Реферат

«Проблемы общественного прогресса и его критериев»

  • 19 страниц
Содержание

Введение….

1. Концепция прогресса в истории философии…

2. Идея социального прогресса в эпоху просвещения….

3. Критерии прогресса в истории философской мысли….

4. Заключение….

5. Список литературы….

Введение

Специфика философского знания такова, что философские проблемы невозможно решить раз и навсегда. Они снова и снова возникают в процессе развития общества, человечества и требуют нового понимания, приобретая высшее значение на переломных этапах истории. В частности, это касается проблем, непосредственно влияющих на жизнь и развитие общества. К последним относится проблема, связанная с трактовкой социального прогресса.

Вопрос социального прогресса не нов. Его затрагивали и особо рассматривали многие мыслители. Они по-разному трактовали социальный прогресс, сам подход к его рассмотрению был для них разным. Русская мысль не обошла стороной и этот вопрос. Среди русских мыслителей он приобрел особую актуальность в связи с поиском исторического пути России, определением места России по отношению к Западу.

Фрагмент работы

Социальный прогресс - это, прежде всего, определенная идея. У каждой идеи своя история - она когда-то возникла, а потом претерпела определенную трансформацию. История идеи обычно помогает понять суть реальности, которую она отражает. Поэтому актуально изучение развития взглядов на прогресс и его критериев в истории философии.

Само слово прогресс происходит от лат. progressus, что означает движение вперед, успех. Обычно понятие прогресса ассоциируется с концепцией развития. Иногда развитие отождествляют с прогрессом, но такое отождествление следует признать неверным. Развитие определенной системы - это процесс, связанный с возникновением в ней чего-то нового, качественно другого, ранее не существовавшего. Однако не каждое развитие можно оценить как прогрессивное. Помимо прогресса, существует регресс, и само понятие прогресса обретает смысл только по отношению к его противоположному понятию регрессии. То есть наряду с прогрессом идет развитие, которое следует признать регрессивным. Также возможно развитие, которое не является ни прогрессом, ни регрессом. Именно так развитие неживой природы в первую очередь воспринимается философами.

Признак развития - появление нового, в то время как другие признаки определяют прогресс. Прогресс сегодня понимается как направление развития от низшего к высшему, движение вперед к лучшему. Социальный прогресс - это глобальный всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от первобытных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного государства, основанного на высочайших научных, технических, политических, юридических, моральных и этических достижениях.

Таким образом, в определениях прогресса всегда есть указание на направление изменений, в котором они приобретают характер прогресса, но в разных определениях это направление не совсем одно и то же. Соответственно, критерии прогресса в истории философии определялись по-разному.

Концепция прогресса в истории философии

Идея социального прогресса - продукт Новой Эры. Именно в это время идея поступательного, восходящего развития общества укоренилась в сознании людей и начала формировать их мировоззрение. В древности такой идеи не было. Древнее мировоззрение было космоцентрическим. Эллинская философия как бы вписывала человека в пространство, а космос в сознании древних мыслителей был чем-то вечным и прекрасным по своей упорядоченности. И человек должен был найти свое место в этом вечном пространстве, а не в истории. Древнее мировосприятие также характеризовалось идеей вечного цикла - движения, в котором что-то, создаваясь и разрушаясь, неизменно возвращается к самому себе. Идея вечного возвращения глубоко укоренилась в античной философии, мы находим ее у Гераклита, Эмпедокла и стоиков. Вообще движение по кругу в древности считалось идеально правильным, совершенным. Он казался совершенным древним мыслителям, потому что не имеет начала и конца и происходит в одном и том же месте, представляя как бы неподвижность и вечность.

Если мы посмотрим в древности на концепцию прогрессивного общественного развития, то найдем, прежде всего, идею не восходящего, а нисходящего развития общества - развития от лучшего к худшему. Именно такое толкование прошлого эллинов Гесиодом содержится в его стихотворении Труды и дни. Гесиод установил пять веков истории человечества - золото, серебро, медь, героизм и железо, каждое из которых было хуже предыдущего.

Конечно, были в древности и идеи, которые оценивали определенные предполагаемые изменения в жизни людей как движение от худшего к лучшему. Наиболее значимые идеи такого рода связаны с попытками древних мыслителей объяснить возникновение общества, которое они отождествляли с государством. Древние греки противопоставляли себя как культурный, цивилизованный народ окружающим негреческим племенам, варварам, которые еще не знали государства и которые, по мнению греков, пребывали в состоянии дикости. Греки знали, что раньше они, греки, были в таком же состоянии. Следовательно, им нужно было объяснить, как в них произошел этот переход от дикости к цивилизованному государственному состоянию - переход, понимаемый ими как сплочение, объединение людей, которые сначала жили отдельно и не знали закона. Древнегреческие философы считали, что сначала люди вели беспорядочную, звериную жизнь, а затем стали жить вместе и приобрели ремесла и все другие достижения цивилизации. Однако даже если допустить, что эти взгляды представляют собой идею прогресса, то это еще не идея исторического прогресса, не идея истории, а только идея возникновения государства., общество.

Идея социального прогресса в эпоху просвещения

Эта эпоха поднимает на щит ум, знания, науку, свободу человека и с этой точки зрения оценивает историю, противопоставляя себя предыдущим эпохам, где в глазах просветителей преобладали невежество и деспотизм.

Одна из первых версий рационалистической теории социального прогресса была сформулирована А. Р. Дж. Тюрго, предвосхищая концепцию М. Дж. А. Кондорсе. Тюрго утверждал, что, несмотря на бесчисленные жертвы и разрушительные потрясения,. нравственность смягчается, человеческий разум просвещается, изолированные нации сближаются, торговля и политика, наконец, связывают все части земного шара.

Просветители определенным образом понимали современную эпоху (как эпоху просвещения ), ее роль и значение для человека, и через призму понимаемой таким образом современности рассматривали прошлое человечества. и прошлое, но как только была сделана попытка восстановить между ними историческую связь на основе разума и знания, сразу же возникла идея восходящего движения в истории, прогресса.

Ум просветителей играл роль движущей силы истории. Разум развивается и по мере своего развития, проникая в жизнь человека, он меняет ее к лучшему. Разум побеждает в борьбе с невежеством, суевериями и предрассудками. Полная победа разума также будет означать процветание человечества. Вместе с тем просветители подвели к развитию разума и совершенствование производственной деятельности людей, и смягчение нравов, и установление определенных - разумных - форм общественного и государственного устройства и всего того, что они относят к достижениям цивилизации.

организации живых организмов. Эволюция, по Ламарку, находит выражение в движении от простого к сложному, в увеличении организации живых организмов, и он объяснил это направление эволюции стремлением к прогрессу, присущим жизни, присущим жизни как таковой. Для него прогресс оказался законом живой природы, а на пике прогресса человек выступил как цель эволюции и мера совершенства. Естественный характер эволюции в концепции Ламарка определялся именно стремлением к цели.

В отличие от Ламарка Чарльз Дарвин считал, что эволюция полностью определяется адаптацией к условиям окружающей среды и не содержит никакой цели. Эволюция, понимаемая таким образом, не допускает своего отождествления с прогрессом, потому что адаптация не предполагает обязательного повышения уровня организации организмов. Да и сам Дарвин не отождествлял эволюцию с прогрессом.

Однако после появления дарвиновской концепции эволюции ее также интерпретировали как оправдание прогресса в живой природе. В результате прогресс стал общей чертой, объединяющей биологическую эволюцию и социальное развитие. Тенденция отождествлять эволюцию с прогрессом полностью нашла свое выражение у Х. Спенсера. Сближая социальное и биологическое развитие, Дж. Спенсер рассматривал эволюцию как повышение уровня организации организмов (биологической и социальной). Социальное развитие, - пишет он, - со всех сторон выполняет общую формулу развития (эволюции) в смысле продвижения к большему объему, к большей согласованности, к большему разнообразию и большей определенности.

В 70-е гг. XIX век в России, под влиянием социальных изменений - отмена крепостного права, осуществление демократических реформ – теория прогресса распространения, с помощью которого радикальной молодежь народнического лагеря идентифицировала себя. Своеобразие познавательной ситуации было связано с обращением к социологии, которая понималась как наука об общих законах развития общества и в этой интерпретации часто трактовалась как философия истории на научной основе. Первыми проводниками этого подхода в философии истории были П.Л. Лавров (1823–1900) и Н.К. Михайловский (1842–1904), разработавшие в его рамках формулу прогресса, ставшую отправной точкой в философско-историческом моделировании.

С точки зрения вышеупомянутых мыслителей, история как движение человечества по пути прогресса начинается с постановки критически мыслящим индивидом сознательных целей и организации усилий масс для их достижения. С этого момента человек из царства естественной необходимости переходит в царство возможности свободы. (В интерпретации этой идеи чувствуется влияние философии истории Гегеля и антропологического подхода Фейербаха.) Для Лаврова приведенная выше линия рассуждений была логическим раскрытием морального императива, который он сформулировал следующим образом: Развитие личность в физическом, психическом и справедливом - это краткая формула, которая охватывает, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом.

Объясняя свою формулу прогресса, Лавров выделил три сферы ее проявления:

природа и общественное развитие пока нисколько не благоприятствовали человеку, подчиняя его естественной и исторической необходимости. Следовательно, индивид - обыватель, по терминологии Михайловского, должен вести постоянная и упорная борьба с обществом за свою индивидуальность. Пусть общество прогрессирует, но поймите, что личность при этом регрессирует, - писал Михайловский в своем программном произведении Борьба за индивидуальность. Общество самим процессом его развитие направлено на фрагментацию личности, наделение ее одной особой функцией, а остальное распространение на других, превращение ее из индивидуума в орган. А что за непрофессионал, что кто-то – критик. Лишь мыслящему человеку достанется завидная участь двигателя прогресса? Меня не волнует его совершенство, - решительно заявляет Михайловский от имени обывателя, - я сам хочу исправиться.

В связи с тем, что исторические построения осуществляются на основе социологической формулы прогресса, отражающей наши представления об общественном идеале, они предполагают определенную спекуляцию. Это обязательно, по мнению Кареева, заставляет нас философски размышлять о том, как возможно познание истории.

Формула прогресса, с которой Кареев ассоциирует философскую догадку, необходимую исследователю, является мерой, которую он применяет к актуальной истории, имея в виду возможности развития общества и личности. Это своего рода одежда, вырезанная из опыта, в которой он пытается понять связь между прошлым, настоящим и будущим. Но это именно мера, а не план, установленный априори. Формула прогресса - это всего лишь гипотетическая конструкция законов, основанная на введении в научные исследования духовной и социальной эволюции - объединяющего принципа разумной цели, к которой эта эволюция должна стремиться.

Социологическое направление философской и исторической мысли по ряду причин во многом определило облик русской философии истории последней трети XIX века. Но было бы ошибкой думать, что это направление не подвергалось критике. В связи с этим созданы работа С. Н. Булгакова Основные проблемы теории прогресса и цикл статей П. А. Сорокина. Переходя к анализу существующих доктрин прогресса, Сорокин дает, пожалуй, самую суровую и аргументированную критику связанного с ними субъективного метода как познания, оправдывающего определенный социальный идеал.

Критерии прогресса в истории философской мысли

Понятие прогресса неразрывно связано с вопросом о критерии прогресса. Различные концепции философии истории выдвигают разные критерии прогресса. Для просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и воплощение его в жизнь. В общем, прогресс можно рассматривать либо как движение к какому-то окончательному более высокому состоянию, либо как бесконечное восхождение и расширение. Прогресс, определяемый как развитие разума, допускает оба понимания, и оба эти понимания можно найти у просветителей.

В первом случае конечная цель прогресса трактуется как некая полная победа разума и воплощение рациональных принципов в жизни и социальной структуре людей, а затем различные социальные идеалы, связанные со свободой, справедливостью, личностным развитием, равенством и человечество можно подчинить этой рациональной социальной структуре.

Во втором случае прогресс рассматривается как неограниченное улучшение и использование разума, что хорошо коррелирует с развитием научного знания.

этом качестве здесь появляется коммунистическое общество, в котором разрешены все противоречия и конфликты, с которыми была связана история человечества.

В марксистской философии был разработан формационный подход. С точки зрения формационного подхода под историческим прогрессом понимается смена социально-экономических формаций. Социально-экономическая формация - это исторически конкретное общество на данном этапе своего развития. Он включает в себя все явления, существующие в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и бытовые. В основе социально-экономической формации лежит способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. В развитии исторического процесса Маркс выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Формирующий подход к развитию общества существует наряду с культурным и цивилизационным подходами.

Культурологический подход к идее прогресса считал прогресс культуры своим главным критерием. Этот подход был использован Освальдом Шпенглером (1880-1936). Он исходил из того, что каждая культура существует изолированно и замкнуто. Возникая на определенном этапе исторического процесса, он проходит через возраст личности (детство, юность, зрелость и старость) и затем умирает. По мнению Шпенглера, смерть культуры начинается с возникновения цивилизации.

Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние только одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое охарактеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве современные мыслители предлагают концепцию свободы.

Критерием прогресса должна быть мера свободы, которую общество способно предоставить человеку для максимального раскрытия его потенциала. Степень прогрессивности той или иной социальной системы необходимо оценивать по созданным в ней условиям для удовлетворения всех потребностей индивида, для свободного развития человека (или по степени гуманности социальной структуры).

С конца ХХ века понятие прогресса общества и истории все чаще связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. С особой силой философия истории ХХ века поставила проблему коммуникации как основы человеческого существования. История возможна лишь постольку, поскольку люди открыты миру и друг другу. История реализуется через общение.

Заключение

Направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется прогрессом.

Концепция прогресса противоположна концепции регресса. Регрессия характеризуется движением от высшего к низшему, процессами деградации, возвращением к устаревшим формам и структурам.

На протяжении почти всей истории развития философской мысли наряду с другими фундаментальными идеями существенное место занимала идея прогресса.

В древности развитие общества понималось в основном как простая последовательность событий или как постепенная деградация по сравнению с первоначальным золотым веком. Кроме того, некоторые древние философы рассматривали историю общества как циклический цикл, повторяющий одни и те же стадии.

Христианское сознание с его взглядом в будущее и идеей Царства Божьего явилось духовной основой для формирования представлений о социальном прогрессе в наше время.

В XVIII в. появилось много идей, основанных на безграничной силе человеческого разума и способности общества двигаться без границ.

Для Гегеля концепция прогресса приняла форму саморазвития мирового духа с центральной идеей теодицеи, то есть оправдания Бога за существование зла в истории.

В марксистской концепции общества прогресс был связан с развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от угнетения стихийных сил общественного развития и эксплуатации и овладением стихийными силами природы. Конечной целью и критерием прогресса было развитие человека как гармонично развитой и свободной личности. Движение общества в обратном направлении, вызванное реакционными социальными и политическими силами, считалось регрессом.

Список литературы

1. Аблеев С.Р. История мировой философии. М.: Прогресс, 2016

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Проспект, 2017

3. Алферов А.А. Идея социального прогресса: содержание и становление // Философия в пространстве культуры. Серия Восток - Запад - Россия. Ростов н / Д: Феникс, 2016

4. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 2018

5. Губин В.Д., Сидорина Т.Ю. Философия. М.: Гардарики, 2015

6. История философии: учебник для вузов / Под ред. В. П. Кохановский, В. П. Яковлев. Ростов н / д: Феникс, 2015

7. Панарин А. Философия истории. Формула прогресса. - М.: Гардарики, 2017

8. Шапошников Л.Е., Федоров А.А. История русской религиозной философии. М.: Проспект, 2014

Покупка готовой работы
Тема: «Проблемы общественного прогресса и его критериев»
Раздел: Социология
Тип: Реферат
Страниц: 19
Цена: 100 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика