Дипломная работа

«Воспитание волевых качеств у обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры»

  • 47 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6

1.1. Понятие, особенности проявления и формирования волевых качеств 6

1.2. Характеристика волевых качеств подростков 9

1.3. Средства и модель формирования волевых качеств подростков на уроках

физической культуры 15

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 19

ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21

2.1. Методы исследования 21

2.2. Организация исследования 25

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 29

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 30

3.1. Структура и содержание разработанного комплекса упражнений 30

3.2. Результаты исследования 36

3.3. Обсуждение результатов исследования 37

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 39

ВЫВОДЫ 40

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Введение

Актуальность исследования. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 формирование личностных качеств подростков - это один из приоритетов Российского образования. Одной из важных составляющих личных качеств каждого человека является - сила воли. Особенности содержания волевых качеств личности прямо влияют на различную деятельность человека, на его способность преодолевать трудности и достигать жизненных целей.

Формирование волевых качеств подростков - сложный многоплановый процесс, на который влияют множество факторов. Воспитание воли в подростке - важная практическая задача педагогов и родителей, влияющая на будущее ребенка. Большинство исследователей, изучающие проблему формирования волевых качеств личности, включают в процесс средства физической культуры и спорта, т.к. это возможность воспитания через средства достижения конкретных спортивных целей, чрез видимые и измеряемые показатели спортивных достижений, возможность обозначить себя личностью среди сверстников. Иначе говоря - занятия на уроках физической культуры - «осязаемый» и доступный способ обозначения достижений подростков, воспитывающий волевые качества. И педагогическая задача в данном случае - решение теоретических и практических задач формирования волевых качеств, средствами физической культуры, в итоге помогая детям развивать свои личные качества.

Таким образом, актуальность выпускной работы выражается в необходимости систематизации знаний, приемов и методов воспитания волевых качеств подростков на уроках физической культуры.

Проблема воли и волевой активности всегда была актуальной в психологии и педагогике. В отечественной психологии эта проблема достаточно широко исследована А. Ф. Лазурским, C.JI. Рубинштейном, В. И.

Селивановым, Н.Д. Левитовым, А. И. Высоцким, В. А. Иванниковым, Е.П. Ильиным и др. Особенности волевых усилий рассматривали такие авторы как В.А. Иванников, В.Л. Хайкин и др. Сущность воли как личностный феномен и фактор жизнедеятельности человека рассматривали авторы - Е.П. Ильин, В.К. Калин и др.

Цель работы - разработать комплекс упражнений для формирования волевых качеств, обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры.

Для достижения цели были поставлены задачи:

1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической, методической и специальной литературы выявить сущность понятия «волевые качества», определить структуру и критерии оценивания волевых качеств, особенности формирования и проявления волевых качеств у обучающихся 16-17 лет.

2. Определить, теоретически обосновать и практически апробировать комплекс методов, форм, средств формирования волевых качеств у обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры.

3. Разработать методические рекомендации для учителей физической культуры по формированию волевых качеств у обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры.

Объектом исследования является образовательный процесс в образовательной организации.

Предметом исследования является формирование волевых качеств обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры.

Гипотеза исследования работы основана на предположении о том, что формирование волевых качеств у подростков будет более результативным, если проводить целевые тренинг-уроки повышения морально-волевых качеств, обеспечивающих максимальное использование возможностей средств физической культуры, учитывающих особенности проявления и формирования у подростков волевых качеств.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, и эмпирические - педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, ранжирование.

Теоретической и информационной базой послужили материалы специальных педагогических и психологических изданий и текущей периодики по проблемам воспитания волевых качеств личности.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что, выявленные возможности средств физической культуры, а также педагогические условия их результативной реализации для формирования волевых качеств развивают научную концепцию формирования личностных качеств у детей и подростков в период общего образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций учителям физической культуры по формированию волевых качеств у обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры.

Структура ВКР. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения.

Фрагмент работы

ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1. Понятие, особенности проявления и формирования волевых качеств

Подростковой возраст - как раз тот момент, когда развивается волевая сфера личности, таким образом изучения особенностей развития воли обучающихся становится актуальным именно в 16-17 лет. Волю можно интерпретировать как способность осознанной само регуляции своей деятельности, которая направлена на преодоление эмоциональных и физических трудностей. Личность с развитой силой воли не устрашается перед любыми трудностями, беря в руки свои чувства и эмоции. Таких людей называют мужественными, сильными, смелыми и выносливыми. И напротив, люди, не отличающиеся силой воли, не умеют проявлять решительность в ключевых моментах жизни, не могут сдержать себя там, где нужно, и поддаются на сиюминутные побуждения. На современном этапе развития цифровых технологий, когда подростка окружают информационные соблазны и в гуще событиях теряются нравственные мотивы и цели - наличие силы воли приобретает особую ценность.

Круг авторов, изучающих силу воли, довольно большой, однако большая часть исследования проведена с точки зрения психологии, где силы воли изучается как часть волевых особенностей личности. С точки зрения педагогики были проведены исследования следующих авторов: С.А. Даштаянц [4], В.И. Казанцева [10], Н.Н. Платонова [19], Е.А. Байер [2], В.Ю Салова [22], В.Н. Соколенко [29], В.В. Находкина [17], Т.И. Чедовой [31], где раскрыт подход с точки зрения развития силы воли разных возрастных групп - курсантов военного училища, студентов, учащихся,

Данные исследования дают нам возможность сделать определённые выводы:

- в педагогических исследованиях нету отдельной концепции развития волевых качеств личности. Однако в отличие от психологического подхода в педагогике сила воли рассматривается только с точки зрения развития морально-волевых компонентов, куда входят средства их развития способы их формирования и методы управления силы воли;

- при разработке конкретных программ авторы руководствуются одним выбранным пониманием силы воли с точки зрения психологии, выбрав его в начале исследования и придерживаясь его до завершения. Нам кажется такой подход удобным, но недостаточно разносторонним.

На уроках физической культуры удобным инструментом развития сила воли является тренировочные занятия и соревнования. Очевидно, что любые соревнования заставляют проявлять волю к победе, воспитывают упорства и целеустремлённостью. Однако подростки должны быть замотивированы и заинтересованы в соревнованиях и занятиях. Помимо соревнований авторы выделяют такие инструменты развития как самостоятельность при выполнении заданий учителя физической культуры, регулярное выполнение утренней зарядки, посещение занятий без пропусков [27].

Заключение

Таким образом, подростковой возраст - как раз тот момент, когда развивается волевая сфера личности, таким образом изучения особенностей развития воли обучающихся становится актуальным именно в 16-17 лет. Можно выделить основные качества, наиболее эффективные в ключе волевых действий учащихся 16-17 лет: настойчивость и упорство, смелость, инициативность, решительность, самостоятельность. Волевые качества - это психологические и физиологические особенности личностных составляющих человека, которые проявляются в момент преодоления каких-либо трудностей. В отличие от младших школьников, подростки способны не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. В то же время процесс формирования волевых качеств у подростков носит противоречивый, неустойчивый, импульсивный характер, тесно переплетается с нравственным воспитанием и включает в себя становление общественной активности, потребностей, интересов и мотивов к различным видам деятельности. Волевые качества у подростков выступают в единстве взаимопротивоположных положительных и отрицательных сторон: смелости (порой безрассудной) и страха, желаемого и возможного, стойкости и слабости, выдержки и несдержанности и т.п.

В процесс формирования морально-волевых качеств входят осознание потребности какой-либо деятельности, поиск мотивов интересов к этой деятельности. Авторы отмечают, что сила воли человека коррелируется с активной позицией человека в обществе: в работе, в учёбе, в социальных связях. Именно морально волевые качества дают возможность реализовывать себя с учётом личных потребностей, но и с учётом общества.

Любой педагог физической культуры понимает, что формирование воли к спортивной деятельности сложный и системный процесс. Он должен включать в себя учёт возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащегося. Содержание процесса формирования включает в себя передачу от педагога к ученику мотивации и инициативы становиться лучше посредством спортивной деятельности. В определённый момент, волевые способности становятся ключевыми в дальнейших спортивных успехах.

Резюмируя, можно утверждать, что психологическая наука пытается сформировать арсенал средств измерения воли. На данный момент можно констатировать, что как минимум применимы метод экспертной оценки и формирование шкалы наименований, позволяющие выделить группы людей волевых и неволевых. Это предполагает рассмотрение воли не столько как волевого действия, сколько как характеристики личности. Дальнейшее изучение психологических свойств этих людей может позволить конкретизировать содержание понятия «воля» и уточнить его структуру. С другой стороны, без ясного понимания содержания этого понятия, структуры волевых свойств личности, механизмов их проявления создать исчерпывающий, валидный и надежный инструментарий для практического изучения волевой сферы личности не представляется возможным. Только трехстороннее встречное движение философов, теоретиков науки и практиков способно обеспечить решение проблемы содержания понятия воля.

Список литературы

1. Аличеев, Д.А. Воспитание нравственно-волевых качеств у юных дзюдоистов/ Д.А. Аличеев // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 1. С. 349-351.

2. Байер, Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры: дис канд. пед. наук /

Е.А. Байер. - Тула, 2000. - 149 с.

3. Венгер, А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности у детей и подростков / А.Л. Венгер. - М.: Эксперимент, 2000. - 180 с.

4. Даштаянц, С.А. Развитие волевых качеств у старших школьников в процессе выполнения общественных поручений: автореф. дис канд.

пед. наук / С.А. Даштаянц. - М., 1975. - 21 с.

5. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие / В.Н. Дружинин.- М.: Инфра-М, 1997. - 256 с.

6. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции / В.А. Иванников //3-е изд. СПб.: Питер.,2006.- 208с.

7. Иванников, ВА.Структура волевых качеств по данным самооценки / В.А. Иванников,Е.В. Эйдман // Психологический журнал. 1990.Т. 11, № 3. С. 39-49.

8. Ильин, Е.П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 2010. - 199 с.

9. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.

10. Казанцев, В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в физкультурно-спортивной деятельности: дис. д-ра пед. наук / В.Н.

Казанцев. - Барнаул, 1996. - 328 с.

11. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

12. Ковалев, А.Г., Психические особенности человека / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев. - В 2-х томах. Том 1. Характер, Изд-во Ленингр. Ун-т, 1957. - 568 с.

13. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов-М.: ФиС, 2007. 288 с. нов / Под ред. А.Т.Филатова. - К.: Здоровье, 2002.- 215 с.

14. Медведев, В.В. Волевая подготовка как составная часть психологической подготовки спортсмена / В.В. Медведев. - М. 2008. - 296 с.

15. Мельников, В.М. Психология / В.М. Мельников. - М.: ФиС, 2007. - 367 с.

16. Монроз, А.В. Особенности волевой регуляции в разных видах жизнедеятельности личности. диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук:19.00.01/ А.В. Монроз. - Москва, 2016.-166с.

17. Находкин, В.В. Педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности: дис. канд. пед. наук / В.В. Находкин. -

Якутск, 2003. - 174с.

18. Осницкий, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А.К. Осницкий // Вопросы психологии. № 3. 1994. С. 61-68.

19. Платонов, Н.Н. Формирование волевого развития личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности с оздоровительной

направленностью в условиях Севера: автореф. канд. пед. наук /

Н.Н. Платонов. - Якутск, 1998. - 23 с.

20. Прилепских, О.С. Особенности воли и волевых качеств личности в подростковом возрасте / О.С. Прилепских // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-3. С. 314-317.

21. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионов. - М.: Академический проект, 2004. - 576 с.

22. Салов, В.Ю. Теоретические и методические основы формирования здорового образа жизни учащийся молодежи средствами физической культуры: дис д-ра. пед. наук / В.Ю. Салов. - Санкт-Петербург, 2001. -

327 с.

23. Сафоненко, С.В. Исследование волевых качеств учащихся как одного из аспектов личностных достижений в физкультурно-спортивной деятельности / С.В. Сафоненко // Самарский научный вестник. 2018.№1. С. 286-293.

24. Сафоненко, С.В. Формирование стремления учащихся к личностным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности: дис канд. пед.

Наук. / С.В. Сафоненко. - Самара, 2006. - 196 с.

25. Селиванов, В.И. Психология волевой активности / В.И. Селиванов. - Рязань : РГПИ им. С. А. Есенина, 1974. - 151 с.

26. Селиванов, В.И. Избранные психологические произведения (воля ее развитие и воспитание)/ В.И. Селиванов. - Рязань : РГПИ им. С. А. Есенина, 1992.- 575с.

27. Смирнов, К.Н. Воспитание волевых качеств личности студента в процессе занятий физической культурой / К.Н. Смирнов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019.№ 2-4. С.136-140.

28. Смирнова, Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - № 3. - 1990. - С. 49-58.

29. Соколенко, В.Н. Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика: дис канд. пед. наук / В.Н. Соколенко. -Саратов,

2002. - 184 с.

30. Хван, Н.В. Взаимосвязь временной перспективы и ценностно -смысловой организации жизненного мира человека. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук:19.00.01/ Н.В. Хван- Томск, 2015. - 165 с.

31. Чедова, Т.И. Воспитание морально-волевых качеств подростков в условиях спортивных клубов: автореф. дис канд. пед. наук / Т.И.

Чедова, Ижевск, 2012. - 24 с.

32. Черкашина, В.В. Понятие «воля»: на пути от философии к психологии / В.В. Черкашина // Идеи и идеалы. 2019. № 4-1. С. 107-118.

33. Шайхтдинов, Р.З. Личность и волевая готовность в спорте / Р.З. Шайхтдинов. - М.: ФиС, 2007. - 112 с.

Примечания

Оригинал в pdf

Покупка готовой работы
Тема: «Воспитание волевых качеств у обучающихся 16-17 лет на уроках физической культуры»
Раздел: Физкультура и спорт
Тип: Дипломная работа
Страниц: 47
Цена: 2000 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика


Возможно Вас заинтересует