Реферат
«Политические и правовые учения в античном мире»
- 19 страниц
Введение С. 3
Диалоги Платона "Государство" и "Законы" о формах правления, роли законов и устройстве идеального полиса С. 6
Работы Аристотеля "Политика" и "Афинская полития" о происхождении государства и права, гражданском равенстве и наилучшей форме правления С. 11
Республика в диалогах Цицерона "О государстве" и "О законах". Сенека и Марк Аврелий о равенстве людей и космополисе С. 13
Заключение С. 17
Список использованной литературы С. 19
Всемирная история политических и правовых учений - одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован большой политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследователей проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот опыт оказывает заметное влияние на современные политические и правовые воззрения.
Политические и правовые учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям.
Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стоят у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики.
Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально - логическому способу его познания и объяснения.
Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно разделить на три этапа:
~ ранний период (IX - VI века до нашей эры) связан с возникновением древнегреческой государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политико-правовых представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права;
~ период расцвета (V - первая половина IV века до нашей эры) - это время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли;
~ период эллинизма (вторая половина IV - II век до нашей эры) - время начавшегося упадка древнегреческой государственности, попадания греческих полисов под власть Македонии и Рима .
На ранней стадии своего развития воззрения древних народов на мир носят мифологический характер. В эти времена политические и правовые взгляды ещё не выделились в самостоятельную область и представляют собой составную часть целостного мифологического мировоззрения. В мифе господствует представление о божественном происхождении существующих отношений власти и порядка. Право и закон ещё не выделились в особую сферу норм и существуют в виде аспекта религиозно одобряемого порядка частной, общественной и государственной жизни. В законах этого времени тесно переплетены мифологические, религиозные, нравственные, социально-политические моменты, и законодательство в целом возводится к божественному первоисточнику. Законы приписываются или прямо богам, или их ставленникам - правителям.
Политические и правовые учения появляются лишь в ходе довольно длительного существования раннеклассовых обществ и государств. Древние мифы теряют свой сакральный характер и начинают подвергаться этической и политико-правовой интерпретации.
Формирование политических идей было органически сопряжено с уточнением понятийного, категориального аппарата, а также с определением круга проблем, являющихся предметом рассмотрения в политических учениях. Общепринятым считается мнение, что в историю политических учений входят вопросы происхождения государства, его связи с обществом, личностью, отношениями собственности и форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, прав личности . В античной Греции размышления над моральными канонами человека были органически увязаны с осмыслением особенностей бытия человека как полисного бытия. Это обстоятельство в свое время подметил оригинальный исследователь античной философии и культуры А.Ф. Лосев. Освобожденный от родовой общины индивид мог просуществовать только при условии полнейшей связи с другими такими же индивидами, «но это обозначало возникновение вместо общинно - родовой организации уже новой организации, в пределах которой новый индивидуум оказывался связанным не меньшими узами, чем с родовой организацией» . Гражданство как принцип требовало такого индивидуального обеспечения индивида, которое предполагало эту индивидуальность как предпосылку для реальных взаимоотношений между людьми и осуществления внутриполисных функций. Отсюда, по словам немецкого философа В.Виндельбанда, виднейшего представителя Баденской школы неокантианства, «полная общность интересов и желаний как существенная черта здорового государственного организма» . Обращение к языку исторических текстов позволяет адекватно оценить прозрения и недостатки античной классики, выявить те идеи, которые имеют непреходящее значение для наших дней, и те, что безнадежно устарели; дать всесторонний анализ, свободный как от модернизации, так и недооценки тех или иных взглядов. Только на таких путях возможно создание целостной картины развития политического сознания, выявление его внутренней логики и закономерностей, того существенного основания, при котором каждый из этапов его, в том числе и политическое сознание древности, рассматривается как необходимая предпосылка для дальнейшего продвижения вперед.
О государстве в период расцвета эллинской культуры более развернутые представления о государстве и законах дали три античных философа: Платон, Аристотель и Цицерон. Их взгляды на государство и закон буду проанализированы в данной контрольной работе.
Платон, Аристотель и Цицерон, жившие во времена тяжелых кризисов власти, наступавших после периодов расцвета, были склонны рассматривать извращенное устройство не как сущность государства, но как ее искажение. Изначально государство для них являлось справедливым и служило не как машина закрепощения, но как нечто, дающее благо всем гражданам.
Для развития социально-политической теории первостепенное значение имело расширение эмпирических знаний. Многообразие политического опыта, накопленного в государствах-полисах, стимулировало теоретические обобщения практики осуществления власти и создание учений, в которых поднимались проблемы возникновения государств, их классификации, наилучшей формы устройства. Правовая мысль Древней Греции постоянно обращалась к сравнительному изучению законов, которые установили в полисах первые законодатели (Ликург - в Спарте, Солон - в Афинах). В произведениях греческих мыслителей была разработана классификация форм государства (монархия, аристократия, демократия и др.), вошедшая в понятийный аппарат современной политической науки.
На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало также развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали. Частнособственнические отношения и рабство подорвали патриархальные устои общинной жизни, сохранявшиеся в полисах, противопоставили индивидов друг другу. Если в этико-политических концепциях Древнего Востока речь шла о той или иной интерпретации общинной морали, то в античной Греции на передний план выдвигаются вопросы, связанные с положением индивида в обществе, возможностью морального выбора и субъективной стороной поведения человека. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и договорном происхождении закона и государства.
1. Бурханов Р.А. Политические учения античности. Учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: издательство Нижневартовского педагогического института, 1995.
2. Виндельбанд В. Платон. – Киев: Зовништоргвидов, 1993.
3. Лосев А.Ф. Античная философия истории. Алтей, СПб.: Алтей, 2000.
4. История политических и правовых учений: Учебник. Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.
5. История политических и правовых учений. - М. Зерцало, 2000.
6. Кнабе Г.С. Русская античность. М., 1999.
7. Межуев Б. Сотворение космополиса. // Политические исследования. М., 1997.
8. Поппер К.Р. "Открытое общество и его враги". Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.
9. Путь и история политических и правовых учений. // электронный ресурс h**t://gu***itarist.narod.r*/polit/10_put_polit_prav_usheni.htm
10. Римские стоики. М., Республика, 1995.
Тема: | «Политические и правовые учения в античном мире» | |
Раздел: | История политических и правовых учений | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 19 | |
Цена: | 300 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методологии, концепции политических и правовых учений
Шпаргалка:
Ответы по истории политических учений
Контрольная работа:
История политических и правовых учений (чи 96)
Контрольная работа:
Женщина в античной философии