Курсовая работа

«Сопоставительный анализ учебников русского языка для 10-11 классов»

  • 35 страниц(ы)
  • 1384 просмотров
фото автора

Автор: navip

Введение….3

Глава 1. Теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе….…5

§1.1. Общие требования к учебникам русского языка….5

§1.2. Структура, функции и типологии учебников русского языка.…9

Глава 2. Анализ учебников русского языка для старшего звена….…17

§2.1. Обзор учебников русского языка для 10-11 классов…17

§2.2. Сопоставительный анализ учебников русского языка….….24

Заключение….30

Список использованной литературы….…32

Данная тема представляется нам актуальной, так как в настоящее время очень активно исследуются учебники и учебные пособия по русскому языку, в частности в старших классах. Многих учителей и родителей учеников школ, лицеев и гимназий интересует их структура, их содержание. В любом коллективе преподавателей могут возникать споры о том, какая линия учебников лучше и эффективнее. Учебники русского языка могут быть различных типов, могут выполнять различные функции, а также они могут отличаться по структуре построения материала. Работ на выбранную нами тему немного, что делает её ещё более актуальной.

Объектом нашего исследования является учебник как средство получения знаний школьниками в образовательном процессе.

Предметом нашего исследования являются те учебники, благодаря которым учитель наиболее полно, интересно и понятно сможет обучить старшеклассников русскому языку.

Цель данного исследования – провести сопоставительный анализ учебников русского языка для 10-11 классов.

Нами были поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе;

2) провести анализ имеющихся учебников по русскому языку;

3) проанализировать учебники по русскому языку для 10-11 классов;

4) сделать выводы по результатам исследования.

Методы исследования, использованные в работе – описательный и сравнительно-сопоставительный.

В соответствии с поставленными задачами структура данной работы состоит из двух глав: первая глава посвящена теоретическим аспектам использования учебников русского языка в образовательном процессе; глава вторая посвящена анализу учебников русского языка для старшего звена школы.

Практическая значимость исследования представляет собой материал, который может быть использован преподавателями методики преподавания русского языка в вузах при изучении учебной литературы, которая используется в средних общеобразовательных учреждениях.

Несомненно, работа с учебниками русского языка небезынтересна в школах, так как именно эти учебники повсеместно используют учителя и обучающиеся. Методика сбора и анализа этого вида учебной литературы вполне применима на факультативных и кружковых занятиях в среднем и старшем звене.

Глава 2. Анализ учебников русского языка для старшего звена

§2.1. Обзор учебников русского языка для 10-11 классов

Многие из учителей русского языка в полной мере осознают, насколько большое значение имеет учебник в ходе образовательного процесса. То, как ученик будет относиться к уроку, зависит во многом от выбора учебника. Если теория изложена недоступным языком, если приведены скучные и однотипные упражнения, то это в совокупности может привести к тому, что даже опытный учитель не справится с уроком. Также такая ситуация может обернуться другой стороной: помощью и опорой на любом уроке нам станет хороший учебник – живое, понятное его изложение, вопросы, которые заставляют обучающихся напряженно размышлять и содержание упражнений, наполненное новой информацией.

В настоящее время перед учителем поставлен серьёзный вопрос выбора хорошего, качественного учебника из числа рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации. Часть учите-лей привыкла работать с традиционными, привычными учебниками, а другая часть – по тем, которые в значительной мере отличаются от прежних учебных пособий, несмотря на то, что большой объём программы придётся осваивать снова, затрачивая свои силы и время. Школьным педагогам предстоит осознать, какой именно учебник согласуется с их личными предпочтениями, с уровнем знаний обучающихся, проанализировать сильные и слабые стороны различных учебников и сопоставить между собой их сходства и различия, выяснить, каких дополнительных усилий потребуют они от учителя.

Мы в свою очередь предлагаем рассмотреть некоторые учебники по русскому языку для 10-11 классов и дать им краткую характеристику.

Первым из выбранных нами учебников является книга «Русский язык» под редакцией Веры Васильевны Бабайцевой. Следует отметить следующие положительные свойства:

1) структура учебника даёт возможность комплексно изучать, закреплять, повторять теоретические сведения о языке, которые изложены просто и стилистически ровно, не перегружены научной стилистикой;

2) данное учебное пособие помогает осуществлять организацию активных форм обучения, в основном, семинарские занятия и подготовку обучающихся к выпускным экзаменам;

3) позволяет учителю выдавать учебный материал пропедевтически, внедрять инновационные технологии и делить учебный материал на блоки;

4) задания и упражнения данного учебника рассчитаны на разноуровневый подход к обучению и требуют не только знаний, но и умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Богатый справочный материал направлен на успешную организацию самостоятельной работы. Кроме того, учебник включает в себя подробные образцы различных видов грамматического разбора, в том числе орфографический и пунктуационный.

Данный учебник соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку. Состоит из 2-х частей. Теоретическая сторона языка приведена в системе и углубляет знания обучающихся, которые они приобрели в 5-9 классах. Сборник заданий содержит различные упражнения, помогающие в обобщении и закреплении нового материала. Большое значение придаётся развитию речи, умению детей к составлению и анализу текстов.

Главным недостатком этого комплекса, по мнению многих учителей, является то, что количество словарных слов на полях учебника и в словарике в конце учебника не совпадает, а так же дети с трудом могут выделить их из общего числа слов, расположенных на полях, но уже с другой целью.

Вторым учебником, которому мы дадим краткое описание, является «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» за авторством Василия Фёдоровича Грекова, Сергея Ефимовича Крючкова и Льва Антоновича Чешко. Целями данного учебного пособия являются:

1) укрепление орфографических и пунктуационных навыков обучающихся на базе повторения грамматических правил и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;

2) расширение лексики старших школьников;

3) исправление наиболее типичных лексических, грамматических и произносительных ошибок в устной и письменной речи, которые не соответствуют нормам русского литературного языка.

Содержание учебника, структура в целом и построение его отдельных глав основываются на практических целях пособия. Орфографические и пунктуационные правила, а также включённые в книгу краткие сведения по таким разделам русского языка, как лексика, орфоэпия, грамматика и стилистика, предназначены для справок и организаций самостоятельной работы обучающихся. В основном эти сведения являются повторением и обобщением того, чему старшеклассники должны быть обучены в 5-9 классах.

Третий учебник для 10-11 классов по русскому языку составлен Александром Ивановичем Власенковым и Лидией Макаровной Рыбченковой. Данный учебник ориентирован на базовые компоненты содержания образования по русскому языку. В нём даны теоретические сведения и разработана система упражнений; систематизированы важнейшие сведения по орфографии и пунктуации в виде повторительно-обобщающих упражнений. Учебный материал способствует выработке практических умений и навыков, предусмотренных требованиями программы. Система упражнений вполне удовлетворяет уровню подготовки учащихся: возможна организация разноуровневого обучения. Практический материал дан в избытке, что позволяет организовать индивидуальную работу. Язык изложения доступен для понимания учащимися.

Способ изложения теоретического и практического материала дает возможность для реализации современных педагогических технологий: проведения семинаров, уроков-практикумов, лабораторных работ. Тексты, помещённые в учебнике (теоретические, отрывки из художественных произведений), способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, литературного вкуса, внимания к слову. В текстах научного стиля прослеживаются межпредметные связи. Учебное пособие ориентировано на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыков переработки текстов, подготовки собственных текстов разных жанров и стилей. Теоретический материал дается в системе. Разнообразные упражнения предоставляют возможность для разностороннего анализа текстов.

Учебник содержит материалы о роли русского языка в современном мире, об активных процессах в русском языке на современном этапе, о выдающихся учёных-русистах, о принципах русской орфографии и пунктуации, о культуре речи.

Теоретический материал дается в системе, но недостаёт иллюстративного материала по некоторым темам. Кроме того, нет образцов, которым следовали бы учащиеся в процессе работы над текстами разных авторов. В учебнике нет словарей (толкового, орфографического), в которых были бы представлены общественно-политическая лексика и новейшие заимствования. Нет информации о выдающихся лингвистах. Подготовка учащимися сообщений о них вызывает определенные трудности в поиске и отборе сведений.

Четвёртый учебник, которому мы хотим дать характеристику, носит название «Русский язык. 10-11 классы», и его авторами являются Нина Григорьевна Гольцова, Игорь Викторович Шамшин и Марина Алексеевна Мищерина. Учебно-методический комплекс, в состав которого входит данный учебник, обладает премией Правительства РФ в области образования за 2003 г. Все элементы отвечают федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования по русскому языку и представляют собой удачное сочетание системности, научности и практической значимости.

В нашей работе мы рассмотрели теоретические аспекты использования учебников русского языка в образовательном процессе и проанализировали учебники по русскому языку для 10-11 классов. Школьные учебники по русскому языку должны соответствовать многочисленным требованиям федерального государственного образовательного стандарта: структурным, дидактическим, методическим и требованиям, связанным с качеством оформления учебника. Структурно каждый учебник должен содержать в себе теоретические сведения о языке в виде текстов, упражнения различной направленности, а также яркий и красочный иллюстративный материал. Дидактически каждый учебник направлен на обучение русскому языку детей с разным уровнем развития, также авторы учебников предпочитают использование разных видов упражнений для достижения определённых методических целей.

Для сравнительного анализа мы выбрали три учебника русского языка для 10-11 классов: «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко; «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой и «Русский язык. 10-11 классы» Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной. Основными критериями для сравнения являлось наличие текстов разных видов и упражнений, выполняющих различные функции. По итогам нашего исследования мы можем сделать несколько выводов:

1. все учебники соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

2. основной текст в каждом учебнике подкрепляется текстами разных видов (вводным, дополнительным, вводным и дополнительным одновременно), никто из авторов не использует в своём учебнике обобщающий и заключительный тексты;

3. учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко направлен на обучение русскому языку учащихся с более низким уровнем развития, так как в нём преобладают рецептивные упражнения и отсутствуют упражнения продуктивного и творческого характера;

4. учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой направлен на развитие речи учащихся с более высоким уровнем развития, так как в нём рецептивные упражнения заменены на упражнения продуктивной и творческой направленности, ориентированных на построение детьми собственных текстов;

5. учебник Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А. Мищериной составлен для среднестатистических учащихся, в нём нет рецептивных, пропедевтических упражнении, но также в нём отсутствуют и упражнения, направленные на развитие творческих качеств.

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2007. – с. 46

2. Артеменко Н.А. Теория и методика обучения русскому языку. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – с. 201

3. Атарщикова Е.Н. Теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: Преподавание русского языка. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. – с. 332

4. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений филол. профиля. – М.: Дрофа, 2009. – с. 447

5. Бабко Г.И. Учебно-методический комплекс: теория и практика проектирования. – М.: РИВШ, 2003. – с. 128

6. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов вузов / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Академия, 2001. – с. 368

7. Беднарская Л.Д. Грамотный человек: учебное пособие / Л.Д. Беднарская, Л.А. Константинова, Е.П. Щенникова. – М.: Флинта: Наука, 2009. – с. 167

8. Бим И.Л. Принципы конструирования личностно-ориентированного учебника // Материалы методологического семинара «Современный учебник как средство самореализации ученика и учителя». – М.: ИСМО РАО, 2004. – с. 2

9. Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004. – с. 264

10. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – с. 350

11. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» Книга для учителя. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – с. 128

12. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006. – с. 319

13. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. – М.: Дрофа, 2009. – с. 224

14. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»», 2011. – с. 448

15. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: Издательский Дом ОНИКС: Альянс-В, 1999. – с. 272

16. Гудков Д.Б. О русском языке и не только о нем / Д.Б. Гудков, Е.Ю. Скороходова. – М.: Гнозис, 2010. – с. 205

17. Гузева Н.Ю. Ценностно-ориентированное обучение русскому языку: методология и практика. – Ульяновск: Зебра, 2015. – с. 98

18. Зырянова Е.В., Овчинникова И.Г., Чудинова А.Р. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении русскому языку и подготовке к ЕГЭ. Учебно-методическое пособие. – М.: Флинта, Наука, 2010. – с. 176

19. Киселёва О.Н. Методика преподавания русского языка. – Томск: Изд-во ТГУ, 2005. – с. 312

20. Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. – СПб.: Норинт, 2002. – с. 191

21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2003. – с. 176

22. Лекант П.А. Современный русский язык: Словарь-справочник. Пособие для учителя / Лекант П.А., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. – М.: Просвещение, 2004. – с. 304

23. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект, 2006. – с. 590

24. Сабаткоев Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку. – М.: Академия, 2005. – с. 320

25. Стычева О.А. Методика школьного курса русского языка. – Киров: МЦНИП, 2013. – с. 170

26. Текучёва И.В. Теория и методика преподавания русского языка. Часть 1. – М.: МГПИ, 2006. – с. 189

27. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. учреждений высш. пед. учебных заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина; под ред. Р. Б. Сабаткоева. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – с. 336

28. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004. – с. 11

29. Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе. – М.: Дрофа, 2008. – с. 109

30. Юдина Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? прогресс? – М.: Гнозис, 2010. – с. 292

Покупка готовой работы
Тема: «Сопоставительный анализ учебников русского языка для 10-11 классов»
Раздел: Литература и лингвистика
Тип: Курсовая работа
Страниц: 35
Цена: 1600 руб.
Нужна похожая работа?
Закажите авторскую работу по вашему заданию.
  • Цены ниже рыночных
  • Удобный личный кабинет
  • Необходимый уровень антиплагиата
  • Прямое общение с исполнителем вашей работы
  • Бесплатные доработки и консультации
  • Минимальные сроки выполнения

Мы уже помогли 24535 студентам

Средний балл наших работ

  • 4.89 из 5
Узнайте стоимость
написания вашей работы

Не подошла эта работа?

Воспользуйтесь поиском по базе из более чем 40000 работ

Другие работы автора
Наши услуги
Дипломная на заказ

Дипломная работа

от 8000 руб.

срок: от 6 дней

Курсовая на заказ

Курсовая работа

от 1500 руб.

срок: от 3 дней

Отчет по практике на заказ

Отчет по практике

от 1500 руб.

срок: от 2 дней

Контрольная работа на заказ

Контрольная работа

от 100 руб.

срок: от 1 дня

Реферат на заказ

Реферат

от 700 руб.

срок: от 1 дня

682 автора

помогают студентам

23 задания

за последние сутки

10 минут

среднее время отклика