Реферат
«Коллективное поведение»
- 22 страниц
1. Введение
2. Понятие коллективного поведения. Толпа.
3. Коллективное поведение
4. Список использованной литературы
Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не только государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.
Учитывая качество, направленность и распространение социальных
отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального
контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии
общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности
в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от
уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв”
(гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций
(служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических,
геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в
местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения
части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.
Понятие коллективного поведения. Толпа.
Коллективное поведение – относительно стихийное, неорганизованное, довольно непредсказуемое и незапланированное поведение множества людей, реагирующих на неопределенную или угрожающую ситуацию, которое зависит от взаимной стимуляции участников. Коллективное поведение – один из экстремальных типов поведения, представляющее собой полную противоположность стандартному или институциональному поведению.
Существуют два вида коллективного поведения:
1. Поведение толпы.
2. Массовое поведение.
Толпа – относительно кратковременное, внутренне неорганизованное множество людей, объединенных непосредственной пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью.
Формы поведения толпы:
1. Паника – форма поведения, при которой множество людей, столкнувшись с неожиданной реальной опасностью, пытаются ее избежать, проявляя при этом нескоординированность и иррациональность реакции. Для возникновения паники необходимы следующие условия:
4. Теория прирастающей ценности (Н.Смелзер) - попытка синтезировать эти три подхода, на основе последнего.
Согласно Смелзеру, для того, чтобы поведение толпы имело место, необходимо 6 основных условий.
1) Структурные факторы, способствующие поведению толпы.
2) Социальное напряжение.
3) Появление и распространение общего верования.
4) Факторы “ускорения”.
5) Мобилизация участников.
6) Действие социального контроля.
Каким бы иррарациональным и несдержанным не казалось поведение толпы на первый взгляд, оно ограничивается, по крайней мере, четырьмя факторами:
1. Эмоциональными нуждами членов толпы. Поведение в толпе выражает эмоциональные потребности, обиды и предрассудки ее членов (например, люди, которые живут скучной, монотонной жизнью склонны изредка «поохотиться на ведьм» для того чтобы разрушить монотонность своей жизни).
3. Мода – увлечения определенными стилями в одежде, украшениях, внешности, которые носят циклический характер. Мода может захватывать любой аспект групповой жизни – искусство, литературу, философию и даже методологию наук, но чаще всего проявляется в одежде и украшениях. Мода отражает доминирующие интересы и ценности общества в какой-либо промежуток времени. Например, в 16 -17 в. быть полным было модным, т. к. толщина была признаком здоровья и богатства. В 18 в. одежда отражала витиеватую культуру высшего класса, а утонченный стиль Викторианской эпохи отражал Викторианскую жеманность.
Коллективное поведение.
Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в том числе) несет в себе коллективное сознательное и бессознательное и управляется им. По существу несет в себе информационные модули определенного смысла, распределённые своими различными фрагментами по иерархически организованной психике (в смысле определённости строя психики в каждый момент на рассматриваемом интервале времени) каждого из множества разных людей*, а эти модули предопределяют процесс самоуправления коллектива, поскольку людям во множестве свойственна общность, во-первых, культуры, а во-вторых, по характеристикам излучаемых ими биополей. То есть информационный обмен, являющийся существом процессов управления и самоуправления, в обществе носит как минимум двухуровневый характер: биополевой и через средства культуры (виды искусств, средства массовой информации, науку и образование).
При этом некий функционально-целостный информационный модуль может
оказаться не сосредоточенным в психике одного человека, а рассредоточенным
в психике множества людей своими разными фрагментами. В этом случае, он -
как информационная целостность - недоступен осознанному восприятию отдельной личности, но если все его носители встретятся и, выделив его фрагменты в своей индивидуальной психике, выразят их на уровне сознания, то он станет доступным осознанному восприятию в целом и для индивидуального сознания.
Коллективное сознательное и бессознательное в таком его понимании,
как объективного информационного процесса, поддается целенаправленному
сканированию и анализу, поскольку обрывки информационных модулей так или
иначе находят свое выражение в произведениях культуры разного рода: от
газетно-туалетной публицистики, до фундаментальных научных монографий,
понятных только самим их авторам и нескольким их коллегам. Один человек или
аналитическая группа в состоянии систематически сканировать (по-русски -
просматривать) множества публикаций и высказываний разных людей по разным вопросам, выбирая из них по тематическим ключам фрагменты функционально-
целостных информационных модулей, принадлежащих коллективному сознательному и бессознательному. Точно также и действия и бездействие индивидов и коллективов в определённых обстоятельствах, не связанные с такого рода публикацией их мнений, представляют собой фразы "языка жизни", по которым тоже может быть выявлен смысл того, что несет их коллективное
бессознательное.
После анализа состояния коллективного сознательного и бессознательного, на него возможно оказать воздействие в субъективно избранном направлении его изменения, преследуя определенные цели, если сгрузить в него информацию, объективно соответствующую, во-первых, целям и во-вторых, информационному
состоянию общества. Такое воздействие может быть произведено вопреки
долговременным жизненным интересам большинства; вопреки тому, как
большинство понимает и выражает свои жизненные интересы; но сделать это
Всякое кольцо информационной выкладки может поддерживаться относительно немногочисленным подмножеством людей, и процессы в нём происходящие не способны увлечь остальное большинство, если в него нет открытых входов для завершений чужих мыслей и открытых окончаний ему свойственных, к которым могли бы пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же открытые входы-выходы есть, но в информационной среде
Коллективное сознательное и бессознательное иерархически организовано:
от семьи и группы сотрудников на работе до наций и человечества в целом.
Эта иерархическая организованность имеет место в системе объемлющих
взаимных вложений, каждомоментно меняющих свою структуру и иерархичность.
Это подобно матрешке, но отличие от реальной матрешки в том, что, если
вскрыть самую маленькую "матрешку" в коллективном сознательном и
бессознательном, то в ней может оказаться любая из её объемлющих б(льших
"матрешек" со всеми другими, поскольку человек - часть Мироздания,
отражающая в себя всю Объективную Реальность в её полноте и целостности, но
с разной степенью детализации тех или иных фрагментов, что и определяет своеобразие мировоззрения и внутреннего мира каждого индивида. Все типы строя психики, которые наличествуют в обществе, участвуют в порождении коллективного сознательного и бессознательного этого общества, вследствие чего оказывают воздействие на самоуправление общества на основе его коллективного сознательного и бессознательного. Но каждый из типов строя психики, вступая в коллективное сознательное и бессознательное общества, вносит в него
1. Бехтерев, В. М. Коллективная рефлексология / В. М. Бехтерев. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 473 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09692-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://u**it.ru/bcode/456259, https://u**it.ru/viewer/kollektivnaya-refleksologiya-456259#page/1
2. Социология : учебник для вузов / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 397 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07506-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://ur**t.ru/bcode/453729,
https://u**it.ru/viewer/sociologiya-453729#page/2
3. СОЦИОЛОГИЯ УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА Под общей редакцией А. С. Тургаева 2-е издание, исправленное и дополненное, Москва, Издательство Юрайт, 2018 – 39 с.
4. URL: https://stud**ba.com/lectures/92-sociologiya/1274-lekcii-po-obschey-sociologii/23730-43-kollektivnoe-povedenie.html
Тема: | «Коллективное поведение» | |
Раздел: | Социология | |
Тип: | Реферат | |
Страниц: | 22 | |
Цена: | 100 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения младших подростков
Дипломная работа:
Профилактика агрессивного поведения младших школьников в общеобразовательном учреждении
Реферат:
Типы социальных общностей.
Доклад:
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Учебное пособие
Контрольная работа:
Личность и общество