Реферат
«Анализ финансово-хозяйственной деятельности»
- 28 страниц
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
1.3 Финансовая отчетность, показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Любая организация, осуществляющая свою деятельность в современной экономике, создана для того, чтобы приносить прибыль, удовлетворять потребности населения, улучшать условия жизни людей. Для того, чтобы максимально задействовать имеющиеся ресурсы, заставить механизм организации непрерывно и четко работать с максимальной отдачей, необходимо определенное изучение внутренней и внешней ситуации в организации - анализ ее текущей деятельности и определение путей дальнейшего развития.
Экономический анализ как раз позволяет оценить предприятие с точки зрения экономической науки, является важным и мощным инструментом в управлении современными организациями. Правильно оценив экономическое состояние организации становится легче принимать управленческие решения, которые позволяют либо исправить положение дел в организации, либо вывести предприятие на новый уровень развития - максимизировав прибыль сократив определенные статьи расходов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность, принципы, виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Анализ финансово-хозяйственной деятельности – это системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путём обработки определённых источников информации (показателей плана, учёта, отчётности). Составляющими анализа финансово-хозяйственной деятельности являются финансовый и управленческий анализы.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности играет огромную роль в повышении эффективности деятельности предприятия, в её управлении, в укреплении её финансового состояния. Он представляет собой экономическую науку, которая изучает экономику организаций, их деятельность с точки зрения оценки их работы по выполнению бизнес-планов, оценки их имущественного и финансового состояния.
Анализ- выделение сущности процесса или явления путем определения и изучения всех его сторон и составляющих , обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение закономерностей его развития. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является основой принятия решений на уровне субъектов хозяйствования. С помощью аналитики выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы на будущее и на основе которых строятся дальнейшие планы производственной и рыночной активности, разрабатываются процедуры контроля за их исполнением.
Для успешной деятельности предприятия в будущем гораздо важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния.
Классификация видов анализа финансово-хозяйственной деятельности представлена в таблице 1 .
1.2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности
Методом экономического анализа является способ познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимосвязанности.
Характерными особенностями метода экономического анализа являются:
- использование системы аналитических показателей, всестороннее характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации;
- изучение причин изменения этих показателей;
- выявление и измерение причинно-следственных связей между ними.
Методика анализа – это система правил и требований, гарантирующих эффективное приложение метода.
В совокупности метод и методика представляют собой методологическую основу экономического анализа.
Все аналитические методы можно сгруппировать в две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).
Натуральные единицы измерения применяют в тех случаях, когда единица измерения соответствует потребительским свойствам продукта. Например, производство ткани оценивается в метрах, сельскохозяйственной продукции – в центнерах и тоннах, то, что касается электрической энергии, измеряется в киловаттах и т.д. .
Натуральные показатели могут быть и составными. Например, отработанное рабочими и служащими время учитывается в человеко-днях и человеко-часах, а грузооборот автотранспорта – в тонно-километрах и т.д.
Если некоторые разновидности продукции соответствуют общим потребительским свойствам, то обобщенные итоги по выпуску разных видов продукции можно получить, используя условно-натуральные единицы. В этом случае один из видов принимается в качестве единого измерителя, а другие приводятся к этому измерителю с помощью соответствующих коэффициентов пересчета.
Таким образом, относительные величины – это один из важнейших способов обобщения и анализа экономической информации. В процессе финансового анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно так, чтобы четко себе представлять, какая абсолютная величина стоит за каждым относительным показателем. Необходимо также соблюдать сопоставимость сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения.
Метод средних величин используется для обобщения данных. Средняя величина – это показатель «середины» или «центра» исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень места и времени.
Метод сравнения – самый древний, логический метод анализа. Вопрос сравнения решается по принципу «лучше или хуже», «больше или меньше».
Это во многом обусловлено особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами. При сравнении пользуются разными приемами, например шкалами.
Анализ тренда предназначен для исследования изменений среднего значения временного ряда с построением математической модели тренда и с прогнозированием на этой основе будущих значений ряда. Анализ тренда выполняют путем построения модели простой линейной или нелинейной регрессии.
Факторный анализ – это методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.
Различают следующие типы факторного анализа:
- функциональный и вероятностный,
- прямой (дедуктивный) и обратный (индуктивный),
- одноступенчатый и многоступенчатый,
- статический и динамический,
- пространственный и временной,
- ретроспективный и перспективный.
Основными этапами факторного анализа являются:
Отбор факторов, которые определяют исследуемые результативные показатели:
- классификация и систематизация их с целью обеспечения возможностей системного подхода.
- определение формы зависимости между факторами и результативными показателями.
- моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами.
- расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.
- работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).
Создать факторную систему – это, значит, представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, которые воздействуют на величину этого явления, и находится с ним в функциональной зависимости.
Финансовые коэффициенты применяются для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.
Применение финансовых коэффициентов зависят от отраслевых особенностей предприятий, от размеров предприятия, оцениваемых обычно годовым объемом продаж и среднегодовой стоимостью активов. На предпочтительные величины коэффициентов, кроме того, может влиять общее состояние экономики, фаза экономического цикла.
Метод детализации представляет собой один из наиболее распространенных приемов анализа во многих областях науки, в том числе и в анализе финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. При сочетании с другими приемами детализация позволяет все сторонне оценить исследуемые явления и вскрыть причины создавшегося положения. В зависимости от сложности, описывающие его показатели, расчленяются по временному признаку, по месту совершения хозяйственных операций, центром ответственности или составным частям.
Метод построения дерева решений входит в систему методов ситуационного анализа и используется в случаях, когда прогнозируемая ситуация может быть структурирована таким образом, что выделяются ключевые моменты, в которых либо нужно принимать решение с определенной вероятностью (роль аналитика или менеджера активна), либо так же определенной вероятностью наступает некоторое событие (роль аналитика или менеджера пассивна, однако значимы некоторые независящие от его действий обстоятельства). Именно для формализованного описания подобных ситуаций и используется так называемый метод построения дерева решений.
1.3 Финансовая отчетность, показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия
Анализ финансовой отчетности выступает инструментом для выявления проблем управления финансово-хозяйственной деятельностью, для выбора направлений инвестирования капитала и прогнозирования отдельных показателей.
Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия интересуют как внешних рыночных агентов (потребителей и производителей, кредиторов, акционеров, инвесторов), так и внутренних (работников административно-управленческих подразделений, руководителей предприятия и др.)
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является информационной базой анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, потому что в классическом понимании финансовый анализ – это анализ данных финансовой отчетности. Финансовый анализ используется для выявления проблем управления производственно-коммерческой деятельностью; служит для оценки деятельности руководства организации; может использоваться для выбора направлений инвестирования капитала, наконец, выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности организации; показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг.
Нормальное значение коэффициента абсолютной ликвидности колеблется в пределах 0,2–0,3. Такое значение коэффициента абсолютной ликвидности означает, что 20–30 % краткосрочных обязательств может быть погашено предприятием сразу за счет денежных средств.
Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности характеризует ту часть текущих обязательств, которая может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги.
Коэффициент текущей (общей) ликвидности показывает, достаточно ли у организации средств, которые могут быть использованы для краткосрочных обязательств в течение определенного периода.
Необходимо отметить, что для признания структуры баланса удовлетворительной коэффициент текущей ликвидности должен быть равен или больше 2,0. Но в реальных условиях предприятие вполне может находиться в устойчивом состоянии при коэффициенте текущей ликвидности 1,3–1,5.
Чистые оборотные активы (капитал) необходимы для поддержания финансовой устойчивости организации, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что организация не только может погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. Наличие рабочего капитала служит для инвесторов и кредиторов положительным индикатором к вложению средств в организацию.
На устойчивость предприятия оказывают влияние различные факторы: положение организации на рынке; производство дешевой и пользующейся спросом продукции; его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешних кредиторов и инвесторов; наличие платежеспособных дебиторов; эффективность хозяйственных и финансовых операций и т. д.
К основным показателям, характеризующим финансовую устойчивость (структуру капитала), организации относят (табл. 3):
• коэффициент капитализации (Кк);
• коэффициент финансовой независимости (Кнезав);
• коэффициент финансирования (Кфз);
• коэффициент финансовой устойчивости (Кфин. уст).
Таблица 3 Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент Формула расчета
Коэффициент капитализации (Кк) Заемный капитал / Собственный капитал
Коэффициент финансовой независимости (Кнезав) Собственный капитал / Валюта баланса
Коэффициент финансирования (Кфз) Собственный капитал / Заемный капитал
Коэффициент финансовой устойчивости (Кфин. уст) (Собственный капитал + Долгосрочные обязательства) / Валюта баланса
Коэффициент капитализации (коэффициент соотношения заемных и собственных средств) показывает, каких средств у предприятия больше — заемных или собственных. Он также показывает, сколько заемных средств привлекало предприятие на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Чем меньше величина коэффициента, тем устойчивее финансовое положение организации.
Коэффициент финансовой независимости (автономии) показывает, удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования. Данный коэффициент указывает, насколько организация может уменьшить величину активов без нанесения ущерба интересам кредиторов. Чем выше значение коэффициента, тем более устойчивое финансовое положение организации.
Коэффициент финансирования показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных, а какая — за счет заемных средств. Если величина коэффициента финансирования меньше 1 (большая часть имущества предприятия сформирована за счет заемных средств), это может свидетельствовать об опасности неплатежеспособности и нередко затрудняет возможность получения кредита.
Коэффициент отдачи собственного капитала показывает скорость оборота собственного капитала (сколько рублей выручки приходится на 1 рубль вложенного собственного капитала).
Данные баланса необходимы собственникам для контроля над вложенным капиталом, руководству организации при анализе и планировании, банкам и другим кредиторам – для оценки финансовой устойчивости.
Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период.
Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.
Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником информации для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и других показателей.
Рентабельность — один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг).
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Показатели доходности продукции. Рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и затрат на производство и реализацию:
В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися у организации основными и оборотными средствами (активами). С помощью тех же активов организация будет получать прибыль и в последующие периоды деятельности. Прибыль же является главным образом (почти на 98 %) результатом от продажи продукции (работ, услуг). Выручка от продажи — показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимостью имущества.
Рентабельность собственного капитала показывает, сколько единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственником организации. финансовый ликвидность активность рентабельность
Рентабельность перманентного капитала показывает, эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации на длительный срок.
Таким образом, в основу системы анализа финансовой отчетности организаций заложен комплексный подход к анализу показателей их финансово-хозяйственной деятельности, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, организации.
После анализа и проверки финансовой отчетности дается аудиторское заключение.
Аудиторское заключение - составляется по итогам проведения финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с настоящим правилом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведение им бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ.
В данном реферате были рассмотрены теоретические аспекты анализа финансово-хозяйственной деятельности. Отсюда можно сделать следующие выводы:
1)Анализ финансово-хозяйственной деятельности - это оценка результатов хозяйственной деятельности, выявление факторов, обусловивших успехи и неудачи в анализируемом периоде, а также планирование и прогнозирование деятельности предприятия на будущее. Она решается с помощью не только стоимостных данных бухгалтерского учета, но и данных оперативного и статистического учета в различных единицах измерения.
В процессе сбора данных получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности).
1. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник / под ред. Позднякова В.Я. — М.: Инфра-М, 2018. — 190 c.
2. Бариленко В. И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности — М.: Юрайт, 2020. — 456 c.
3. Басовский Л.Е. Экономический анализ (Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности): Учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, Е.Н. Басовская и др. — М.: Инфра-М, 2018. — 479 c.
4. Голубева, Т.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Т.М. Голубева. — М.: Академия, 2019. — 320 c.
5. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под ред. Бариленко В.И. — М.: Форум, 2018. — 416 c.
6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Г.В. Савицкая. — М.: Инфра-М, 2018. — 164 c.
7. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности — М.: Юрайт, 2020. — 432 c.
8. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / А.Д. Шеремет. — М.: Инфра-М, 2017. — 352 c.
9. Фридман А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / А.М. Фридман. — М.: Риор, 2016. — 544 c.
Тема: | «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» | |
Раздел: | Разное | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 28 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ОАО Продтогр
Отчет по практике:
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организации
Отчет по практике:
Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия/учреждения/организации (ОАО Оборонэнерго)
Дипломная работа:
Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятия