Дипломная работа
«Развитие туристического бизнеса в Мурманской области.»
- 74 страниц
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СФЕРЫ ТУРИЗМА 7
1.1. Туризм как составляющая отрасли экономики 7
1.2. Классификация направлений и виды туризма. Особенности российского туризма 11
1.3. Государственное регулирование туристической деятельности в РФ 21
1.4. Направления маркетинговых мероприятий 25
2. АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1. Характеристика Мурманской области как объекта туризма 29
2.2. Основные виды туристических услуг Мурманской области 32
2.3. Анализ туристической деятельности региона 36
2.4. Проблемы развития туристского рынка в регионе 39
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 46
3.1. Перспективы развития туризма в регионе 46
3.2. Развитие инфраструктуры как основы успешной туристической деятельности в Мурманской области 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся социальных явлений. Доля доходов от осуществления туристической деятельности составляет значительную часть бюджетов развитых стран.
Стремительное развитие туризма, с социальной точки зрения, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономической деятельности как торговля, строительство, транспорт и связь, производство товаров народного потребления, и является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики и жизни общества.
Рынок туристических услуг и туристическая инфраструктура в России проходят период обновления по таким направлениям, как, изменение формы и методов туристического обслуживания населения, что, в свою очередь, приводит к повышению интереса населения к туризму в целом. Развитие этой отрасли идет нарастающими темпами, растёт конкуренция на рынке туристических услуг и степень коммерциализации данной деятельности. Государственная поддержка индустрии туризма, как отрасли национальной экономики, в виде государственных программ, способствующих развитию туристических центров, созданию и развитию необходимой инфраструктуры, рекламы и информационного обеспечения, во многом определяет эффективность развития туристического бизнеса в России.
Потребность в отдыхе относится к верхнему уровню потребностей человека, поэтому потребность в туристических услугах становится массовой, входит в норму жизни, а также становится частью национальной культуры.
Заявленная тема дипломной работы тесно связана с проблемами развития системы регионального туризма в Мурманской области.
Продолжение после покупки
ᐧОсновной ᐧцелью ᐧдальнейшего ᐧразвития ᐧтуризма ᐧявляется ᐧсоздание ᐧсовременного ᐧконкурентоспособного ᐧтуристского ᐧкомплекса, ᐧобеспечивающего, с ᐧодной ᐧстороны, ᐧширокие ᐧвозможности ᐧдля ᐧудовлетворения ᐧпотребностей ᐧнаселения ᐧобласти, ᐧроссийских и ᐧиностранных ᐧграждан в ᐧтуристских ᐧуслугах, а с ᐧдругой ᐧстороны, ᐧвклад в ᐧразвитие ᐧэкономики ᐧрегиона, в ᐧтом ᐧчисле за ᐧсчет ᐧналоговых ᐧпоступлений в ᐧбюджет, ᐧпритока ᐧденежных ᐧсредств, ᐧувеличение ᐧколичества ᐧрабочих ᐧмест, ᐧсохранение и ᐧрациональное ᐧиспользование ᐧприродно-рекреационного и ᐧкультурно-исторического ᐧпотенциала ᐧМурманской ᐧобласти.
ᐧДля ᐧреализации ᐧпоставленной ᐧцели ᐧнеобходимо ᐧрешить ᐧряд ᐧзадач:
— ᐧобеспечить ᐧсохранение ᐧобъектов ᐧтуристского ᐧпоказа, ᐧрациональное ᐧиспользование ᐧприродно-рекреационного и ᐧкультурно-исторического ᐧнаследия;
— ᐧсоздать ᐧрегиональный ᐧмарочный ᐧтуристический ᐧпродукт, ᐧобеспечивающий ᐧпозитивный ᐧимидж и ᐧузнаваемость ᐧМурманской ᐧобласти на ᐧтуристском ᐧрынке;
— ᐧповысить ᐧконкурентоспособность ᐧрегиональных ᐧтуристических ᐧуслуг за ᐧсчет ᐧулучшения ᐧкачества ᐧобслуживания ᐧтуристов, ᐧуглубления ᐧспециализации и ᐧкооперации в ᐧработе ᐧтуристских ᐧпредприятий, ᐧразвития ᐧсистемы ᐧподготовки и ᐧповышения ᐧквалификации ᐧкадров в ᐧсфере ᐧтуризма;
— ᐧсформировать ᐧсистему ᐧтерриториального ᐧрегулирования ᐧтуристской ᐧдеятельностью, ᐧвключая ᐧмуниципальный ᐧуровень;
ᐧТуризм — ᐧэто ᐧспецифическая ᐧотрасль ᐧэкономики, ᐧвключающая в ᐧсебя ᐧдеятельность ᐧтуристских ᐧпредприятий по ᐧпредоставлению ᐧкомплекса ᐧтуристских ᐧуслуг и ᐧпродаже ᐧтуристских ᐧтоваров в ᐧцелях ᐧудовлетворения ᐧпотребностей ᐧчеловека, ᐧвозникающих в ᐧпериод ᐧего ᐧпутешествия (поездки).
ᐧНесмотря на ᐧпродолжающийся ᐧтуристический ᐧбум в ᐧРоссии, ᐧвлияние ᐧиндустрии ᐧтуризма на ᐧэкономику ᐧстраны ᐧпока ᐧнезначительно. ᐧОно ᐧадекватно ᐧвкладу ᐧгосударства в ᐧразвитие ᐧданной ᐧотрасли и ᐧсдерживается, в ᐧосновном, ᐧотсутствием ᐧреальных ᐧинвестиций, ᐧнизким ᐧуровнем ᐧгостиничного ᐧсервиса, ᐧнедостаточным ᐧколичеством ᐧгостиничных ᐧмест, ᐧдефицитом ᐧквалифицированных ᐧкадров.
На ᐧосновании ᐧпроведенного в ᐧисследовании ᐧанализа ᐧможно ᐧсделать ᐧследующие ᐧвыводы.
ᐧРесурсы ᐧМурманской ᐧобласти ᐧпозволяют ᐧформировать ᐧразнообразные, ᐧориентированные на ᐧконкретных ᐧпотребителей, ᐧтуристские ᐧпродукты. ᐧЭто — ᐧгорнолыжные ᐧтуры в ᐧКировске, ᐧскалолазные ᐧмаршруты, ᐧэкстремальные ᐧавторалли «Арктик — ᐧТрофи», ᐧводный ᐧтуризм по ᐧрекам и ᐧБелому ᐧморю, ᐧохотничьи ᐧтуры.
ᐧТаким ᐧобразом, ᐧМурманская ᐧобласть, в ᐧсилу ᐧсвоего ᐧгеографического ᐧположения и ᐧособенностей ᐧисторического ᐧразвития ᐧрасполагает ᐧвсеми ᐧнеобходимыми ᐧресурсами ᐧдля ᐧразвития ᐧтуризма.
В ᐧцелом ᐧосновными ᐧнаправлениями ᐧразвития ᐧтуризма и ᐧтуристской ᐧиндустрии в ᐧМурманской ᐧобласти ᐧдолжны ᐧстать ᐧследующие ᐧмероприятия:
— ᐧразвитие ᐧпредприятий ᐧмалого и ᐧсреднего ᐧбизнеса в ᐧсфере ᐧтуризма;
— ᐧразработка ᐧмаркетинговой ᐧтуристской ᐧстратегии;
— ᐧсоздание ᐧновых ᐧтуристских ᐧпродуктов, ᐧотвечающих ᐧпотребностям ᐧстратегии ᐧмаркетинга ᐧкак ᐧпутем ᐧорганизации ᐧвнедрения ᐧновой ᐧпродукции на ᐧсуществующие ᐧрынки, ᐧтак и ᐧосуществляя ᐧпересмотр и ᐧобновление ᐧуже ᐧимеющейся ᐧпродукции ᐧотвечая ᐧпотребностям ᐧрынков;
Продолжение после покупки
1. Об основах туристской деятельности: Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.12.1996 (ред. 30.07.2010) : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*
2. Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ: Приказ Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*
3. О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области: Закон Мурманской области N 949-01-ЗМО : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.e-cons.r*
4. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009 - 2011 годы: Утв. постановлением Правительства Мурманской области от 22 августа 2008 г. N 400-ПП/14 : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*
5. Стратегия развития туризма в Мурманской области до 2015 г.: Утверждена постановлением Правительства Мурманской области № 35-ПП от 06.02.2004 : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://mt.startx.r*
6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 гг.)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*
7. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 470 с.
8. Балабанов, И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие / И. Т. Балабанов, А. И.Балабанов. – М: Финансы и статистика, 2008. – 380 с.
9. Бородин, В. В. Функционально-организационная специфика туристской отрасли и ее роль в рыночной экономике / В. В. Бородин // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — N 2. — С.60-67
10. Волошин, Н. И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности / Н. И Волошин // Журнал российского права. — 2008. — N 11. —С. 38-45
11. Воронкова, Л. П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие / Л. П.Воронкова – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 420 с.
12. Гермогенов, М. А. Основные направления и проблемы государственного регулирования туризма / М. А. Гермогенов // Туризм и отдых. – 2008. – № 7. – С.42-54
13. Гостева, Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — N 15. — С.88-94
14. Губенко, Н. Н. Законодательство в сфере туризма. Состояние и перспективы / Н. Н. Губенко, Е. Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. — 2007. — N 1. — С. 4-16
15. Дедусенко, Е. А. Маркетинг национального туристского продукта и государственная политика в отношении туристского бизнеса. Опыт Великобритании, России и Китая / Е. А. Дедусенко, Е. А. Блинова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — N 5. — С.92-96
16. Долматов, Г. М. Правовые основы туристского бизнеса. / Г. М. Долматов. – М.: Международный институт гостиничного менеджмента и туризма, 2008. – 280 с.
17. Ефремова, М. В. Проблемы и перспективы развития рынка туристских услуг / М. В. Ефремова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — N 4. — С.49-55
18. Жданова, Е. И. Социальная ответственность маркетинга туристического бизнеса / Е. И. Жданова // Туризм: право и экономика. — 2007. — N 1. — С. 24-26
19. Здоров, А. Б. Прогнозирование финансового обеспечения туристской деятельности в регионе / А. Б. Здоров // Региональная экономика:
Продолжение после покупки