Контрольная работа
«Психокоррекция нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности»
- 18 страниц
Введение 3
Анализ источников 5
Разработка коррекционной программы 8
Заключение 14
Список используемой литературы 15
Приложение 17
Психологическая коррекция личностных особенностей больных с психическими нарушениями, совершившими общественно опасные деяния, является одной из актуальных проблем современной клинической психологии. Среди прочих внутриличностных структур, взаимосвязанных с риском повторного совершения правонарушения и потому рассматривающихся в качестве мишеней в процессе психотерапии, специалисты (З.О. Георгазде [6], А.А. Ткаченко [14], А.С. Дмитриев, Т.В. Клименко [16]) указывают морально-нравственные установки. В норме данные образования являются регуляторами поведения личности, определяя ее направленность на социально одобряемые поступки и сдерживая деструктивные импульсы. Однако, как отмечают указанные выше специалисты, у младших подростков, морально-нравственные установки характеризуются либо низким уровнем развития, либо серьезным искажением. В связи с этим именно морально-нравственные установки представляются важным параметром для психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности.
Одним из методов коррекции морально-нравственных установок личности является арт-терапия (И.А. Бариляк [2], К.В. Беззубик, Е.В. Ефанов, С.Н. Образцов [3]). Такое направление арт-терапии, как мульттерапия, также активно применяется для коррекции морально-нравственных установок (М.К. Магомедова [9], Н.В. Новоторцева [11], М.С. Попова [12]).
Данное исследование организовано для того, чтобы разработать программу психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, с применением метода арт-терапии.
Таким образом, целью исследования является разработка программы психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности.
Объектом исследования являются морально-нравственные установки личности пациентов, находящихся под активным диспансерным наблюдением.
В качестве предмета исследования выступает динамика морально-нравственных установок личности, в процессе направленной психологической коррекции с применением метода арт-терапии.
Для достижения цели исследования и проверки гипотез были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ современных научных публикаций по проблеме нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности.
2. Разработать программу психологической коррекции нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, с применением метода арт-терапии.
Анализ источников
Для формулировки определения морально-нравственных установок необходимо рассмотреть понятия морали и нравственности. В соответствии с философским словарем С.С. Гогоцкого, под моралью понимают нормы отношений между людьми, включающие основополагающие ориентации и жизненные принципы, регулирующие цели и мотивы совершаемых поступков [7].
В словаре Д.Н. Ушакова нравственностью названа система норм, регулирующих поведение человека в обществе [17]. В энциклопедическом словаре И.Е. Андриевского нравственность рассматривается как качество, воплощающее душевные свойства человека, базирующиеся на идеалах добра, справедливости, чести и реализующиеся в его отношении к другим людям и миру природы [1]. По указанию большого психологического словаря, фундаментнравственности составляет гуманное отношение к окружающим [4].
Таким образом, на основании рассмотренных выше определений под морально-нравственными установками мы будем понимать систему взглядов и представлений человека о должном поведении и отношении к другим людям и миру, обладающую относительной устойчивостью и стабильностью и формируемую под влиянием жизненного опыта и знаний субъекта. Морально-нравственные установки регулируют поведение личности в ситуациях, где затрагиваются категории добра и зла, справедливости и несправедливости, чести и бесчестности, определяя, в том числе, приверженность гуманизму или эгоцентризму.
Что касается нарушений морально-нравственной сферы личности, то О.А. Макушкина, В.Б. Голланд и Л.А. Муганцева указывают на свойственное представителям данного контингента игнорирование социальных, моральных и правовых норм. Зачастую представители описываемой категории лиц отличаются отсутствием духовных интересов, эгоистичностью, конфликтностью, а также низким уровнем развития высших нравственных чувств [10].
Одним из методов коррекционной работы с морально-нравственными установками является арт-терапия. А.И. Копытин предлагает рассматривать ее как отдельную областьп сихотерапевтической деятельности, в которой для выражения внутреннего мира клиента используются разнообразные изобразительные материалы и создаются особые условия, предполагающие присутствие психотерапевта, что позволяет клиенту осознать связь продуктов своего творчества с содержанием внутреннего мира [9].
В русле данной работы нас интересует такое направление арт-терапии, как мульт-терапия. Н.А. Сакович определяет мульт-терапию следующим образом: это психокоррекционный процесс созерцания и раскрытия внутреннего и внешнего мира, осмысления прошлого опыта и моделирования желаемого будущего при помощи такого жанра кино, как мультипликация, и при условии индивидуального подбора мультфильмов в соответствии с проблемой клиента [13].
Как указывает М.С. Попова, мульт-терапия представляет собой эффективный инструмент для работы с морально-нравственной сферой личности[12], что Р.А. Самофал объясняет действием механизма идентификации [15]. Н.В. Новоторцева отмечает, что мульт-терапия дает высокие результаты в работе с пациентами, имеющими нарушения интеллектуального развития [11]. О.А. Макушкина и др. утверждают, что мульт-терапия позволяет сформировать ценностно-смысловые компетенции и моральные установки, способы ненасильственного взаимодействия с окружающими людьми, а также способствует развитию сострадания и сопереживания, пониманию возникающих у зрителя эмоций и их разделению на положительные, отрицательные и нейтральные [10].
Мы считаем, что применение данного метода будет оправданным и в отношении лиц с нарушениями морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности не было обнаружено эмпирических исследований, посвященных данной проблеме. С целью проверки выдвинутого предположения о возможности коррекции морально-нравственных установок лиц с нарушениями морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, путем мульт-терапии нами будет проведено самостоятельное исследование. В итоге будет разработана программа психологической коррекции морально-нравственных установок лиц с нарушениями морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности, с применением метода арт-терапии.
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними и количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.
Основная задача при работе с подростками, имеющими эмоционально-поведенческие нарушения, - это содействие их адаптации в окружающем мире, подведение к осознанию зеркальности мира и выбора безопасных моделей взаимодействия с ним.
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развивающийся со второй половины 40-х годов прошлого столетия.
Для коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков применяется арттерапия как метод невербальной, в том числе изобразительной экспрессии, выражения чувств и эмоций. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью.
Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Коррекционные возможности арттерапии по отношению к подросткам с эмоциональными нарушениями имеют огромный потенциал.
В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через рисунок, игру, музыку, сказку мы можем помочь ребёнку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций, поэтому арттерапия является наиболее доступ-ным методом решения данных проблем.
2. Андриевский И.Е. Энциклопедический словарь. – М.: Книга по требованию, 2019. – 511 с.
3. Бариляк И. А. Арт-терапия и изо-деятельность в условиях дошкольного образовательного пространства // Психология профессионала: личность, деятельность, организация: коллективная монография / Под ред. Т. А. Жалагиной, Л. Ж. Каравановой, Е. Д. Короткиной. - Тверь: ТГУ, 2014. – С. 49-59.
4. Беззубик К.В., Ефанов Е.В., Образцов С.Н.Арт-терапия в комплексном лечении наркозависимых людей // Сервис plus. 2009. № 2. – С. 14-21.
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 672 с.
6. Гогоцкий С.С. Философский словарь. СПб.: Тропа Троянова, Издательское товарищество «Роща Академии», 2009. 296 с.
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Сказкотерапия как воспитательная система: Мир органичный внутренней природе человека/ Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// Детский сад со всех сторон. – 2001. – №6.
8. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002. – 368 с:
9. Новоторцева Н.В. Анимационная деятельность в коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими нарушения интеллектуального развития // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 2. – С. 34-37.
10. Попова М.С. Развитие нравственных качеств младших школьников с использованием мульт-терапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://u**ok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/640476/
11. Практика сказкотерапии / под ред. Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2004. – 224 с.
12. Самофал Р.А. Использование мульттерапии в коррекции вербальной агрессии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1. – С. 94-97.
13. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. – М.: Хит-книга, 2017. – 960 с.
Тема: | «Психокоррекция нарушений морально-нравственной и экзистенциально-бытийной сферы личности» | |
Раздел: | Психология | |
Тип: | Контрольная работа | |
Страниц: | 18 | |
Цена: | 400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Морально-нравственный потенциал служебного коллектива
Дипломная работа:
Ценностные ориентации неженатых мужчин
Реферат:
Народные средства нравственного воспитания
Курсовая работа:
Влияние личностных особенностей и статуса ребенка на проявление отрицательных черт характера
Дипломная работа:
Особенности эмоциональной сферы дезадаптированных подростков