Дипломная работа
«Организация и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков»
- 54 страниц
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков 8
1.1 Понятие и сущность специальной операции 8
1.2 Характерные особенности специальной операции 18
Выводы по Главе 1 23
Глава 2 Тактические аспекты организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков 25
2.1 Классификация толпы как неотъемлемая часть специальной операции по пресечению массовых беспорядков 25
2.2 Организация и тактика проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков 30
2.3 Обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков 38
Выводы по Главе 2 43
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложение 1 54
Приложение 2 55
Приложение 3 56
Помимо повседневной деятельности по укреплению правопорядка и борьбы с преступностью на органы внутренних дел и Росгвардию возложены задачи по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайных обстоятельств как мирного, так и военного времени.
Одним из основных видов деятельности органов внутренних дел в этих условиях будет являться проведение специальных операций.
Организация и проведение таких операций при чрезвычайных обстоятельствах требуют от сотрудников органов внутренних дел и Росгвардии твердого знания основ специальной операции, тактических способов и приемов боевых действий, высокой боевой готовности, умения управлять подразделениями, нарядами и группами при их проведении.
Актуальность темы исследования. В ходе массовых публичных мероприятий всё чаще проявляются групповые нарушения общественного порядка. Под прикрытием массовых нарушений общественного порядка осуществляется посягательство на жизнь и здоровье граждан, случайно оказавшихся в непосредственной близости от места проведения массовой акции, на собственность физических и юридических лиц и т. д.
Сложившаяся ситуация в современном мире ставит перед правоохранительными органами развитых стран сложную задачу по обеспечению общественной безопасности.
Органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит в первую очередь в создании наиболее благоприятных условий для их проведения. Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь путем проведения своевременного и профессионального грамотного комплекса организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений.
В связи с этим возникает необходимость научного осмысления и исследования организационных, правовых и тактических основ охраны общественного порядка и безопасности (ООП и ОБ) при проведении массовых мероприятий, в том числе спортивно-массовых мероприятий, а также в случае противоправного поведения отдельных граждан в местах массовых акций.
Предметом исследования ВКР стали конституционные, уголовно-процессуальные и ведомственные нормы, а также нормы иных федеральных законов, представляющие собой организационные и правовые основы деятельности органов внутренних дел в различных условиях обстановки, отражающие их правовое положение, а также практика применения соответствующих правовых норм.
Целью работы является проведение анализа и разработка рекомендаций, для совершенствования организационных и правовых основ организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
В работе поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить понятие специальной операции;
2. Выделить характерные черты специальной операции;
3. Рассмотреть классификацию толпы как неотъемлемую часть специальной операции по пресечению массовых беспорядков;
4. Изучить организацию и тактику проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков;
5. Исследовать обеспечение личной безопасности сотрудников полиции при проведении специальной операции по пресечению массовых беспорядков.
Нормативно-правовой базой исследования являются: Конституции РФ, Международные акты о правах человека, законодательство, регулирующее организацию и порядок прохождения службы в органах внутренних дел РФ, уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, федеральные законы и иные законы РФ.
Теоретическую основу исследования составили труды A. А. Баева, В. А. Баранова, В. Н. Григорьева, П. Б. Голубца, М. А. Громова, Ю. Н. Демидова, Г. И. Демина, Г. К.Дубовца, В. И. Иванова, B. П. Илларионова, М. П. Киреева, И. Е.Кривошеева, И. Н. Лесняка, A. Ф. Майдыкова, В. А. Максимова, А. К. Микеева, Б. Н. Порфирьева, C. А. Старостина, А. Г. Степанова, В. И. Фризко, В. С. Чернявского, B. Я. Четверикова, Н. М. Якушина и др.
В целях более глубокого изучения отдельных вопросов темы использовались материалы не только действующего законодательства Российской Федерации, но и ранее существовавшие, утратившие на сегодняшний день свою юридическую силу, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, ведомственные нормативные акты, относящиеся к предмету исследования.
На основе всестороннего анализа современного законодательства, применения статистических данных, использования специальной литературы, мнений по схожим вопросам, разработаны и предложены конкретные рекомендации по усовершенствованию нормативно-правовых актов, направленные на обеспечение более эффективной организации и деятельности ОВД. Содержащиеся в работе выводы и рекомендации могут быть использованы в правотворческой и практической деятельности, в дальнейших теоретических разработках, связанных с организационными и правовыми основами деятельности дисциплины «Тактико-специальная подготовка», а также в правоприменительной практике органов внутренних дел России.
Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты организации и проведения специальной операции по пресечению массовых беспорядков 1.1 Понятие и сущность специальной операции
Одной из разновидностей операций, проводимых органами внутренних дел, являются специальные операции, осуществление которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но также силы и средства Федеральной службы войск национальной гвардии, созданной 05.04.2016 года [5]. Как правило, при этом используются все находящиеся на вооружении ОВД и Росгвардии средства воздействий на преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п. [12, с. 238].
Организация и проведение специальной операции силами личного состава органов внутренних дел выступает в качестве наиболее сложной формы выполнения боевых задач. Задействованные в хоте таких операций на различных направлениях силы и средства решают разные по объему и характеру задачи. Однако цель у них одна – восстановление общественной безопасности. Подобного рода операции требуют от всего личного состава гигантских физических и моральных затрат, четко налаженной связи и взаимодействия [23, с. 221], [24, с. 141].
В своей практической деятельности органы внутренних дел и Росгвардия кроме решения повседневных задач призваны выполнять боевые задачи, возникающие при чрезвычайных обстоятельствах и чрезвычайных ситуациях. Такими задачами являются [12]:
1. отражение нападения на охраняемые объекты;
2. розыск и задержание особо опасных государственных, вооруженных преступников, осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, при конвоировании, вооруженных дезертиров;
3. пресечение и ликвидация групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков в исправительных учреждениях и населенных пунктах;
4. задержание (ликвидация) преступных групп, захвативших самолет и другие важные объекты;
5. ликвидация незаконных вооруженных формирований (бандитских формирований), изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества;
6. обеспечение режимно-карантинных мероприятий в условиях эпидемий и эпизоотий;
7. охрана общественного порядка при ликвидации стихийных бедствий и крупных производственных аварий;
8. борьба с диверсионно-разведывательными формированиями противника.
Решение этих задач осуществляется, главным образом, проведением специальных операций.
Специальные операции это один из наиболее сложных видов деятельности органов МВД России и Росгвардии. Характерным для них является привлечение сравнительно большого количества различных по составу, подчиненности и назначению сил и средств органов внутренних дел, Росгвардии, а, в некоторых случаях, федеральной службы безопасности, армии, министерства по чрезвычайным ситуациям и других ведомств. Конечные цели операции достигаются проведением целого ряда мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других мероприятий и различного рода боевых действий, отличающихся высокой маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью. Боевые действия в операции могут развертываться на обширной территории, на труднодоступной местности и продолжаться в течении нескольких суток, а в отдельных операциях носят локальный характер и протекают скоротечно.
Проведение специальных операций является одним из организационно-тактических способов экстренного массированного реагирования органов внутренних дел и Росгвардия на чрезвычайные обстоятельства и раскрытие наиболее тяжких преступлений по «горячим следам» [21].
Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность ОВД, ВВ и УИС.
Никто не вправе отдавать личному составу участвующему в специальной операции, приказы, распоряжения и указания, противоречащие законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из вышесказанного можно сказать, что:
Специальные операции - это совокупность согласованных и взаимных по цели, времени и месту политических, оперативных, режимных, следственных мероприятий, боевых (войсковых) действий проводимых по единому замыслу с целью обнаружения, задержания или ликвидации диверсионно-разведывательных формирований, воздушного десанта, агентуры противника, вооруженных преступников, ликвидации групповых нарушений общественного порядка, снижение потерь, разрушений при стихийных бедствиях и т.д.
Основанием для проведения специальной операции (ввода в действие плана специальной операции) являются [18]:
• получение приказа (указания, распоряжения) руководителя (дежурного) вышестоящего органа внутренних дел или учреждения УИС;
• получение достоверной информации о чрезвычайном происшествии криминального характера или возможном его продолжении (появлении преступников и т.п.) на обслуживаемой территории.
С учетом сложности действий в специальной операции и наличия условий для выработки и доведения решения до исполнителей (прежде всего полноты информации о ЧО и имеющихся в непосредственном распоряжении силах и средствах, а также времени), лицо, принимающее решение на проведение специальной операции, может формулировать его и проводить в жизнь частями (поэтапно). При этом необходимо следовать рекомендации, что тщательно выверенное, но запоздавшее решение, как правило, приводит к общему провалу специальной операции, а своевременное, но несколько неточное решение чаще можно исправить корректировкой последующих действий [23].
Специальная операция должна начинаться в точно установленное время «Ч +», в которое подвижные элементы группировки сил приступают к выполнению поставленных им задач.
Характеристика специальных операций, порядок организации и управления операцией убедительно показывают, что специальная операция представляет собой наиболее сложный вид деятельности органов внутренних дел.
Успех в ее проведении будет достигнут в том случае, если в ее основу положено знание и глубокое понимание оперативной обстановки, предвидение возможности ее изменения, а также знание основ ведения специальной операции. Все это накладывает на курсантов и слушателей обязанности по овладению твердыми знаниями, умениями, навыками действий в специальных операциях.
К правовым актам, регулирующим деятельность правоохранительных органов по обеспечению общественной безопасности, относятся: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О чрезвычайном положении», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О безопасности», «Об оружии», «Об обороне» и т.д.
Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» регулирует определенные стороны деятельности полиции, координирует действия по обеспечению общественной безопасности в чрезвычайной обстановке. Общие положения закона распространяются на деятельность ОВД в любых условиях обстановки, в том числе и чрезвычайной. Обозначенная правовая основа закона о применении физической силы, специальных средств и оружия относится и к субъектам их применения вне зависимости от обстановки.
В соответствии с названными нормативно-правовыми актами, сотрудники полиции при обеспечении общественного порядка наделены государственно-властными полномочиями по применению довольно широкого круга мер административного принуждения.
В этой связи можно выделить ряд основных выводов, сделанных в ходе работы над ВКР.
Массовые беспорядки – это общественно опасное преступление против общественной безопасности и общественного порядка, парализующее деятельность органов государственной власти и управления, нарушающее нормальную жизнедеятельность общества, сопровождающееся насилием, а также призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами.
К основным задачам ОВД по предупреждению и пресечению массовых беспорядков являются:
- своевременное обнаружение признаков социальной напряженности;
-разработка и корректировка плана действий ОВД по пресечению и ликвидации массовых беспорядков;
- подготовка личного состава к действиям по пресечению и ликвидации массовых беспорядков.
Радикальным средством борьбы с массовыми беспорядками является проведение специальной операции.
Специальная операция - это комплекс разведывательных, оперативных, следственных, профилактических и силовых мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел и иными привлекаемыми силами под руководством начальника оперативного штаба по единому плану в одном или нескольких местах, в целях недопущения (пресечения) со стороны бесчинствующей толпы актов насилия, организации погромов, поджогов, оказания вооруженного сопротивления представителям власти в нормализации обстановки и привлечении виновных к ответственности.
Всё изложенное позволяет сделать вывод, что одним из главных субъектов охраны общественного порядка и безопасности являются органы внутренних дел. Меры, принимаемые в целях обеспечения внутренней безопасности в различных условиях, в том числе при проведении массовых мероприятий, способствуют развитию общественных отношений, складывающихся в этой сфере, созданию наиболее благоприятных условий управления, обеспечению гарантий для осуществления субъективных прав и свобод граждан, а также выполнению ими своих обязанностей, борьбе с правонарушителями.
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 26 (ч. I). - Ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 08.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 125-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // Российская газета. - № 256. - 31.12.2001.
5. О войсках национальной гвардии России Федерации: федер. закон от 3.07.2016 № 226-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (часть I). - Ст. 4159.
6. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 47. - Ст. 4472.
7. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от12.08.1995 № 144-ФЗ (в ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 33. - Ст. 3349.
8. О коммерческой тайне: федер. закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Российская газета. - № 166. - 05.08.2014.
9. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 3.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 20116. - № 7. - Ст. 900.
10. Вопросы организации полиции: указ Президента РФ от 01.03.2011 № 250 (ред. от 7.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 10. - Ст. 1336.
+ еще 28 источников
Тема: | «Организация и проведение специальной операции по пресечению массовых беспорядков» | |
Раздел: | Правоохранительные органы | |
Тип: | Дипломная работа | |
Страниц: | 54 | |
Цена: | 2400 руб. |
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
- Цены ниже рыночных
- Удобный личный кабинет
- Необходимый уровень антиплагиата
- Прямое общение с исполнителем вашей работы
- Бесплатные доработки и консультации
- Минимальные сроки выполнения
Мы уже помогли 24535 студентам
Средний балл наших работ
- 4.89 из 5
написания вашей работы
У нас можно заказать
(Цены могут варьироваться от сложности и объема задания)
682 автора
помогают студентам
42 задания
за последние сутки
10 минут
время отклика
Методика организации и проведения профилактической беседы социального педагога с учащимися
Дипломная работа:
Административно-правовое регулирование организации и проведения публичных мероприятий
Контрольная работа:
Организация и проведение творческих конкурсов и презентаций
Дипломная работа:
Проект организации и проведения спортивного соревнования (на примере чемпионата мира по футболу 2018 года)
Контрольная работа:
Деятельность органов внутренних дел по пресечению массовых беспорядков в населенных пунктах