Дипломная работа

«Развитие туристического бизнеса в Мурманской области.»

  • 74 страниц
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СФЕРЫ ТУРИЗМА 7

1.1. Туризм как составляющая отрасли экономики 7

1.2. Классификация направлений и виды туризма. Особенности российского туризма 11

1.3. Государственное регулирование туристической деятельности в РФ 21

1.4. Направления маркетинговых мероприятий 25

2. АНАЛИЗ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 29

2.1. Характеристика Мурманской области как объекта туризма 29

2.2. Основные виды туристических услуг Мурманской области 32

2.3. Анализ туристической деятельности региона 36

2.4. Проблемы развития туристского рынка в регионе 39

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 46

3.1. Перспективы развития туризма в регионе 46

3.2. Развитие инфраструктуры как основы успешной туристической деятельности в Мурманской области 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70

Введение

Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и динамично развивающихся социальных явлений. Доля доходов от осуществления туристической деятельности составляет значительную часть бюджетов развитых стран.

Стремительное развитие туризма, с социальной точки зрения, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономической деятельности как торговля, строительство, транспорт и связь, производство товаров народного потребления, и является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики и жизни общества.

Рынок туристических услуг и туристическая инфраструктура в России проходят период обновления по таким направлениям, как, изменение формы и методов туристического обслуживания населения, что, в свою очередь, приводит к повышению интереса населения к туризму в целом. Развитие этой отрасли идет нарастающими темпами, растёт конкуренция на рынке туристических услуг и степень коммерциализации данной деятельности. Государственная поддержка индустрии туризма, как отрасли национальной экономики, в виде государственных программ, способствующих развитию туристических центров, созданию и развитию необходимой инфраструктуры, рекламы и информационного обеспечения, во многом определяет эффективность развития туристического бизнеса в России.

Потребность в отдыхе относится к верхнему уровню потребностей человека, поэтому потребность в туристических услугах становится массовой, входит в норму жизни, а также становится частью национальной культуры.

Заявленная тема дипломной работы тесно связана с проблемами развития системы регионального туризма в Мурманской области.

Продолжение после покупки

Фрагмент работы

ᐧОсновной ᐧцелью ᐧдальнейшего ᐧразвития ᐧтуризма ᐧявляется ᐧсоздание ᐧсовременного ᐧконкурентоспособного ᐧтуристского ᐧкомплекса, ᐧобеспечивающего, с ᐧодной ᐧстороны, ᐧширокие ᐧвозможности ᐧдля ᐧудовлетворения ᐧпотребностей ᐧнаселения ᐧобласти, ᐧроссийских и ᐧиностранных ᐧграждан в ᐧтуристских ᐧуслугах, а с ᐧдругой ᐧстороны, ᐧвклад в ᐧразвитие ᐧэкономики ᐧрегиона, в ᐧтом ᐧчисле за ᐧсчет ᐧналоговых ᐧпоступлений в ᐧбюджет, ᐧпритока ᐧденежных ᐧсредств, ᐧувеличение ᐧколичества ᐧрабочих ᐧмест, ᐧсохранение и ᐧрациональное ᐧиспользование ᐧприродно-рекреационного и ᐧкультурно-исторического ᐧпотенциала ᐧМурманской ᐧобласти.

ᐧДля ᐧреализации ᐧпоставленной ᐧцели ᐧнеобходимо ᐧрешить ᐧряд ᐧзадач:

— ᐧобеспечить ᐧсохранение ᐧобъектов ᐧтуристского ᐧпоказа, ᐧрациональное ᐧиспользование ᐧприродно-рекреационного и ᐧкультурно-исторического ᐧнаследия;

— ᐧсоздать ᐧрегиональный ᐧмарочный ᐧтуристический ᐧпродукт, ᐧобеспечивающий ᐧпозитивный ᐧимидж и ᐧузнаваемость ᐧМурманской ᐧобласти на ᐧтуристском ᐧрынке;

— ᐧповысить ᐧконкурентоспособность ᐧрегиональных ᐧтуристических ᐧуслуг за ᐧсчет ᐧулучшения ᐧкачества ᐧобслуживания ᐧтуристов, ᐧуглубления ᐧспециализации и ᐧкооперации в ᐧработе ᐧтуристских ᐧпредприятий, ᐧразвития ᐧсистемы ᐧподготовки и ᐧповышения ᐧквалификации ᐧкадров в ᐧсфере ᐧтуризма;

— ᐧсформировать ᐧсистему ᐧтерриториального ᐧрегулирования ᐧтуристской ᐧдеятельностью, ᐧвключая ᐧмуниципальный ᐧуровень;

Заключение

ᐧТуризм — ᐧэто ᐧспецифическая ᐧотрасль ᐧэкономики, ᐧвключающая в ᐧсебя ᐧдеятельность ᐧтуристских ᐧпредприятий по ᐧпредоставлению ᐧкомплекса ᐧтуристских ᐧуслуг и ᐧпродаже ᐧтуристских ᐧтоваров в ᐧцелях ᐧудовлетворения ᐧпотребностей ᐧчеловека, ᐧвозникающих в ᐧпериод ᐧего ᐧпутешествия (поездки).

ᐧНесмотря на ᐧпродолжающийся ᐧтуристический ᐧбум в ᐧРоссии, ᐧвлияние ᐧиндустрии ᐧтуризма на ᐧэкономику ᐧстраны ᐧпока ᐧнезначительно. ᐧОно ᐧадекватно ᐧвкладу ᐧгосударства в ᐧразвитие ᐧданной ᐧотрасли и ᐧсдерживается, в ᐧосновном, ᐧотсутствием ᐧреальных ᐧинвестиций, ᐧнизким ᐧуровнем ᐧгостиничного ᐧсервиса, ᐧнедостаточным ᐧколичеством ᐧгостиничных ᐧмест, ᐧдефицитом ᐧквалифицированных ᐧкадров.

На ᐧосновании ᐧпроведенного в ᐧисследовании ᐧанализа ᐧможно ᐧсделать ᐧследующие ᐧвыводы.

ᐧРесурсы ᐧМурманской ᐧобласти ᐧпозволяют ᐧформировать ᐧразнообразные, ᐧориентированные на ᐧконкретных ᐧпотребителей, ᐧтуристские ᐧпродукты. ᐧЭто — ᐧгорнолыжные ᐧтуры в ᐧКировске, ᐧскалолазные ᐧмаршруты, ᐧэкстремальные ᐧавторалли «Арктик — ᐧТрофи», ᐧводный ᐧтуризм по ᐧрекам и ᐧБелому ᐧморю, ᐧохотничьи ᐧтуры.

ᐧТаким ᐧобразом, ᐧМурманская ᐧобласть, в ᐧсилу ᐧсвоего ᐧгеографического ᐧположения и ᐧособенностей ᐧисторического ᐧразвития ᐧрасполагает ᐧвсеми ᐧнеобходимыми ᐧресурсами ᐧдля ᐧразвития ᐧтуризма.

В ᐧцелом ᐧосновными ᐧнаправлениями ᐧразвития ᐧтуризма и ᐧтуристской ᐧиндустрии в ᐧМурманской ᐧобласти ᐧдолжны ᐧстать ᐧследующие ᐧмероприятия:

— ᐧразвитие ᐧпредприятий ᐧмалого и ᐧсреднего ᐧбизнеса в ᐧсфере ᐧтуризма;

— ᐧразработка ᐧмаркетинговой ᐧтуристской ᐧстратегии;

— ᐧсоздание ᐧновых ᐧтуристских ᐧпродуктов, ᐧотвечающих ᐧпотребностям ᐧстратегии ᐧмаркетинга ᐧкак ᐧпутем ᐧорганизации ᐧвнедрения ᐧновой ᐧпродукции на ᐧсуществующие ᐧрынки, ᐧтак и ᐧосуществляя ᐧпересмотр и ᐧобновление ᐧуже ᐧимеющейся ᐧпродукции ᐧотвечая ᐧпотребностям ᐧрынков;

Продолжение после покупки

Список литературы

1. Об основах туристской деятельности: Федеральный закон N 132-ФЗ от 24.12.1996 (ред. 30.07.2010) : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*

2. Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов РФ: Приказ Федерального агентства по туризму от 18.07.2007 № 69 : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*

3. О государственной поддержке развития туризма в Мурманской области: Закон Мурманской области N 949-01-ЗМО : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.e-cons.r*

4. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Мурманской области» на 2009 - 2011 годы: Утв. постановлением Правительства Мурманской области от 22 августа 2008 г. N 400-ПП/14 : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*

5. Стратегия развития туризма в Мурманской области до 2015 г.: Утверждена постановлением Правительства Мурманской области № 35-ПП от 06.02.2004 : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://mt.startx.r*

6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 гг.)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 19.07.2010 N 1230-р : [Электронный ресурс] . – Режим доступа : h**t://w*w.consultant.r*

7. Александрова, А. Ю. Международный туризм: Учебник / А. Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 470 с.

8. Балабанов, И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие / И. Т. Балабанов, А. И.Балабанов. – М: Финансы и статистика, 2008. – 380 с.

9. Бородин, В. В. Функционально-организационная специфика туристской отрасли и ее роль в рыночной экономике / В. В. Бородин // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — N 2. — С.60-67

10. Волошин, Н. И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности / Н. И Волошин // Журнал российского права. — 2008. — N 11. —С. 38-45

11. Воронкова, Л. П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие / Л. П.Воронкова – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 420 с.

12. Гермогенов, М. А. Основные направления и проблемы государственного регулирования туризма / М. А. Гермогенов // Туризм и отдых. – 2008. – № 7. – С.42-54

13. Гостева, Л. Ф. Туризм как фактор экономического развития региона / Л. Ф. Гостева, Н. Д. Середа // Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — N 15. — С.88-94

14. Губенко, Н. Н. Законодательство в сфере туризма. Состояние и перспективы / Н. Н. Губенко, Е. Л. Писаревский // Туризм: право и экономика. — 2007. — N 1. — С. 4-16

15. Дедусенко, Е. А. Маркетинг национального туристского продукта и государственная политика в отношении туристского бизнеса. Опыт Великобритании, России и Китая / Е. А. Дедусенко, Е. А. Блинова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2007. — N 5. — С.92-96

16. Долматов, Г. М. Правовые основы туристского бизнеса. / Г. М. Долматов. – М.: Международный институт гостиничного менеджмента и туризма, 2008. – 280 с.

17. Ефремова, М. В. Проблемы и перспективы развития рынка туристских услуг / М. В. Ефремова // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — N 4. — С.49-55

18. Жданова, Е. И. Социальная ответственность маркетинга туристического бизнеса / Е. И. Жданова // Туризм: право и экономика. — 2007. — N 1. — С. 24-26

19. Здоров, А. Б. Прогнозирование финансового обеспечения туристской деятельности в регионе / А. Б. Здоров // Региональная экономика:

Продолжение после покупки