Реферат

«Государственные программы по направлению «Эффективное государство»: содержание, текущее состояние, особенности оценки эффективности.»

  • 32 страниц
Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы разработки и реализации государственных программ 5

2 Содержание, современное состояние и эффективность государственных программ по направлению «эффективное государство» 16

Заключение 27

Список литературы 29

Введение

В условиях временного замедления темпов экономического роста, вызванных вспышкой вируса COVID–19, санкциями, волатильностью на валютных рынках и иных геополитических рисков, особое внимание следует уделять вопросам эффективного и рационального использования бюджетных средств. Наиболее действенным методом формирования расходов бюджетов во многих странах признается программно-целевой метод, который осуществляется через целевые программы.

Одним из значимых инструментов по осуществлению структурной политики государства и активного влияния на социально-экономическое развитие являются целевые программы.

Тема представленной работы: Государственные программы по направлению «Эффективное государство»: содержание, текущее состояние, особенности оценки эффективности.

Актуальность темы представленной работы состоит в том, что программно-целевой метод – применяется для финансирования государственных программ экономического и социального развития. С его помощью есть возможность определить источники ресурсов для реализации программ, а также выявить их эффективность.

Исследованию теоретических и практических аспектов формирования программного бюджета, в том числе в рамках реализации концепции эффективного государственного управления, посвящен ряд работ отечественных экономистов, таких как М. П. Афанасьев, Б. И. Алехин, Л.А.Ерошкина, А. И. Кравченко, П. Г. Крадинов, О. П. Овчинникова, В. Е. Чистова.

Целью исследования является оценка реализации и эффективности государственных программ на примере программ по направлению «Эффективное государство».

Объектом исследования являются государственные программы РФ по направлению «Эффективное государство».

Предметом исследования является обоснованность и эффективность реализации государственных программ РФ.

К задачам данной работы можно отнести:

– изучение теоретических основ разработки и реализаци государственных программ;

– изучение государственных программ по направлению «Эффективное государство», их сущности, содержания;

– оценка эффективности реализации государственных программ по направлению «Эффективное государство» путем анализа исполнения расходной части бюджета Российской Федерации при использовании программно-целевого метода;

Методы исследования, которые использовались при подготовке настоящей работы, включают с одной стороны эмпирическую часть, а с другой – подкреплены теоретической и методологической базой. В основе практической составляющей лежит рассмотрение применения программно-целевого метода при планировании расходов федерального бюджета. Материал частично представлен в виде схем, таблиц, графиков.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, законодательные и нормативные акты РФ, методические и справочные материалы.

Информационно-статистическую базу исследования составили материалы Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ.

Структура и объем работы. Работа содержит введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.

Фрагмент работы

1 Теоретические основы разработки и реализации государственных программ

В настоящее время в Российской Федерации одной из главных задач бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств. Известно, что основа эффективного использования бюджетных ресурсов закладывается уже на стадии планирования расходов бюджета и зависит от метода бюджетной политики в бюджетном процессе.

В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» Российская Федерация с 2014 г. переходит на полномасштабное применение программно-целевого метода в бюджетном процессе, который повышает заинтересованность ответственных исполнителей государственных программ в достижении наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.

Переход на программный бюджет устанавливает и глобальная экономическая интеграция, оказывающая все возрастающее воздействие на социально-экономическое развитие России, которое происходит в общем русле мирового экономического процесса под влиянием приоритетов развития иностранных государств.

Программно-целевой метод заключается в распределении бюджетных ресурсов, направленном на получение значимых, количественно измеримых результатов и сопровождаемом мониторингом и контролем процесса достижения поставленных целей, планируемых результатов, а также обеспечения качества бюджетного планирования. Логическую схему программно-целевого метода планирования можно представить следующим образом: «цели - пути - способы - средства».

Как отмечает А.А. Тушов, «отличительной чертой программно-целевого метода является формирование конкретной программы достижения планируемых результатов» . Данный метод планирования активен и дает возможность как наблюдать за ситуацией, так и повлиять на ее последствия. И это является главным преимуществом программно-целевого метода перед другими методами планирования.

Можем согласиться с точкой зрения О.В. Андреевой и А.А. Суховеевой, что именно такой «метод бюджетного планирования позволяет обеспечить единый подход к аккумулированию и разумному распределению бюджетных средств по определенным направлениям, к целевому использованию этих средств и к усилению контроля за ними, что, в свою очередь, повышает уровень эффективности освоения средств и адресность бюджетных расходов» .

По мнению Ковалева Т.М., «реализация бюджетного планирования, которое основано на программно-целевом методе, обеспечивает эффективность и результативность использования ресурсов бюджетов, а это является основным требованием к организации бюджетного планирования» .

При программно-целевом бюджетировании, расходы бюджетов распределяются в соответствии с основными направлениями государственной политики, при этом увеличивается ответственность участников бюджетного процесса и расширяются их полномочия. Также, определяются долгосрочные переходящие лимиты бюджетных ассигнований, которые каждый год корректируются в соответствии со среднесрочным финансовым планом, и формируется общий объем ассигнований на реализацию конкретных программ. Министерства и ведомства, ответственные за реализацию принятых программ, детализируют направления использования бюджетных средств, осуществляют мониторинг и контроль использования финансовых ресурсов государства. Таким образом, при программно-целевом бюджетировании наблюдается тесная взаимосвязь между всеми участниками бюджетного процесса.

В нашей стране, в настоящее время, бюджетное планирование приобрело форму программно-целевого бюджетирования, которое основывается на программно-целевом методе бюджетного планирования и предполагает не только составление и утверждение бюджетов, но и исполнение и контроль.

Среди российских ученых отсутствует единый подход к определению понятия «программно-целевое бюджетирование». В отечественной экономической литературе для обозначения рассматриваемой категории встречаются два термина: «программное-целевое бюджетирование» и «программное бюджетирование». Последнее чаще всего используют российские экономисты.

Заключение

Планирование расходов программно-целевым способом позволяет придерживаться единой методики и рационально использовать средства. Он не только решает самые серьезные проблемы государственных, региональных и муниципальных властей, но и является инструментом достижения уровня экономического развития на конкретной территории.

Программно-целевое бюджетирование ориентировано не только на составление и утверждение бюджетов различных уровней на основе программ, но и на контроль над результативностью расходования бюджетных средств.

Напомним, что главным инструментом программно-целевого бюджетирования служит государственная (муниципальная) программа.

Система планирования федерального бюджета РФ в последние десятилетия прошла через определенные изменения. Переход к программному бюджету начался в 2010.

Первоначально было большое количество федеральных целевых программ, впоследствии, они были заменены или включены в состав государственных программ.

На сегодняшний день существует 46 государственных программ по пяти направлениям: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие» и «Эффективное государство».

Анализ оценки эффективности государственных программ из программного блока «эффективное государство» показал, что эффективность реализации программ рассматриваемого блока высокая и выше среднего.

Также следует принять меры ответственности за неисполнение взятых обязательств, чтобы минимизировать риски в управлении реализацией госпрограмм.

Предлагаем внедрить зарубежных опыт регулярной переоценки функций и задач программ, а также ввести форму заявки на бюджет, которая отражает план финансирования необходимой программы.

Подводя итог, программно-целевой метод планирования бюджета действительно обеспечивает прозрачность бюджета и преобразовывает государственные программы в один из главных инструментов бюджетирования.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172–ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.ga**nt.ru/70684666/ (дата обращения 07.06.2021).

2. О внесении изменении в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса: федер. закон от 07.05.2013 №104-ФЗ // Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

3. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2019-2021 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»

4. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 (ред. от 27.07.2020) «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация») [Электронный ресурс]. URL: http://www.cons**tant.ru/document/cons_doc_ LAW_7120/ (дата обращения 08.06.2021).

5. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.g**ant.ru/198991/ (дата обращения 16.05.2021).

+ еще 14 источников

Покупка готовой работы
Тема: «Государственные программы по направлению «Эффективное государство»: содержание, текущее состояние, особенности оценки эффективности.»
Раздел: Управление
Тип: Реферат
Страниц: 32
Цена: 300 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

У нас можно заказать

(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)

Контрольная на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Решение задач на заказ

Решение задач

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Лабораторная работа на заказ

Лабораторная работа

от 200 руб.

срок: от 1 дня

Доклад на заказ

Доклад

от 300 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

42 задания

за последние сутки

10 минут

время отклика