, 1980. – 659 с.
14. Дидро Д. Сочинения в 2х т. Т. 1. / Под ред. В. Н. Кузнецова. – М.: Мысль, 1986. – 592 с.
15. Длугач Т. Б. Дени Дидро. – М.: Мысль, 1975. – 191 с.
16. Желтова В. П. Философия и буржуазное правосознание. – М.:Наука, 1977.–104 с.
17. История философии / Под ред. М. А. Дынникова, М. Т. Иовчука, Б. М. Кедрова, М. Б. Митина, О. В. Трахтенберга. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 718 с.
18. История Франции в 3 т. Т.1. / Под ред. А. З. Манфред. – М.: Наука, 1972. – 359 с.
19. История в энциклопедии Дидро и Даламбера / Под ред. А. Д. Люблинской. – Л.: Наука, 1978. – 312 с.
20. Казарин А. И. Учение Дидро о государстве и праве. – М.: Госюриздат, 1960. – 115 с.
21. Копосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории. - № 1, 1989. Стр. 42-57.
22. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789 – 1793. – М.: Наука, 1979. – 576 с.
23. Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. – М.: Мысль, 1978. – 223 с.
24. Манфред А. З. Великая французская буржуазная революция. – М.: Политическая лит-ра, 1956. – 282 с.
25. Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – М.: Мысль, 1978. – 440 с.
26. Момджян Х. Н. Французское Просвещение XVIII века. – М.:Мысль, 1983.–447 с.
27. Монтескье Ш. Л. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.
28. Оларъ А. Политическая история французской революции. – С. - П.: Скирмунта, 1901. – 868 с.
29. От Старого порядка к революции / Под ред. В. Г. Ревуненкова. – Л.: Изд-во Лен. университета, 1988. – 176 с.
30. Пименова Л. А. Идея свободы во французской революции XVIII в. // Новая и новейшая история. - № 1, 1992. Стр. 59 – 73.
31. Пименова Л. А. Религия и революция // Новая и новейшая история. - № 3, 1996. Стр. 228 – 230.
32. Поршнев Б. Мелье. - М.: Молодая гвардия, 1964. – 240 с.
33. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции. – Л.: Изд-во Лен. унив-та, 1989. – 536 с.
34. Тарле Е. В. Сочинения. Т.2. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 750 с.
35. Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология / Под ред. Г. С. Кучеренко. – М.: Наука, 1988. – 272 с.
36. Французские просветители XVIII века о религии / Под ред. Л. Кузьмина. – М.: Госполитиздат, 1960 . – 789 с.
37. Французский театр эпохи Просвещения. Т.1 / Под ред. Н. Любимова. – М.: Искусство, 1957. – 489 с.
Тема: | «Идеология просвещения» | |
Раздел: | История | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 42 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Эпоха просвещения и ее значение
Контрольная работа:
Просветительский роман
Реферат:
Философия эпохи просвещения
Контрольная работа:
Философия Просвещения
Контрольная работа:
Современные политические идеологии консерватизм и неоконсерватизм