Реферат

«Идеология просвещения»

  • 42 страниц(ы)
фото автора

Автор: admin

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I Идеи власти в работах просветителей 12

§ 1 Просвещенный абсолютизм и

конституционная монархия 12

§ 2 Республика 19

ГЛАВА II Религия и общество в идеях просветителей 25

§ 1 Религия и свободомыслие 25

§ 2 Равенство и сословия 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42

История французской общественной мысли XVIII века – это, прежде всего, история бурного роста и небывалого распространения буржуазной идеологии, история идеологической подготовки буржуазной революции.

Уже в эпоху гуманизма происходит постепенное вытеснение из человеческого сознания потустороннего мира религиозной фантастики и постановка в центр человеческих интересов реальной земной жизни.

Семнадцатый век открыл новую всемирно-историческую эпоху – историю капиталистической формации. Победа ранних буржуазных революций в Англии и Голландии, привела к утверждению капиталистического способа производства в качестве политически господствующего и тем самым придала процессу генезиса капитализма необратимый характер. Но в большинстве европейских стран все еще сохранял позиции Старый порядок, являясь тормозом не только экономического, но и социально-политического развития.

Уже в первой половине XVIII в. во Франции в бой с идеологическими и политическими устоями феодально-абсолютистского государства вступили буржуазные просветители. Термин «просветители» применительно к деятелям передовой французской культуры XVIII века утвердился уже после того, как большинство из них закончило свой жизненный путь, хотя призыв к «просвещению» людей зазвучал в самых ранних вольтеровских произведениях и впоследствии становился все более настойчивым, завоевывая расширяющийся круг приверженцев. В разгар же просветительского движения его представителей называли «философами».

Литературное наследие просветителей чрезвычайно разнообразно, оно проявляет себя и в истории драмы, и в истории романа, и в истории философии. Но истинное величие историческому образу просветителей придает роль, которую они играли как крупнейшие общественные деятели предреволюционной Франции. Почти каждое их произведение было подчинено общественным целям и являлось актом общественной борьбы.

В области духовной жизни просветители принесли с собой революцию научную и мировоззренческую – утверждение рационалистического мировидения как выражения теоретического сознания восходящего класса – буржуазии, пришедшего на смену мировидению традиционному, теологическому. Началось буржуазное просвещение умов, оказавшееся в большинстве стран Европы идеологической подготовкой грядущих общественных потрясений в ходе целой полосы буржуазных революций XVIII – XIX вв.

Вклад Просвещения в развитие политических, социальных наук значителен и многообразен. Его значение не исчерпывается подготовкой буржуазно-демократических преобразований во Франции в XVIII веке. Идеи Просвещения по-прежнему актуальны и эффективны везде, где только идет борьба с политическим деспотизмом, бесправием личности, религиозным фанатизмом, еще собирающим кровавую жатву в современном мире. Но Просвещение – это не только идеи и лозунги, это еще и учреждения, социальные институты, в которые давно уже превратились идеи. Это, прежде всего, социальные институты буржуазной демократии, гарантирующие невозможность узурпации абсолютной власти каким-либо одним лицом или группой лиц. Теоретическое обоснование именно такой организации общественно-политической жизни вызревало столетиями в рамках доктрины естественного права, которая в средние века оправдывала притязания папства на верховную власть, затем специально направлялась против монархического абсолютизма, а, соединившись с договорной моделью образования государства, сразу обнаружила антифеодально-революционный смысл.

Деятельность французских просветителей имеет всемирно-историческое значение, благодаря гениальным идеям была осуществлена «революция в умах» миллионов французов, подготовившая великую буржуазную революцию, навсегда покончившую со «старым порядком» и повсеместным господством религии.

Французские просветители XVIII века внесли огромный вклад в сокровищницу человеческой культуры. Все свои знания и силы отдали они делу просвещения, делу борьбы с невежеством и всякого рода предрассудками. Просветители не замыкались в пределах какой-либо одной науки или одной отрасли знания, а стремились охватить всю действительность, и притом со всех сторон, во всем ее многообразии и глубине. Предметом их внимания были не только история и философия истории, история литературы и изобразительных искусств, политическая история и история религий, политическая экономия, поэзия, театр и драматургия, юриспруденция и социология. На всем том, что они писали, лежит печать глубокого ума, исключительной заинтересованности в истине. Они создали произведения, не устаревшие и не утратившие своего значения и в нашу эпоху, спустя свыше двухсот лет после их написания.

В середине 80-х годов XX века наша Родина вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие социальные принципы, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства и развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия как демократия, правовое государство, гражданское общество. В виду того, что данные проблемы были подняты и разработаны творцами французского просвещения, работы Вольтера Руссо, Монтескье, являются поистине незаменимыми и актуальными на современном этапе.

История столь содержательного и яркого идейно-культурного движения мирового масштаба и долговременного значения, каким было французское Просвещение, подвергалось достаточно глубокому изучению и объяснению. Интерес к политическим работам просветителей возник уже в XIX веке и не прекращается до сих пор. Гениальность идей просветителей восхищала и восхищает как зарубежных ученых, так и отечественных.

Наиболее важными источниками, для исследования идеологии просвещения являются сочинения самих просветителей. Их работы раскрывают сущность назревших проблем в XVIII веке и пути их решения через ограничение монархии, выродившейся в деспотию, через борьбу с церковью, через изменения в социальной сфере, посредством уничтожения неравенства сословного и экономического. Данная группа источников представлена широким спектром работ просветителей .

Философские сочинения Вольтера можно разделить на две группы . В первую группу входят работы, написанные в 30-е гг. («Философские письма», «Метафизический трактат», «Основы философии Ньютона»), во вторую – все остальные, созданные в 60-70-е гг. Произведения Вольтера 30-х гг. отличаются революционностью социально-политических взглядов, для своего времени, хотя, ведущей идеей в них является идея «просвещенного» абсолютизма. Что касается второй группы сочинений, то на фоне появления новой формы материалистической мысли и рождения ряда демократических идей, произведения Вольтера в 60-70-х гг. можно охарактеризовать как умеренные, или даже консервативные.

Несомненную ценность для данного исследования представляет книга «О духе законов», написанная Монтескье . В этой работе Монтескье объясняет существующие у разных народов порядки, выявляя общие закономерности, как в явлениях природы, так и в общественной жизни.

Знаменитый энциклопедист Дени Дидро внес свою лепту не только в издание прогрессивной энциклопедии , но и в развитие философских, политических и исторических наук , а также в развитие искусства . Дидро являлся автором большинства основных статей «Энциклопедии» на социально-политические темы и принимал самое активное участие в редактировании статей, составленных другими авторами. Идеи Дидро являются неотъемлемой частью формирования буржуазной идеологии

В результате историографических исследований ученых-историков, мы можем выделить несколько исследовательских школ занимающихся изучением событий во Франции накануне буржуазной революции. В 40-х - первой половине 60-х годов во французской историографии преобладала, связанная с именами крупнейших исследователей XIX – XX вв., «классическая» интерпретация событий вокруг революции. Она характеризовала события эпохи просвещения, как исторически закономерное социальное явление, имевшее антифеодальную направленность и буржуазное содержание . Большой вклад в изучение французской буржуазной революции XVIII в., внесла буржуазно-республиканская школа в историографии во главе с А. Олар. В его работе «Политическая история французской революции» дается серьезное исследование идей просветителей, динамика их развития и постепенной революционизации .

На рубеже веков, работы просветителей, глубокому осмыслению и анализу, подвергали классики материалистической философии. Придавая большое значение той роли, которую сыграли просветители в историческом процессе, в становлении диалектического материализма в философии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс отмечали неоспоримую важность их исследований для дальнейшего развития политических и социальных наук . В дальнейшем, линию марксистской историографии эпохи Великой французской революции продолжили П. Вилар, К. Мазорик, Г. Лемаршан и др. В их исследованиях рассматривается ряд вопросов связанных с влиянием теорий просветителей на общество Франции .

На рубеже 60-70-х гг. благодаря введению в оборот новых материалов, касающихся конъюнктуры предреволюционной Франции, ее экономики в целом, народных движений, положения и настроений третьего сословия в конце Старого порядка, возникло «ревизионистское» направление в историографии. Историки «ревизионистского» направления: Ф. Фюре, Э. Ле Руа Ладюри, считают, что в предреволюционной деревне феодализма практически не было, а почти установился капитализм во всех частях сеньориального общества. В своих исследованиях они значительно пересмотрели движущие силы революции, считая, что революция возглавлялась консервативными «буржуа», тогда как собственно буржуазия играла в революционных делах незначительную роль . Благодаря исследованиям ревизионистов можно сделать закономерный вывод о том, что деятельность просветителей явилась основой динамики вышеуказанных процессов во Франции XVIII в.

Деятельность философов эпохи просвещения была высоко оценена В. И. Лениным. Выявляя наиболее ценные идеи просветителей, в их многочисленных произведениях, Ленин не раз обращается в своих работах и документах к теории обустройства государства и права, философии и идеологии мыслителей XVIII в. . Кроме того, в его работах неоднократно дается анализ влияния идей просветителей на становление революционных идей во французском обществе .

В советской историографии произведения французских просветителей неоднократно подвергались анализу ввиду их влияния на идеологическую подготовку французской буржуазной революции XVIII в. Большой интерес советские историки проявляли к проблемам связи социалистических идей с философским наследием просветителей, влияния их революционных идей на формирование антиабсолютистских взглядов и антиклерикальных настроений третьего сословия.

Историографические аспекты данной проблемы подвергались расширенному анализу советским историком А. В. Адо . В своей работе он выявляет все основные течения в зарубежной историографии, определяя ее международный характер, и останавливается на современных направлениях в исследованиях «ревизионистов». Главной линией в анализе работ просветителей советскими историографами являлось точное следование марксистской формационной теории, и выделение ряда особенностей в движении просветителей в тесной связи с дальнейшим развитием социалистических идей и учений.

Успехи советской исторической науки в области изучения французской общественной мысли XVIII в. связаны в первую очередь с именем В. П. Волгина. Им изучены взгляды просветителей, дана всесторонняя характеристика развития буржуазной политической мысли XVIII в. Автор выявил основные умеренно-оппозиционные тенденции просветителей старшего поколения - колебания Вольтера между английской конституцией и «просвещенной» монархией, пронизанное «духом компромисса» учение Монтескье. Исследуя взгляды энциклопедистов и демократов, В. П. Волгин выявил и более демократическое направление в философии просветителей. Энциклопедисты, во главе с Дидро и д Аламбером, Руссо внесли во французскую литературу XVIII в. самостоятельную радикальную струю внесшую огромный вклад в развитие революционного сознания третьего сословия .

В 60-80-х гг. XX в. в советской исторической науке не прекращались исследования жизни и деятельности великих просветителей. Издание серии книг «Мыслители прошлого» о Вольтере, Дидро, Руссо, Мелье, Монтескье раскрыли основные моменты их жизни и творчества, философские и исторические воззрения . Данные работы представляют интерес не только для специалистов-историков, но и для широкого круга читателей.

Философские и политические аспекты, в работах французских просветителей, наиболее глубоко раскрыты в работах М. А. Дынникова, Л. Кузьмина, А. И. Казарина, В.П. Желтовой. «История философии» Т.1 раскрывает общефилософские воззрения просветителей различных направлений, а также выявляет воздействие идеологии французских просветителей и материалистов на буржуазное мировоззрение . Сборник «Французские просветители XVIII века и вопросы религии» является наиболее полным из подобного рода изданий, и дает непревзойденные образцы талантливой, острой, блестящей по форме критики религии и церкви просветителями . Большой вклад в развитие политики и права, демократических традиций, государственного устройства посредством своих учений внес энциклопедист Дидро. Наиболее важные идеи были выделены А. И. Казариным и собраны в одной работе, имеющей большую ценность не только для историков, но и для юристов . В работе В. П. Желтовой «Философия и буржуазное правосознание» исследованы основные этапы развития буржуазной философии права, начиная от теорий эпохи Просвещения, немецкой классической философии до концепций современного иррационализма (в котором выявлены главные противоречия буржуазного правосознания) .

В монографии Х. Н. Момджяна «Французское просвещение» анализируются различные политические и философские течения французских мыслителей, выявляется их социально-классовая основа. Особое внимание уделено наиболее радикальному философскому направлению во французском просвещении – материалистическому и атеистическому. Показана роль французского материализма XVIII в. в идейной подготовке утопического социализма и коммунизма XIX в.

Большинство историков, исследуя Французскую буржуазную революцию уделяли значительное внимание обстановке во Франции в конце Старого порядка, идеологическим предпосылкам революции и деятельности французских просветителей. Работы таких исследователей, как В. Г. Ревуненков , П. А. Кропоткин , Е. В. Тарле , А. З. Манфред имеют значительную ценность для раскрытия сути теорий просветителей в их влиянии на революционные события во Франции XVIII в.

В пост перестроечное время, с изменениями в политической и идеологической структуре российского общества, происходит отход от догматов марксистско-ленинской методологии. В исследованиях постепенно выявляется поворот в сторону цивилизационного подхода в изучении предреволюционной Франции. Уделяется большое внимание роли человека (общества) в событиях XVIII в., что позволяет пересмотреть ряд проблем связанных с идеологией просвещения через призму личностей самих просветителей.

В статье В. Г. Ревуненкова «От старого порядка к революции» продолжено рассмотрение одноименной работы Алексиса де Токвиля и всесторонне изучены связи Старого порядка и революции . По мнению автора, идеологические предпосылки французской буржуазной революции в XVIII в., явились прямым следствием появления новых теорий просветителей о переустройстве государства и общества.

Для наиболее полного раскрытия мировоззренческих аспектов просветителей, необходимо изучить реальную обстановку Франции в XVIII в. Наиболее важным является рассмотрение состояния абсолютизма. Н. Е. Копосов исследуя абсолютизм во Франции в XVIII в. выявляет отсутствие характерных признаков феодально-средневекового государства у Франции в данном периоде, но делает вывод, что Франция еще не превратилась в буржуазное и «новое» - как в социально-экономическом, так и в культурно-историческом смысле.

Наиболее глубокое исследование философии французского Просвещения произведено группой отечественных историков: М. А. Киссель, Э. Ю. Соловьев, Т. И. Ойзерман, в монографии «Французское просвещение и революция» . В работе рассмотрено взаимодействие французского Просвещения на социально-политический кризис общества накануне буржуазной революции 1789-1794 гг. и на ход самой революции.

Выявлению взаимосвязи между идеями просветителей и лозунгами Французской буржуазной революции, в своем исследовании занималась Л. А. Пименова . Проведя глубокий анализ работ просветителей: Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро, Гольбаха автор развила идею тождественности и преемственности между философскими мыслями просветителей и лозунгами революционеров. Л. А. Пименова уделяла большое внимание и вопросам влияния идей просветителей на развитие антирелигиозной борьбы накануне и во время Великой французской революции . В своей статье «Религия и революция» автор синтезировала новейшие исследования, посвященные истории религии и революции во Франции XVIII в.

Большое значение для исследования идеологии просвещения имеет изучение зарубежной политической мысли в развитии, с древнейших времен до современности. В «Антологии мировой политической мысли» группа российских ученых предприняла попытку собрать, воспроизвести и систематизировать политические воззрения мыслителей разных эпох, стран и народов, представляющих все человечество . В книге «Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция» можно познакомиться с концепциями, взглядами политического характера различных течений в просветительском движении, а также непосредственно изучить ряд произведений великих мыслителей эпохи просвещения.

Исследуя данный вопрос, мы вычленим основные идеи власти в работах виднейших французских просветителей XVIII в. через рассмотрение теорий просвещенной и конституционной монархии и республики. Покажем несостоятельность церковного аппарата и обоснуем появление альтернативы религии – деизма и атеизма. Выявим отношение просветителей к сословному делению общества и динамику развития идей равенства.

Просвещение – влиятельное общекультурное движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Оно являлось неотъемлемой составной частью подготовительного этапа борьбы против сил Старого порядка и установления царства разума. В XVIII в. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития наук о государстве, праве, обществе, образуя один из самых значимых для них духовных факторов.

Характерные для социально-политических учений XVIII века традиционные формулы теории естественного права и общественного договора не чужды и французским просветителям. В их работах можно найти и «естественного человека», и «естественное состояние», и «естественные законы», и теорию общественного договора. Именно эти идеи явились основанием политических взглядов просветителей.

Деятельность и творчество просветителей было насыщено и сцементировано определенными философскими идеями. Они являлись теоретической основой неприятия просветителями религиозных догматов, отрицания божественного откровения и провидения, убеждения в реальности внешнего мира, взгляда на человека как на природное в своей основе существо, у которого нет и не может быть иной жизни, кроме существования во плоти и крови, и которое в созданных самими людьми обществах имеет право быть счастливым, для чего необходимо перестраивать социальные отношения на началах разума и справедливости.

Все просветители, несмотря на различия их политических, и философских взглядов, были едины в своем отношении, как к духовенству, так и к католицизму, исламу, православию, иудаизму и другим так называемым «историческим» религиям. Призыв Вольтера, обращенный против церкви: «Раздавите гадину!», - долгие годы был общим требованием просветителей. Большая часть французских просветителей (Вольтер, Монтескье, Руссо) выступали не против религии вообще, а только против католической церкви, и по своим воззрениям являлись деистами. Энциклопедисты, во главе с Дидро являлись зачинателями полного отрицания какой либо религии и стояли на позициях воинствующего атеизма.

Показателем роста революционных идей являются работы просветителей на темы власти и общества. Пропагандируя «просвещенную» форму правления, анализируя и выявляя недостатки и достоинства ограниченной монархии и республики, просветители постепенно вносили в умы третьего сословия новые идеи, и хотя эти идеи не требовали радикальных мер – установления республики, всеобщего имущественного равенства, они сыграли роль катализатора в свержении абсолютистско-феодального режима.

Постепенно умеренно-буржуазные взгляды просветителей, имевшие для своего времени, революционный характер, трансформировались в республиканские и неизменно просачивались в сознание наиболее деятельной части третьего сословия. Критика французских просветителей не оставила камня на камне от старой политической доктрины, обосновывавшей абсолютистский порядок.

Деятельность просветителей была органически связана с борьбой за освобождение человечества от духовного гнета и социального порабощения. Успешно развивая лучшие традиции Возрождения и свободомыслия XVII в., французское Просвещение разбило сохранявшуюся со времен средневековья систему теологического мировоззрения, освящавшего феодально-абсолютистский строй и потому всемерно поддерживаемого последним. Французские просветители сделали достоянием передового общественного сознания идеал свободного и счастливого существования людей. Все люди, по их мнению, имеют равные возможности для развития своих способностей, их общественно полезного приложения и справедливого распределения наличных благ. Однако просветители не могли видеть существующих социальных противоречий, но для XVIII в. их теории были построены на революционных взглядах.

Противоречие между требованием всеобщего счастья и наибольшего блага и господствующим неравенством в обществе представляло собой проблему, которую не дано было решить просветителям, и, которую никто не смог решить до сих пор. Но, исследования этих общечеловеческих проблем сыграло главенствующую роль в изменении менталитета французского общества, в становлении новых экономических и политических потребностей растущей буржуазии, в появлении политической смелости и росте революционных идей во всем французском обществе.

Благодаря влиянию идей просветителей, страна неминуемо шла навстречу надвигавшимся переменам. Третье сословие готовилось к изменению привычного уклада Старого порядка, тормозившего ход исторического развития. Из уст в уста передавали слова Руссо из ставшего знаменитым его романа «Эмиль»: «Мы приближаемся к состоянию кризиса и к веку революций» . Французская монархия вступала в полосу решающих испытаний.

1. Адо А. В. Французская буржуазная революция конца XVIII в. и ее современные критики // Новая и новейшая история. - № 3, 1981. Стр. 43-63.

2. Алексис де Токвиль. Старый порядок и революция. – М.: Московский философский фонд, 1997. – 252 с.

3. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. I. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция/Под ред. Г. Ю. Семигина. – М.: Мысль, 1997. – 832 с.

4. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. I. Политические документы / Под ред. Г. Ю. Семигина. – М.: Мысль, 1997. – 765 с.

5. Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. III. Европа. Америка: XVII – XX вв. / Под ред. Г. Ю. Семигина. – М.: Мысль, 1999. – 829 с.

6. Артамонов С. Д. Вольтер и его век. – М.: Просвещение, 1980. – 223 с.

7. Афанасьев Ю. Н. Блуменау С. Ф. Современные споры во Франции вокруг Великой революции // Вопросы истории. - № 3, 1989. Стр. 18-34.

8. Баскин М. П. Монтескье. – М.: Мысль, 1965. – 192 с.

9. Волгин В. П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. – М.: Изд-во АН СССР, 1958. – 416 с.

10. Великая революция и Россия / Редколл.: А. Л. Нарочницкий и др. Под ред. А. В. Адо и В. Г. Сироткина. – М.: Прогресс, 1989. – 552 с.

11. Вольтер. Философские сочинения. – М.: Наука, 1989. – 752 с.

12. Дидро Д. Сочинения. – Л.: Печатный двор, 1951. – 412 с.

13. Дени Дидро Эстетика и литературная критика / Вступ. статья В. Бахмутского. – М.: Худож. лит-ра, 1980. – 659 с.

14. Дидро Д. Сочинения в 2х т. Т. 1. / Под ред. В. Н. Кузнецова. – М.: Мысль, 1986. – 592 с.

15. Длугач Т. Б. Дени Дидро. – М.: Мысль, 1975. – 191 с.

16. Желтова В. П. Философия и буржуазное правосознание. – М.:Наука, 1977.–104 с.

17. История философии / Под ред. М. А. Дынникова, М. Т. Иовчука, Б. М. Кедрова, М. Б. Митина, О. В. Трахтенберга. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 718 с.

18. История Франции в 3 т. Т.1. / Под ред. А. З. Манфред. – М.: Наука, 1972. – 359 с.

19. История в энциклопедии Дидро и Даламбера / Под ред. А. Д. Люблинской. – Л.: Наука, 1978. – 312 с.

20. Казарин А. И. Учение Дидро о государстве и праве. – М.: Госюриздат, 1960. – 115 с.

21. Копосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории. - № 1, 1989. Стр. 42-57.

22. Кропоткин П. А. Великая французская революция 1789 – 1793. – М.: Наука, 1979. – 576 с.

23. Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. – М.: Мысль, 1978. – 223 с.

24. Манфред А. З. Великая французская буржуазная революция. – М.: Политическая лит-ра, 1956. – 282 с.

25. Манфред А. З. Три портрета эпохи Великой французской революции. – М.: Мысль, 1978. – 440 с.

26. Момджян Х. Н. Французское Просвещение XVIII века. – М.:Мысль, 1983.–447 с.

27. Монтескье Ш. Л. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.

28. Оларъ А. Политическая история французской революции. – С. - П.: Скирмунта, 1901. – 868 с.

29. От Старого порядка к революции / Под ред. В. Г. Ревуненкова. – Л.: Изд-во Лен. университета, 1988. – 176 с.

30. Пименова Л. А. Идея свободы во французской революции XVIII в. // Новая и новейшая история. - № 1, 1992. Стр. 59 – 73.

31. Пименова Л. А. Религия и революция // Новая и новейшая история. - № 3, 1996. Стр. 228 – 230.

32. Поршнев Б. Мелье. - М.: Молодая гвардия, 1964. – 240 с.

33. Ревуненков В. Г. Очерки по истории Великой французской революции. – Л.: Изд-во Лен. унив-та, 1989. – 536 с.

34. Тарле Е. В. Сочинения. Т.2. – М.: Изд-во АН СССР, 1957. – 750 с.

35. Французская революция XVIII века: экономика, политика, идеология / Под ред. Г. С. Кучеренко. – М.: Наука, 1988. – 272 с.

36. Французские просветители XVIII века о религии / Под ред. Л. Кузьмина. – М.: Госполитиздат, 1960 . – 789 с.

37. Французский театр эпохи Просвещения. Т.1 / Под ред. Н. Любимова. – М.: Искусство, 1957. – 489 с.

Покупка готовой работы
Тема: «Идеология просвещения»
Раздел: История
Тип: Реферат
Страниц: 42
Цена: 400 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика

Похожие материалы